Формирование классного коллектива — одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем. Ведь от того, как ученики чувствуют себя в коллективе, зависит их желание идти в школу, желание учиться. Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. В то же время каждый ребенок имеет влияние на коллектив. Это тоже важно учитывать при планировании и проведении воспитательной работы в классе.
Приведенные ниже методики в числе прочих помогут педагогу изучить коллектив детей, правильно построить свою работу с учениками.
Игры и методики заимствованы с различных интернетресурсов.
«Вот я какой!» (изучение интересов)
Эта игра превосходно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы.
Формирование дружного сплоченного классного коллектива
В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С каким взрослым тебе интереснее и легче общаться?».
Материалы:
Каждому ребенку нужен экземпляр анкеты «Вот я какой!»
Инструкция:
Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анкета «Вот я какой!»
1. Меня зовут
2. Мне лет
3. У меня глаза
4. У меня волосы
5. Улица, на которой я живу, называется
6. Моя любимая еда
7. Мой любимый цвет
8. Мое любимое животное
9. Моя любимая книга
10. Моя любимая телепередача
11. Самый прекрасный фильм, который я видел
12. Я люблю в себе
13. Моя любимая игра
14. Моего лучшего друга зовут
15. Страна, в которую я хотел бы съездить
16. Лучше всего я умею
17. Моих братьев и сестер зовут
18. Самая главная моя цель
Анализ упражнения:
— С кем из детей у тебя больше всего общего?
— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
— На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
«Размышляем о жизненном опыте»
адаптированная методика, автор д.п.н. Н.Е. Щуркова
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Ответы ребята отмечают в таблице:
№ вопроса ответ А ответ Б ответ В
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
— 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
— а) обойду, не потревожив;
— б) отодвину и пройду;
— в) смотря какое будет настроение.
— 2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
— а) ничего, какое мое дело;
— б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
— в) подойду и непременно заговорю.
— 3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
— а) тороплюсь в школу;
— б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
— в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
— 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
— а) предложу свою помощь;
— б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
— в) если попросят, я, конечно, помогу.
— 5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
— а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
— б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
— в) вступаюсь за обиженного.
— 6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
— а) они мои, раз я их нашел;
— б) завтра спрошу, кто их потерял;
— в) может быть, возьму себе.
— 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
— а) на шпаргалки
— б) на усталость учителя: авось, пропустит;
— в) на свои знания.
— 8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
— а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
— б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
— в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
— 9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
— а) соглашусь с благодарностью;
— б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
— в) отказываюсь решительно.
— 10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
— а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
— б) выполняю, конечно;
— в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
— 11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
— а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
— б) не знаю, как придется;
— в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
—
— 12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
— а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
— б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;
— в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
— 13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
— а) напомню о праве на отдых;
— б) делаю, раз надо;
— в) посмотрю, что скажут остальные.
— 14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
— а) отвечаю тем же
— б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
— в) разрываю все отношения с этим человеком.
— 15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
— а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
— б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
— в) буду ждать новых сообщений.
— 16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
— а) ужасно завидую, мне неудобно;
— б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
— в) мне все равно.
— 17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
— а) отдаю – здоровье дороже;
— б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
— в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
— 18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
— а) быстро начинаю скучать;
— б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
— в) не замечал.
— 19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
— а) отбираю интересное и приношу;
— б) ненужных книг у меня нет;
— в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
— 20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
— а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
— б) человеку просто повезло прославиться;
— в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
— Большое спасибо за ответы!
— Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо под¬считать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах
— Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.
— Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
— Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
— Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
— Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
— Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
— Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12.
— Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
«10 моих «Я»»
— Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Например, я – умный; я — красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики
Методики изучения атмосферы в коллективе «Подарки»
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня – книга, Лена — ручка и т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.
Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.
«Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их приме¬няют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.
«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
«Социометрия»
Цель: изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения.
Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Ход проведения.
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испы¬туемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы.
При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Методики изучения самочувствия ребенка в классе
«Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению. Пример ответа:
В классе мне – .
С друзьями мне – .
Дома мне – .
«Цветик — семицветик»
автор И.М. Витковская
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу.
Фамилия,
имя Желание
для себя для родных и близких для класса и школы для всех
Аня А. 3 1, 2, 6 4, 5 7
Источник: ped-kopilka.ru
Примерная программа изучения классного коллектива
консультация (5 класс) на тему
2. Актив, творческие группы, иные органы самоуправления.
- Есть ли группировки по интересам или отрицательного характера? Как учащиеся относятся друг к другу?
- Любят ли вместе проводить время в школе и вне школы? Любят ли они вместе развлекаться или трудиться?
- Дружат ли мальчики (юноши) и девочки (девушки)? Защищают ли первые вторых?
4. Свойственно ли ребятам защищать членов своего коллектива?
- Существует ли в классе круговая порука? Бели да, то в чем она выражается?
- Переживают ли одноклассники удачи и неудачи своего класса? Болеют ли за свой коллектив?
- При проведении общешкольных мероприятий стараются ли держаться вместе или разобщено?
III. Организованность класса
- Умеют ли учащиеся сами организовываться для’ проведения коллективных дел? Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять?
- Умеют ли в классе терпеливо и внимательно выслушать друг друга (на часах общения, на перемене, при выполнении различных дел, при неформальном общении)?
- Умеют ли подчиниться распоряжениям уполномоченных лиц?
IV. Общественное мнение
- Какие поступки своих товарищей одобряют, какие осуждают?
- Как и в какой форме они выражают свое одобрение и осуждение?
- Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и что они делают?
- Критика и самокритика в классе.
V. Характер отношений в классе
- Что связывает одноклассников: общее место за партой, близкое место • жительства, интересы, общая работа?
- Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее)?
- Проявляют ли учащиеся внимание друг к другу? Оказывают ли помощь ? В чем она выражается?
- Как в классе относятся к отличникам, активу, неуспевающим» дезорганизаторам?
- Какое отношение проявляют к учащимся с физическими недостатками?
VI. Органы самоуправления класса
- Что является органом самоуправления в классе (актив, лидеры, временные творческие коллективы, либо группы или отдельные лица, выполняющие поочередное участие в руководстве коллективом)?
- Официальный (выборный) и фактический актив класса.
- Выполняются ли распоряжения органов самоуправления?
5. Есть ли учащиеся, постоянно выбирающиеся в актив?
VII Связь классного коллектива с общешкольным
- Знают ли в классе о том, что происходит в школе и в других классах?
- Вносятся ли в классе предложения об улучшении жизни класса?
- Выполняются ли классом общешкольные поручения?
- Каков характер связи вашего класса с другими классами (соревнования, совместные дела, сотрудничество, соперничество)?
- Как участвует класс в общешкольных мероприятиях?
Изучив по предложенной программе состояние коллектива, классный
для учеников своего класса и сравнить высказывания детей со своими
размышлениями. На основании полученных диагностик можно будет
прогнозировать свою работу по сплочению классного коллектива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя»
Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива.
Изучение классного коллектива.
Для классного руководителя.
Анкета для изучения классного коллектива
1. Преобладающее мнение о дружбе в коллективе.2. Преобладающее мнение о взаимопомощи в коллективе.3. Преобладающее мнение о взаимной ответственности.
Методики изучения классного коллектива
Методики изучения классного коллектива.
Программа изучения классного коллектива и составление характеристики.
Программа для классных руководителей.
Методики изучения классного коллектива
Методики изучения коллектива учащихся.
Источник: nsportal.ru
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива разработана на 4 года.
Олимпиады: Литературное чтение 1 — 4 классы
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»
Программа развития классного коллектива «Путь к успеху»
учитель начальных классов
с. Красные Четаи
Паспорт Программы
«От творческой личности к творческому коллективу»
Администрация МБОУ «Красночетайская СОШ »
Классный руководитель 3 Б класса МБОУ «Красночетайская СОШ»
Ермолаева Лилия Фридриховна
Коллектив учащихся 3 Б класса, родители, классный руководитель
Создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных качеств и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями и духовной культурой чувашского народа
— Определить общую стратегию развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой;
— создать эмоционально-насыщенную деятельность, адекватную возрастным особенностям младшего школьника, носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;
— развить активность и инициативность, организаторские навыки самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
— формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);
— воспитать гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой.
1 этап — изучение классного коллектива
2 этап — формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования.
3 этап – обобщение опыта
Перечень приоритетных мероприятий
«День знаний», «День учителя», «Осенний бал», «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День семьи», «Таланты среди нас», «Ученик года», «Последний звонок».
Ожидаемые конечные результаты
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Программа развития классного коллектива разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России». В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества
Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи — поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня развития культуры личности, ее самосознания, ответственности. Способности осуществлять свой выбор в мире современных социальных и нравственных ценностей.
Социальная среда, в которой растет большинство учащихся школы, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают, что ребенок должен расти и духовно. Отсюда и вытекают противоречия:
• между реальным состоянием и требованием к уровню интеллектуального и личностного развития дошкольников при поступлении в школу;
• между возможностями обучения и условиями развития личности;
• между индивидуальным развитием личности и коллективным способом обучения;
• между индивидуальным темпом развития и едиными программными требованиями, реальным уровнем обучаемости.
Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:
• индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;
• идеи всестороннего развития личности через компетентный подход в воспитании и обучении.
Младший школьный возраст – самый важный период в жизни ребенка, благоприятный для физического, духовного, нравственного, умственного развития школьника. В этот период он становится более самостоятельным и должен научиться управлять собой, строить отношения с взрослыми и одноклассниками, иметь свою точку зрения на происходящие события и т.д.
В этом возрасте у ребенка есть огромное желание участвовать во всех мероприятиях и быть активным во всем. И педагогам необходимо поддержать это желание, что способствует воспитанию ответственности, трудолюбия, самостоятельности. Счастливый человек должен жить в гармонии с собой и окружающим его миром. В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы с младшими школьниками — это коллективное творчество учителей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же, самих учащихся.
Начальная школа — это свой особый мир. Учителя, которые работают в старших классах, часто замечают, что мы сами похожи на детей. «Подумаешь, наука — научить писать и считать», — так или примерно так рассуждает человек, лишь приблизительно знакомый со спецификой и сложностью труда педагогов начальной школы. Известный педагог современности, доктор педагогических наук, профессор Ямбург Е.А. очень точно сравнил начальную школу с фундаментом школьного здания, а сдачу ЕГЭ, поступление выпускников в вузы и их успешную социализацию — с его крышей. Полностью согласна с тем, что при отношении к учителям начальной школы, как к «братьям нашим меньшим», рано или поздно этот фундамент даст трещину, а затем неизбежно съедет и крыша.
За 25 лет работы в школе я пришла к выводу, что главное в работе учителя — это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.
Учитель начальных классов — это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. И воистину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника. Это придает мне двойное чувство ответственности за организацию жизнедеятельности в школьный период жизни учащихся своего, теперь уже 3 Б класса.
Работая над программой, училась новому педагогическому мышлению, училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками. Старалась участвовать с классом в различных творческих дистанционных конкурсах и проектах.
Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня. Я считаю, что проблемные моменты современной школы заключены в следующем:
-в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;
-в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
— в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
-в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
— в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных школьников;
Эти проблемы можно решить и нужно решать через:
-углубление программно-целевого подхода к деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса;
-создание организационно-педагогических условий для развития активности и инициативности самих учащихся;
-введение в процесс воспитания традиций народов в контексте с его духовной культурой.
В данной Программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В Программе отражены основные, но далеко не все, направления воспитательной деятельности классного руководителя. Особое внимание обращено на воспитание нравственных качеств личности через ценностную и культурологическую модель воспитания, на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления, на выработку умений воспринимать традиции чувашского народа в контексте с его духовной культурой, а также выявление способностей к самовыражению ребёнка через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.
С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде, называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти свободная творческая, социально адаптированная личность.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Развивать в наших детях творческую личность – одна из важнейших задач современной школы.
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества утверждают, что ребенка можно и нужно учить творить, чтобы в течение жизни он имел осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству – важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения, сказанного учителем.
Обращение к проблеме развития творческой деятельности определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся — это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, я как классный руководитель направляю свою деятельность именно на развитие творческих способностей учащихся 6 – 10 лет.
Вся моя работа с классным коллективом соответствует принципу: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».
Эта Программа для учащихся — образ жизни, правила жизни, а для родителей — возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.
Источник: intolimp.org