В современной педагогической практике проектные мероприятия становятся важными составляющими образовательного процесса. Они позволяют наилучшим образом развить интеллектуальные и творческие способности детей, в непринужденной форме вовлечь их в образовательный процесс. По мнению педагогов и психологов практическая реализация содействует совершенствованию аналитических способностей, формирует критическое мышление, помогает освоить логические способы решения поставленных задач.
В согласии с государственными образовательными стандартами учебный процесс должен содействовать всестороннему развитию дошкольников. В частности, в соответствующих положениях указывается, что должны использоваться разнообразные методики и формы обучающего процесса, которые включают в себя не только письменные практические занятия, но и проекты. Поэтапное планирование позволяет учащимся оценивать результаты своей деятельности, ставить конкретные цели и находить способы их достижения.
Вебинар «Исследовательская деятельность обучающихся»
Что включает в себя проектная и учебно-исследовательская деятельность ФГОС
Проектная методика обучения включает в себя создание прототипа, прообраза, проекта. Учащиеся подбирают соответствующие методики для достижения требуемого результата и решения поставленных задач. Чаще всего она проводится коллективно, подразумевает совместное участие всей команды. Проектная деятельность обучающихся позволяет оценивать результаты собственного труда, мотивирует, создает лучшие условия для построения учебного процесса.
Исследовательская деятельность подразумевает изучение, освоение чего-то нового неизведанного. Ключевой особенностью является исследование заранее неизвестных предметов и явлений. Представленная методика имеет конкретную практическую ценность, включает в себя планирование, изучение и оформление результатов. Это содействует интеллектуальному, личностному развитию, росту компетенции. Дети учатся экспериментировать с различными веществами, предметами, материалами.
Формирование компетенций обучающихся в проектной деятельности
- Приобретение навыков критического мышления. Ребенок учится сотрудничать с другими людьми, правильно относиться к критике, рекомендациям.
- Овладение коммуникативными навыками. В процессе научного поиска, планирования, моделирования и решения практических задач учащиеся обучаются слушать и слышать собеседника, правильно реагировать на высказывания.
- Умение самостоятельно планировать деятельность. Дети учатся сами ставить задачи, планировать свою работу, выстраивать каждый этап, чтобы достичь нужного результата.
- Развитие информационной культуры. Внедрение средств ИКТ позволит детям лучше освоить компьютерные и иные технологии.
- Умение выступать перед публикой. Ребенок получает навык защищать собственные убеждения, производить оценку сильных и слабых сторон своей личности, приобретает ораторские навыки.
Различные формы организации учебно-исследовательской деятельности помогают учащимся хорошо освоить базовые принципы научной деятельности, элементы математического анализа, моделирования, исследования, планирования. Психологи отмечают, что это способствует формированию позитивной самооценки, самоуважения, благодаря этому у детей формируется настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Практическая реализация поставленной задачи помогает вовлечься в процесс обучения, создает наилучшие условия для развития личности и ее самореализации.
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Виды индивидуальных проектов в соответствии с ФГОС
- Творческие. Создание видеороликов, сценарий к праздничному или торжественному мероприятию. При этом участникам предоставляется полная свобода действий.
- Исследовательские. Проведение экспериментов, например с использованием биолаборатории «ANRO expert». Специализированное учебно-исследовательское оборудование на практике помогает приобрести базовые знания об окружающем мире. Оптимальный вариант для проведения наглядных опытов.
- Игровые. Совместное разгадывание кроссвордов и выполнение различных задач. Игровые занятия могут быть связаны с математическим анализом. Это дает возможность научить детей считать и вычислять.
- Практико-ориентированные. Программы с четко продуманной структурой, направленные на получение конкретного результата. Может включать совместную экспедицию или даже разработку проекта закона и многое другое.
Решение задач на стыке нескольких учебных дисциплин позволит непринужденно вовлечь учащихся в процесс обучения. Использование средств ИКТ формирует инновационное поведение личности, эффективное использование информационных ресурсов и прекрасную адаптацию в современном компьютеризированном обществе.
Источник: anrotech.ru
Планируемые результаты освоения программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования к.психол.наук. — презентация
Презентация на тему: » Планируемые результаты освоения программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования к.психол.наук.» — Транскрипт:
1 Планируемые результаты освоения программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования к.психол.наук Иванова Е.В. к.социол.наук Никитаева М.В. НИИСО
2 Планируемые образовательные результаты освоения программы проектной и учебно- исследовательской деятельности : Личностны е Метапредметны е Предметны е Основная задача школы – перевести учащегося в режим саморазвития
3 Личностные результаты Мотивация УУД Метапредметные результаты Предметные результаты Формирование траектории развития личности учащегося
4 Метапредметные результаты Познавательные УУД: Работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие Коммуникативные УУД: речевая деятельность, навыки сотрудничества Регулятивные УУД: Управление своей деятельностью, контроль и Коррекция, инициативность и самостоятельность
6 Этапы осуществления учебно- исследовательской и проектной деятельности Мотивационно-целевой этап Организационный этап Содержательно-процессуальный этап Этап обработки данных Интерпретационный этап Трансляционно-оформительский этап Рефлексивно-оценочный этап Коррекционный этап Внедренческий этап
7 Виды проектов по преобладающему виду деятельности: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный проекты; по содержанию: монопредметный, метапредметный (междисциплинарный) проекты; по количеству участников: индивидуальный, групповой, коллективный проекты; по длительности: урок-проект, экспресс-проект, длительный проект; по составу участников: ученические одновозрастные, ученические разновозрастные, детско-взрослые с участием учителей и родителей, ученическо- студенческие.
8 Классификация учебных исследований: по направленности: исследования живой и неживой природы, исследования в области техники, исследования в области экономики и т. д.; по характеру решаемых задач: теоретические, эмпирические исследования; по длительности: экспресс-исследования, длительные исследования (могут быть многолетними); по количеству предметных областей, охваченных исследованием: предметные исследования и межпредметные исследования; по формату реализации в урочной и внеурочной деятельности: урок-исследование, урок-лаборатория; образовательные экспедиции, конференции и т. д
9 Формы представления результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности: макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты археологических и исторических экспедиций, обработки архивов и мемуаров; интервью; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
10 Организация оценки проектной деятельности
11 Критерии оценивания результатов проектной и учебно — исследовательской деятельности четкость формулирования проблемы, цели и задач проекта, (исследования), соответствие содержания проекта заявленной теме, целям и задачам; актуальность исследования (проекта), социальное и прикладное значение полученных результатов; глубина осмысления, изучения проблем проекта (исследования); выдвижение гипотез и их обоснование; оригинальность выдвинутых идей, полученных результатов; способность разрабатывать идеи; владение методами исследования, принятыми в данной науке; умение работать с различными источниками информации; умение делать выводы, научность, логичность исследования; применение информационно-коммуникационных технологий; четкость формулирования проблемы, цели и задач проекта, (исследования), соответствие содержания проекта заявленной теме, целям и задачам; актуальность исследования (проекта), социальное и прикладное значение полученных результатов; глубина осмысления, изучения проблем проекта (исследования); выдвижение гипотез и их обоснование; оригинальность выдвинутых идей, полученных результатов; способность разрабатывать идеи; владение методами исследования, принятыми в данной науке; умение работать с различными источниками информации; умение делать выводы, научность, логичность исследования; применение информационно-коммуникационных технологий;
12 степень самостоятельности в выполнении различных этапов проектной и учебно-исследовательской деятельности; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли (для групповых проектов); умение ставить вопросы и избегать поверхностных формулировок; уровень организации и проведения, оформления презентации, соответствие иллюстративного ряда содержанию проекта или исследования, информативность иллюстраций; владение речью, лаконичность и конкретность изложения, владение специальной научной терминологией; наличие продукта проектной деятельности; четкое следование этапам проектной деятельности. степень самостоятельности в выполнении различных этапов проектной и учебно-исследовательской деятельности; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли (для групповых проектов); умение ставить вопросы и избегать поверхностных формулировок; уровень организации и проведения, оформления презентации, соответствие иллюстративного ряда содержанию проекта или исследования, информативность иллюстраций; владение речью, лаконичность и конкретность изложения, владение специальной научной терминологией; наличие продукта проектной деятельности; четкое следование этапам проектной деятельности.
13 Экспертный оценочный лист
15 Критерий 8. Качество оформления постера, доклада, плакатов и.д. (баллы суммируются максимально 11 балов)
16 Результаты освоения программы учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся могут быть представлены: В портфолио учащегося протоколы наблюдений карты экспертных оценок заключения по результатам диагностики личностной и интеллектуальной сферы учащегося грамоты, дипломы и сертификаты участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях исследовательских и проектных работ и др.). Результаты выполнения учебных исследований и проектов в рамках отдельных предметов, выраженные в виде отметок, заносятся в журнал успеваемости.
Источник: www.myshared.ru
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях обновленных ФГОС
Как известно с 1 сентября 2022 года во всех школах России вступили в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.
Новые (обновлённые) стандарты уточняют и актуализируют действующие ФГОС:
- уточняют и конкретизируют достижение трёхкомпонентных результатов образования;
- сохраняют и развивают курс на вариативность, индивидуализацию, открытость образования;
- стимулируют использование ДОТ и электронного обучения (с учётом опыта последних лет);
- ставят задачу формирования функциональной грамотности учащихся;
- стимулируют организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Обновленные ФГОС нацелены на повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий: формирование компетенций в предметных областях, учебно- исследовательской и проектной деятельности; формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования; формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС третьего поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Введение проектной деятельности в школе очень актуально в наши дни. Важно на каждом этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или исследовательская деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта .
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий .
Какие умения мы можем сформировать у обучающихся посредством проектно-исследовательской деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности, а также определить ее главные цели и задачи.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Девизом учебной проектно-исследовательской деятельности может стать китайская пословица: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Роль участников учебной проектно-исследовательской деятельности можно определить так:
- Учитель:
- консультирует,
- мотивирует,
- стимулирует,
- наблюдает;
- Ученик
- является субъектом познавательной деятельности;
- выбирает (принимает решение);
- выстраивает систему взаимоотношений с окружающими людьми;
- овладевает новыми знаниями;
- оценивает;
- Родитель:
- консультирует;
- мотивирует.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
– обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации обучающихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и обучающимся.
Исследовательский и проектный методы в обучении необходимо применять в педагогической деятельности в разных контекстах и формах.
В рамках урочной деятельности наиболее целесообразным с методической точки зрения и оптимальным с точки зрения временных затрат является использование разного рода учебных исследовательских и проектных задач (заданий), а также мини-исследований и мини-проектов.
Исследовательские задачи (задания) представляют собой особый вид педагогической установки, ориентированной:
⎯ на формирование и развитие у обучающихся навыков поиска ответов на проблемные вопросы, предполагающие не использование имеющихся знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений, предположений, экспериментирования;
⎯ на овладение обучающимися основными научно-исследовательскими умениями (формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять анализ, опыт и эксперимент, делать обобщения и формулировать выводы на основе анализа полученных данных).
Проектные задачи (задания) отличаются от исследовательских несколько иной логикой выполнения и тем, что нацелены:
⎯ на формирование у обучающихся умений определять оптимальный путь для решения проблемного вопроса, прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;
⎯ на формирование и развитие у обучающихся умений максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся знания и освоенные способы действий, а при их недостаточности – искать и отбирать необходимые знания и методы (причем не только научные).
Учебные задачи, как правило, реализуются на уроках в рамках ограниченного времени (до 10–15 мин), оптимально – в индивидуальном и групповом форматах и представляют собой деятельность обучающихся в проблемной ситуации, поставленной перед ними учителем. При этом особенность организации работы обучающихся с проблемными задачами заключается в том, что для их решения педагог предлагает необходимые средства и материалы, перечень вопросов и заданий и требуемых для их выполнения данных.
Использование этих видов заданий на различных предметах реализует «метод проблемного обучения», при котором для поиска ответа на проблемные вопросы организуется совместная деятельность обучающихся и учителя на условиях максимальной самостоятельности обучающихся и общего, направляющего участия педагога.
Регулярное применение этого метода необходимо, так как происходящее в ходе активной поисковой деятельности усвоение учебного материала способствует формированию у обучающихся не только системы предметных знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, особых стилей умственной и практической деятельности, какими являются исследовательское и проектное мышление.
Особой разновидностью исследовательских и проектных задач являются мини-исследования и мини-проекты: это «сжатые» по времени исполнения, а не по форме предъявления результатов исследования или проекты, которые организует педагог в течение одного или двух уроков (как правило, сдвоенных).
В зависимости от целей педагог может организовать работу над мини исследованием или мини-проектом в следующей последовательности:
- Постановка проблемной ситуации или проблемного вопроса.
- Предоставление обучающимся возможности разделиться на группы, определить цель и задачи, спланировать действия, распределить между собой функционал.
- Проведение обучающимися необходимых исследовательских процедур при консультативной поддержке педагога.
- Организация публичной презентации результатов работы групп.
- Организация публичного обсуждения представленных результатов и их коллективной рефлексии.
- Рекомендации педагога по учету типичных ошибок и совершенствованию в будущем алгоритма выполнения задач (заданий).
Тематика проблемных заданий для исследовательских задач может строиться вокруг следующих теоретических вопросов:
⎯ как (в каком направлении) … в какой степени… изменилось…;
⎯ как (каким образом) … в какой степени повлияло… на…;
⎯ какой (в чем проявилась) … насколько важной… была роль…;
⎯ каково (в чем проявилось) … как можно оценить… значение…;
⎯ что произойдет… как измениться…, если….
Для проектных задач тематика проблемных заданий может быть нацелена на решение следующих практико-ориентированных вопросов:
⎯ какое средство поможет в решении проблемы… (опишите, объясните);
⎯ каким должно быть средство для решения проблемы… (опишите, смоделируйте);
⎯ как сделать средство для решения проблемы … (дайте инструкцию);
⎯ как выглядело… (опишите, реконструируйте);
⎯ как будет выглядеть… (опишите, спрогнозируйте).
Использование в рамках урочного времени различных видов исследовательских и проектных задач чрезвычайно важно для повышения мотивации учащихся к обучению, для достижения ими высокого уровня умственного развития, для развития способности к самообучению и самообразованию. Несмотря на ограниченность времени для решения проблемных задач и наличие информационно-методической поддержки учителя, при необходимости незаметно направляющего мысли и действия обучающихся, школьники получают возможность на уроке или при выполнении домашнего задания попытаться самостоятельно «открыть» для себя новые знания и способы решения учебных проблем. Именно поэтому так важна грамотная организация учебной проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС в образовательных учреждениях.
Список использованных источников:
- Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2019. — № 6.1 (9.1). — С. 31-33.
- Леонотович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2018.
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai