Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде.
Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).
Общий уровень развития ребенка
1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.
2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание.
Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.
3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.
Основы OSINT. Примеры деанона
4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.
5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.
6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает.
Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.
Основные черты личности ученика.
1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах -в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.
2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь споим трудом школе и обществу.
Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.
3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность и себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.
4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое.
С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности
Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.
Характер социализации ребенка
1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности к общественной работе. Работа в детских! (юношеских) организациях.
2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность в умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.
3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.
IV. Методические рекомендации по выполнению конспекта урока по психологии.
Конспект необходим на начальном этапе преподавательской деятельности. Для студента-практиканта составление конспектов уроков психологии является обязательным этапом освоения преподавательской деятельности. Работа над конспектом позволяет организовать учебный материал, его логическую последовательность; определить соотношение звеньев урока; уточнить формулировки и понятия.
Конспект отражает педагогический замысел урока, является его моделью, сценарием; раскрывает ход урока, деятельность педагога и учащихся на всех его этапах, начиная с постановки задач и заканчивая подведением итогов урока. В конспекте прописывается тема урока, тип, вид урока, цели и задачи урока, перечень средств обучения и оборудования, план урока. Дословная запись дает возможность практиканту подготовиться к свободному (без конспекта) ведению урока.
Дидактические требования к современному уроку
— четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; определение места в общей системе уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и самостоятельность учащихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения.
V. Структура психологического анализа урока.
1. Логичность и содержательность урока (выдержанность всех компонентов структуры урока).
2. Соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям: а) ведущему сенсорному каналу, б) колебаниям работоспособности, в) темпу психической деятельности, г) уровню общей и предметной подготовки учащихся.
3 Темп урока: адекватный, неадекватный.
4. Эмоциональный фон (положительный, психосберегающий, отрицательный, истощающий).
5. Преобладание поля (визуального, аудиального, кинестетического, все виды).
6. Речевая среда (преобладание речи а) педагога (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций); б) преобладание речи учащихся.
7. Формирование общеинтеллектуальных умений: а) умение выделять и осознавать учебную задачу, б) умение удерживать учебную задачу, в) умение строить план деятельности и способы се осуществления, г) умение строить гипотезу и прогнозировать результат, д) осуществление контроля и самооценки, е) умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, ж) умение пользовать вспомогательными материалами (таблицами, схемами и т.д.), з) умение слушать и слышать речь другого.
В. Личностно-мотивационный компонент: а) побуждение учащихся к самоанализу, б) применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор, в) использование ошибок как обучающих моментов, г) использование проблемных и творческих заданий.
9. Позиция педагога, психолога по отношению к учащимся: а) взрослый-ребенок, б) родитель-ребенок, в) взрослый-взрослый, г) ребенок-ребенок.
10. Поведение педагога-психолога на уроке а) авторитарное, б) развлекательно-заигрывающее, в) заинтересованное-демократическое.
11. Реакция педагога, психолога на неуспех в деятельности учащихся, на неправильные ответы и неудачные вопросы а) адекватная, б) неадекватная.
12. Поведение учащихся а) подчинение, б) свободное общение в рамках темы, в) пассивное участие, г) отсутствие интереса, д) свободное общение не по теме урока.
VI. Схема анализа учебной ситуации, беседы
Содержание учебной ситуации, беседы | Наблюдения студента-практиканта |
Педагог-психолог:…… Клиент (учащийся, учитель, родитель): …….. Педагог-психолог:…… Клиент: …….. | 1. Особенности речи, мимики, жестикуляции и т.п. 2. Действия педагога-психолога |
Общие выводы об эффективности, предпринятых действий педагогом-психологом или классным руководителем в анализируемой ситуации, предположения о возможных путях дальнейшей работы.
VII. Самоанализ деятельности студента – практиканта.
Примерный перечень вопросов для составления
основной части отчета
1. Дайте характеристику деятельности педагога-психолога/ специалиста по социальной работе в вашем учреждении.
2. Какие актуальные проблемы стоят сегодня перед педагогом-психологом/ специалистом по социальной работе? Каков механизм их решения в современных условиях?
3. Охарактеризуйте потребность в педагоге-психологе/ специалисте по социальной работе, его место и значение для современного российского общества.
4. Обоснуйте роль знаний и нравственно-гуманистической подготовки педагога-психолога/ специалиста по социальной работе для эффективной профессиональной деятельности?
5. Обоснуйте нормы делового этикета в сфере Образования/ социальной сферы.
6. Соблюдаются ли нравственно-этические нормы и правила во взаимоотношениях с клиентами в том учреждении, где Вы были на практике?
7. Охарактеризуйте особенности состояния здоровья, психологические и нравственные качества и способности человека, необходимые для данной профессии.
8. С какими основными направлениями профессиональной деятельности вы познакомились в процессе практики.
9. Охарактеризуйте категории населения, нуждающихся в помощи педагога-психолога/ специалиста по социальной работе.
10. С вашей точки зрения с какими специалистами должен сотрудничать педагог-психолог/ социальный работник, решая возникшие проблемы.
Примерный перечень вопросов для составления
заключения отчета
11. Какое задание было для Вас самым трудным (легким), интересным (неинтересным)?
12. Удалось ли Вам реализовать свои замыслы, план работы?
13. Были ли в ходе практики условия для самостоятельной деятельности, для проявления Вашей индивидуальной позиции?
14. Ваши достижения?
15. Какие трудности возникали? Каковы причины этих трудностей? Каким образом эти трудности были решены? Кто оказывал помощь в решении трудностей?
16. Что полезного вы извлекли для себя, как будущего специалиста, из этой практики?
17. Какие знания, умения, навыки получили?
18. Совпали ли ваши ожидания от проделанной работы с реальными результатами?
19. Чего Вы ожидаете от следующей практики?
20. Ваши предложения по организации и проведению практики.
Студент выбирает один из двух вариантов содержания учебной практики в зависимости от типа учреждения, на базе которого будет проходить практику. Так, 1 вариант составлен для прохождения практики студентом в учреждениях образовательной сферы, а 2 вариант- учреждениях социальной сферы.
1 вариант
* Если специфика организации не позволяет дать полные и исчерпывающие ответы на какие-либо задания, то студент может заменить недостающие его пункты на равноценные, не снижающие целостности содержания практики.
Вариант 2
* Если специфика организации не позволяет дать полные и исчерпывающие ответы на какие-либо задания, то студент может заменить недостающие его пункты на равноценные, не снижающие целостности содержания практики.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Психодиагностика психолога в школе
Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Программа изучения личности ребенка
Программа изучения личности ребенка |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы |
Программа изучения личности ребенка Цель: изучение личности ребенка
1. Дом. Дерево. Человек
2. Социометрия
Последние два вопросы призваны вызвать ребенка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе. Ребенок в семье по старшинству Структура семьи (полнаянеполная) Источник: www.vashpsixolog.ru ПРОГРАММА изучение личности
Центральным звеном деятельности воспитателя является изучение личности воспитанников, их уровень воспитанности. Воспитанность личности определяется не только внешними социальными, но и внутренними индивидуальными регуляторами, т. е. системой отношений личности к объектам действительности. Педагогический процесс как целостная, динамическая система немыслим без стабильного, глубокого проработанного информационного обеспечения. Чтобы избежать организации педпроцесса «впотьмах», «наощупь», нужна разнообразная информация о возможностях учащихся, нужны сведения о результатах и отклонениях, нужна обратная связь. В исследованиях А. И. Кочетова отмечается: чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном воспитаннике, следует знать определённый общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственных, нравственных, физических, трудовых и эстетических отношений. Воспитанность понимается, как итоговый, целостный результат всех основных сторон воспитания. Воспитателю необходимо знать, положительные и отрицательные стороны каждого воспитанника, для того, чтобы своевременно помочь воспитанникам: положительные качества поддержать и в дальнейшем продолжать развивать, через коррекцию устранять отрицательные качества. Для этого воспитателю необходимо провести педагогическую диагностику, которая ориентирована на изучение воспитательного потенциала микро и макросреды: семьи, коллектива обучающихся воспитанников, ближайшей среды вне школы. Диагностика (от греческого слова diagnostikos – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности. Разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. Через диагностику устанавливается, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика проходит в три этапа: входной, промежуточный и итоговый. Полнота и объективность информации при входной диагностики в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям коллектива и соответствует оптимальному развитию воспитанников. Информация полученная в результате промежуточной диагностики, помогает воспитателю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, корректировать методику воспитательной работы, через коррекцию. На основе диагностики, воспитатель имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности обучающихся воспитанников. В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая или итоговая диагностика, в конце учебного года. Она даёт основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. Содержание диагностики зависит от возраста воспитанников. В качестве эталонных показателей воспитанности используют оценочные критерии. Критерии воспитанности – это разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Показатели уровня воспитанности: · 1 балл – низкий уровень (слабо развиты положительные качества, редко проявляются); · 2 балла – средний уровень (достаточно развиты положительные качества, но не всегда проявляются); · 3 балла – высокий уровень (хорошо развиты положительные качества и часто проявляются). Создание педагогических условий для выявления качества воспитанности обучающихся воспитанников и определения эффективности воспитательного процесса. 1. Подбор литературы и методик по изучению личности. 2. Повышение компетентности в выявлении качеств воспитанности через изучение методической литературы. 3. Создать педагогические условия для выявления и развития положительных качеств воспитанников. 4. Предупредить развитие отрицательных качеств воспитанников через мониторинг воспитанности обучающихся воспитанников. Предполагаемый результат: Своевременная помощь воспитанникам: положительные качества поддержать и в дальнейшем продолжать развивать, через коррекцию устранять отрицательные качества. Программа, предлагаемая, как любой теоретико – прикладной конструкт не свободна от недостатков. Педагог пользователь может в рамках авторских концепций (либо через качество, либо через отношение) дополнить список теми компонентами воспитанности, которые отражают своеобразие воспитательной системы данного учебного заведения или самого воспитателя. Какие методы может использовать воспитатель для определения уровня тех или иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников? · Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, знания, установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. · Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний о воспитанниках. · Метод беседа – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. · Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнение воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. · Метод суждения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. · Метод социометрического выбора. Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников. · Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Используется для выяснения ценностных ориентаций воспитанников, какие качества ценят в людях. При составлении Программы использовались методики Г.А.Карповой, Л.М.Фридмана, Рене Жиля и других авторов. Способы оценки эффективности воспитательного процесса для воспитанников 5 класса Составляющие качества воспитанности Название методик используемых в работе Источник: znanio.ru |