Программа исследования выполняет функции

Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.

Программа социологического исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедур, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

В программе формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются основные понятия. От научного уровня разработки программы во многом зависит эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов.

Программа в социологическом исследовании выполняет следующие функции:

— методологическую: она позволяет определить научную проблему, цели, задачи и принципы исследования;

— методическую: разрабатывает логический план исследования;

Что такое: Программа социологического исследования?

— организационную: обеспечивает разработку четкой системы разделения труда, что облегчает контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов — методологического и методико-процедурного.

Первый, методологический, раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Формулировка рабочих гипотез.

Второй, методический раздел, программы включает в себя:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Определение обследуемой совокупности.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором рассматриваются этапы работы, сроки проведения исследования, оцениваются ресурсы и т.д.

Разработка программы социологического исследования начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соответственно основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или прикладная (связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов).

В соответствии с целью исследования формулируются более частные задачи. Задача социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. В исследованиях, ориентированных на решение теоретических научных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические задачи выступают как неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи — основные. Основные задачи исследования отвечают его цели, дополнительные ставятся для подготовки будущего исследования, для решения некоторых методических задач и т.д.

Проведения исследования функции внешнего дыхания: от калибровки до дезинфекции

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, необходимо уточнить объект и предмет исследования. В исследовании теоретико-прикладного характера сначала уточняется его предмет, а затем — реальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточняется предмет анализа заранее определенного объекта исследования.

Объект социологического исследования — явление или процесс, носитель социальной проблемы (область социальной действительности, деятельность людей, люди). Требования к объекту:

1. четкие обозначения явления по следующим параметрам – профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность;

2. определенная временная ограниченность;

3. возможность его количественных измерений.

Предмет социологического исследования — стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Правильный выбор предмета социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

Значительное место в программе социологического исследования занимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается социальная проблема. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие — значит найти такой индикатор (показатель), который отражал бы какую-то важную часть содержания этого понятия и который можно было бы измерить.

Процедура операционализации продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы. Получаемые при этом еще более простые понятия называются операциональными понятиями.

Процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1. определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно выражает его сущность;

2. выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

Параллельно с интерпретацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта, то есть систематизация имеющихся сведений в данной предметной области и применительно к данному объекту. Цель предварительного системного анализа — построение гипотетической модели (концептуальной модели) объекта как системы, выявление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования.

Гипотеза в социологическом исследовании — это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере связей между социальными явлениями и т.д.

Классификация гипотез:

· по степени общности предположений: гипотезы — основания и гипотезы — следствия;

· по степени разработанности и обоснованности: первичные и вторичные;

· по содержанию предположений о предметной области проблемы: описательные и объяснительные;

· с точки зрения задач исследования: основные и неосновные.

В социологии разработана система общих предпосылок и требований построения гипотез:

1. гипотеза должна отвечать исходным принципам общесоциологической теории;

2. необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам;

3. гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации;

4. гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теоретических знаний и практических возможностях исследования;

5. логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость.

Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо:

· стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез;

· указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных.

В соответствии с разработанными гипотезами, целями и задачами исследования в каждом конкретном случае строится собственная исследовательская стратегия — стратегический план.

Различают три варианта стратегического плана исследования:

1. разведывательный (формулятивный),

2. описательный (аналитический),

1. Цель разведывательного плана — уточнение проблемы и формулировка гипотез. Применяется в случае отсутствия ясных представлений об объекте исследования. Такой план предполагает три стадии работы:

1) тщательная работа с документами;

2) проведение интервью с экспертами (специалистами) с целью получения дополнительных знаний и формулировки гипотез;

3) разведывательное наблюдение.

Разведывательный план необходимо отличать от пробного или пилотажного исследования, которое осуществляется для проверки методик исследования.

2. Цель описательного плана — строгое описание качественно-количественных особенностей объекта. Используется тогда, когда имеющиеся знания объекта позволяют сформулировать описательную гипотезу. Сбор информации по описательному плану проводится на основе выборочного или монографического исследования, анкетирования, группировки.

3. Цель экспериментального плана — установление причинно-следственных связей в объекте. Его применяют при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные гипотезы. Наиболее надежным методом здесь является проведение социального эксперимента.

Кроме стратегического плана исследования в методическую часть программы включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, наблюдения и др.), а также проект выборки (определение обследуемой совокупности социальных объектов).

Общие методические требования к программе социологического исследования:

1. Необходимость разработки теоретико-методологической программы.

2. Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы.

3. Все звенья программы исследования должны быть логически последовательными.

4. Возможность внесения в программу необходимых корректив.

Основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования отражает его рабочий план.

Читайте также:
Программа автодок как пользоваться

Рабочий план шире программы исследования. Его задача — упорядочить основные этапы исследования в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами.

Структурные компоненты рабочего плана включают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и технические процедуры и операции:

· пилотажное исследование — предварительная проверка качества методик и процедур основного исследования;

· полевое исследование — изучение объекта в естественных, «полевых» условиях;

· подготовка данных для обработки и обработка данных;

· составление отчета.

Источник: megalektsii.ru

Тема 5. Программа социологического исследования

Исходный пункт социологического исследования – это формирование программы исследования. Результативность социологического исследования во многом зависит от степени разработанности программы. Программа представляет собой теоретико–методологичекую основу социологического исследования.

Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа – это изложение теоретических и методологических предпосылок исследования.

В соответствии с назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы социологического исследования состоит в:

· определении научных проблем, для решения которых проводится исследование;

· формировании цели и задач исследования;

· фиксировании исходных представлений об объекте;

· установлении отношения исследования к ранее выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы состоит в том, что в программе разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за ходом и процессом исследования.

Составление программы предполагает осуществление ряда процедур:

1. постановка проблемы,

2. определение объекта и предмета исследования,

3. описание целей и задач исследования,

4. интерпретация основных понятий,

5. формулировка рабочих гипотез,

6. разработка стратегического плана исследования,

7. описание методов сбора данных,

8. описание схемы анализа данных.

Ориентируясь на эти этапы и будет построено дальнейшее изложение нашего курса.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических выводов, во многом зависит от степени разработанности программы исследования.

Исследование, имеющее сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае, оно называется – дескриптивным.

Этап 1. Непосредственным поводом к проведению социологического исследования служит проблемная ситуация, как реально возникшее противоречие в развитии социума. Проблемная ситуация состоит из двух компонентов – гносеологического аспекта и практического.

В гносеологическом плане проблемная ситуация – это противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности. Предметная сторона – это некоторое социальное противоречие, которое требует не только осознания, но и конкретных действий выхода из этих противоречий. Реальные противоречия создают социальную проблемную ситуацию.

Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В такой ситуации необходимо проведение теоретических и эмпирических исследований для получения нового знания. Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке, которая располагает возможностями решения противоречий, возникающих в социуме.

Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности, не всегда перерастает в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными способами, то речь идет о практической проблеме.

Особенностью решения научных проблем является получение нового знания. Таким образом, решение научной проблемы представляет собой получение нового знания, создание научной модели объяснения социального явления.

В самом широком смысле под гипотезой подразумевается всякое предположение, догадка, основанная либо на предшествующем знании, либо на фактах. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой.

В социологическом исследование гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Предварительный анализ объекта социологического исследования содержит ряд этапов:

· рассмотрение объекта исследования в качестве целостной системы;

· выявление составляющих элементов данной системы;

· описание функций элементов системы;

· описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;

· рассмотрение условий функционирования всей системы.

Предварительный анализ объекта социологического исследования представляет собой средство построения гипотезы.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Научно обоснованная гипотеза в социологическом исследовании должна соответствовать ряду требований:

· гипотеза не должна содержать не утонченных понятий;

· гипотеза не должна содержать ценностных суждений;

· гипотеза не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки;

· гипотеза не должна включать много ограничений и допущений;

· гипотеза должна быть проверяемой.

Итак, г ипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе прежних научных исследований, на основе представлений о предмете исследования, на основе наблюдений, на основе здравого смысла. Трудности при построении гипотезы могут возникнуть при многообразии и сложности объекта исследования.

Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: необходимо выдвигать возможно большее число взаимосвязанных гипотез и стремиться указать возможно большее число эмпирических показателей переменных изучаемого объекта.

Существует классификация гипотез по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта. Различают описательные и объяснительные гипотезы.

Описательные гипотезы содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта.

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно–следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют основные и неосновные гипотезы.

Основные гипотезы отражают основную задачу (цель) социологического исследования.

Неосновные гипотезы отражают второстепенные задачи социологического исследования.

Кроме этого, гипотезы делят на первичные и вторичные.

Первичными считаются гипотезы, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте.

Вторичные гипотезы формулируют после получения дополнительной информации об объекте.

На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Виды и свойства гипотез отражены в таблице.

Отношение к центральным задачам исследования Место в логической структуре доказательства Степень научной обоснованности
Основные гипотезы. Указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования Гипотезы-основания. Гипотезы, которые доказываются с помощью выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпирических признаков Первичные гипотезы. Выдвигаются на начальных этапах анализа
Неосновные гипотезы. Характеризуют побочные, но достаточно нужные для решения основных проблем связи объекта Гипотезы-следствия. Гипотезы, выводимые из основных и служащие средством доказательства. Обязательно предполагают наличие эмпирических признаков, которые проверяются посредством измерения Вторичные гипотезы. Выдвигаются на основе проверки, уточнения первичных гипотез

Табл. 1. Виды гипотез в социологическом исследовании

Следующий этап разработки программы социологического исследования включает в себя определение объекта и предмета исследования. Определение программы исследования связано с выбором объекта исследования.

Под объектом социологического исследования понимается то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Кроме этого, объект социологического исследования – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом исследования социальных наук является общество.

Читайте также:
Программа adobe flash player не работает

Предметом социологического исследования принято считать ту из сторон объекта (его свойство, характеристику), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования.

Объект и предмет исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерности функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких – либо характеристик объекта исследования, предметом исследования становятся те стороны, которые содержат эти характеристики.

В итоге, предмет социологического исследования представляет собой определенную систему, которая служит основой для решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы, т.е. предмета исследования, выступают различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр.

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура представляет собой организованность элементов предмета по «горизонтали» (на одном уровне) и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию.

Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.

Формулирование проблемы не отвечает на вопрос: какого рода результат ожидается от социологического исследования. Для этого необходимо сформулировать цель исследования. Это следующий этап построения программы исследования. Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную, т.е. отвечает на вопрос, что является конечным результатом. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Различают три вида целей исследования:

· теоретические (направленные на получение теоретического знания),

· описательные (направленные на получение эмпирического знания),

· методологические (направленные на разработку методологического инструментария).

Планирование ступеней к достижению целей исследования представляет собой формулирование задач исследования. Выделяют основные и неосновные задачи исследования. Основные задачи исследования соответствуют цели исследования. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д.

Описать объект исследования можно по-разному, это обусловлено социальной проблемой и целями исследования. Выделение элементов и связей предмета исследования определяет, в свою очередь, выбор методики сбора и анализа данных.

После того как были определены цели и задачи исследования необходимо приступить к интерпретации основных понятий. Это следующий этап составления программы исследования.

Выделяют теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Кроме этого, необходимо сопоставлять теоретические положения и эмпирические данные для дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции:

· теоретическая интерпретация – это сопоставление данного понятия с другими понятиями;

· эмпирическая интерпретация – это сопоставление понятия с эмпирическими данными,

· операциональная интерпретация – это определение понятия через фиксированные эмпирические признаки.

Этап предварительной интерпретации понятий Интерпретация опорных понятий социологического исследования Интерпретация данных исследования
Построение рабочих понятий в ходе анализа проблемных ситуаций Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в ходе уточнения цели, задач, объекта, предмета исследования. Выделение состава опорных понятий Интерпретация данных (индексов, показателей) в ходе проверки эмпирических гипотез
Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность проблем исследования Теоретическая интерпретация понятий в ходе выдвижения и концептуального обоснования основных (теоретических) гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий (построение эмпирических гипотез) Теоретическая интерпретация, эмпирически проверяемых гипотез, фактов исследования
Предварительная системная характеристика модели объекта исследования в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация основных системных характеристик объекта Операциональнализация основных понятий, составляющих эмпирические гипотезы исследования. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета Теоретическая интерпретация понятий в ходе обобщения и построения выводов исследования

Табл. 2. Уровни и виды интерпретации

В свою очередь, теоретическая интерпретация может быть трех видов:

· интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями социологии, философскими категориями и других наук как изучаемой предметной сферы исследования;

· интерпретация основных понятий исследования через понятия меньшей степени общности;

· теоретическая интерпретация эмпирически установленных признаков, фактов.

Эмпирическая интерпретация возможна в двух вариантах:

· косвенная эмпирическая интерпретация (интерпретация, осуществляемая на основе логических связей установленных эмпирических признаков).

Операциональная интерпретация не тождественна операционализации. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Операционализация – это перевод научных понятий в форму переменных.

Существует несколько видов переменных:

· дискретные – величины, представленные целыми числами;

· непрерывные – величины, принимающие дробное или целое значение;

· экзогенные – переменные, не входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внешние» факторы;

· эндогенные – переменные, входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внутренние» факторы;

· независимые – переменные, влияющие на другие переменные.

Кроме переменных, характеристиками понятия являются индикаторы или показатели. Индикатор — это доступная измерению характеристика изучаемого объекта. Комбинация индикаторов составляет индекс.

Выделим ряд возможных ошибок при расчленении понятия на индексы:

· индикатор не охватывает понятие,

· индикатор шире понятие,

· индикатор охватывает часть понятия.

Контрольная работа 2:

1. Исследование, которое имеет четко сформулированную и проработанную программу, называется:

2. Отрасль социологической теории и практики, которая предоставляет социальным работникам данные об особенностях поведения, положения и социальной ориентации представителей различных социокультурных групп называется:

а) социология управления;

б) социология семьи;

в) социология труда;

г) социология духовной жизни.

3. Внутренний мир человека, проблемы духовного и культурного развития общества отражает социология:

4. Направление социологии, которое занимается исследованием социальных аспектов рынка в сфере труда, называется:

а) социология семьи;

б) социология духовной жизни;

в) социология труда;

г) социология управления.

5. В соответствии с назначением программа социологического исследования выполняет три функции (выделить лишнее):

6. В определении научных проблем, формировании цели и задач исследования состоит функция:

7. Данная функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, а так же позволяет разработать процедуру исследования:

8. Данная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива:

9. Эффективность социологического исследования зависит от:

а) степени разработанности программы исследования;

б) усилий исследователя;

в) уровня оплаты;

г) организации работы.

10. Противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности называется:

11. Предположение о причинной связи между группами фактов называется:

12. Гипотезы, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте, называются:

13. Предположения о причинно–следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки, отражают гипотезы:

14. То, на что направлен процесс познания (реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию) может стать:

15. Та из сторон объекта (его свойство, характеристику), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования, является:

16. Отвечает на вопрос, что является конечным результатом исследования:

Источник: studopedia.org

Программа исследования

Национальная идея и демократическое развитие

Программа социологического исследования – это изложение
основных принципов, теории и методологии исследования,
описание его процедур и организации. Ее главное назначение в
предварительном теоретическом анализе проблемы. Программа
должна содержать ответы на три основных вопроса: «Что надо
делать?» «Чем делать?» «Как делать?»

Читайте также:
Что такое программа по улучшению условий труда

3.

4.

Любая программа должна отвечать
требованиям необходимости; ясности и
четкости; гибкости; логичности.
Программа выполняет три функции:
1. методологическую (формулирует
научную проблему, цели и задачи
исследования);
2. методическую (предлагает
методический план исследования,
средства сбора и обработки информации);
3. организационную (обеспечивает
разделение труда и контроль за
проведением основных этапов
исследования).

5.

В методологической части программы прежде всего
формулируется проблема. В основе любой социальной
проблемы лежит какое-то реальное жизненное противоречие.
Его надо выявить и сформулировать как проблему. Если же
проблемы нет, то не стоит и проводить исследование. Любая
реальная проблема несет что-то новое, представляет собой
пока не решенную (познавательную или практическую
задачу). Научную проблему должны отличать острота,
актуальность, новизна и проблемная ситуация. Проблемная
ситуация – это, например, противоречие между знанием о
потребностях людей в каких-то действиях и не знанием путей,
средств, методов реализации этих действий.

6.

Далее в программе определяются цели и задачи исследования. Цель — это общая
направленность исследования, что должно быть достигнуто в результате. Четко
обозначенная цель ведет к новому знанию, дает возможность оценить социальные
явления под определенным углом зрения, позволяет сформулировать гипотезу,
определить объем работы и затрат на исследование, взаимоотношения заказчика
и исполнителя. Задачи – конкретизируют цель, это по сути вопросы, на которые
должен быть получен ответ в ходе исследования. Тем самым реализуется его цель.
Постановка задач позволяет выбрать средства и методы познавательных действий.
В программе обрисовывается объект – подлежащее исследованию явление или
процесс. Он характеризуется количественно, структурно, в пространстве и времени.
Чаще всего это какая-то совокупность людей. Определение объекта исследования
делает обозримой проблему, обозначает носителей проблемной ситуации.

7.

Указывается предмет исследования – те
свойства, стороны объекта, которые
подлежат изучению. Это могут быть
какие-то виды или характеристики
деятельности, потребности, состояния
сознания, интересы, идеалы, мнения,
мотивы, ценностные ориентации людей и
т.п. Объект может быть одним и тем же в
разных исследованиях, предмет же — это
угол зрения на объект. Определить
предмет исследования, значит установить
границы и рамки научного поиска, объем
отбора эмпирического материала для
анализа.

8.

9.

За предварительным описанием проблемы в
программе следует выдвижение гипотез. Гипотеза
– это научное обоснованное предположение,
объяснение каких-либо фактов или явлений, пока
не подтвержденных, не проверенных. Это может
быть предположение о структуре изучаемого
объекта, о характере связей между изучаемыми
социальными явлениями, о причинах каких-либо
явлений и о возможных подходах к решению
социальной проблемы. Гипотезы должны быть
принципиально проверяемыми; преемственно
связаны с предшествующим знанием;
обоснованными, не противоречить фактам;
простыми и строгими.

10.

Гипотезы ориентируют и направляют исследование. Это, по сути,
предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность
которого предстоит проверить. Гипотезы должны быть органично связаны с
задачами исследования и предварительным системным анализом проблемы.
Они должны содержать предположительные ответы на поставленные в
задачах вопросы и объяснять логические связи в проблеме. Гипотезы, как и
задачи, важны для подготовки методик сбора информации. Если методика –
анкета, то ответы в ней на соответствующие вопросы (блоки вопросов) дают
информацию по каждой задаче и гипотезе исследования.
Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей
эмпирического исследования, итог которого все же не выдвижение гипотез, а
получение новых знаний. Подтвержденные гипотезы становятся теорией и
законом, используются в практической деятельности.
Наряду с гипотезами в программе могут называться другие ожидаемые
результаты исследования.

11.

В методической части программы обосновывается выбор методов сбора
первичной информации. В социологии традиционно применяются сплошные и
несплошные методы исследования. Сплошные требуют полного охвата объекта
исследования, всех его элементов без исключения. Но такое исследование
многих социальных объектов весьма трудоемко или практически невозможно
(избирателей в Челябинской области, например, более 2 миллионов 620
тысяч). В таких случаях прибегают к несплошным методам: монографическому,
когда изучается типическая часть объекта; основного массива, когда изучается
большая часть объекта или его важнейшие элементы, выборочному, когда
опрашивается оптимальная численность лиц. По любому из таких методов
дается обоснование или расчет.

12.

При подготовке программы определяются и с методиками сбора
информации. Это могут быть анкеты, опросные листы для интервью,
памятки качественного анализа или таблицы контент – анализа
документов, протоколы или дневники наблюдений и другие. Набор
методик может быть лишь перечислен в программе, или описан или
приложен полностью. При этом следует помнить основные правила
методической стратегии:
— ни один метод не является универсальным, каждый имеет свои
возможности;
— не существует «хороших» или «плохих» методов, есть лишь
адекватные и неадекватные исследовательским задачам;
— надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но
и соблюдением правил применения.

13.

В соответствии с расчетными выборками по каждой совокупности опрашиваемых для анкетеров –
интервьюеров составляется задание на опрос и памятка с требованиями к его проведению.
Социолог разрабатывает задание на математическую обработку информации с анкет. В соответствии
с ним математик составляет (адаптирует к целям настоящего исследования) программу ввода в
компьютер и обработки социологической информации.
Научное исследование проводится на основе социального заказа. Заказчик, как правило, это
управленческая структура, в условиях трудностей, наличия проблем, неудовлетворенности
результатами стремится получить инновационную информацию и рекомендации по решению
проблем. Выполняет работу исполнитель – профессиональная группа исследователей – ВТК
(временный творческий коллектив). Она ведет поиск оптимальных решений поставленной проблемы,
предлагает соответствующие технологии.
Научно-исследовательская работа осуществляется на основе хозяйственных договоров, соглашений о
творческом сотрудничестве или в других приемлемых для сторон формах. Исследование
осуществляется с разделением труда по календарному плану, где указываются этапы и основные
виды работ, их стоимость, исполнители и сроки, формы отчетности. Такой календарный план тоже
включается в программу исследования.

14.

Понятие генеральной и выборочной совокупностей. Весь изучаемый объект, которым
чаще всего является какая-то группа людей, называется генеральной совокупностью.
Часто группы бывают настолько многочисленными, что обследование каждого из
членов группы становится невозможным, так как требует значительных затрат и
времени. Поэтому исследователь проводит выбор той части генеральной совокупности,
которую он будет изучать. Отобранная часть называется выборочной совокупностью,
или выборкой. Она не является любой частью изучаемого объекта и отбирается по
особым правилам. Правильная выборка при обследовании должна давать данные,
характеризующие всю генеральную совокупность.
В методическом разделе программы исследователь характеризует также используемые
методы сбора первичной социологической информации, представляет логическую
структуру инструментария для сбора информации, схемы ее обработки.

15.

Основные методы социологического исследования. Остановимся на основных
методах социологического исследования. Наиболее популярным методом сбора
первичной социологической информации является опрос. Известно, что опрос
широко распространен в других отраслях знания и в практической деятельности (в
медицине, в педагогике, в юриспруденции, в журналистике, в социальной работе и
т. д.).
Специфика метода опроса состоит в том, что источником информации в данном
случае выступает человек как непосредственный участник изучаемых явлений и
процессов. Опрос предполагает вопрос и ответ. Опрашиваемого человека в
социологии называют респондентом.
Опрос имеет две разновидности — анкетирование (письменный опрос) и интервью
(устный опрос).

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru