Программа истоки была разработана

ИСТОКИ — апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

ИСТОКИ — соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.

ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.

ИСТОКИ — программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования.

Программа «Истоки» (07.02.2015)

«ИСТОКИ» могут быть рассмотрены в качестве учебного курса основного общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№3,5-707 от 20.07.1998 г.).

Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.

Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:
* развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Примерная программа воспитания: «с небес на землю»

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.

Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

В 2002 г. учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ.

Программа «Истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основной общеобразовательной школы в:

* постановке стратегических целей;
* содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;
* формировании социокультурной идентичности;
* организации воспитательного пространства;
* интегративности программ духовно-нравственного воспитания.

Читайте также:
К профессиональным относятся программы образования

Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.

В рамках программы сложилась система активной подготовки и консультирования педагогов. В 2003 г. на I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) программа получила поддержку представителей 21 региона России.

В настоящее время программа «Истоки» в виде регионального или школьного компонента успешно реализуется в 62 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.

С 2007 по 2010 гг. программа «Истоки» развивалась в русле Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России на 2006–2010 гг.».

Программа «Истоки» была рассмотрена и получила единогласную поддержку в октябре 2014 г. на Общественных слушаниях Комиссии по образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов Истоковедения. Они реализуются через:
* курсы повышения квалификации работников образования;
* проблемно-модульную подготовку педагогов;
* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
* посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педагогических университетов.

Всего подготовлено более 15 тысяч педагогов в Вологодской, Нижегородской, Калининградской, Костромской, Архангельской, Свердловской, Московской, Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Мурманской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Томской, Омской областях, г. Москве, Ханты-Мансийском АО, Чувашской Республике, Республиках Саха (Якутия) и Марий Эл, Ставропольском, Камчатском, Хабаровском, Приморском краях.

В 2007–2010 гг. Издательским домом «Истоки» совместно с Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования подготовлены научно-методические издания — сборники «Отечественное образование», т. 1–4 (Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины).

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведено 11 Всероссийских научно-практических конференций «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки» (г. Москва), а также 12 Межрегиональных конференций (г. Вологда) по Истоковедению.

Издания по программе «Истоки» были неоднократно представлены на выставках в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

С 1996 г. по настоящее время опыт развития программы «Истоки» неоднократно был представлен на международных и российских форумах.

Программа «Истоки» была представлена на заседаниях «Круглого стола» комитета по образованию и науке Государственной Думы (г. Рязань, январь 2003 г.), комитета по образованию Государственной Думы (г. Москва, сентябрь 2011 г.; г. Тамбов, март 2013 г.).

В качестве экспертов авторы программы «Истоки» были приглашены для участия во Всероссийской конференции «Инновационное развитие сельских территорий» (г. Вологда, март 2010 г.), проводимой Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2011 г. приказом Министерства образования и науки РФ Издательский дом «Истоки» был включен в Федеральный перечень издательств, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2011 г.).

Источник: www.istoky-co.ru

«Истоки»
материал (старшая группа) по теме

Программа «Истоки» — результат работы целого ряда знаменитых авторов, сотрудников НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца, руководимого Ларисой Алексеевной Парамоновой.

Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова,

Читайте также:
Как закрыть файлы открытые в другой программе

Т.Л. Богина, Н.Е. Васюкова, Е.М. Волкова, И.Н. Воробьёва,

А.Н. Давидчук, РА Иванкова, Т.Г. Казакова, ИА Качанова,

НЛ. Кондратьева, В.В. Кругов, Э.И. Леонгард, С.Л. Новосёлова,

Л.Ф. Обухова, Т. И. Осокина, Л.Н. Павлова, Г.Н. Пантелеев,

Л.В. Пантелеева, ВА. Петрова, Э.Г. Пилюгина, Е.Ю. Протасова,

Н.М. Родина, МА Рунова, Н.А Рыжова, Е.Е. Самсонова,

Т.В. Тарунтаева, К.В. Тарасова, Е.А. Тимофеева, Е.В. Трифонова,

Г.В. Урадовских, О.И. Чехонина. Практически каждый из них выступает и автором оригинальных методических разработок по тем или иным направлениям дошкольной работы.

Самим названием программы авторы (Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова, А. Н. Давидчук, Л. Ф. Обухова и др.) стремились подчеркнуть значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека.

В 1995 году впервые была представлена Концепция базисной программы развития ребёнка-дошкольника «Истоки». В ней рассматривался весь период дошкольного детства от рождения до 7 лет.

В 1997 году вышел первый вариант программы. Эта программа впервые представляла то, что её авторы считали необходимым базисом развития ребёнка, отдельно от методов его реализации. А методы предлагались лишь как одни из возможных вариантов. В основу программы легла концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития.

В 2001 году вышло новое, дополненное издание, где также были представлены параметры, на которые могут ориентироваться педагоги и воспитатели, определяя свои ожидания от выпускника детского сада.

В издании 2003 года несколько изменили название: программа стала называться Программа «Истоки», базис развития ребёнка дошкольника.

В 2011 году программа «Истоки» была переработана и дополнена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).

Источник: nsportal.ru

Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки»

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Изменения в дошкольном воспитании – на первой ступени системы образования – характеризуются как положительными, так и отрицательными тенденциями.

К первым относится создание гибкой многофункциональной системы разнообразных дошкольных учреждений, в которой, наряду с обновляемыми традиционными их типами, возникают новые: комплексы «Детский сад – школа», прогимназии, «Дошкольные центры» и др. Положительным также является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате – к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие базисной программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике.

Стандарт дошкольного уровня образования – это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Стандарт образования обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1989 г.), воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме (статья 29).

Читайте также:
Чем аннотация отличается от пояснительной записки в рабочей программе

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей.

Достижение стандарта дошкольного уровня образования обязательно для всех дошкольных учреждений, независимо от их профиля (кроме тех, в которых воспитываются дети с определенными типами отклонений в физическом и психическом развитии).

Однако, отражая социальный заказ своего времени, она была излишне идеологизирована и содержала целый ряд тем, далеких от жизни и опыта ребенка и зачастую недоступных его пониманию. Заявленный в этой программе деятельностный подход не был в полной мере реализован, поскольку ребенок не выступал в ней как субъект собственной деятельности. Не предусматривались фактически условия для саморазвития ребенка и реализации его творческого потенциала как интегративного, родового человеческого качества.

Возраст в программе был представлен как календарный и «привязан» организационно, в плане распределения программного материала, к соответствующим группам детского сада. Это затрудняло видение перспективы развития, не позволяло педагогу строить воспитательно-образовательный процесс с учетом неравномерности и индивидуального темпа развития каждого ребенка.

Все сказанное делает остроактуальной разработку новой базисной программы развития ребенка, которую и представляет научно-исследовательский Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуально-ориентированный подход к ним.

Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (Запорожец А.В.). В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного.

Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе преду-смотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru