Написать научную работу – это одна из главных задач студента.
Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части исследователь изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета?
Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.
Сегодня мы решили подробно разобраться, что такое методы исследования и как их использовать в научной работе. Читайте нашу статью до конца, чтобы понять на примерах, какие из методов для вас больше подходят.
01 Что такое методы исследования?
Методы исследования – это приемы, с помощью которых вы изучаете научную проблему.
Когда вы выполняете свое исследование, то непременно должны рассказывать в своей научной работе каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашей работе была рассмотрена такая-то проблема. Вам нужно с помощью научных методов показать, как именно вы рассмотрели эту проблему. Может быть, был проведен анализ, то есть вы рассмотрели части, элементы предмета исследования. Может быть, вы провели сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявили несоответствия.
Методы исследования в курсовой и дипломной работе. Как правильно написать? Примеры
Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы.
Методы исследования помогают достичь цели работы. Поэтому вам нужно четко определить цель и задачи исследования. Затем вы сможете понять, какие действия вам предстоит выполнить. Это может быть эксперимент, с помощью которого вы сможете объяснить научную проблему по психологии. Это может быть модель, с помощью которой вы сможете подтвердить свою гипотезу исследования и т.д.
Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы для вас наиболее подходят. Давайте рассмотрим их классификацию.
Лайфхак
Перед классификацией расскажем, что любая научная работа после написания должна отправляться на проверку антиплагиата. Обычно в российских вузах используют сервис Антиплагиат ВУЗ. Это закрытая от свободного доступа система, которая определяет самый точный показатель оригинальности.
Пройти такую проверку с высоким процентом уникальности можно с помощью программы Антиплагиат Киллер. Она скроет все заимствования и повысит процент до 80-90%. При этом сам текст не меняется. Вам не придется ничего делать самому. Только отправляйте заявку с прикрепленным документов.
Получившийся результат пришлем без предоплаты.
Также поможет правильно оформить работу по требованиям ГОСТ за сутки.
02 Какие методы исследования бывают: классификация
Самый частый вопрос студентов – какие бывают методы исследования. На самом деле существует большое количество научных методов.
Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.
- Общенаучные методы. Они используются в разнообразных науках и делятся на 3 уровня.
- Теоретический уровень предполагает исследования на основе умозаключений и рассуждение:
- Анализ – разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения
- Синтез – из разных элементов предмета складывается общая система, которую изучает исследователь
- Обобщение ‒ соединение качеств или свойств в одно представление и описание их в общей системе
- Абстрагирование – поиск и нахождение ключевого элемента или свойства предмета, который рассматривается отдельно от других признаков
- Индукция ‒ рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод
- Дедукция – рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
- Экспериментально-теоретический уровень
- Эмпирический уровень ‒ это значит, что исследования проводятся на основе чувственного опыта.
- Наблюдение предполагает восприятие информации на основе органов чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное) в естественных условиях.
- Эксперимент – это создание искусственных условий, при которых исследователь собирает данные посредством наблюдения.
- Измерение – сравнение разных критериев, параметров с эталоном и определение величины или степени с помощью единицы измерения.
- Сравнение – это установление общих и разных черт объектов, признаков или свойств.
- Опрос – сбор данных посредством ответов людей на вопросы, подготовленные исследователем.
Такие методы используются в разных науках, будь то экономика, юриспруденция, журналистика или медицина. Поэтому несколько из них обязательно участвуют в каждой научной работе студента.
- Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.
Начнем с методов, которые могут понадобиться на направлении юриспруденция.
- Историко-правовой – рассмотрение правовых норм и юридической практики в разных промежутках времени, истории
- Право-социологический ‒ выявление и оценка правовой ситуации и действительности региона путем опроса и анкетирования местных жителей
- Сравнительно-правовой – установление общих и разных черт правовой ситуации между правовыми институтами различных стран мира.
Теперь определим специальные методы исследования для научных работ по экономике:
- Экономический анализ – это деление экономических явлений на факторы или категории, влияющие на распределение ресурсов
- Статистико-экономический – анализ статистических данных
- Расчетно-конструктивный – выявление закономерностей между экономическими явлениями и процессами.
Рассмотрим также некоторые специальные методы по психологии:
- Беседа – это обсуждение проблемы с целью выявить определенные факты. Происходит в форме диалога.
- Психологический эксперимент – создание определенных условий с целью наблюдения поведения человека, помещенного в данные условия без предупреждения.
- Тестирование – сбор ответов, выбранных из нескольких вариантов, с целью обобщения каких-либо данных.
Таким образом, каждая наука обладает собственным набором научных методов. Вам необходимо обратиться на кафедру, чтобы взять методичку и узнать про специальные методы, либо же найдите их в интернете.
03 Как правильно сформулировать методы исследования?
Чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами научной работы. Когда вы поймете, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.
Обычно используют такие шаблоны, как-то:
«Перечислим методы исследования…»
«Методы, используемые в нашем исследовании…»
«Для исследования были использованы такие методы…»
Затем вам необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.
Посоветуйтесь с вашим научным руководителем, если вы не уверены, что описали все необходимые методы. Студент может не знать о всех методах – это нормально. Поэтому вы без укорений получите помощь от научного руководителя.
Таким образом вы сможете правильно сформулировать методы исследования.
04 Как написать методы исследования в курсовой работе — пример
Давайте рассмотрим примеры, чтобы правильно написать методы исследования в курсовой работе. В первую очередь необходимо продемонстрировать цель работы. Именно она задает пути исследования и выбор способов изучения проблемы.
К примеру, тема курсовой работы по истории: «Правление Петра I».
«Целью данного исследования является выявление и изучение особенностей правления Петра I».
«Методы, используемые в исследовании: исторический, критический, анализ, синтез и сравнение».
Как вы видите, здесь можно только перечислить названия. Необязательно называть, где и как именно используется данный метод. В больших работах можно дать краткое объяснение к каждому методу, как он используется в работе.
Тема курсовой работы по социологии: «Понятие смерти в среде молодежи».
«Цель исследования в данной научной работе определяется изучением отношения молодежи к феномену смерти, понимание основных аспектов смерти».
«Для исследования были использованы такие методы, как анкетный опрос, анализ, дедукция, эксперимент».
Таким образом, вы можете заметить, что в перечне методов исследования используются не только общие методы, но и специальные. Это обязательный критерий к данному пункту введения.
05 Пример описания методов исследования в дипломной работе
Теперь рассмотрим примеры для правильного описания методов в дипломе.
Тема дипломной работы по журналистике: «Представление о современной России в зарубежных СМИ».
«Цель данного исследования – выявление особенностей представления о современной России в зарубежных СМИ под влиянием экономических отношений».
«Перечислим методы исследования: дедуктивная логика поможет на основе рассмотренных изданиях в разных странах сделать общий вывод о представлении России за рубежом. Анализ статей проводится достаточно широко для очертания образа. В практической части мы использовали интервью журналиста зарубежной страны, чтобы выявить частное представление о России».
Таким образом выглядит правильное описание методов исследования в дипломной работе. Здесь дано краткое определение как именно используются методы и для каких задач.
Тема дипломной работы по педагогике: «Развитие памяти у детей на уроках иностранного языка».
«Цель исследования — обосновать и экспериментально доказать эффективность комплекса разработанных упражнений, направленных на развитие памяти у младших школьников на уроках английского языка».
«Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия, качественная и количественная обработка данных».
Тема дипломной работы по экономике: «Анализ финансового состояния предприятия».
«Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов».
«При проведении данного анализа были использованы следующие методы: горизонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ».
Таким образом, мы рассмотрели примеры дипломной работы. Теперь вы знаете, как правильно оформлять методы исследования. Запомните, что они всегда должны быть согласованы с целью научной работы.
06 Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
В данной части мы рассмотрим примеры диссертационной работы. Какие используются методы в диссертации.
Тема диссертационной работы: «Жизненные ценности в сознании молодежи».
«Основной целью исследования является выявление жизненных ценностей в понимании студентов».
«Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией».
В больших научных работах, как в диссертации, важно кратко описать методы исследования. Так, подтверждается их значимость в исследовании.
Чаще всего в диссертации приводятся не методы, а собственная методика.
Методика отличается от методов тем, что конкретизирует приемы и действия по изучению предмета исследования. Таким образом, методы приближаются к описанию задач.
Однако это опять же необязательный пункт. В диссертационных работах также может идти перечисление методов. Давайте посмотрим на следующем примере.
Тема диссертации по юриспруденции: «Отстранение от работы: проблемы правового регулирования».
«Цель диссертационной работы состоит в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования отстранения работника от работы и разработке на этой основе соответствующих предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и практики управления».
«Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, к которым относятся системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод. К специально-научным методам отнесены метод правового сравнения, теоретико-юридический метод, метод обобщения показателей».
Таким образом, мы рассмотрели примеры оформление методов исследования в разных работах. Используйте примеры в качестве образца, чтобы правильно написать свою часть введения.
07 Ошибки при формулировке методов исследования
Теперь давайте рассмотрим, какие ошибки нельзя допускать ни в коем случае при написании методов исследования.
- Нельзя путать порядок структуры введения. Методы исследования обязательно должны указываться уже после определения цели и задач. Этого требует логика.
- В любой работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные. Это показывает, что работа была выполнено качественно и правильно.
- Нельзя писать приемы и способы введения, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи.
Итак, не допускайте этих ошибок, чтобы успешно пройти проверку нормоконтроля. Также вам понадобится правильно оформить работу в соответствии с требованиями ГОСТ. Мы подготовили для вас специальное видео, которое поможет вам быстро и легко оформить курсовую в соответствии с Госстандартом.
08 Как проверить работу на плагиат?
Когда ваша работа будет завершена, вам останется лишь проверить уникальность текста.
Вы можете бесплатно проверить свою работу через Антиплагиат ру. Данная система предлагает всем пользователям попробовать бесплатную демо-версию программы поиска плагиата. Мы подготовили для вас специальную статью, которая поможет подробно узнать, как самостоятельно обработать текст в Антиплагиат Ру.
Для проверки научных работ на уникальность также отлично подходит проверка в Антиплагиат ВУЗ . Это усовершенствованная разработка Антиплагиат ру.
В нее вложен мощный движок и богатая база источников. Именно эти особенности необходимы для анализа студенческих работ в вузе. Поэтому доступ к системе есть только у сотрудников университета. Студенты не могут узнать, какой процент уникальность покажет преподавательская проверка, потому что ни один бесплатный сервис не сможет дать точный результат оригинальности.
Однако на сервисе анти-антиплагиат.рф. доступна услуга «проверка уникальности в Антиплагиат ВУЗ». Благодаря нашим разработчикам, теперь у каждого пользователя есть возможность узнать точный процент самостоятельности текста заранее.
Вместе с результатом обработки документа вы получаете полный отчет, благодаря которому все найденные заимствования будут отражены в тексте. Также вы сможете сразу получить справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ. Этот официальный документ можно сразу подшить к курсовой или дипломной работе.
09 Как повысить уникальность текста?
Если вас не устроил ваш показатель оригинальности, то вам необходимо повысить уникальность текста. Давайте рассмотрим бесплатные способы.
- Сокращение лишнего. Прочитайте заимствование и убедитесь в том, что вам нужны данные чужие слова. Если без них смысл текста не меняется, то удаляйте плагиат.
- Если удалить заимствование нельзя, то попробуйте перефразировать. Для этого поймите ключевую мысль автора и изложите ее своим языком. Таким образом, программа проверки уникальности не заметит плагиата.
- Добавить слова-паразиты. Так называются слова, которые не несут в себе никакого значения, а только увеличивают объем. Используйте, например, такие вставки: «следовательно, имея ввиду, учитывая тот факт, исходя из, мы думаем, мы считаем, таким образом, в итоге и т.д.».
Таким образом, вы можете использовать эти бесплатные методы, которые эффективно помогут повысить процент самостоятельности.
Однако если у вас нет времени, чтобы самостоятельно дорабатывать свой текст, воспользуйтесь услугой «кодировки» от анти-антиплагиат.рф.
Специальная программа на нашем сервисе за пару минут обработает ваш документ таким образом, что система проверки уникальности не сможет обнаружить плагиата. При этом ваш текст никак не изменится.
Услуга повышения оригинальности предоставляется без предоплаты. Сначала вы самостоятельно проверяете повышение процента, а только за тем мы присылаем чек на оплату. Гарантируем, что вас приятно удивит результат, ведь уровень самостоятельности вырастет до 85-95%.
Таким образом, вы сможете быстро и легко пройти проверку на плагиат.
Сегодня мы с вами рассмотрели, что такое методы исследования в курсовой и дипломной работе. Теперь вы знаете, какая классификация существует и какие особенности при написании методов необходимо учитывать. Не забывайте о типичных ошибках, которые часто допускают студенты. А мы желаем вам успехов.
Полезные ссылки:
Источник: xn—-7sbbaar5acc1ard1a0beh.xn--p1ai
Программа исследования курсовой работы
На таблице 4 представлена программа исследования, на основании которой будет выполнена практическая часть данной курсовой работы. Дадим краткую характеристику этапов данной программы.
Для того чтобы непосредственно узнать о предприятии и его деятельности необходимо ознакомиться с организационно-правовой характеристикой предприятия из устава ООО « Атомлинк », а также другой нормативной документации. Так же необходимо проанализировать тип организационной структуры управления предприятием, определить тип структуры, ее основные элементы и характер связей между ними.
Определение цели предприятия дает четкое представление того, для чего данная организация существует.
Выработка маркетинговых решений начинается с анализа среды, в которой функционирует организация, Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы найти ответы на эти вопросы и тем самым помочь определить состояние рынка и понять действующие на нем тенденции.
Виды маркетинговых исследований. При изучении рынка стараются прежде всего анализировать демографические характеристики рынка и поведение покупателей. Демографический анализ включает определение и отслеживание таких характеристик рынка, как численность и возрастной состав покупателей, прирост и миграция населения, его покупательная способность и уровень образования. То есть преимущественно внешнюю среду организации.
К числу основных факторов, определяющих состояние внешней среды, относятся состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, социальная и культурная составляющие общества, природная среда и ресурсы и т.д. Для анализа макроокружения применяется метод СТЭП – анализа.
Этапы программ анализа предприятия
этап программы | цель | средства (инструменты) |
организационно-правовая характеристика | дать характеристику видам деятельности предприятия, изучить цели и задачи предприятия, дать характеристику организационно-правовой форме предприятия | информац. источники: устав, документация предприятия чел. источники: руководитель, менеджер методы: наблюдение, опрос |
система законов и нормативно-правовых актов | ознакомиться со всеми законами и нормативно-правовыми актами, которыми пользуется предприятие в своей деятельности | информац. источники: Конституция РФ, ГК РФ, ТК РФ, федеральный закон об ООО методы: анализ документов |
структура управления на предприятии | дать характеристику системе подчиненности на предприятии, изучить численность персонала | информац. источники: штатное расписание чел.источники: персонал отдела кадров методы: опрос, анализ документов, наблюдение |
дерево целей | выбрать наилучшее направление действий из имеющихся вариантов | информац. источники: отчеты предприятия чел. источники: персонал методы: анализ документов, наблюдение, опрос |
анализ внешней среды предприятия | дать характеристику СТЭП факторам, конкурентам предприятия и потребителям услуг предприятия | информац. источники: документы предприятия чел. источники: эксперты. методы: наблюдение, сравнение,анализ документов |
разработка маркетинговых решений | проанализировать с чем связано начало разработки того или иного маркетингового решения | чел. источники: маркетолог методы: опрос, наблюдение |
Анализ хозяйственной деятельности | Точная информация о результатах деятельности предприятия в динамике для качественного прогнозирования | Инф. ресурсы: бух.отчетность чел. источники: отдел по экономике и финансам |
принятие маркетинговых решений | дать оценку эффективности принятия маркетинговых решений руководителем | информац.источники: отчеты предприятия чел.источники: руководитель методы: наблюдение, анализ документов, опрос |
На принятие управленческих решений непосредственное влияние оказывает окружение, включающее потребителей продукции организации, поставщиков, конкурентов, рынок рабочей силы, анализ которых будет непосредственно осуществлен в практической части данной курсовой работы.
К числу факторов внутренней среды, влияющих на принятие решений в организации, относятся ее кадровый потенциал, система управления, производство, маркетинг, организационная культура.
После проведения анализа внешней и внутренней среды предприятия, составления таблиц угроз, возможностей и выявления слабых и сильных сторон организации, составляется SWOT-матрица и матрица выбора оптимальной стратегии. Данные матрицы составляются и анализируются с помощью экспертных листов. В группу экспертов входят сотрудники организации в количестве десяти человек.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится с помощью бухгалтерских документов, а именно формы №1 и формы №2, в разрезе нескольких временных периодов
Достоинства и недостатки существующей системы выявляются с помощью экспертов, проведения анкетирования работников предприятия и дополнительной внутренней информации Своевременно полученная информация позволяет выявлять возможности дальнейшей реализации существующей стратегии. Данное исследование проводится на основе оценки стратегии на соответствие целям.
На основе анализа организационно-правовой характеристики, анализа внешней и внутренней среды финансово-хозяйственной деятельности, анализа существующей системы и оценки стратегии на соответствие целям выявляются недостатки.
Далее на основе выявленных недостатков разрабатываются мероприятия по устранению недостатков, а также составляется план графика о реализации мероприятия и в конце составляется заключение об его эффективности.
Вывод. Таким образом, любому решению руководителя, будь оно коллективным, или единоличным, формализованным или неформализованным, присуще свойство проводникового материала – подобно электрическому току, бегущему по проводам, мысли, намерения, указания и воля руководителя воплощается через принятое им решение.
У любого решения есть и обратная сторона – это ответственность за его принятие и дальнейшее исполнение. Этот фактор является базовым в принятии оперативного управленческого решения, так как он заставляет менеджера рационально и целесообразно определять возможные критерии выбора в той или иной ситуации, и, прежде всего приоритетом в принятии решения должна является всегда сама организация. На принятие управленческих решений непосредственное влияние оказывает окружение, включающее потребителей продукции организации, поставщиков, конкурентов, рынок рабочей силы. Любое управленческое решение должно быть конкретным, содержательным, рациональным и одновременно эффективным и качественным. Помимо этого, оно должно соответствовать и всецело опираться на закрепленную за ним ресурсную базу.
Источник: infopedia.su
Составление программы исследования.
Формирование умений и навыков самостоятельной творческой деятельности является важным элементом учебного процесса. Из общего объема учебной нагрузки студентов (54-60 часов в неделю) самостоятельная работа составляет 18-24 часа. Одной из наиболее эффективних форм привлечения студентов к самостоятельной творческой работе является подготовка курсовых и дипломных работ.
Курсовая работа является обязательным элементом учебного плана.
Цель курсовой работы:
— закрепление и углубление теоретических знаний студентов, полученных в процессе изучения;
— выработка умений самостоятельно анализировать специальную литературу, делать выводы и обобщения;
— применение полученных теоретических знаний для решения конкретных задач по формированию библиотечных фондов.
Курсовая работа должна включать элементы научного исследования и отражать опыт одной или нескольких библиотек по выбранной теме. Часто курсовая работа, отражающая новые тенденции и направления в библиотечном фондоведении на современном этапе, представляет собой самостоятельное научное исследование, разработка которого завершается в виде дипломной работы.
Курсовая работа – это самостоятельно выполненное студентом исследование, в котором должны быть творчески разработаны актуальные вопросы фондоведения, которые имеют практическое значение для развития библиотечного дела.
В курсовой работе получают развитие знания, которые изначально закладываются в процессе привития навыков работы с документами, умение делать обобщения и теоретические выводы.
Курсовая работа является главным показателем степени подготовки студента к ведению самостоятельной научно-исследовательской работы.
В курсовой работе следует обязательно обосновать важность темы, изложить историю вопроса и дать обзор источников, который должен занимать не более 25% общего объема работы. Необходимо детально и точно описать методику проведения исследования. Эти элементы покажут технологию творческого процесса, докажут достоверность приведенных в работе материалов.
Для достижения гармоничного сочетания теоретического обучения и практической подготовки студентов наиболее ценными являются курсовые работы, выполненные по «реальной» тематике.
Темы курсовых работ предстоит теснее увязывать с научной работой кафедры. Возможность выполнения по отдельной научно-исследовательской теме значительного количества курсовых проектв (работ) помогает кафедре проводить поиск оптимального варианта решения того или иного научного задания.
При выполнении курсовых работ перед студентами ставится задача овладеть умением:
— выявить объект и предмет исследования, определять проблемы и цель исследования;
— самостоятельно выявлять и критически оценивать степень изучения проблемы, которая исследуется;
— выбирать методы исследования и правильно их использовать;
— планировать этапы исследования в соответствии со спецификой проблемы, которая исследуется;
— правильно фиксировать, обрабатывать и обобщать факты, полученные в результате эксперимента, анкетирования и т.п.;
— четко, последовательно и аргументированно излагать ход и результаты исследования.
Выполнение курсовой работы включает следующие процессы:
• Разработка методики исследования
• Оформление списка литературы и приложений
Перечисленные процессы не указывают на последовательность их выполнения, некоторые части работы могут выполняться параллельно.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы.
Выбор темы – ответственный момент в процессе выполнения курсовой работы. Как правило, характер темы определяется проблемой, над которой работает коллектив кафедры. После обсуждения на заседании кафедры тематика курсовых работ утверждается заведующим кафедрой. Перед распределением тематики курсовых работ преподавателями кафедры проводятся групповые консультации, что дает возможность студенту сделать правильный выбор.
Наиболее распространенными типами тем для курсовых работ являются: разработка отдельных вопросов общей тематики кафедры, а также проблем фондознавства, связанных темам курса дисциплины. Для кафедры и для студента такие темы очень полезны, потому что они разведывают новые направления, новые проблемы. Поисковые темы несут исследовательский характер.
При выборе темы для студентов заочного отделения надо придерживаться другого принципа. Темы надо подбирать связанные с местом жительства или работы студента, учитывая тип библиотеки и возможности студента.
Самостоятельное изменение студентом темы, выбранной и согласованой с преподавателем – научным руководителем, не разрешается!
Каждый студент должен получить у руководителя курсовой работы установочну консультацию.
В процессе дальнейшей работы над темой студент консультируется с руководителем в случае необходимости, но не менее двух раз по плану курсовой работы и ее черновому варианту.
Составление программы исследования.
Исследование любой темы должно начинаться с разработки программы, которая определяет проблему, цель, конкретные задачи исследования, методы их решения, а также основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.
Научное исследование имеет объект – это то, на что был направлен процесс познания – реальные факты, события, процессы или явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.
В одном исследовании невозможно решить все аспекты проблемы, ее необходимо конкретизировать – выбрать из нее свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта. Они выступают в качестве предмета исследования.
В основе методологической части программы лежит определение цели и задач исследования.
Цель исследования – познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится.
Поясняет и конкретизирует тему постановка взаимосвязанных задач. Библиотечное исследование обычно включает от 3 до 8 задач. При меньшем количестве задачи сливаются с целью и не выполняют своего назначения – быть ее конкретизацией и критерием.
Процесс научного исследования не может быть без методов познания. Метод – путь, способ достижения поставленной цели, решения определенного задания. Главный вопрос, на который он отвечает: как познавать? Методика исследования вытекает из самого содержания работы, из темы и объекта изучения.
Например, собирать необходимые фактические данные возможно с помощью методов изучения документов (отчетов и планов библиотек, читательских и книжных формуляров, форм суммарного и индивидуального учета, дневника работы библиотеки и др. Фактический материал для курсовой работы можно получить, используя и социологические методы – контент-анализ, наблюдение, эксперимент, анкетирование работников библиотек и читателей, экспертные методы.
Источник: megaobuchalka.ru