Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Марина Михайловна
Статья посвящена вопросам постановки проблемы и выбора темы перед началом исследовательской работы. В статье также проанализированы сложности определения темы исследования в соответствии с требованиями и условиями проблемы, поясняется важность формулировки проблемной ситуации, приведены общепринятые требования к выбору темы исследования на сегодняшний день.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Марина Михайловна
Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников
Метапредметная образовательная программа: проект целостной внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития культуры исследовательской деятельности учащихся
Проектная и исследовательская деятельность учащихся: дидактическое сопровождение
Исследовательская проблема в научной работе
Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально – действуй локально»
Требования к формулировке темы научно-методического исследования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Постановка проблемы и выбор темы как начало исследования»
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР ТЕМЫ КАК НАЧАЛО
ИССЛЕДОВАНИЯ Лукина М.М.
Лукина Марина Михайловна — преподаватель английского языка, Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва
Аннотация: статья посвящена вопросам постановки проблемы и выбора темы перед началом исследовательской работы. В статье также проанализированы сложности определения темы исследования в соответствии с требованиями и условиями проблемы, поясняется важность формулировки проблемной ситуации, приведены общепринятые требования к выбору темы исследования на сегодняшний день.
Ключевые слова: проблема исследования, тема исследования, исследовательская деятельность, исследование, формулировка.
На сегодняшний день перед каждым преподавателем стоит вопрос о том, как более логично и ненавязчиво заинтересовать ребенка наукой, приобщить его в мир открытий. Стоит отметить, что деятельность учителя должна состоять в том, чтобы через знания и умения организовать исследовательскую деятельность учащихся, научить их приемам исследовательской работы, привить вкус к научному труду. Ведь так важно вовлечь школьников в научное познание мира уже на ранних стадиях обучения, как и не менее важно научить ребенка к умению учиться и самостоятельно добывать знания, делать открытия.
Что же мы будем понимать под исследовательской деятельностью?
Обычно под исследовательской деятельностью понимается деятельность, которая предполагает решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Здесь будут присутствовать основные этапы, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Подобную структуру должно иметь любое исследование в любой области, будь то естественные или гуманитарные науки.
Как сформулировать проблему проекта
Учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, т.е. учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу — предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. И главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке [1; с. 3].
Чем же научное или учебное исследование отличается от повседневного опытного познания? В нем есть система, и оно имеет целенаправленный характер. Очень важной и достаточно трудной фазой любой научной работы является постановка проблемы. Проблема будет определять стратегию изыскания вообще и направление научного поиска в особенности. Краевский Володар Викторович в своей работе «Общие основы педагогики» утверждает следующее: «Проблема — это белое пятно на карте науки, знание о незнании».
Определить проблему — значит установить расхождение между желаемым и действительным. Проблема всегда появляется в тот момент, когда есть потребность в чём-то, а также проблема — это противоречие и несоответствие между нашими возможностями (наличием тех или иных средств) и тем, что мы хотели бы на самом деле. Соответственно, любая проблема состоит из условий и из требований проблемы.
Требования проблемы — это желаемая, возможная, идеальная ситуация, а условия проблемы — это существующая, реальная ситуация, которая есть у нас в наличии. И эта разница между желаемой и реально существующей ситуациями, т.е. несоответствие между предполагаемым и действительным считается проблемой.
Формулировка проблемы исследования — это крайне важный этап, так как именно верная формулировка позволит учащимся более четко рассмотреть возможные пути решения той самой выдвинутой проблемы.
Формулировка проблемы появляется после осознания проблемной ситуации, а ядром этой ситуации является противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами ее удовлетворения. То есть человек не знает, как преодолеть трудности в достижении цели, не знает, как удовлетворить возникшие потребности. Это происходит после осмысления проблемной ситуации, приходит понимание, что всё это из-за ограниченности опыта субъекта. Получается, что проблемная ситуация демонстрирует совокупность целей субъекта, но и также реально существующее состояние субъекта, объекта и внешней среды.
Стоит отметить, что, рассматривая одну проблемную ситуацию, можно выдвинуть и сформулировать совершенно разные проблемы. Пути и методы разрешения исходной проблемной ситуации будут также разнообразны, не тождественны. Формулировка проблемы должна фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановке содержать элементы ее решения.
Итак, проблема — это не просто трудноразрешимая задача, как иногда считают, хотя если буквально переводить это слово с греческого языка, то это действительно так. Проблема — это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы, а необходимыми условиями разрешения любой проблемной ситуации являются продуманность, глубокий анализ и корректность формулировок. Если мы сможем сформулировать проблему очень точно и чётко, значит мы недалеки от ее решения.
Известно, что сформулировать правильно проблему часто бывает труднее и куда важнее, чем решить ее. Так считал великий физик Альберт Эйнштейн. Более того, он утверждал, что как только проблема определена и сформулирована, то творческая часть работы исчерпана, и решение этой проблемы уже несет в себе чисто техническую задачу. Скорее всего, это, конечно преувеличение, но некая доля правды в этом утверждении имеется [2; с. 8].
Следует откровенно признать, что школьнику по силам будет исследовать и решить не всякую проблему. Именно по этой причине данному этапу исследования уделяется такое особенное внимание, ибо если нет проблемы, то нет и исследования. И задача каждого преподавателя, научного руководителя, это стремиться помочь и направить учащихся в нужном направлении к чёткому и корректному формированию проблемы.
Теперь хотелось бы поговорить о теме исследования, т.к. это тоже немаловажный этап пути.
Очень часто говорят, что выбор темы — это залог успеха, и это действительно так, ведь, что является ракурсом, в котором проблема рассматривается? Это, конечно же, тема исследования. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Сначала по неопытности может показаться, что выбрать тему крайне легко и просто, но на самом деле, это весьма трудный и, главное, ответственный шаг. На сегодняшний день есть общепринятые требования к выбору темы исследования:
Важно, чтобы тема бьиа интересна для исследователя-учащегося не только на данный момент, но и будет востребована в будущем, когда учащийся на практике сумеет реализовать полученные знания в выбранной отрасли человеческой деятельности. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.
Тема должна быть актуальной, т.е. она должна отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Естественно, когда это начало пути в мир науки, для младших школьников может быть подобрана более простая тема и даже, возможно, уже глубоко исследованная, но зато она станет открытием для юного исследователя. В остальных случаях крайне важно обращать внимание на актуальность темы.
Тема должна быть реализуема. Нужно обращать внимание на имеющиеся условия и понимать, сможет ли учащихся справиться с имеющейся проблемой, достаточно ли будет источников информации, а также есть ли требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.
Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться очень сложной и непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. То есть одно название будет являться формально-логическим, и будет содержать теоретически сконструированный текст, а второе название будет образным, то есть будет содержать образы, которые ярко и эмоционально отражают и представляют проект.
Конечно, было бы неплохо, если бы тема была интересна не только учащемуся, но и научному руководителю, консультанту, потому что в этом случае сложатся отношения сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта или исследования.
Формулировка темы важна уже на первом этапе работы, так как это визитная карточка любого проекта и исследования. Естественно тема будет неоднократно корректироваться в процессе работы, но внимание корректной формулировке следует уделить с самого начала, ведь тема исследования в проблемной форме также отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить [2; с. 14].
Доктор психологических наук Михаил Николаевич Арцев предлагает ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:
• «Аналитический обзор достижений» науки в области интересов учащегося под руководством педагога.
• «Руководство принципом повторения». Обращение к теме, рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для более
углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования.
• «Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в
этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы.
• «Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных
• «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения.
Профессор Александр Ильич Савенков все темы условно объединяет в три группы:
1. Фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
2. Экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
3. Теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. [2; с. 17].
Таким образом, поиск новой темы и определение проблемы исследование это сложная задача не только для начинающего исследователя, но и для уже зрелого ученого. Начинающим исследователям важно помнить напутствие профессора Анатолия Константиновича Сухотина: «Порой юные умы, жаждущие успеха в науках, подвержены максимализму: если уж браться за тему, то с полной уверенностью в удачу. Но ведь до срока никто такой гарантии не обещает! Не вернее ли поступать из убеждения, что ведущим должен стать поиск истины, какой бы она ни представлялась, большой или малой, значительной или не очень».
1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся как педагогическая технология: Материалы открытой научно-практической конференции. Киров: МОУ «Кировский физико-математический лицей», 2005. 53 с.
2. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель / Предисл. В.А. Бадил.
5-е изд., перераб. и доп. М.: 5 за знания, 2011. 216 с.
Источник: cyberleninka.ru
Программа исследования
Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, описание его процедур и организации. Ее главное назначение в предварительном теоретическом анализе проблемы. Программа должна содержать ответы на три основных вопроса: «Что надо делать?» «Чем делать?» «Как делать?»
Любая программа должна отвечать требованиям необходимости; ясности и четкости; гибкости; логичности.
Программа выполняет три функции:
1. методологическую (формулирует научную проблему, цели и задачи исследования);
2. методическую (предлагает методический план исследования, средства сбора и обработки информации);
3. организационную (обеспечивает разделение труда и контроль за проведением основных этапов исследования).
В методологической части программы прежде всего формулируется проблема. В основе любой социальной проблемы лежит какое-то реальное жизненное противоречие. Его надо выявить и сформулировать как проблему. Если же проблемы нет, то не стоит и проводить исследование.
Любая реальная проблема несет что-то новое, представляет собой пока не решенную (познавательную или практическую задачу). Научную проблему должны отличать острота, актуальность, новизна и проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это, например, противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и не знанием путей, средств, методов реализации этих действий.
Далее в программе определяются цели и задачи исследования. Цель — это общая направленность исследования, что должно быть достигнуто в результате.
Четко обозначенная цель ведет к новому знанию, дает возможность оценить социальные явления под определенным углом зрения, позволяет сформулировать гипотезу, определить объем работы и затрат на исследование, взаимоотношения заказчика и исполнителя. Задачи – конкретизируют цель, это по сути вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе исследования. Тем самым реализуется его цель. Постановка задач позволяет выбрать средства и методы познавательных действий.
В программе обрисовывается объект – подлежащее исследованию явление или процесс. Он характеризуется количественно, структурно, в пространстве и времени. Чаще всего это какая-то совокупность людей. Определение объекта исследования делает обозримой проблему, обозначает носителей проблемной ситуации.
Указывается предмет исследования – те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть какие-то виды или характеристики деятельности, потребности, состояния сознания, интересы, идеалы, мнения, мотивы, ценностные ориентации людей и т.п. Объект может быть одним и тем же в разных исследованиях, предмет же — это угол зрения на объект. Определить предмет исследования, значит установить границы и рамки научного поиска, объем отбора эмпирического материала для анализа.
Осуществляется предварительное системное описание проблемы исследования. Строится как бы модель объекта, выделяются и раскрываются его элементы, их внутренние и внешние связи, по сути развертывается проблема исследования на основе следующих требований:
во-первых, возможно более точного разграничения между проблематичным, неизвестным и данным, известным;
во-вторых, отчетливого отделения существенного от несущественного в общей проблеме;
в-третьих, расчленения общей проблемы на частные и упорядочение их по приоритету. Предварительный анализ ведется как логический; системный (выделяются составные части, внутренние и внешние связи); функциональный (выделяются механизмы, факторы, условия воздействия на изучаемую проблему); комплексный (междисциплинарный).
За предварительным описанием проблемы в программе следует выдвижение гипотез. Гипотеза – это научное обоснованное предположение, объяснение каких-либо фактов или явлений, пока не подтвержденных, не проверенных. Это может быть предположение о структуре изучаемого объекта, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями, о причинах каких-либо явлений и о возможных подходах к решению социальной проблемы. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми; преемственно связаны с предшествующим знанием; обоснованными, не противоречить фактам; простыми и строгими.
Гипотезы ориентируют и направляют исследование. Это, по сути, предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. Гипотезы должны быть органично связаны с задачами исследования и предварительным системным анализом проблемы.
Они должны содержать предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы и объяснять логические связи в проблеме. Гипотезы, как и задачи, важны для подготовки методик сбора информации. Если методика – анкета, то ответы в ней на соответствующие вопросы (блоки вопросов) дают информацию по каждой задаче и гипотезе исследования.
Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей эмпирического исследования, итог которого все же не выдвижение гипотез, а получение новых знаний. Подтвержденные гипотезы становятся теорией и законом, используются в практической деятельности.
Наряду с гипотезами в программе могут называться другие ожидаемые результаты исследования.
В методической части программы обосновывается выбор методов сбора первичной информации. В социологии традиционно применяются сплошные и несплошные методы исследования. Сплошные требуют полного охвата объекта исследования, всех его элементов без исключения.
Но такое исследование многих социальных объектов весьма трудоемко или практически невозможно (избирателей в Челябинской области, например, более 2 миллионов 620 тысяч). В таких случаях прибегают к несплошным методам: монографическому, когда изучается типическая часть объекта; основного массива, когда изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы, выборочному, когда опрашивается оптимальная численность лиц. По любому из таких методов дается обоснование или расчет.
При подготовке программы определяются и с методиками сбора информации. Это могут быть анкеты, опросные листы для интервью, памятки качественного анализа или таблицы контент – анализа документов, протоколы или дневники наблюдений и другие. Набор методик может быть лишь перечислен в программе, или описан или приложен полностью. При этом следует помнить основные правила методической стратегии:
— ни один метод не является универсальным, каждый имеет свои возможности;
— не существует «хороших» или «плохих» методов, есть лишь адекватные и неадекватные исследовательским задачам;
— надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил применения.
В соответствии с расчетными выборками по каждой совокупности опрашиваемых для анкетеров – интервьюеров составляется задание на опрос и памятка с требованиями к его проведению.
Социолог разрабатывает задание на математическую обработку информации с анкет. В соответствии с ним математик составляет (адаптирует к целям настоящего исследования) программу ввода в компьютер и обработки социологической информации.
Научное исследование проводится на основе социального заказа. Заказчик, как правило, это управленческая структура, в условиях трудностей, наличия проблем, неудовлетворенности результатами стремится получить инновационную информацию и рекомендации по решению проблем. Выполняет работу исполнитель – профессиональная группа исследователей – ВТК (временный творческий коллектив). Она ведет поиск оптимальных решений поставленной проблемы, предлагает соответствующие технологии.
Научно-исследовательская работа осуществляется на основе хозяйственных договоров, соглашений о творческом сотрудничестве или в других приемлемых для сторон формах. Исследование осуществляется с разделением труда по календарному плану, где указываются этапы и основные виды работ, их стоимость, исполнители и сроки, формы отчетности. Такой календарный план тоже включается в программу исследования.
контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Что понимается под методом в прикладной социологии?
2. Как можно определить сущность прикладной социологии?
3. Назовите известные вам этапы проведения социологических исследований.
4. Что такое программа социологического исследования? Ее структура?
5. Как определяются цели и задачи социологического исследования?
6. Что представляет собой операционализация понятий в прикладном социологическом исследовании?
7. Что такое гипотеза в социологическом исследовании?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Проблема и тема исследования
Выбор проблемы исследования — очень важная и трудная фаза любой научной работы. Он, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию изыскания вообще и направление научного поиска в особенности.
Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования [57]; белое пятно на карте науки «знание о незнании» [36]. Проблема изыскания принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. Научная проблема представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу её неполноты) в ответе на эти запросы. Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема — её исходной, начальной точкой [74].
Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Поэтому возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо выполнить две процедуры: а) определить, какие научные знания необходимы для решения данной практической задачи; б) установить, имеются ли эти знания в науке [28].
Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившее название проблемной ситуации, т.е. когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Проблемная ситуация порождает научную проблему. Сформулировать научную проблему — это умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке.
Рассмотрим порядок действий, необходимых для постановки проблемы. Прежде всего, надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать противоположное описание ожидаемого результата. Чтобы построить проблему, необходимо:
— расщепить её на подвопросы, без ответов, на которые нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос;
— сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;
— ограничить поле изучения в соответствии с потребностями изыскания и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.
Для оценки проблемы следует произвести следующие действия:
— выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т.п.;
— проверить наличные возможности и предпосылки;
— выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;
— найти среди решенных проблем аналогичные решаемой;
— установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;
— привести доводы в пользу реальности проблемы, её постановки и решения;
— постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.
Существует ряд вариантов изложения проблемы исследования. Для педагогических исследований наиболее распространенными является: излагается характеристика состояния теории исследуемого объекта; учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней; приводится, если это возможно, краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.
Приведем основные требования к формулировке проблемы исследования. Она должна быть:
— выявлена, как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки, т.е. как «знание о незнании»;
— обоснована и четко сформулирована:
а) приведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта;
б) показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты;
— структурирована, т.е. должны быть обозначены составляющие её подпроблемы, с которыми далее будут составлены соответствующие пункты гипотезы;
— «переведена» с языка практических вопросов, обращенных к теории, на язык теории.
Формулируется проблема, например, так «Разрешение данных противоречий определяет проблему исследования: каковы пути эффективного формирования готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях?» или «каковы концептуальные основы управления качеством образовательного процесса, повышающие эффективность и системность обеспечения текущего функционирования, обновления и развития учреждения средне-профессионального образования» и т п.
Для решения проблемы исследования изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение которых представляет новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования. Программа изучения проблемы представлена на рис. 6.
Рис. 6. Программа изучения проблемы
Выбор темы диссертационного исследования имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное её выполнение.
Тема — это отражение проблемы в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивая рамки изыскания, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами изыскания; предмет изучения, отраженный в определенном аспекте. Тема должна давать определенное представление об актуальности исследования. Иногда она формулируется так, что можно судить об актуальности направления, но не самой темы
Тема должна отражать предмет и проблему исследования. Иногда основной акцент в формулировке темы делается на одном из методов исследования, подчас даже не специфичном для данной работы. Например, подчеркиваются методы моделирования и проектирования и т.п. Естественно, и моделирование и проектирование (как методы) могут быть предметом педагогического исследования.
Выделим как минимум три случая, связанные с «недиссертабельностью» темы:
— выбор темы, объем исследовательской работы по которой требует усилий, превышающих возможности одного исследователя;
— выбор темы, нуждающейся в эксперименте, который в силу обстоятельств нельзя осуществить;
— выбор темы, решение которой еще не подготовлено ходом развития науки.
При выборе темы полезно принять во внимание:
— к какому типу изысканий относится будущая диссертация (фундаментальное исследование или прикладное);
— в какой степени тема диссертации будет соответствовать профилю базового образования диссертанта и опыту его работы;
— общий стаж в избранной области знаний, предыдущий «задел» в ней, а также опыт выступлений на научных семинарах, конференциях, симпозиумах с научными сообщениями;
— актуальность исследования должна быть обусловлена объективными потребностями теории или практики и не зависит от конъюнктурных обстоятельств;
— психологический настрой начинающего исследователя;
— кандидатская диссертация должна решать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать.
Показателем содержательного охвата темы служит количество слов в её названии. Чем меньше слов в названии темы, тем она шире охватывает более широкую область научного знания, и наоборот. Практика показывает, что формулировки тем докторских диссертаций обычно включают от 5 до 8 слов, кандидатские состоят из 10–15 слов.
При выборе темы диссертации необходимо:
— просмотреть каталог защищенных диссертаций по данной проблеме;
— ознакомиться с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке можно найти свою научную нишу и получить неожиданные результаты;
— оценить состояние разработки методов изыскания, принципов конструирования объектов и технологических приемов применительно к конкретной отрасли. При этом следует обратить внимание на возможность применения уже существующих методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей» области знаний;
— пересмотреть известные научные решения при помощи новых методов, с новых теоретических позиций с привлечением новых существующих фактов, выявленных диссертантом;
— ознакомиться с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике;
— проконсультироваться со специалистами-практиками по предполагаемой теме исследования.
Существенно облегчит выбор именно данной темы её конкретизация. Для этого следует определить задачу, которая должна быть решена в будущей диссертации. Затем следует уяснить:
А) какие явления, предметы, закономерности должно охватить изыскание;
Б) ограничить данную тему от примыкающих к ней других тем.
При выборе темы изыскания обязательно проверить в процессе библиографического поиска, насколько будущая диссертация может удовлетворять требованиям новизны. Для этого необходимо:
— ввести в научный оборот новые, ранее неизвестные факты;
— разработать новые методы или приемы изыскания, а также создать принципиально новые методики;
— пересмотреть старые знания с помощью новой методологии, методики и с новых позиций;
— обобщить и всесторонне исследовать ранее известные материалы, которым была придана не имевшая ранее места обозримость, или разрозненный ранее материал был подчинен единым принципам, приведен в систему;
— выявить новые закономерности и связи.
Выбирая тему, лежащую на стыке наук, нужно определиться, по какой отрасли науки придется её защищать. В этом случае следует знать, что предмет исследования должен находится во всех случаях в той области науки, к которой принадлежит сам соискатель.
Для принятия окончательного решения по выбору темы, необходимо ознакомиться с той информацией, которая характеризует состояние её изученности. Поиск такой информации значительно облегчается, если вначале ознакомиться с историей вопроса, который предположительно может стать объектом будущей диссертационной работы. Изучая историю рассматриваемого вопроса, следует представить основные этапы развития предмета изучения, оттенить переломные моменты и отразить главное направление. В процессе анализа вопроса необходимо установить: а) какие гипотезы были выдвинуты, но не доказаны, не проверены отдельными учеными; б) круг того, что осталось нерешенным, вклад предшественников, значимость и эффективность предложений; в) ценность использованной методики; г) нельзя ли провести то же исследование, но с использованием новых, более совершенных методов, заведомо дающих новые результаты; д) малоизученные проблемы и вопросы, имеющие актуальное значение; е) отношение этих проблем к намеченной теме исследования; з) подходы и позиции научных школ и течений в решении изучаемой проблемы; и) как решают другие исследователи проблему, намечаемого изыскания, на каких принципах и научных подходах и др.
Желательно также уточнить терминологию в данной области знаний, особенно в той, которая еще окончательно не сложилась. Для этого необходимо завести картотеку применяемых терминов и провести тщательный анализ, сравнение, классификацию их, т.е. задать понятийный аппарат будущего изыскания. Если вводятся новые термины, то необходимо соблюдать определенные правила их построения (см. приложение 1).
Для примера приведем формулировки тем докторской и кандидатской диссертаций. «Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже»; «Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования» Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательном учреждении».
Этап 1. Современный массив информации по данной проблеме огромен. Следовательно, необходимо сразу вычленить проблему или два-три вопроса, по которым будет осуществлен поиск. Наиболее целесообразно начинать его с реферативных журналов. После привязки проблемы поиска к определенным разделам и соответствующим рубрикам в них аналогичную операцию проводят с систематическим каталогом в выбранной для работы библиотеке. Затем определяют ключевые слова и переход к блоку 2.
Рис. 7. Блок-схема алгоритма поисковых научных исследований
Этап 2. Экстрагирование информации может осуществляться двумя способами: логическим и формализованным. Выбор того или иного способа зависит от наличия средств. Самым современным и быстрым формализованным путем является поиск в международной сети Интернет и создание базы данных.
Медленным, но зато более полным будет поиск, который осуществляется с использованием предметного и авторского указателей реферативных журналов. Способ логического абстрагирования заключается в просмотре рефератов в реферативных журналах и библиографических карточек в каталоге (включая просмотр аннотаций).
Этап 3. К началу третьего этапа накапливается значительное количество первичной информации по исследуемой проблеме. Её необходимо разделить на три группы: информация, которая обязательно будет использована или принята во внимание; информация, которая не будет использоваться; временная информация, не отнесенная ни к одной из двух вышеназванных групп. На этом этапе у исследователя в основном работает логический аппарат с подключением интуитивного. Составив банк информации из источников первой группы, переходят к представлению её в наиболее удобном виде.
Этап 4. На данном этапе исследователь использует блоки 4 и 5.
Блок 5. Среди отобранных источников могут оказаться и такие, которые содержат лишь библиографические данные. По этим данным необходимо найти первоисточники или хотя бы реферат. В таких случаях обращаются в библиотеки или ищут в сети Интернет развернутые — вторичные или первичные источники информации.
Блоки 4 и 5 могут выполняться независимо друг от друга. В результате получаем банк литературных источников, приведенных к «общему знаменателю», более удобных для дальнейшей работы с ними.
Этап 5. Он разграничен с последним, шестым этапом условно. На практике часто выполнение этих двух этапов происходит одновременно. Лишь в редких случаях последовательность 5 и 6 этапов меняется. Как правило, это связано с работой интуиции исследователя, нахождением решений задач на подсознательном уровне.
Этап 6. В любом случае на этапах 5 и 6 исследователь использует все возможные методы теоретических исследований: индукция, дедукция, сравнение и т.д. На этих этапах максимально проявляется творческий уровень исследователя. Блоки 7 и 8 по своей значимости могут быть близкими, потому что правильно сформулировать проблему подчас труднее, чем её решить.
Использование вышеназванного алгоритма поиска информации позволяет исследователю целенаправленно накапливать научные данные по выбранной области изыскания и правильно их применять в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
Источник: studopedia.su