Процесс интегрированного ведения заболеваний ИВБДВ состоит из ряда шагов, которые должен выполнить медицинский работник для обеспечения эффективного ведения заболевания.
ШАГ 1. ОЦЕНИТЕ
Во время приема младенца или ребенка в амбулатории медицинский работник должен воспользоваться навыками эффективного общения, чтобы расспросить мать о проблемах ребенка, и оценить состояние ребенка. У младенцев медицинский работник должен проверить наличие симптомов очень тяжелого заболевания и местной бактериальной инфекции.
После этого медицинский работник задает матери конкретные вопросы о самых распространенных состояниях, которые вредят здоровью ребенка. Если ответы утвердительные, медицинский работник должен осмотреть ребенка соответствующим образом. Важной частью оценки является проверка статуса питания и иммунизации ребенка. В оценку также входит осмотр ребенка на предмет других проблем со здоровьем.
ШАГ 2. КЛАССИФИЦИРУЙТЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
На основании результатов оценки медицинский работник должен классифицировать заболевание ребенка с использованием специально разработанной системы тройного цветового кодирования. Поскольку у многих детей может быть больше одного заболевания, каждое состояние классифицируется, согласно того, требует ли оно:
Cпэйсер, ИВБДВ
Срочного лечения до направления в стационар и направления в стационар, или |
Специфического медицинского лечения и консультации, или |
Простой консультации по лечению на дому |
ШАГ 3. ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕЧЕНИЕ
После классификации всех имеющихся состояний медицинский работник должен определить специфическое лечение для больного ребенка или младенца.
· Если ребенка необходимо срочно направить в стационар (розовая классификация), до направления в стационар следует дать ребенку основное лечение.
· Если ребенок нуждается в специфическом лечении (желтая классификация), план лечения разработан, а препараты, которые следует дать ребенку в амбулатории, определены. Решение о содержании консультации матери принято.
· Если серьезных состояний не выявлено (зеленая классификация), следует проконсультировать мать по надлежащим действиям, которые она должна выполнять при уходе за ребенком на дому.
ШАГ 4. ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА ИЛИ МЛАДЕНЦА
После определения надлежащего лечения медицинский работник должен выполнить необходимые процедуры, соответствующие состояниям ребенка. Медицинский работник:
· дает больным детям, нуждающимся в направлении в стационар, предварительное лечение;
· дает детям, нуждающимся в специфическом уходе, первую дозу соответствующего лекарства и обучает мать давать ребенку оральные препараты, как кормить ребенка и давать ему жидкости во время лечения, как лечить местную инфекцию на дому;
· дает совет по уходу за больным ребенком дома;
· если необходимо, просит мать или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, прийти в амбулаторию снова для повторного осмотра в определенный день.
Шаги и схемы ИВБДВ
ШАГ 5. КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ
Если ребенка необходимо осмотреть повторно, медицинский работник объясняет матери, когда она должна снова прийти с ребенком в амбулаторию. Медицинский работник также обучает мать распознавать симптомы, которые указывают на необходимость немедленно обратиться за медицинской помощью.
При необходимости медицинский работник должен оценить кормление, а также практику грудного вскармливания, и проконсультировать мать, если выявлены проблемы вскармливания. Кроме того, медицинский работник должен проконсультировать мать по вопросам ее собственного здоровья.
ШАГ 6. ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР
Некоторые дети нуждаются более чем в одном осмотре для данного случая заболевания. Процесс ведения заболеваний ИБВДВ помогает определить тех детей, которые нуждаются в дополнительных последующих осмотрах. При последующих посещениях такими детьми амбулатории, медицинский работник должен предоставить надлежащий последующий уход, который определяется руководствами по ИВБДВ, и, при необходимости, еще раз оценить ребенка на предмет новых проблем.
СХЕМЫ ВЕДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Для того, чтобы облегчить практическое использование принципов ведения больных ИВБДВ, все шаги ведения заболеваний, описанные выше, представлены в ряде схем ИВБДВ. Эти схемы показывают последовательность шагов и дают информацию по их выполнению. ВОЗ собрал все эти схемы в Буклет схем ИВБДВ.
В большинстве медицинских учреждений принято регистрировать детей и отмечать, пришел ли ребенок на прием потому, что он болен, или же по какой-либо другой причине, например, с целью профилактического осмотра, иммунизации или ведения травмы. Когда ребенка приводят в амбулаторию, вам необходимо знать его возраст, чтобы выбрать подходящие схемы ИВБДВ и начать оценку ребенка. Поскольку клинические симптомы, которые могут быть обнаружены у больных младенцев и детей, несколько отличаются, и поскольку процедуры ведения заболеваний тоже разные для разных возрастных групп, Буклет схем ИВБДВ тоже делится на две основных части:
· БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 5 ЛЕТ.
Данная часть содержит все необходимые руководства, информацию и инструкции касательно предоставления ухода больным детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, которых приводят в медицинское учреждение
· БОЛЬНОЙ МЛАДЕНЕЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 2 МЕСЯЦЕВ. Эта часть включает в себя руководства по ведению заболеваний у младенцев в возрасте до 2 месяцев
Во время занятий обязательно нужно иметь бумажный экземпляр буклета ИВБДВ, к которому вы могли бы обращаться за информацией.
Каждая часть содержит таблицы ИВБДВ, соответствующие основным шагам процесса ведения заболеваний ИВБДВ.
Шаги 1, 2 и 3: ОЦЕНИТЕ, КЛАССИФИЦИРУЙТЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕЧЕНИЕ.
Эта схема поможет вам оценить и классифицировать состояние ребенка, а также определить лечение.
При предоставлении медицинской помощи больному ребенку вам следует пользоваться Буклетом схем ИВБДВ, который поможет вам в применении руководств по ведению заболеваний ИВБДВ.
В колонке ОЦЕНИТЕ в левой части схемы показано, как собрать анамнез и провести медицинский осмотр. В колонке КЛАССИФИЦИРУЙТЕ схемы ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ перечислены клинические признаки заболеваний и их классификация. «Классифицируйте» означает принятие решения о степени тяжести заболевания. Необходимо выбрать категорию («классификацию») для каждого из основных симптомов, имеющихся у ребенка, соответствующую тяжести заболевания ребенка. |
Колонка ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕЧЕНИЕ схемы ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ поможет вам быстро определить лечение для выбранных классификаций. Для каждой классификации рекомендуется подходящее лечение. Если у ребенка имеется более одной классификации, вы должны просмотреть более одной таблицы, чтобы найти нужные виды лечения. |
Шаг 4: ЛЕЧИТЕ. Данная схема показывает, как следует выполнять шаги лечения, определенные схемой ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. ЛЕЧИТЕ означает дать лечение в амбулатории, назначить препараты или другие лекарственные средства, которые следует принимать на дому, а также обучить мать или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, как проводить лечение.
Шаг 5: КОНСУЛЬТИРУЙТЕ. Данная схема дает рекомендации по кормлению, введению жидкостей, а также когда мать должна прийти с ребенком в амбулаторию повторно. У многих больных детей необходимо оценить кормление и проконсультировать мать по выявленным проблемам питания. Во всех случаях, когда больной ребенок уходит домой, следует проконсультировать мать или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, по вопросам кормления, потребления ребенком жидкостей, а также когда следует прийти в амбулаторию еще раз для последующего осмотра. Также вы должны проконсультировать мать по вопросам ее собственного здоровья.
Шаг 6: ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР. Данная схема описывает шаги проведения различных видов последующих осмотров, в зависимости от того, как было классифицировано состояние ребенка во время первичного осмотра. В ходе последующего осмотра вы сможете понять, улучшается ли состояние ребенка благодаря назначенному лечению или необходимы дополнительные вмешательства.
ФОРМЫ ЗАПИСИ
Во время занятий вы научитесь использовать различные части Буклета схем ИВБДВ. Вы также научитесь пользоваться формами записи, с помощью которых вы сможете записать всю необходимую информацию о ребенке или младенце, его проблемах, а также основное
лечение и процедуры последующего наблюдения.
Сначала вам необходимо выбрать форму записи, которая соответствует возрасту ребенка. Существуют форма записи для младенцев в возрасте до 2 месяцев и форма записи для детей в возрасте от 2 месяцев до 5 лет.
Формы записи разработаны с целью, помочь вам в систематической записи информации о состоянии ребенка или младенца. Вы будете пользоваться этими формами записи в ходе обучения ИВБДВ.
Помните, что в дополнение к Буклету схем ИВБДВ вам могут иногда встретиться Схемы ведения заболеваний ИВБДВ, представленные как четыре настенные схемы:
· ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ
ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 5 ЛЕТ
· ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА
· КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ
· УХОД ЗА БОЛЬНЫМ МЛАДЕНЦЕМ В ВОЗРАСТЕ ДО 2 МЕСЯЦЕВ
Источник: zdamsam.ru
Алгоритм действий в контексте ИВБДВ
«Лечите ребенка или младенца»; шаг 5 — «Консультируйте мать»; шаг 6 — «Проведите последующий осмотр». Для того чтобы облегчить процесс ведения больных по прин ципам ИВБДВ, все шаги ведения заболеваний, описанные выше, представлены в Буклете схем ИВБДВ, который
является настольным справочным пособием для меди цинских работников первичного звена.
Шаг 1: «Оцените». Процедура оценки во время амбу латорно поликлинического приема младенца или ребенка включает несколько важных этапов, которые должны быть выполнены медицинским работником: 1) сбор анамнеза и общение с лицами, ухаживающими за ребенком; 2) про верка на наличие общих признаков опасности; 3) проверка на наличие основных признаков; 4) проверка статуса пита ния; 5) оценка кормления ребенка; 6) проверка прививоч ного статуса; 7) оценка по другим проблемам. Как уже ука зывалось, для оценки используют только ограниченное количество клинических признаков, тщательно выбран ных на основании их чувствительности и специфичности, а также с учетом реальных условий медицинских учрежде ний первого уровня: для детей в возрасте от 2 месяцев до
5 лет — кашель или затрудненное дыхание, диарея, лихо радка, проблемы с ухом; для младенцев в возрасте от 1 не дели до 2 месяцев — бактериальная инфекция и диарея.
Шаг 2: «Классифицируйте». На основании результа тов оценки, группировки выявленных симптомов и признаков медицинский работник должен классифицировать заболевание ребенка. Эта классификация не является диаг нозом в традиционном понимании.
Она позволяет «сорти ровать» пациентов на уровне оказания первичной помощи, указывает на степень тяжести заболевания и позволяет определить тактику дальнейшего лечения и ведения ребен ка. Классификация заболеваний в контексте ИВБДВ бази руется на системе тройного цветового кодирования: «розо вый» означает, что ребенка необходимо срочно направить в стационар; «желтый» указывает на необходимость начала амбулаторного лечения, а «зеленый» — на необходимость поддерживающего ухода на дому. Если у ребенка несколь ко заболеваний, каждое из них классифицируется по систе ме тройного цветового кодирования отдельно.
Шаг 3: «Определите лечение». После классифика ции всех имеющихся заболеваний медицинский работник должен определить лечение (ведение) больного ребенка или младенца. Если классификация отнесена к категории «розовый», до отправки в стационар следует дать ребенку необходимые препараты. Если ребенок нуждается в амбу латорном лечении («желтый»), то в руководстве предста влены рекомендации по ведению и план лечения (с четко ограниченным перечнем основных лекарств), которые являются национальным стандартом. Если тяжелых состояний не выявлено («зеленый»), следует проконсуль тировать мать по вопросам ухода за ребенком на дому.
Шаг 4: «Лечите ребенка или младенца». После определения порядка ведения и лечения ребенка меди цинский работник должен выполнить необходимые дей ствия, соответствующие выявленным состояниям. Если ребенок направляется в стационар, ему дают дозу необхо димого лекарства (предварительное лечение). Если ребе нок нуждается в амбулаторном лечении, ему дают первую дозу соответствующего препарата. В руководствах по ИВБДВ отдельно представлены инструкции по лечению при первичном обращении по поводу определенного забо левания и при повторном осмотре пациента.
Шаг 5: «Консультируйте мать». Консультирование матери (ухаживающих за ребенком лиц) по вопросам ухода, кормления, приема ребенком лекарств и дальнейшего меди цинского наблюдения является таким же важным компонен том ведения больных детей, как их медикаментозное лечение.
При необходимости лечения ребенка на дому, медицинский работник обучает мать давать ребенку оральные препараты, как кормить ребенка, как давать ему жидкости во время лечения, как лечить местную инфекцию на дому, а также оговари вает время последующего осмотра. Медицинский работник также обучает мать распознавать симптомы, которые указы вают на необходимость немедленного обращения за меди цинской помощью. Следует оценить практику кормление или грудного вскармливания, и, если выявлены проблемы, проконсультировать мать. Кроме того, необходимо прокон сультировать мать по вопросам ее собственного здоровья.
Шаг 6: «Осуществляйте последующее наблюде$ ние». Некоторые дети нуждаются более чем в одном осмо тре по поводу данного случая заболевания. Процесс веде ния заболеваний ИБВДВ помогает определить тех детей, которые нуждаются в дополнительных последующих осмотрах. Порядок действий медицинского работника при последующих посещениях ребенка четко определен в руководствах ИВБДВ. Во время повторного осмотра ребенка еще раз оценивают на предмет новых проблем.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Тема ИБВДВ Программа ВОЗ по лечению пневмоний Основные
План • Введение • Основные задачи ИВБДВ • Принципы ИВБДВ • Основные принципы лечения • Профилактические мероприятия Список литературы.
Введение • ИВБДВ – это интегрированный подход к охране здоровья детей, направленный на достижение общего удовлетворительного состояния здоровья ребенка. • Целью ИВБДВ является снижение смерности, заболеваемости и инвалидизации, улучшенное физическое и психическое развитие детей в возрасте до 5 лет.
Стратегия включает три основных компонента: • Улучшение навыков работников здравоохранения в области ведения пациентов • Улучшение общих систем здравоохранения • Улучшение практики здравоохранения на уровне семей и общин.
Целью стратегии ИВБДВ является снижение детской смертности и заболеваемости путем принятия широкого подхода, состящего из следующих компонентов:
В Республике Казахстан к основным причинам смертности и заболеваемости среди детей до 5 лет относятся пневмония, диарея, туберкулез, нарушение питания и анемия.
ПРИНЦИПЫ ИВБДВ • Все больные дети в возрасте до 5 лет должны осматриваться на предмет общих признаков опасности, а все младенцы должны осматриваться на предмет признаков очень тяжелого заболевания
• Присутствие этих симптомов указывает на необходимость срочного направления ребенка в стационар. • После этого дети и младенцы осматриваются на предмет основных симптомов.
Проверка на признаки опасности больного ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет: 1) судороги; 2) летаргия/без сознания; 3) не может пить/сосать грудь; 4) рвота. Оценка основных симптомов: 1) кашель/затрудненное дыхание; 2) диарея; 3) лихорадка; 4) проблема с ушами.
• У младенцев к основным симптомам относятся местная бактериальная инфекция, диарея и желтуха. • Кроме этого, всех больных детей следует рутинно осматривать на предмет их статуса питания и иммунизации, а также других потенциальных проблем.
Классификация заболеваний базируется на системе тройного цветового кодирования: • «розовый» означает, что ребенка необходимо срочно направить в стационар, • «желтый» указывает на необходимость начала специфического амбулаторного лечения, • «зеленый» указывает на необходимость поддерживающего ухода на дому.
• В процессе ведения заболеваний по ИВБДВ используется ограниченное количество базовых лекарственных препаратов и поощряется активное вовлечение родителей и лиц, осуществляющих уход за ребенком, в лечение ребенка
• Консультирование лиц, осуществляющих уход за ребенком, по вопросам ухода на дому, надлежащего кормления и потребления жидкостей, а также когда следует немедленно обращаться за медицинской помощью или за повторным осмотром, является важным компонентом стратегии ИВБДВ.
Основные принципы лечения Цели лечения: — купирование воспалительного процесса в легких; — ликвидация симптомов ДН, общей интоксикации; — восстановление экскурсии легких; — исчезновение кашля, учащенного дыхания, аускультативных данных пневмонии; — улучшение самочувствия и аппетита.
Тактика лечения тяжѐлой пневмонии для детей до 5 лет по стандарту ИВБДВ: — Госпитализация ребѐнка; — Кислородотерапия (по стандарту ИВБДВ — карманный справочник);
— Антибиотикотерапия (по стандарту ИВБДВ): препараты выбора – ампициллин (50 мг/кг) в/м или в/в каждые 6 часов и гентамицин (7, 5 мг/кг) в/м или в/в 1 раз в день в течение 5 дней. Если состояние не улучшается в течение 48 часов, переходите на лечение гентамицином (7, 5 мг/кг) в/м или в/в 1 раз в день и клоксациллином (50 мг/кг) в/м или в/в через каждые 6 часов. При неэффективности лечения антибиотиками первой линии должен назначаться цефтриаксон (80 мг/кг в сутки) в/м или в/в 1 раз в день в течение 5 дней в качестве второй линии.
Поддерживающий уход по стандарту ИВБДВ (карманный справочник) для детей до 5 лет: — контроль лихорадки; — контроль водного баланса; — санация верхних дыхательных путей; — кислородотерапия;
— Поощрение грудного вскармливания и адекватное питание соответственно возрасту во время болезни, а именно, поощрение ребѐнка принимать пищу самостоятельно, как только он будет в состоянии это сделать. — Не использовать противокашлевые препараты (средства, подавляющие кашель) и отхаркивающие средства детям до 5 лет;
При наличии астмоидного дыхания – незамедлительно провести лечение бронходилятаторами (сальбутамол аэрозольный, сальбутамол жидкий через небулайзер 3 -мя циклами через 20 минут. В первичной документации фиксировать время начала и окончания проведения циклов. Если после 1 -го цикла будет достигнуто улучшение состояния, а именно, урежение частоты дыхания до нормальных возрастных величин, — 2 -й и 3 -й циклы можно не проводить и решать вопрос о постановке диагноза пневмонии и назначения антибиотиков. Если улучшения не будет, продолжать использовать бронходилятаторы до 2 -го и 3 -го циклов с оценкой клинического состояния после каждого цикла через 20 минут. • Оральные бронходилятаторы детям до 5 -ти лет не назначаются.
• У детей в возрасте от 2 -х месяцев до 5 -ти лет лечение нетяжелых, неосложненных пневмоний проводится амбулаторно с назначением пероральных препаратов по стандарту ИВБДВ. • Антибиотиками первого выбора для детей старше 5 лет являются амоксициллин и макролиды, альтернативными — амоксициллин/клавуланат, цефуроксим аксетил. У детей со склонностью к аллергическим реакциям предпочтительно назначать современные макролиды.
• При типичных пневмониях назначают амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам, ампициллин парентерально. Альтернативными антибиотиками являются цефалоспорины II и III поколений или цефазолин в комбинации с аминогликозидами. • Препаратами выбора при атипичных формах являются современные макролиды (азитромицин, эритромицин, ровамицин).
• При анаэробной инфекции эффективны ингибиторозащищенные пенициллины, линкомицин, клиндамицин, метронидазол, карбапенемы (меропенем разрешен к применению у детей в возрасте от 3 мес), при пневмоцистной инфекции – котримоксазол в высоких дозах (8 мг/кг триметоприма и 40 мг/кг сульфаметоксазола в/в каждые 8 часов или орально 3 раза в день) в течение 3 недель.
• При пневмониях, вызванных вирусом простого герпеса, препаратом выбора являются – ацикловир. При пневмонии, вызванной цитомегаловирусом, препаратом выбора является специфический антицитомегаловирусный иммуноглобулин. • При пневмонии вызванной вирусом гриппа в зависимости от возраста применяется: человеческий рекомбинантный (без использования компонентов донорской крови) интерферон-альфа-2 b, занамивир, осельтамивир.
• Вентиляционные пневмонии. При ранних ВП (без предшествующей антибиотикотерапии) назначают ингибиторозащищенные пенициллины (амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбак там, икарциллин/клавуланат) или цефуроксим. Цефалоспорины III поколения и аминогликозиды являются альтернативными препаратами.
• Пневмонии детей с иммунодефицитом. Для эмпирической терапии у лиц с бактериальной природой пневмонии используют цефалоспорины III-IV поколений или ванкомицин в сочетании с аминогликозидами (нетилмицин, амикацин).
• Припневмоцистной этиологии пневмонии применяется котримоксазол в высоких дозах, при грибковой инфекции — противогрибковые препараты (флуконазол, амфотерицин В), герпетической инфекции — ацикловир, при цитомегаловирусной инфекции — ганцикловир. Длительность терапии составляет не менее 3 нед, при протозойной и грибковой пневмониях — 4 -6 нед и более.
Профилактические мероприятия — ограничение контактов с больными и вирусоносителями, особенно в сезоны повышения респираторной заболеваемости. — ношение масок и мытье рук членов семьи с заболеванием ОРВИ. — поддержание оптимального воздушного режима в помещении — проведение закаливающих мероприятий
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Протоколы заседаний Экспертной комиссии по вопросам развития здравоохранения МЗ РК, 2013 – 1. Guidelines for Preventing Health-Care-Associated Pneumonia, 2003 – 2. «British Thoracic Society guidelines for the management of community acquired pneumonia in children: update 2011» , – 3. Evidence Based Clinical Practice Guideline For Infection Prophylaxis — PCP Guideline – 4. Pneumococcal conjugate vaccines for preventing invasive pneumococcal disease and pneumonia in children under two years of age, Evidence Summaries, 17. 1. 2005 – 5. Pneumonia, EBM Guidelines, 11.
6. 2004 – 6. Treatment of pneumonia in children, EBM Guidelines, 03. 05. 2000 – 7. Ведение ребенка с серьезной инфекцией или тяжелым нарушением питания. Руководство по уходу в стационарах первого уровня в Казахстане. ВОЗ, МЗ РК, 2006 год – 8. Доказательная медицина.
Ежегодный краткий справочник. Выпуск 3. Москва, Медиа Сфера, 2004. 12 – 9. Клинические рекомендации для практикующих врачей, основанные на доказательной медицине: Пер с англ. / Под ред. Ю. Л. Шевченко, И. Н. Денисова, В. И. Кулакова, Р. М. Хаитова. — 2 -е изд. , испр. — М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 1248 с. – 10.
Клинические рекомендации для практикующих врачей, основанные на доказательной медицине: Пер с англ. / Под ред. Ю. Л. Шевченко, И. Н. Денисова, , 2003. — 1248 с. – 11. Руководство по ведению наиболее распространѐнных заболеваний в условиях ограниченных ресурсов, ВОЗ, 2013 г. (вторая редакция), карманный справочник, 69 -85 с. •
Источник: present5.com