Программа истоки задачи программы

«Истоки»:Примерная образовательная программа дошкольного образования.

Лаборатория общего и дошкольного образования ГБНУ «Московский институт развития образования»

Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».

Возраст воспитанников —от рождения до 7 лет.

В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий-младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз—младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Цели и задачи реализации Программы:

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Павел Воля — Мы все привыкли болеть (Comedy Club)

Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа состоит из двух частей и трех приложений. Первая часть содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

В целевом разделе описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы.

Название программы—«Истоки»—отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ—«источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО.

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.

При соблюдении требований к реализации основной образовательной Программы и создании необходимой образовательной среды у ребенка формируются фундаментальные качества(личностного и общего психологического развития),создающие основу преемственности дошкольного и начального общего образования за счет того, что они способствуют развитию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Занятия для развития коммуникации детей по программе «Истоки»

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

Программа «Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника.

Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.

Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

38. Характеристика и анализ программы «Радуга» с позиции ФГОС ДО.
Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе. «Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры. Разработана на основе психологической теории деятельности А.Н.

Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка. В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, созданна авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г.Якобсон,В.В.Гербова, А.А.

Грибовская, С.И. Мусиенко.

«Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей: -сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; -содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка; -обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Интеграция образовательных областей в программе «РАДУГА» по содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

1.социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие;

2.описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности — игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; 3.начальные формы трудовой и учебной деятельности; формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам

4.пояснительная записка, комплект пособий для детей по всем возрастным группам;

5.описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых стандартом психолого-педагогических условий.

Программа «Радуга» видит миссию дошкольной образовательной организации как:

-в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребёнка;

-в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

-в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;

-в развитии содержательного партнёрства для создания единого образовательного пространства ребёнка;

-в повышении родительской компетенции

В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад:

— находится в любом регионе Российской Федерации (учитывая специфику климатических, национальных, этнокультурных условий);

— расположен как в городском, так и в сельском поселении;

— имеет любое количество групп;

— расположен в здании, построенном как по типовому, так и по индивидуальному проекту, а также во встроенных детских садах в жилых комплексах;

— располагает как богатой, так и скромной материальной базой;

— имеет дополнительные источники финансирования или не обладает ими;

— реализует программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных детских садах и центрах игровой поддержки ребёнка; в группах детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных группах; в инклюзивных группах;

— реализует как основные, так и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные программы — как на бесплатной, так и на платной основе;

— осуществляет образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля, так и при их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к профессиональному росту и развитию;

— реализует программу дошкольного образования при поддержке родителей, разделяющих ценности и цели Программы «Радуга», или без такой поддержки.

Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы знаем, что: детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает; дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых; ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать; ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит; в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ; в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп; каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.

39.Характеристика и анализ программы «От рождения до школы» с позиции ФГОС ДО.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленная с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических

и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского

Читайте также:
Может ли учитель работать по своей программе

сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себечеловека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность Программы. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенностив том, что Россия — великая многонациональная страна с героическимпрошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.)

Программа «От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра:

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущие цели программы:

— Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

— Формирование основ базовой культуры личности,

— Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

— Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в до­школьном детстве.

Источник: cyberpedia.su

34.Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова м.А.)

Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования.

Цель — разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет.

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 — 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 — 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Пара­моновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с

Данное издание программы «Истоки» при­ведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова­ния (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).

Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого ис­пользования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и дина­микой. Каждый психологический возраст включает в себя:

— качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрос­лым (социальная ситуация развития);

— определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;

— основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психоло­гический возраст по своей продолжительности не равен другому.

С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты:

— эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);

— период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольно­го (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перс­пективу развития каждого ребенка.

Программа включает следующие направления:

Программа содержит базисные характеристики личности ребенка, а также систему мониторинга достижений детьми планируе­мых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых.

РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА

В направлении «Физическое развитие» входит:

— Характеристика возрастных возможностей ребенка от 2 до 12 мес.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируются двигательная активность и сенсомоторная координация. Ребенок осваивает движения в такой последовательности:

От рождения до 2 месяцев — пытается приподнять и удержать голову, лежа на животе или на руках у взрослого.

От 10 до 12 месяцев — действует с предметами в соответствии с их назна­чением (закрывает, открывает коробки, нажимает кнопки, вкладывает, выни­мает мелкие предметы из коробки, нанизывает колечки на палочку или шнур). Появляются повторные движения, перенос действий с одних предметов на другие. Подражает движениям взрослых.

Залезает на низкие предметы, слезает с них. Подползает под препятствия. Ползает в разных направлениях. Влезает на ступеньку детской горки и слезает с нее. Самостоятельно приседает из положения стоя и наоборот, встает из по­ложения на корточках. Делает первые самостоятельные шаги без поддержки и опоры.

Ходит, держась за движущуюся опору (каталку).

— Образовательная область «Физическая культура», которая включает:

— Образовательные задачи:

содействовать своевременному овладению движениями на основе поло­жительного

эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком;

развивать сенсомоторную активность;

формировать действия с предметами.

— Содержание психолого-педагогической работы

До 2,5—3 месяцев — вызывать у ребенка сосредоточение внимания на ярком красочном предмете, побуждая следить за его перемещением; укладывать на спину, живот; побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, животе; удерживать голову, находясь в вертикальном по­ложении на руках у взрослого; разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, вызы­вать ответную улыбку, оживленные движения, произнесение звуков; создавать ус­ловия для упора ног в положении лежа на спине, животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого, вызывая отталкивания ногами

От 9—10 до 12 месяцев — совершенствовать ранее освоенные движения: учить ползать; вползать и спускаться по скату горки; приседать и вставать; переползать через бревно; вставать и садиться; делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; самостоятельно ходить, переходить от одного предмета к другому; под­ниматься и спускаться по ступенькам горки, ходить без поддержки по просьбе взрослого в определенном направлении («Иди ко мне»); действовать с предмета­ми, инициировать эмоциональ­ную отзывчивость на игровые действия и музыку плясового характера.

В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика, основанные сна­чала на пассивных упражнениях с фиксацией отдельных частей тела, переходя­щих затем в активные, самостоятельные движения. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма.

Читайте также:
Программа и инструкция по созданию машинных русификаторов

К концу года комплексы упражнений включают движения, формирующие прямостояние тела, приседания, наклоны и выпрямления туловища. Упражне­ния из исходных положений стоя, сидя, лежа осуществляются также с исполь­зованием мелких предметов.

— Образовательная область «Здоровье»

— Образовательные задачи:

обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход;

организовывать физиологически целесообразный режим дня.

— Содержание психолого-педагогической работы

Культурно-гигиенические навыки.

— Образовательная область «Безопасность»

В связи с тем, что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его фи­зически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрос­лыми.

РЕБЕНОК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В направлении «Физическое развитие» входит:

— Характеристика возрастных возможностей ребенка

В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и раз­витие всех органов и физиологических систем.

Высокая потребность в движениях у детей 6—7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям.

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мо­тивированными и управляемыми.

Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных уме­ний и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.

Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способ­ности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возмож­ностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость.

У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются.

У детей 5—7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных дви­жений, частоту повторяющихся.

Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые воз­можности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к дос­таточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности и т.д.

— Образовательная область «Физическая культура»

— Образовательные задачи

Шестой год жизни:

формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране;

содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения;

целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);

воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимо­помощь, трудолюбие);

учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной);

учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.

Седьмой год жизни:

совершенствовать технику выполнения движений;

формировать умения осознанно использовать приобретенные двигатель­ные навыки в различных условиях;

продолжать целенаправленно развивать физические качества;

способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе орга­низации разных форм двигательной активности; — поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физи­ческих упражнений.

— Содержание психолого-педагогической работы

Содержание педагогической работы по развитию моторики старших до­школьников составляют разнообразные упражнения в основных движениях, подвижные и спортивные игры:

— Упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание и лазанье)

— Подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «По­жарные на учении»; с метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»; игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами» и т.д.)

— Спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,

— Ритмические (танцевальные) движения

— Упражнения в построении и перестроении (построение в колонну по одно­му, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении — на углах).

— Упражнения в перемещениях со скольжением (скольжение по дорожке после разбега, присев; скольжение на одной ноге; скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, втроем).

— Передвижения с техническими средствами (упражнения, игры, забавы с санками; упражнения, игры на лыжах; катание на коньках; катание на роликовых коньках; катание на самокатах, спортроллерах

— Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание (плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания; ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты.

Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного воз­раста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообраз­ные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого заня­тия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых.

Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного ха­рактера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня.

— Образовательная область «Здоровье»

— Образовательные задачи

Шестой год жизни:

развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с приня­тыми нормами и правилами;

формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удоволь­ствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);

содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил лич­ной гигиены.

Седьмой год жизни:

учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в об­щении со взрослыми и сверстниками;

формировать адаптивное поведение в коллективе;

совершенствовать гигиенические навыки и знания;

содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.

— Содержание психолого-педагогической работы

В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укрепле­нии здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.

Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочув­ствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.

Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся вы­полнение рационального режима дня.

Гигиенические условия

Закаливание.

Культурно-гигиенические навыки.

Психическое здоровье.

— Образовательная область «Безопасность»

-Образовательные задачи

Шестой год жизни:

знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение раз­ными движениями и т.д.);

учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми пред­метами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием;

знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;

формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.);

продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.

Седьмой год жизни:

формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (жела­ние заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи);

учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях — при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людьми:

развивать представления о существенных признаках благополучного со­стояния природы и правилах его сохранении

содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.

— Содержание психолого-педагогической работы

Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утом­лению и переутомлению.

Одно из основных условий безопасности дошкольников — развитие само­стоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необхо­димых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка.

Дети 5—7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни.

Источник: studfile.net

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» и ее современное звучание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Лариса

Система работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы по обеспечению преемственности в развитии практических умений и творческих способностей детей

Современное состояние вопроса интегрированного дошкольного образования
Педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников
Инновации и традиции – два ориентира в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион»
Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» и ее современное звучание»

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИСТОКИ» И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ

Широко известная программа «Истоки» (4-е издание) была переработана авторами в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Реализация программы «Истоки» как основной общеобразовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка»), равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей, что позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс с учетом особенностей каждого ребенка (личностных и психофизиологических).

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий. В ее основе — деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и другие), фундаментальное положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности», возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.

Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М. И. Лисиной (проблемы общения), Н. М. Аксариной и Н. М. Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные собственных много-

летних исследований (Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, К. В. Тарасова, Т. И. Осокина), развивающих идеи своих учителей — ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Л. А. Венгера, Ф. А. Сохина, М. Ю. Кистяковской, Н. П. Сакулиной, А. М. Фонарева, Н. А. Ветлугиной, В. Г. Нечаевой и других.

Читайте также:
Хранилище общих файлов используемых несколькими программами это общая папка

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности, что и является собственно возрастными новообразованиями. Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей (задачей развития), которая появляется в результате противоречий, возникающих в системе отношений ребенок-взрослый, то есть когда желания ребенка не совпадают с его возможностями. Решение этих задач жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап. Генетическая задача каждого возраста предопределяет тип ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый психологический возраст содержит характеристику ведущей деятельности и возрастных возможностей детей.

Сразу же отметим особое внимание авторов к представлению в Про-

грамме содержания работы с детьми раннего возраста, который является наиболее сензитивным (восприимчивым) периодом в плане активного открытия для себя социального и предметного мира, овладения первыми способами взаимодействия (в том числе речевыми) с окружающими — взрослыми и детьми. По сути дела здесь закладываются фундаментальные основы, обеспечивающие успешность дальнейшего развития ребенка. Недооценка этого возрастного периода может привести к отдаленным и иногда невосполнимым потерям для полноценного становления детской личности.

На основе ведущей (предметной) деятельности в раннем возрасте возникает сюжетно-отобразительная игра, и появляется она не сама по себе, а исключительно благодаря тому, что взрослый создает условную игровую ситуацию, активно и эмоционально вовлекает ребенка в эту совместную деятельность. В результате к концу раннего возраста ребенок овладевает умением принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней, пользоваться предметами-заместителями. Все это создает необходимые условия для того, что игровая деятельность начинает выполнять роль ведущей на следующем — дошкольном — этапе развития.

Игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Подлинная самодеятельная игра представлена как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и как важнейшее средство социализации ребенка (в задачах и содержании образовательной области «Социализация»).

Содержание игровой деятельности обогащается за счет развития других видов детской деятельности и ее самоценность сохраняется лишь в том случае, если она не подчиняется решению узконаправленных дидактических задач. Переходя в форму детской самодеятельности (А. В. Запорожец) игра расцветает и формирует играющее детское сообщество. Неумение играть часто является препятствием для принятия ребенка сверстниками, и это не компенсируется никакими другими его успехами. Поэтому крайне важно использовать самые разные виды игр, в том числе такие, которые побуждают ребенка принимать на себя роль и действовать от ее лица (драматизации, театрализованные игры и пр.), а также организовывать игровые досуги (празднично-карнавальные, образно-ролевые игры, ряжение и прочее), способствующие эмоциональному раскрепощению детей, готовности к взаимодействию с детьми как игровыми партнерами.

Решение образовательных задач с использованием разных видов детских деятельностей (изобразительной, конструктивной, экспериментирования, целенаправленных наблюдений и отражения их результатов разными средствами и т.п.) связано прежде всего с организацией системы занятий, отличных от урочной, основанной на формировании учебной деятельности. Занятия дошкольного типа имеют своей основной целью развитие у детей обобщенных способов действий и создание условий для широкого их переноса в новые ситуации, что, собственно, и позволяет им творчески реализовать свои замыслы, быть свободными в выборе разных

В Программе даны задачи психолого-педагогической работы, обеспечивающие развитие ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирования начал патриотизма и гражданственности, любви к своей семье и Родине. В этом разделе представлены задачи социализации, развития игры как подлинной социальной практики ребенка и трудового воспитания детей.

Особое внимание на протяжении всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предметной деятельности, вторая — в дошкольном возрасте, в продуктивных видах дея-

тельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация и т.д.). Последнее предполагает целостно-расчлененный анализ объектов, который является важным средством познания окружающего предметного и природного мира.

Любой ребенок по своей природе — исследователь. В то же время многие современные дети лишены возможности общаться с природными объектами. Поэтому одна из важных задач Программы «Истоки» — обеспечить возможности для общения с природой на территории и в помещениях детского сада. Познавательная деятельность тесно связана с исследованием природы — в процессе такого исследования ребенок получает первые представления о самых простейших взаимосвязях в своем ближайшем окружении, о причинно-следственных связях природных явлений. Именно такое понимание является основой экологического воспитания, так как формирует у детей эмоциональное, бережное отношение к природе и помогает понять необходимость соблюдения правил экологически грамотного поведения, зависимость состояния окружающей среды от действий человека.

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основной функцией речи является общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, которые составляют также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Наряду с занятиями представлены игровые формы обучения общению — словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, сюжетно-дидактические игры, игры парами, игры в «читающего человека» и т.д.

Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — детское художественное творчество, формирование способностей к музыкальной, изобразительной, элементарной литературной деятельности (сочинение сказок, стишков, придумывание окончаний рассказов и т.д.), интеграция различных видов художественной деятельности.

В традиционных видах изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации — главным стало художественное творчество детей, создание ими индивидуальных художественных образов с использованием необходимых умений и навыков и различных технологий. Эти виды изобразительного творчества представлены и как самодостаточные, и в интеграции, которая значительно обогащает художественные образы детского творчества, формирует художественное мышление.

В образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного восприятия. Раздел «Художественный труд» вби-

рает в себя детскую дизайн-деятельность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость, особый колорит.

В содержании раздела «Музыка» особый акцент сделан на ознакомление детей с классической музыкой и формирование музыкального творчества. Различные виды музыкальной деятельности объединены на тематической и репертуарной основе.

Программа содержит систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе мониторинга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка по выделенным в Программе интегральным показателям. Процедура оценки предполагает наблюдения, беседы, экспертные оценки, создание педагогических ситуаций, беседы с родителями, то есть низко-формализованные методы, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки адресованы специалистам: педагогам-психологам, дефектологам и т.д.

Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В Программе содержатся разработанные листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границах психологических возрастов, а на прилагаемом к ней диске — листы для оценки достижений детей каждой возрастной группы. Оценка итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения «Карты развития ребенка 6-7 лет». В ней заданы показатели, которые характеризуют наиболее существенные стороны развития ребенка, значимые и с точки зрения его готовности к школьному обучению.

В Программе также есть раздел «Общие условия реализации программы (организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)». В нем раскрываются: рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место самодеятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специфика дошкольного обучения и т.д.); принципы

В Приложении даны факультативы: 1 — «Обучение второму языку»; 2 — «Компьютер в дошкольном учреждении»; 3 — «Живой мир природы в городе и ребенок». Факультативы предназначены для учреждений, работающих в этих направлениях.

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Основным лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, который представляет собой систему развивающей педагогической работы, включающую разные формы ее организации с детьми всех возрастов: игры, игры-занятия, занятия, деятельность по инициативе самих детей, а также разные виды детской деятельности, мотивированные событиями жизни дошкольного учреждения, города, страны, которые являются личностно значимыми для каждого ребенка. Эту систему отличает комплексный интегративный подход, расширяющий смысловой контекст деятельности дошкольников, способствует развитию мотивационно-потребностной сферы детей, и в итоге ведет к обобщению опыта, становлению новых психологических структур, обеспечивающих успешность их дальнейшего развития.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru