Издательство «ТЦ Сфера» представляет примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования
«ИСТОКИ»
Создана авторским коллективом НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца под редакцией доктора педагогических наук, академика РАЕН
Ларисы Алексеевны Парамоновой
Программа «Истоки» разрабатывалась по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника, имеет гриф Министерства образования Российской Федерации. Названием программы авторы стремились подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Программа направлена на обогащение всестороннего развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности, а также дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
Почему издательство «ТЦ Сфера» издает данную Программу?
Истоки неравенства. Как вы получаете копейки?
Прежде всего, из-за глубокого убеждения в ее качестве.
Программа написана известным коллективом профессионалов в сфере дошкольного образования – педагогами, психологами, физиологами.
Программа апробирована многолетней практикой использования и доказала свою результативность.
Программа имеет необходимый и достаточный для организации образовательного процесса учебно-методический комплект.
Хотите добиться высоких результатов в образовании дошкольников?
ВЫБИРАЙТЕ ПРОГРАММУ «ИСТОКИ»!
Программа «Истоки» — целостная система развития дошкольника!
Она прошла тщательную апробацию и реализацию в практике детских садов России. Переработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Проведена общественная и научная экспертиза новой редакции Программы.
Внимание. Не все книги из перечня литературы можно приобрести в издательстве «ТЦ СФЕРА»! Подробнее узнать о книгах, которые Вы можете приобрести в издательстве по программе «Истоки» можно посмотреть и заказать в интернет-магазине ЗДЕСЬ
- Решение о присвоении грифа УМО.
- Содержание и аннотация
- Презентация программы.
- Текст к презентации программы.
- Методическое обеспечение программы (планирование, оценка качества образования, литература по образовательным областям, пособия авторов программы) — файл-список для скачивания.
- Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО (мы рассматриваем возможность приобретения данных файлов за дополнительную оплату, о результатах мы сообщим или здесь появится ссылка. )
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ
- Парамонова Л.А.
- Васюкова Н.Е.
- Родина Н.М.
- Трифонова Е.В.
- Арушанова А.Г.
- Алиева Т.И.
- Антонова Т.В.
- Арнаутова Е.П.
- Богина Т.Л.
- Волкова Е.М.
- Воробьева И.Н.
- Давидчук А.Н.
- Иванкова Р.А.
- Казакова Т.Г.
- Качанова И.А.
- Кондратьева Н.Л.
- Лыкова И.А.
- Обухова Л.Ф.
- Павлова Л.Н.
- Петрова В.А.
- Протасова Е.Ю.
- Рыжова Н.А.
- Тарунтаева Т.В.
- Тарасова К.В.
- Тимофеева Е.А.
- Урадовских Г.В.
ВЫШЛИ В СВЕТ
ИСТОКИ. 1 сезон. Детектив. Триллер. Франция.
- Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой.
- Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей. ФГОС ДО («Истоки») / Сост. Е.В. Трифонова
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 3-4 лет.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2-3 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4-5 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет.
- Васюкова Н.Е., Алиева Т.И. Художественная литература для детей 5-7 лет.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре.
- Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3-7 лет.
- Павлова Л.Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни.
- Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений детей дошкольного возраста.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом.
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. пособие.
- Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Раз — словечко два — словечко. Книга для занятий с детьми 5-8 лет.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (от года до 7 лет).
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Обучение дошкольников иностранному языку.
ГОТОВЯТСЯ К ИЗДАНИЮ
Программное обеспечение
- Методические рекомендации к программе «Истоки»: В 2 ч. Ч. 1 — 3-5 лет; В 2 ч. Ч. 2 — 5-7 лет.
- Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 3-5 лет.
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Мир вокруг. Образовательная работа с детьми 3-5 лет.
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Мир вокруг. Образовательная работа с детьми 5-7 лет.
- Каталог «Дошкольное воспитание» издательства «ТЦ СФЕРА».
- Каталог «Наглядная продукция для образования» издательства «ТЦ СФЕРА».
- Каталог «Книги по логопедии» издательства «ТЦ СФЕРА».
Источник: tc-sfera.ru
Программа ‘Истоки’
Название программы — «Истоки» — отражает особое значение дошкольного детства как уникального периода, когда закладываются основы всего будущего развития человека.
Изображенный символ — «источник» — означает, что ребенок и взрослый черпают знания из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина, Е.М. Волкова, Е.Б.
Волосова, А.Н. Давидчук, Р.А Иванкова, В.М. Иванова, Т.Г. Казакова, В.В. Кругов, Э.И.
Леонгард, СЛ. Новоселова.
- разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;
- обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье.
Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный — от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
В программе имеются разделы: «Эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др., которые ее существенно дополняют и обогащают.
Внимание! Эта страница содержит устаревший вариант программы «Истоки». Новый, рабочий вариант, переработанный в соответствии с ФГОС, смотрите здесь.
Цель раздела «Мир, в котором мы живем»: формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.
Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в разделах «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.
В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
- характеристика возрастных возможностей детей;
- общие показатели развития;
- базисные характеристики личности;
- рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.
Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.
В приложении к программе даны факультативные разделы (например, «Живой мир природы в городе и ребенок»), которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях.
Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы.
Структурно-содержательная характеристика
Программа «Истоки» интересна по многим параметрам, но она не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания, так как не ставит задач развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического.
В программе имеются важные разделы: «Здоровье», «Музейная педагогика», «Художественное творчество», «Историко-географические представления» и др., но они не связаны с разделом «Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами.
Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы (например, в старшем дошкольном возрасте как наиболее показательном) сформулированы слишком обобщенно, не развернуто и неконкретно.
В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации являются хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.
В программе фактически не представлен мир растений, а главным образом фигурирует животный мир. Нельзя согласиться с тем, что интерес к природе могут вызывать только экзотические объекты (яркий попугай, тритон в террариуме и др.) — их трудно содержать в детском саду и присутствие их педагогически нецелесообразно.
В программе в целом психологически глубоко и интересно представлена работа по ознакомлению с насекомыми — они обстоятельнее других освещены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок». Дошкольники видят, как взрослые борются с тараканами, мухами, молью, тлей, колорадским жуком, гусеницами и другими насекомыми, которые действительно нежелательны в быту и сельском хозяйстве. Это ставит ребенка в трудное положение (диалектическое противоречие) в отношении к природе.
Нельзя также согласиться с рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями, и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, всегда имеющихся в дошкольных учреждениях.
Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, обращение с ней. Отражение природы в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.
Предметно-развивающая среда
В программе представлены основные требования к созданию предметной среды. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.
Важнейшее условие — создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих внимание объектов (например, цветущее и плодоносящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.).
Участок детского сада рекомендуется оборудовать так, чтобы дети могли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и действовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать.
Как важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе в программе выделяется наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада при условии их правильного подбора и содержания могут стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми во время их знакомства с природой в программе определяются как главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям.
Учебно-методическое обеспечение
Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (Л.А.
Парамонова), физическому развитию (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому развитию (Н.А.
Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др.
Источник: doshkolniki.org
Программа Истоки 1-4 класс
рабочая программа по теме
Два года работаю по программе Истоки. Встречалась с авторами этой программы. Программа развивает нравственные качества учащихся, воспитавает любовь к ближним, к своей Родине.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Скачать:
![]() |
56.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №14 ИМЕНИ Ю.А. Гагарина г. Щёлково
Рассмотрена на кафедре начального образования
Протокол №7____ от_13 июня__2012г
Директор МАОУ лицея №14 имени Ю.А. Гагарина __________ Л.Н. Северина
Образовательная программа дополнительного образования детей
Возраст детей : 7-11 лет
Срок реализации : 4 года
Руководитель: Смолина В.С.
учитель начальных классов
Программа реализуется в МАОУ лицей №14 имени Ю.А. Гагарина
Предлагаемая программа является результатом совместной ра боты автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогичес кого Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной шко ле и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструмен тарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В 1995г. социокультурный системный подход признан Рос сийской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на осно ве системного подхода.
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом
преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги .
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внут реннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской ци вилизации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Наименование учебных курсов
Слово. Образ. Книга.
Родной очаг. Родные просторы.
Труд земной. Труд души.
Вера. Надежда. Любовь. София.
Русские традиции Образа, Слова, Души.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. ниже):
1. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Русские традиции Образа, Слова, Души.
АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
- Золотое сердечко
- Доброе Слово
- Честное Слово
- Слово о родителях
- Святое Слово
- Родник
- Первый Образ
- Светлый Образ
- Образ Богородицы
- Благодатный Образ
- Книга
- Первая Книга
- Живая Книга
- Книга книг
- Мир Книги
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
- Надежда
- Согласие
- Терпение
- Послушание
- Ум да разум
- Истина
- Знания и мудрость
- Вера, Надежда и Любовь — родные сестры
- Традиции Первого Образа
- Образы Веры,
Надежды и Любви
- Образы Покрова
- Образы Софии и света
- Трудовые традиции
- Традиции служения
- Традиции
- Традиции честного слова
- Традиции
Учебный курс «ИСТОКИ» для l-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки , узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.
Золотое сердечко живёт добрым, честным, святым Словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слово , или оно ста нет «медью звенящей».
Использование учебного материала по теме «СЛОВО» помо жет учителю осуществить социокультурное присоедине ние от семьи к начальной школе.
«ИСТОКИ» предполагают обучение через «Образ» . Не всё видимое есть Образ . Многое является безобразным.
Вторая часть учебного курса знакомит с Образом Истоков . Книга является главным инструментарием образования в школе.
Третья часть учебного курса позволяет младшему школьнику уз нать, что в нашей культуре Книга — живое существо. Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Как сделать первые шаги по выпуску своей первой Книги?
Главными целями этого курса в l-м классе являются:
— освоение первых социокультурных категорий Слово, Об раз, Книга;
— развитие ценностей Истоков;
— развитие целостного восприятия, способности слышать
Слово, видеть Образ , чувствовать окружающий мир.
1 класс (32 часа)
1. ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Драгоценный дар Слова . Слово , как ценность.
2. Золотое сердечко любит («Доброе Слово»), надеется («Честное Слово») и
верит («Святое Слово»). Слово о родите лях — основа жизни .
3. ДОБРОЕ СЛОВО. Смысл жизни — делать добро . Доброе слово — доброе
дерево — добрый плод.
- Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.
- ЧЕСТНОЕ СЛОВО — основа крепкой дружбы. Духовная ис кра.
- Верность. Верный друг.
- СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители — самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях
- Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях
- Доброе Слово о родителях — основа жизни.
- СВЯТОЕ СЛОВО. Верить — значит жить. Дар Божий. Святое Слово путь к сердцу найдёт.
Образ ( 12 часов)
- РОДНИК — начало жизни.
- Святой источник. Святая вода.
- Кре щение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые моро зы?
- ПЕРВЫЙ ОБРАЗ. О том, как Золотое сердечко спасает.
- Спаси тель. Спас нерукотворный.
- Первый Образ. Крест. Слово Образа.
- СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. Белый свет. Светлый путь.
- Икона. Препо добный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.
- ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ. Дом Пресвятой Богородицы.
- Заступ ница. Чудотворная икона. «Скоропослушница».
- Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров.
- БЛАГОДАТНЫЙ ОБРАЗ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запе чатленный Образ.
- КНИГА. О том, как Золотое сердечко созидает.
- Как Книга пере даёт Слово и Образ? Единение Слова и Образа . Любимая Книга.
- ПЕРВАЯ КНИГА. Твоя Первая авторская Книга («Мои Исто ки»).
- Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать? Кому ты хотел бы её посвятить?
- ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги .
- Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание.
- КНИГА КНИГ. Свет Учения. Заповеди Божии.
- Светлое Хрис тово Воскресение. Жизнь Вечная.
- МИР КНИГИ. Торжество Света и Добра.
- Выбор. Открытия. Чтение, как ценность.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь.
Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь.
Счастье. Надежда. Утешение. Благода рение. Забота. Святое Слово. Дар Божий.
Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спа ситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет.
Икона. Образ Богородицы. Чудот ворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако.
Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг.
Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить млад шего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается пер вый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
— раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
— посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к це лостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
— развивая восприятие, мышление, чувствование и ду ховный опыт ребёнка, формировать ощущение своего на чального родства окружающему социокультурному и ду ховному пространству, уверенность в том, что окружаю щий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непонимания.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расши рения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
Источник: nsportal.ru