Программа исследовательской деятельности это

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности

Инновационное направление — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных.

Исследование, исследовательское поведение — это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья. В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной

Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук

Педагоги — экспериментаторы считают важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка понимать следующие моменты:

— исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют);

— ученые выделяют следующие группы мотивов исследовательской инициативы: «бескорыстная» познавательная активность, практические, учебные, мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку;

— при этом важно понимать, что результатом реализации указанных мотивов (соответственно) будут: познание безотносительно к решению утилитарных практических задач, достижением конкретного утилитарно значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка;

— к средствам исследовательского поведения, имеющимся у ребенка психологи относят: анализаторы (зрительное исследование, слуховое, тактильное, вкусовое и т.д.), природные и искусственные орудия; (технические средства наблюдения и т.д.); другие субъекты; внутренние психические средства исследовательского поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека;

— по использованию речи в исследовательском поведении различают вербальное и невербальное исследовательское поведение;

— по характеру двигательной активности различают локомотивное (наблюдаю со стороны; наблюдаю, перемещаясь относительно объекта изучения) и манипулятивное (что могу с ним сделать; изучаю, изменяя положение объекта в своих руках) обследование;

— к условиям исследовательского поведения относят физические условия (буквально, возможность или невозможность проведения того или иного действия), социальные (на макроуровне, общество в целом поощряет одни виды исследования и запрещает другие, определяет цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам и т.д.);

Искусство написания научно-исследовательской работы.

— результатом всего исследовательского поведения будут, новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя [19, с. 35].

При организации обучения необходимо уделять внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

Читайте также:
Как выйти из программы git

Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях ФГОС ООО

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной

деятельности является включение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий

ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Этапы организации проектно — исследовательской деятельности по А.И Савенкову

Akimova foto copy

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Акимову Елену Степановну, воспитателя МАДОУ ДС 68 «Ромашка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Елена Степановна в своей статье расскажет об этапах организации проектно — исследовательской деятельности по А.И Савенкову. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Елены Степановны:

«Изучив подходы А.И.Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г.Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследовательского поведения) используем следующие этапы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая комплексно-тематическое планирование образовательной программы ДОУ».

Полезного чтения…

Изучив подходы А.И.Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г.Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследовательского поведения) используем следующие этапы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая комплексно-тематическое планирование образовательной программы ДОУ.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ВЫБОР ТЕМЫ

Для детей старшего дошкольного возраста занимательным является всё, что связано с жизнью людей (с их отношениями, достижениями), явлениями природы (связью между временами года), техническим прогрессом. Темы в старших группах детского сада в основном идут от детей. Дети являются активными участниками планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания воспитания и обучения.

ЭТАП ВТОРОЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ

После того как тема выбрана и одобрена всеми детьми, организуется её обсуждение и планирование. Эффективным приемом для организации такого обсуждения используется беседа по принципу трёх вопросов.

Первый вопрос: «Что мы знаем о……………?»

Второй вопрос: «Что мы хотим узнать о……?»

Третий вопрос «Как нам это сделать………?»

С помощью приема «мозговой штурм» выявляются имеющиеся у детей знания по данной теме. На стендепод надписью: «Что мы знаем о …?» фиксируются высказывания каждого ребёнка, за высказыванием записывается его имя. При дальнейшем планировании работы опираются на те знания и тот фундамент, который есть у детей по данной теме.

Под надписью: «Что мы хотим узнать о …?» фиксируются вопросы, возникшие у детей (записываются или схематично зарисовываются, так как многие дети не умеют читать). Принимаются все идеи и вопросы детей, даже если они кажутся глупыми или нелогичными.

Третий вопрос. Под надписью: «Как нам это узнать?» (используется методика А.И. Савенкова:карточки с символическим изображением «методов исследования») также делаются записи и рисунки: узнать из книг; спросить у другого человека; посмотреть по телевизору; понаблюдать; провести эксперимент; получить информацию с помощью компьютера; связаться со специалистом. В результате, дети начинают понимать, что источников информации, из которых они могут почерпнуть сведения, много, и все их можно и нужно использовать.

Далее совместно с детьми просматриваются сделанные записи, рисунки и создаётся тематическая «паутинка» – схема темы. В центре схемы записывается тема и обводится кружком, а на расходящихся в разные стороны лучах записываются интересы детей внутри темы (что хочет узнать ребенок). Тема едина для всех, но каждый ребёнок может выбрать тот аспект темы, который ему ближе.

В результате, когда записаны и логически классифицированы все слова-ассоциации детей по теме, сформулированы и вплетены в неё все вопросы, гипотезы, она, действительно, становится похожа на паутинку. Составление такой «паутинки» позволяет реализовать следующие цели:

Читайте также:
Это неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации

— объединение детей в группы по интересам;

— создание изначальной основы для систематизации сведений.

«Паутинка» используется для информирования родителей и сотрудников о том, что происходит в группе, для оповещения родителей о работе по теме.

После этого приглашаются родители для участия в реализации темы, проектов, для этого совместно с детьми составляется письмо-приглашение (по рекомендациям Е.Г.Юдиной) и вывешивается в раздевальной комнате.

В ходе планирования сразу продумывается и оснащение материалами центров в среде группы. Центры деятельности становятся лабораторией для ребёнка в процессе изучения темы, выполнения проектов. Центры наполняются материалами в соответствии с изучаемой темой.

ЭТАП ТРЕТИЙ. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ

Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и стимулируется, но дети — активные участники работы: они задают вопросы, ищут ответы, высказывают своё мнение. Они получают возможность осмысливать, представлять и воссоздавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, танцев, схем, театрализованных представлений и т.д.

В процессе проектно-тематического обучения приходится отказываться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения ребёнком знаний и становиться генератором идей, организатором, сопереживающим наставником, слушателем и зрителем, наблюдателем, консультантом, он действует рядом с воспитанниками, в сотрудничестве.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Изучение темы всегда заканчивается презентацией проектов, которые дети выполнили в процессе прохождения темы. Это может быть книга, поделка, макет, блюдо, спектакль, костюм, видеофильм и т.д. В группе организуется представление проекта, дети обмениваются впечатлениями. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых, порадовался достижениям других. На презентации приглашаются родители.

Источник: razvitum.ru

Основы учебно-исследовательской деятельности

Понятие и значение научно-исследовательской деятельности

Определение 1

Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.

Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.

Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1

Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.

При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.

Основными свойствами научного исследования являются:

  1. Целенаправленность. Исследование всегда имеет определенную цель и задачи, которых необходимо достигнуть;
  2. Новизна и нестандартность. Исследование направлено на проверку известных науке фактов и характеристик объекта;
  3. Однократность. Исследование проводится один раз и не требует повторения при обосновании, подтверждении научной теории или идеи;
  4. Уникальность подхода. В исследовании требуется применять новый подход, использовать креативные идеи, чтобы достичь успешного результата;
  5. Вероятностный характер и рискованность. Любое исследование сопряжено с риском неудачного исхода. Имеется, лишь, определенная доля вероятности достижения поставленных целей и задач исследования, а также имеется риск безвозвратной и необоснованной потери ресурсов, потраченных на исследование.
Читайте также:
Когда появилась первая программа для отправки электронной почты по сети

«Основы учебно-исследовательской деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.

Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины. Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:

  1. Требования Федеральных образовательных стандартов;
  2. Содержанием компетенций, на развитие которых ориентирована дисциплина;
  3. Особенностями учебной дисциплины и технологиями, используемыми учебным заведением в учебном процессе;
  4. Трудоемкостью учебного процесса и уровнем образования;
  5. Уровнем развития и уровнем подготовки обучающегося.

Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:

  1. Выполнение заданий различной направленности и степени сложности. Сюда может входить подготовка к проблемным лекциям, сбор дополнительного материала для них, участие в дискуссиях, коллоквиумах, деловых играх;
  2. Выполнение различных практических заданий и лабораторных работ. Сюда входит проведение самостоятельного лабораторного исследования, например, в домашних условиях, либо, просто подготовка материала для лабораторной работы, контрольного опроса;
  3. Написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ;
  4. Построение графиков и схем, таблиц по исследуемому вопросу;
  5. Подготовка сообщений, презентаций, поиск библиографических сведений;
  6. Подготовка к принятию участия в научно-исследовательских конференциях, олимпиадах, семинарах.

Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.

Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.

Стадии учебно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:

  • Подготовительная стадия. В данный период происходит постановка целевого назначения исследования, формируются его задачи, составляется методика проведения процесса, изыскиваются необходимые ресурсы для его реализации, выбирается учебная и методическая литература, оборудование для исследования, планируются результаты изучения того или иного объекта и делаются предварительные прогнозы.
  • Основная стадия. Она связана с проведением исследования. Происходит практическая реализация программы исследования, ищется необходимая информация, обрабатывается и фильтруется, фиксируется, проводятся опыты, аналитические задания.
  • Заключительная стадия. На этом этапе происходит подведение итогов проведенного исследования, а именно: делаются выводы по объекту, оценивается значимость исследования, анализируются результаты. Кроме того, подводятся итоги эффективности и целесообразности применения метода, примененного в исследовании и самой исследовательской программы, делаются выводы по оптимизации и улучшению того или иного направления, процесса, исследований.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru