Известно, что научные исследования в области социальной работы имеют разные традиции и разное положение в профессиональной культуре. В отечественной практике у социальных работников проведение исследовательской работы одновременно с выполнением профессиональных обязанностей не так распространено, как, например, у врачей. Это можно назвать одним из недостатков исследовательской деятельности в области социальной работы.
В практике исследовательской работы в основном доминирует разработка проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников. Отсутствуют исследования коммуникативной обусловленности социальной работы, разработки специфических аспектов повседневной жизни клиента. Имеющиеся публикации в области исследований социальной работы ограничиваются главным образом дискуссионными размышлениями по методологическим вопросам, которые не подкрепляются эмпирическими данными. При этом дебаты ведутся лишь на академическом уровне.
Методология социальных обследований — Дмитрий Рогозин
Если же исследования проводятся извне, не социальными работниками, а профессиональными исследователями, то их применение в реальных ситуациях сталкивается со значительными трудностями. Многие социальные работники заявляют, что существующая исследовательская работа в социальной сфере не предоставляет им требуемых концептуальных или теоретических инструментов, которые были бы применимы па практике.
Еще одной проблемой является раздробленность исследований в области социальной работы, из-за которой не происходит накопления знаний. Новые исследования дополняют или переоценивают уже проведенные ранее, и новые открытия остаются отдельными фрагментами знаний, не создавая целостной базы. Развитие методологии и практики социальной работы в основном происходит в процессе практической деятельности, через проекты или повышение эффективности и развитие повседневной работы. Документация по данным разработкам сильно отличается, а значит знания и опыт, полученные в ходе работы над проектом или в какой-то конкретной области, едва ли можно использовать в другом контексте.
Сложный характер исследовательской деятельности устанавливает свои собственные критерии к научным исследованиям в области социальной работы. Вместе с гем, широкий диапазон подходов к исследованиям в социальной работе, которые мы рассматривали в предыдущей главе, позволяет выделить универсальные паттерны научно-исследовательской деятельности, отвечающей потребностям практики.
Прежде всего, это тематика исследований. В социальной работе она достаточно широка и определяется рамками сложной дискурсивной системы: «социальная среда — человек» (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Фокус исследований в социальной работе
Научные исследования в области социальной работы могут фокусироваться на целях социальной работы, клиентах социальной работы и их проблемах, па интервенциях и методах социальной работы, а также па ее результатах и последствиях. Исходя их фокуса научных исследований в социальной работе, можно утверждать, что их конечная цель — практическое решение проблем, связанных с организационно-профессиональной областью, политикосоциальной сферой, системной средой «клиент — социальный работник — социальная служба», а также их прогнозирование и планирование.
Лекция 2. Программа социологического исследования 2.6. Гипотезы исследования
Как подчеркивалось ранее, теория и практика социальной работы для познания своих проблем используют научноисследовательский потенциал социологии, в частности, принципы разработки программ исследования, методы сбора и обработки информации. Поэтому сама исследовательская процедура в области социальной работы будет напоминать в общих чертах структуру исследовательского социологического процесса (рис. 4.2) [1] . Эта структура показывает основные элементы и их взаимосвязь, а также последовательность исследовательской процедуры.
Рис. 4.2. Структура исследовательского процесса в области социальной работы
Поясним данную структуру:
- 1. Объект — им могут быть процессы и явления социальной действительности, проблемы профессиональной практики.
- 2. Субъект — при проведении исследования в области социальной работы в качестве субъекта исследования могут выступать следующие группы субъектов: «исследователь + практик», «практик + исследователь», «практик + клиент», «практик + клиент + исследователь», «исследователь + практик + другие заинтересованные лица».
- 3. Исследование в области социальной работы проводится с определенной целью и призвано решать конкретные задачи.
- 4. Средства — при проведении исследования используются научные, технические и организационные средства.
- 5. Результат — новые сведения об изучаемом объекте; подтверждение уже имевшихся ранее знаний; применение полученных в процессе профессиональной практики знаний об объекте.
Научное исследование, как правило, начинается с теоретического осмысливания будущей работы. По мнению западных авторов, хотя исследование проводится с разными целями, все они могут быть сведены к следующим пяти общим вопросам [2] (рис. 4.3):
- 1. Как сделать, чтобы сложный процесс или явление, которые не совсем понятны, стали более понятными? (Собственно исследовательская работа.)
- 2. Что достигается при помощи определенных процедур, стратегии или практического подхода, и являются ли они эффективными и достаточными для достижения поставленных целей? (Оценка или научный анализ результатов.)
- 3. Какие процессы и явления, включенные в конкретную программу, стратегию или практический подход, объясняют полученные результаты? (Исследования «процесс — результат».)
- 4. Как можно в период выполнения программы выяснить, работает ли она, и как работает, и, если необходимо, следует ли изменить подход? (Исследование деятельности.)
- 5. Как часто возникают проблемы или ситуации, сходные с наметившимися тенденциями, и каковы предпосылки для оказания социальных услуг и распределения ресурсов? (Исследование общего характера.)
Рис. 4.3. Этапы осмысления исследовательской работы
Проведение исследования в социальной работе, вне зависимости от его тематики, требует разработки исследовательской программы. И это следующий универсальный элемент исследовательского процесса. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы как исследователя, так и практика. Разработка программы позволяет избежать ошибок в процессе проведения исследования и при анализе его результатов.
Что же такое программа исследования? Прежде всего, это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Широко используемое в социологии определение программы исследования принадлежит В. А. Ядову: «Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки» [3] .
Содержание и структура программы исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. В социальной работе это могут быть исследования двух типов.
- 1. Практические (прикладные) исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных проблем профессиональной практики, включая ее дискурсы, с тем чтобы предложить конкретные способы действий. Теоретические подходы, уже разработанные в социальной работе как области междисциплинарного научного знания, реализуются здесь в конкретном приложении к социальной сфере и к профессиональной деятельности социальных работников и социальных служб, а непосредственным их результатом должна быть разработка социальных проектов, системы мероприятий для внедрения в практику.
- 2. Теоретике-прикладные исследования, цель которых состоит в разработке новых подходов к более глубокому и всестороннему изучению, интерпретации и объяснению проблемного поля социальной работы, формировании собственного методологического и методического инструментария социальной работы.
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает, в конечном счете, практическим интересам. Тщательно разработанная программа — гарантия успеха всего исследования.
Исходя из своего назначения, программа исследования выполняет следующие основные функции: методологическую, методическую и организационную (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Основные функции исследовательской программы
Методологическая функция заключается в теоретическом обосновании направлений научного поиска и реализуется путем выявления исходных теоретических подходов (принципов, установок), которые выполняют регулирующую роль в процессе сбора, обработки и анализа информации, обеспечивая научный уровень исследования. Программа дает возможность сформулировать научную проблему, ради которой проводится данное исследование, и определить отношение этого исследования к ранее проведенным. Определяются объект и предмет исследования, формулируется его цель и необходимые для ее достижения задачи, а также гипотезы.
Методическая функция заключается в определении процедуры сбора, обработки и анализа информации. Она предполагает взвешенный, обоснованный выбор (поиск) наиболее эффективных приемов, способов, средств информационного обеспечения научной деятельности исследователя в целях достижения научных результатов исследования. Методическая функция реализуется через логический план исследования, благодаря которому можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов — к новым теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям.
Организационная функция — координация деятельности участников исследовательского процесса. Она направлена на оптимизацию объективных и субъективных факторов
(условий), обеспечивающих качественное и экономное решение поставленных задач исследования. Организационная функция заключается в интеграции деятельности всех участников исследовательского процесса для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда. Программа служит основой планирования работ, контроля над поэтапным ходом исследования. С учетом вышеизложенного, программа исследования должна включать в себя четкое, подробное и завершенное изложение методологической и методической частей (разделов) (табл. 4.1).
Структура программы исследования
Методологи чес кая часть
Обоснование проблемы исследования и описание проблемной ситуации
Определение объекта и предмета исследования
Источник: studme.org
Предназначение и функции программы социологического исследования
Социологическое исследование начинается с разработки программы. Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, задачи, предмет и объект исследования. В ней излагаются гипотезы исследования, методы исследования и способы проверки гипотез.
Задачами могут выступать получение нового знания об объекте, выработка способов решения производственных и управленческих ситуаций, опробование социологических методик или методологических разработок и т.д.
Важное значение имеет обоснование актуальности темы, т.е. связь исследования с проблемной ситуацией, характерной для данного состояния общества или конкретной социальной группы, конкретного предприятия и т.д.
Выбор темы исследования определяется позицией социолога или организации заказчика. В рамках каждой темы полезно выделять несколько проблем. От их выбора существенно зависит дальнейшее направление работы.
Проблема — это противоречие между имеющимся знанием и назревшей общественной потребностью, а иногда и просто столкновение качества нового знания с количеством знания старого, что типично для научных исследований. Каждая новая потребность делает необходимым получение нового знания, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на вопрос, как решить возникшую проблему.
Практическая, предметная сторона проблемы социологического исследования — некое социальное противоречие, требующее разрешения. В проблеме содержится нечто такое, что неизвестно людям, что требует изучения, определяет направление мыслительного процесса. Поэтому выявление проблемы — важный этап в разработке программы социологического исследования.
Таким образом, в пределах одной темы вычленяется наиболее актуальная для общества, определенного региона, конкретной фирмы проблема или ряд проблем. Затем в программе указываются предполагаемые результаты исследования.
В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания или социологического воздействия.
Уточнению направлений исследования способствует выделение предмета исследования. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая подлежит изучению. Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который в принципе, позволяет обнаружить новую тенденцию или даже закономерность изучаемого противоречия.
Определение проблемы, предмета и объекта предполагает основательную теоретическую работу. Исследователь должен быть вооружен знаниями в области социологии, отраслевых прикладных дисциплин. Все это находит отражение в методологической части программы. В ней содержится предварительный анализ предмета изучения в целом, на основе чего осуществляется теоретическое уточнение понятий. Это делается для того, чтобы социальный заказчик, ознакомившись с программой, видел, из чего исходит автор в своем исследовании.
Программа социологического исследования содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования — необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
- 1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.
- 2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т.е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.
- 3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня
неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
- 4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.
- 5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога- исследователя.
- 6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию [1 c. 45].
- 7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
- 8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.
Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов.
Источник: studwood.net
1..Программа исследования и процедуры ее разработки
методология и методика исследования, его цель и задачи, объект и предмет.
Программа — это общая концепция исследования, заключающая в себя поэтапное программирование и
правила процедур научно — практической исследовательской деятельности.
Программа отвечает на вопросы:
а) что надо делать?
б) как выполнить задуманное?
в) чем выполнить задуманное?
Программа включает следующие функции:
1) теоретико — методологическую — определение проблемы и основ для её решения
2) методическую — определение способов сбора данных и приёмов описания результатов.
3) организационную — планирование исследования по этапам
При составлении программы необходимо исходить из того, что она должна быть
Þ логически последовательной
Программа — это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает:
1) формулировку проблемы или темы;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) определение цели и постановку задач исследования;
4) интерпретацию основных понятий;
5) формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) — это определение задачи, которая требует решения.
Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема — это противоречие в развитии
общественной системы или отдельных ее элементов.
Научная (гносеологическая) проблема — это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования — это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Определение цели и задач исследования. Цель исследования — это общая его
направленность на конечный результат. Задачи исследования — это то, что требует решения
в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Интерпретация основных понятий — это истолкование, разъяснение значения
основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.
Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных
свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими
Эмпирическая интерпретация — это определение эмпирических значений основных
теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие — это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.
Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для
объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом
успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-
основания и гипотезы-следствия.
Процедурный раздел программы включает:
1) принципиальный план исследования;
2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.
В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования,
показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При
выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным,
т. е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности
исследования; б) экономичным, т. е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т. е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т. е. имеющим прочную научную основу.
Источник: studfile.net