I. Общие положения
….Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, легенды, миф, фольклор, эпос нартов – вот многогранное и емкое понятие национальной самобытности нашего народа.
Обращение к своим истокам в древности, узнать как можно больше о традициях, обычаях, обрядах и мировоззренческих взглядах осетин, о том, какой глубокий смысл заключен во многих из них, — вот главная задача данной общеобразовательной программы социально – педагогической направленности «Истоки».
Духовно – нравственное наследие предков должно верно служить самым благим целям и задачам сегодняшнего времени, эпохи, когда национальные традиции и обычаи, фольклор и этнографию предков осетин надо «примерить» к современности, сохраняя их первоначальный, сакральный смысл, духовно – нравственное и патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание детей и молодежи никогда не теряет своей актуальности. А в нынешних сложных социально – политических условиях приобретает важное значение. Сегодня, когда идет переосмысление и переоценка событий нашей истории, очень важно вести поиск новых подходов к изучению истории нашей страны.
Разработка образовательной программы дошкольного образования на основе ФОП ДО
Также важно продолжить с подрастающими поколениями творческий поиск диалога о гражданском и патриотическом долге человека, а его прямой гражданской позиции, об уважении к армии, традициям своего народа. Эти качества в людях сами по себе не возникают, они воспитываются с детства. Уже в школе ученик считает себя патриотом, по крайней мере старается стать им: знает и понимает, что надо жить честно, трудиться и крепко любить Родину. Что Родина — это милый сердцу уголок Земли, где каждый из нас впервые увидел луч солнца, сделал свои первые самостоятельные шаги, получил путевку в самостоятельную жизнь. С этого уголка и начинается Родина, которую надо любить, всегда помнить о ней, хранить в памяти.
Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.
Оценить
428 2
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. К.Х.ПАГИЕВА» АЛАГИРСКОГО РАЙОНА
Директор МБУ ДО ЦДТ
программа по патриотическому воспитанию
детей и молодёжи
автор – составитель: Кадзаев Б.Е.
педагог-организатор МБУДО ЦДТ
г. Алагир 2020 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования по гражданско — патриотическому воспитанию детей и молодежи. Возраст обучающихся 8-18 лет. Модифицированная программа, составитель – Б.Е. Кадзаев.
Образовательная программа дошкольного образования: соблюдение требований ФГОС при разработке
….Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, легенды, миф, фольклор, эпос нартов – вот многогранное и емкое понятие национальной самобытности нашего народа.
Обращение к своим истокам в древности, узнать как можно больше о традициях, обычаях, обрядах и мировоззренческих взглядах осетин, о том, какой глубокий смысл заключен во многих из них, — вот главная задача данной общеобразовательной программы социально – педагогической направленности «Истоки».
Духовно – нравственное наследие предков должно верно служить самым благим целям и задачам сегодняшнего времени, эпохи, когда национальные традиции и обычаи, фольклор и этнографию предков осетин надо «примерить» к современности, сохраняя их первоначальный, сакральный смысл, духовно – нравственное и патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание детей и молодежи никогда не теряет своей актуальности. А в нынешних сложных социально – политических условиях приобретает важное значение. Сегодня, когда идет переосмысление и переоценка событий нашей истории, очень важно вести поиск новых подходов к изучению истории нашей страны.
Также важно продолжить с подрастающими поколениями творческий поиск диалога о гражданском и патриотическом долге человека, а его прямой гражданской позиции, об уважении к армии, традициям своего народа. Эти качества в людях сами по себе не возникают, они воспитываются с детства. Уже в школе ученик считает себя патриотом, по крайней мере старается стать им: знает и понимает, что надо жить честно, трудиться и крепко любить Родину. Что Родина — это милый сердцу уголок Земли, где каждый из нас впервые увидел луч солнца, сделал свои первые самостоятельные шаги, получил путевку в самостоятельную жизнь. С этого уголка и начинается Родина, которую надо любить, всегда помнить о ней, хранить в памяти.
Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.
Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержки национальной культуры, образ мыслей и коллективное «мы». К сожалению сегодня с запада идет культурная экспансия глобализма, которая нещадно бьет по нашей культуре.
Сегодня очень трудный период для человека и нужен трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В этот момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто. Только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться нам на Родной земле, сделать все для ее светлого и счастливого будущего — это цель воспитания подрастающих поколений.
Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.
Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.
Что включает в себя патриотическое воспитание обучающихся ДО?
- развитие любви к своему отечеству;
- готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
- гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
- стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
- преданность Отечеству.
Уровни патриотизма
- Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.
- Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.
Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.
Глобальные цели могут быть решены только посредством* решения масштабных задач:
- утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
- уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
- повышение престижа военной службы;
- вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
- изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
- привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
- формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.
*посредством- формы, руаджы(послелог)(Васо)
Методы патриотического воспитания
Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.
При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него, будет усвоена и принята.
Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашают на торжественные встречи.
Обучающиеся в т.о. «Патриот» готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.
Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.
В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека
Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устои в обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.
Задачи воспитания в данной программе:
- Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
- Участие ребенка в жизни т.о. «Патриот», совместная разработка правил и законов поведения.
- Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
- Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
- Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
- Гуманный подход к личности ребенка.
- Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
- Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
- Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.
Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.
Цель занятий в т.о. «Патриот» состоит в формировании положительного отношения к лучшим традициям предшествующих поколений, патриотическое воспитание молодежи на основе духовно-нравственной культуры наших предков, воспитание достойных граждан Осетии, России.
Для достижения этой цели необходимо в работе т. о. «Патриот» решить такие основныезадачи программы:
- Развивать патриотические чувства учащихся на примерах подвигов героев – земляков, героических традиций нашего народа, нашей армии, через проявление заботы и внимания к представителям старшего поколения;
- Развить интеллектуальные и духовно- нравственные качества у обучающихся, выявлять талантливых, одаренных детей и развивать их творческую, познавательную, созидательную активность, расширяя их знания об окружающем мире;
- Формировать представление о службе в государственных организациях военной, оборонной и защитной направленности, формируя позитивное отношение к выполнению своего гражданского долга;
Задачи программы:
- В основе замысла данной программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности обучающихся и их руководителя – педагога- организатора;
- Составить совместно с родителями родословную и генеологическое дерево обучающихся;
- Ознакомление с осетинскими традициями и обычаями , древними святилищами Алагирского района;
- Поисково – краеведческая деятельность. Создание летописей о земляках, участвовавших в Wow и побывавших в горячих точках страны, в локальных войнах;
Учебно – тематический план т.о. «Патриот»
(1-2-ой год обучения)
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации и контроля
Источник: www.prodlenka.org
истоки 3. Программа по предмету Истоки разработана на основе авторской программы Истоки для начальной школы (1 4й классы) И. А. Кузьмина, А. В. Камкина М Издательский дом Истоки
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 182.5 Kb.
- Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373).
- Примерных программ по учебным предметам начальная школа (5-е изд. перераб.-М.: Просвещение, 2011г (стандарт второго поколения).
5. С учебным планом МБОУ Нагорненской СШ на 2016-2017 учебный год.
Цели и задачи курса
Цели и задачи воспитательной программы в 3 классе:
– дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
– продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
«ИСТОКИ»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
3 класс Схема 1
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
Структура
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы). Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Истоки» ( начальная школа ) следующим образом.
Специфика курса строится исходя из требований к начальному общему образованию. Программа разработана для обучающихся 9-10 лет, с разным уровнем подготовки.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения.
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год Наименование учебных Кол-во
обучения курсов часов
1 Мир. Слово. Образ. Книга. 33
2 Родной очаг. Родные просторы.
Труд земной. Труд души. 34
3 Вера. Надежда. Любовь. София. 34
4 Родные Образы. Умелые дела.
Заветные слова. 34
В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:
ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»
ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».
ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.
Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ в начальной школе
Родной очаг.
Родные просторы.
Труд земной.
Духовно-нравственные ценности
Вера. Надежда.
Любовь. София
Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.
Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.
В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо. Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУНШ №42 на изучение курса «Истоки» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), выделенных из обязательной части учебного плана ОУ.
Результаты изучения учебного курса «Истоки»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются следующие умения:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Содержание курса
Учебный курс «Истоки» 3 класс «ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ» 34 часа
Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываютсяценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника кистокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Вера (9 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность.
Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда (8 часов)
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают.
Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (9 часов)
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь.
Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век.
В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София (8 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание.
Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность.
Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие.
Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце.
Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность.
Искренность.
Организация образовательного процесса
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, проблемно — диалогическая.
Учебно-тематический план
- Учебное пособие «Истоки» 3 класс, А.В.Камкин, издательский дом «Москва», 2010г.
- Рабочая тетрадь часть 1-2, 3 класс, Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская, издательский дом «Москва», 2013г.
- Учебное пособие «Истоки» 3 класс, А.В.Камкин, издательский дом «Москва», 2010г.
- Рабочая тетрадь часть 1-2, 3 класс, Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская, издательский дом «Москва», 2013г.
- Истоковедение, том 1,2,3, И.А.Кузьмин, издательский дом «Москва», 2010г.
- Словари:
- В.И. Даль «Толковый словарь».
Материально – техническое обеспечение
Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Истоки»
3- /34 часа /
Источник: topuch.com
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования
Методические рекомендации для начинающих воспитателей
Методист Истоковедения О. С. Абрамова
Успешность реализации любой образовательной программы обеспечивает системная, методически грамотная, интегрированная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.
Воспитатель в Истоках — наиважнейшее звено в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка-дошкольника. Воспитатель призван профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена программа «Социокультурные истоки».
Следует иметь в виду, что для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь:
Иными словами, сегодняшний педагог должен быть стратегом и тактиком в образовании в одном лице.
В программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» разработана стратегия воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, построенная на методологии социокультурного системного подхода профессора, члена — корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина. Социокультурный системный подход к истокам в образовании позволяет:
«Истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий:
- Программа для дошкольного образования
- Планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет
- Комментарии и пояснительная записка к программе
- Методическое пособие «Активные формы обучения»
Эти разработки опубликованы в научно-методическом сборнике «Истоковедение», том 5, Москва, ИД «Истоки».
По работе с родителями разработана программа «Моя семья». Программа позволяет присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей. В системной разработке по программе «Моя семья» представлены:
- Методические рекомендации к системе занятий с родителями на 4 года развития
- Пояснительная записка
- Планы занятий с родителями
- Методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями»
- Методические рекомендации к использованию книг для развития детей 3-7 лет. Советы родителям по организации душеполезного семейного чтения
- Описание опыта работы и конспекты занятий педагогов МДОУ № 99 г. Вологды по духовно-нравственному развитию личности ребёнка-дошкольника в контексте Истоковедения
- Планы предварительной работы к итоговым занятиям с детьми 5-6 и 6-8 лет по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» педагогов МДОУ № 34 г. Серпухова
Материалы опубликованы в научно – методическом сборнике «Истоковедение», том 11, Москва, ИД «Истоки»
Для определения результатов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании издан мониторинг. Он представлен разработками:
- Мониторинг социокультурного развития детей дошкольного возраста( 3-7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Научно-методический сборника «Истоковедение» , том 15, М., ИД «Истоки», 2013);
- Дневник социокультурного развития ребёнка-дошкольника, М, ИД «Истоки», 2013)
К программе также разработан комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-8 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к итоговым занятиям по программе. Комплект книг для развития соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования.
Основная цель книг этого комплекта – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в детском саду и семье.
Для развития творческих способностей разработаны альбомы для рисования детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. В эти альбомы помещены образы известных сказочных героев из серии книг для развития дошкольников. Это предельно цельные художественные образы, расширяющие представления детей о героях родных сказок, их характере, душевном состоянии, образе жизни, быте, занятиях, живом и неповторимо – конкретном облике.
Основная цель альбомов для рисования – закрепить освоенные духовно – нравственные и социокультурные категории курса пропедевтики «Истоки», создать условия для развития активной самореализации и творческого потенциала ребёнка – дошкольника, предоставить ему возможность выразить свои чувства, эмоции, мысли и переживания в рисунке.
В 4 томе научно – методического сборника «Отечественное образование» (- М.:Истоки, 2010) и в 3-4 томе научно – методического сборника «Истоковедение» (- М.:Истоки, 2010) помещён опыт работы МДОУ № 99 и МДОУ № 91 г. Вологды «О включении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в базисный учебный план дошкольного учреждения». Данная методическая разработка даёт обоснование к введению программы в образовательную деятельность дошкольного учреждения, представляет характеристику, новизну, отличительные особенности, результативность и методическую обеспеченность рассматриваемой программы. Во второй части помещён перечень нормативных документов, регламентирующий разработку базисных планов образовательной деятельности ДОУ и его общая характеристика. Примерный план интеграции образовательной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста на 4 года развития размещён на сайте: www.wikionika.ru
Аннотация образовательного инструментария по программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования говорит о его полноте и разнообразии. Перед воспитателем встаёт вопрос о его практическом применении.
Алгоритм работы воспитателя с образовательным инструментарием выглядит следующим образом
ШАГ ПЕРВЫЙ «Начни с себя»
Расхожее изречение «Учитель перестаёт быть учителем, если перестаёт учиться сам» подходит здесь как нельзя лучше.
Первый шаг включает самообразование и самоподготовку педагога по освоению и осмыслению темы месяца.
Для этого воспитателю целесообразно:
- проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии с темой месяца;
- изучить пояснительную записку и комментарии к программе;
- ознакомиться с методическими рекомендациями к очередной книге для развития детей;
- прочитать и поразмышлять над этой книгой для развития вместе со вторым воспитателем;
- продумать изменения в предметно – пространственной среде группы;
- ознакомиться с альбомами для рисования по программе.
. (Дополнительно можно использовать учебники «Истоки» для начальной школы. Содержание категорий учебника «Азбука истоков» для первого класса школы соответствует осваиваемым категориям во второй младшей группе детского сада, категории «Истоков» второго класса школы – средней группе и т. д.).
ШАГ ВТОРОЙ «Вовлеки педагогическое сообщество»
Для этого целесообразно:
- изучить имеющийся примерный план интеграции деятельности воспитателей группы и педагогов – специалистов дошкольного учреждения (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности и др.) по программе «Социокультурные истоки»;
- внести в него коррективы в соответствии с условиями своего дошкольного учреждения;
- спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов – специалистов и родителей в течение месяца по программе;
- скорректировать планы воспитательно — образовательной деятельности педагогов – специалистов ДОУ по программе;
- скоординировать действия воспитателей группы и педагогов – специалистов дошкольного учреждения по проведению мониторинга духовно-нравственного развития детей.
ШАГ ТРЕТИЙ «Присоедини родителей»
Для этого целесообразно:
- проработать социокультурные тексты из учебников «Истоки» для начальной школы по категориям курса, сделать из них выборку для осваиваемой темы и поместить в раздел «Слово к родителям» информационного экрана;
- оформить в раздевальной комнате информационный экран «Социокультурные истоки», предоставив родителям полную информацию о работе по программе в течение месяца (поместить дополнительную информацию по теме, дать рекомендации и задания для семейного чтения книг для развития, уточнить дату и время проведения итогового занятия с детьми, пригласить к участию родителей, предложить выучить с ребёнком к занятию потешки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.);
- продумать и оформить полезные советы по организации семейного чтения серии книг для развития детей дошкольного возраста;
- изучить методические рекомендации к системе занятий с родителями по своей возрастной группе;
- оформить семейные пригласительные билеты для участия в совместных итоговых занятиях;
- подготовить и провести активное занятие с родителями в соответствии с планом реализации системы взаимодействия «Моя семья», завершить занятие чаепитием;
- в соответствии с темой месяца вместе с родителями внести изменения в предметно – пространственную среду группы. (Организовать выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства; создать макет; разместить в пространстве группы семейные фотографии; внести репродукции картин отечественных классиков живописи и др.).
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ «Организуй образовательную деятельность»
Для этого целесообразно:
- спланировать образовательную деятельность с детьми и их родителями на основе интегративного подхода на предстоящий учебный месяц;
- совместно с педагогами – специалистами в течение месяца проводить работу с детьми по освоению социокультурной или духовно – нравственной категории и осмыслению книг для развития в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально – художественной, чтения);
- провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми на основе имеющихся планов итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
ШАГ ПЯТЫЙ «Проанализируй результат»
Для этого целесообразно:
- проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;
- провести два раза в год (январь и май) мониторинг социокультурного развития детей своей группы, используя инструментарий (Истоковедение, том 15, издательский дом «Истоки», 2013);
- занести данные мониторинга в Дневники развития детей по Истокам;
- отметить: за счет чего были получены положительные результаты, чего не удалось достичь и почему, что в образовательной деятельности необходимо изменить;
- проследить динамику социокультурного развития детей в процессе проведения активных занятий на основе пяти аспектов качества: содержательного; коммуникативного, управленческого, психологического, социокультурного, используя методическую разработку по мониторингу;
- проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы;
- наметить пути выхода к ситуации общего успеха.
Системное и грамотное освоение педагогами программы «Социокультурные истоки», творческий подход к использованию образовательного инструментария, соблюдение алгоритма работы с ним, позволяет развить ресурс успеха каждого участника образовательного процесса, обеспечить социокультурное развитие образовательного учреждения, реализовать цели развития отечественного образования.
Желаю удачи! У Вас всё получится!
Источник: ulybkasalym.ru