Авторы: Соловьева Е.В., ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования. Кандидат педагогических наук, доцент. Возрастной психолог.
«Радуга» — первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.
Программа «Радуга» отличается от представленных на рынке аналогичных программ рядом уникальных преимуществ:«Радуга» — отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.«Радуга» — проверенная на практике надежная программа, которая располагает обширным многолетним опытом успешного использования не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.«Радуга» — программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.«Радуга» — развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.«Радуга» — программа, адресованная массовому детскому саду.
Краткое содержание — Отрочество | Лев Толстой
Программа задумана и реализована как:
· комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;
· массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;
· личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.
Программа «Радуга» направлена на достижение трех основных целей: сохранять и укреплять здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
«Радуга» соответствует принципу развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Отрочество. Лев Толстой
Важно, что в «Радуге» в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка отражен принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
Содержание программы обеспечивает развитие детей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению.
Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
«Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе.
Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, А.А. Грибовская, С.И.
Мусиенко.
Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми: Методические руководства для воспитателей по каждой возрастной группе. Комплект методических пособий по основным видам деятельности с конспектами занятий. Развивающие книги, учебно-наглядные пособия и дидактические альбомы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.
По согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьевой в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации дошкольными образовательными учреждениями программы «Радуга» могут быть использованы пособия: Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др. «Успех.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе».И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
Наглядный материал».
Программа «Из детства – в отрочество»
Авторы: Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».
«Из детства — в отрочество» — первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, проявить заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность родителей и детей повысит качество образования детей и позволит использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
Программа «Из детства — в отрочество» — комплексная и определяет задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям — «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада оценить здоровье каждого ребенка и выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Второе направление программы — «Развитие» — нацелено на развитие личности ребенка (его инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Содержание программы также обеспечивает полноценную подготовку ребенка к обучению в школе, преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Программа создана большим авторским коллективом — это психологи, педагоги-методисты, дефектолог, филолог, музыкант, медики. Руководитель программы Татьяна Николаевна Доронова. Для реализации программы разработан комплект учебно-наглядных и методических пособий по разным направлениям деятельности ребенка-дошкольника, планированию и организации педагогической работы в дошкольном учреждении, развитию и воспитанию ребенка в семье. Предлагается литература для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по изобразительной деятельности, физической культуре, иностранному языку, методистов, руководителей ДОУ, медицинских работников.
Программа прошла широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России, получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
Источник: www.megapredmet.ru
Задачи обучения детей 4–5 лет (по программе «Из детства — в отрочество»)
1. Организация работы по духовно — нравственному и нравственно – патриотическому развитию детей дошкольного возраста через использование социокультурного системного подхода в условиях внедрения в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Формирование у дошкольников ценностей здорового образа жизни, физических качеств и здоровья через использование здоровьесберегающих технологий и повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Диагностика
5 образовательных областей:
Публикация «Задачи обучения детей 4–5 лет (по программе „Из детства — в отрочество“)» размещена в разделах
— познавательное развитие; (2,7%)
— речевое развитие; (1,8%)
— физическое развитие (2,2);
— социально – коммуникативное развитие;
— художественно – эстетическое развитие
Программа развития элементарных математических представлений детей пятого года жизни
— Знакомить с параметрами величины (длина, ширина, высота, толщина, способами сравнения (наложение, приложение);
— знакомим со счетом до 5 и цифрами (образование чисел, количественный счет, отсчитай столько же предметов, сколько у меня или а 1 больше, меньше). Учим стихи и считалочки о цифрах;
— обогащать представления о геометрических фигурах их свойствах (углы, стороны). Уметь классифицировать по размеру, цвету, величине, форме;
— развивать элементарные представления по умению
ориентироваться в пространстве (далеко – близко, вверх – вниз, вперед – назад, вправо – влево). Обозначать словами местоположение предметов, относительно собственного тела;
— расширять представления о частях суток и временах года.
Задачи и основные направления познавательного развития
В течении года рассказываем детям о семьях, традициях.
— знакомим с профессиями;
— собираем коллекции «Ткани», «Бумага»;
— знакомим с природой (животным, растительным миром)
— экскурсии в магазин, на почту и др.
— формируем понятие о временах года, частях суток;
— работа по проекту.
Задачи развития речи
Включают комплексное развитие всех компонентов устной речи:
— словаря (части предмета, слова — обобщения; детеныши животных, профессии, словарь признаков, словарь – глаголов);
— грамматического строя (образование сущ. мн. ч; образование сущ. мн. ч. в род. падеже:; образование уменьшительно – ласкательных форм; употребление предлогов; согласование сущ. с прилагательными);
— звуковой культуры речи (формирование фонематического слуха – умение определить место звука в слове; слоговая структура слова)
— связной речи (диалогическое взаимодействие, умение отвечать на вопросы, задавать их, слушать; пересказ знакомых сказок).
Развитие мелкой моторики руки (упражнения пальчиковой гимнастики, подготовка руки к письму; художественный труд)
Художественное чтение
От взрослого в большей степени зависит станет ли ребенок увлеченным читателем или встреча с книгой мелькнет случайным эпизодом в его жизни.
На протяжении года мы учимся слушать произведения, анализировать на доступном уровне, отвечать на вопросы, пересказывать.
Придумываем концовку сказки или новую по образцу старой, известной (например «Репка»)
Рисуем с помощью родителей иллюстрации к знакомым сказкам.
Художественное творчество. Изобразительная деятельность.
Ребенок уже способен вырезать самостоятельно, соблюдая при этом правила работы с ножницами.
Допускается вырезание из квадрата круга, из прямоугольника – овал, разрезать прямоугольник (квадрат) по диагонали.
У детей формируются умения складывать лист бумаги пополам, пальчиком разглаживая место сгиба.
Дети учатся работать с шаблонами. Любят работать с бросовым материалом.
Родителей познакомили с пособиями для детей и родителей.
Экран эффективного сотрудничества детского сада и семьи «Чудо-дерево»
Каждая семья воспитанника нашей группы, принявшая участие в конкурсе, проекте, празднике и других мероприятиях, ориентированных на работу с родителями, получает «похвалюшку» – лепесток цветка, выполненный из цветной бумаги и размещённую на нашем «чудо-дереве» в виде лепесточка. экран показывает воспитателям степень заинтересованности и желания родителей принимать участие в воспитании и развитии ребёнка в тандеме с дошкольным учреждением. для родителей «чудо дерево» является своеобразным «мотиватором» активности, так как даёт возможность наглядно сравнить себя с другими семьями. а для детей- это просто красивое украшение, в изготовлении которого каждый может принять активное участие, вырезая лепесток.
Цель панно «Здравствуйте, я пришел» – создать наглядный образ детского коллектива; учить видеть всех и каждого, радоваться приходу детей и огорчаться отсутствием кого – либо.
Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Задачи воспитания и обучения детей 3–4 лет Младший возраст -важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,сверстниками,с.
Конспект интегрированной ОД с элементами драматизации сказки «Гуси-лебеди» по программе «Миры детства» Задачи — Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества. — Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию.
Конспект занятия аппликация в младшей группе «Накормить зайчиков» по программе «Миры Детства» Культурная практика:Продуктивная деятельность. Культурно-смысловой контекст:Работа с незавершенным продуктом. [/b]Материалы: Рисунок, на.
Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 города Шебекино, Белгородской области».
Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.
Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой,.
Протокол родительского собрания во второй младшей группе. «Задачи воспитания и Обучения на учебный год» 23.09.2016г. Присутствовало: 12 человек. Отсутствовало: 5 человек. План: 1. Выступление воспитателя Макеевой Л. А. : «Задачи воспитания.
Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ» Форма проведения:круглый стол Цели : ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами.
Сообщение на родительском собрании «Задачи обучения и воспитания детей 4 года жизни» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть всех Вас в новом учебном году в нашем детском саду. Хочется поздравить вас, с тем,.
Задачи: воспитывать у детей любовь к родному городу; сформировать у детей начальные представления о родном районе, городе; Решение о создании проекта вызвано следующими объстоятельствами: 1) нашему любимому городу Наро-Фоминску исполняется 90 лет ; 2) в последнее.
Источник: www.maam.ru
Комплексная программа «Из детства – в отрочество» — презентация
Первый слайд презентации: Комплексная программа «Из детства – в отрочество»
Выполнила: Скорлыгина Елена студентка 291 группы
Изображение слайда
Слайд 2
Автор : Т.Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.
Изображение слайда
Слайд 3: Задачи по 2 направлениям:
«Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» — нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Изображение слайда
Слайд 4: Особенности программы
Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).
Изображение слайда
Слайд 5
Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.
Изображение слайда
Слайд 6
Латентное обучение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.
Изображение слайда
Слайд 7
Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.
Изображение слайда
Слайд 8
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.
Источник: showslide.ru