Основные сложности в диагностической работе с конкретной супружеской парой, имеющей определенные проблемы, определяются сущностью семьи как малой социальной группы, что влечет за собой специфику существования различного рода межличностных отношений. Вариативность данных внутрисемейных отношений обусловлена количественным составом семьи, так как каждый ее член будет одновременно и объектом и субъектом семейного взаимодействия.
Для психодиагноста также представляет сложность комплексный и одновременно дифференцированный подход к семье в целом и к каждому из ее членов в отдельности. Структура межличностных отношений в семье многообразна и зависит от роли, отведенной каждому из членов семьи. Задача диагностики выделить эти особенности и выявить специфику осуществления их членами семьи.
Также на планирование психодиагностического исследования и способ интерпретации результатов влияют теоретические воззрения самого исследователя. А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова указывают, что «сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации.
Первая встреча с семьей в семейном консультировании
Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методах и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании». Следовательно, является необходимым краткое обоснование выбора методик
При планировании диагностического обследования супружеской пары, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Социально-психологические характеристики семьи;
2. Историю супружеской пары;
3. Структуру семьи и ролевое воздействие;
4.Особенности эмоциональных отношений супругов;
5.Типичный характер конфликтов;
Методики, используемые при диагностике, должны соответствовать следующим критериям:
1.Быть достаточно простым в обработке;
2.Быть доступным пониманию испытуемых;
3.Не требовать много времени для своего выполнения;
4.Быть связанным с основной темой консультирования;
5.По возможности, давать максимум информации при минимальном количестве тестов. При этом тесты должны быть просты в обработке, чтобы можно было оперативно получить необходимую информацию, не затрачивая лишнего времени. Супружеской паре это дает возможность в процессе консультирования ознакомиться с результатами и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы.
Также необходимо установить доверительные отношения с супружеской парой и обеспечить конфиденциальность как самого обследования, так и полученных результатов и выводов согласно профессионально-этическим нормам психолога-диагноста.
Возможности методик диагностики эмоциональных отношений в супружеской паре.
В подгруппу факторов, повышающих устойчивость брака, включены: выражение любви партнерами, уважение, взаимная помощь супругов личностному росту каждого, любовь к партнеру, соответствие образа супруга образу идеального мужа (жены), ощущение супругами себя супружеской парой и т.д.
Женские ошибки в отношениях С МУЖЧИНОЙ. Как его понять? | Мила Левчук и Сатья Дас
Подбор методик для диагностики эмоциональных отношений в супружеской паре зависит от цели и задач исследования.
1. Методика «Типовое семейное состояние» — Эйдемиллер, Юстицкис, позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида а собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
2. Опросник «Измерение установок в семейной паре» — Алешина, Гозман. Дает возможность выявить взгляды человека по 10 сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии.
3. «Шкала любви и симпатии» Рубин, модификация Гозмана, Алешиной. Определяет преобладающие чувства у обоих супругов (любовь или симпатия). В методику включены 14 пунктов (7 – в шкалу любви, 7 – в шкалу симпатии).
4. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» РОП – предложен Волковой, изучает семейные установки. Содержит 7 шкал, позволяющих установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации (воспитание детей, организация бытового потребления, интимные отношения, эмоциональная поддержка, организация досуга, партнерские отношения, эстетические ценности). У благополучной пары иерархия семейных ценностей должна быть сходной.
5. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность), Волкова, модификация Слепковой. Опросник предназначен для измерения степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке.
В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов – утверждений. 1) Понимание – это наличие у субъекта картины личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особенностей. 2) Эмоциональное притяжение – привлекательность партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. 3) Авторитетность (уважение) – показатель того, насколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
10 методик для диагностики супружеских отношений.
Особенности распределения семейных ролей мужа и жены, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары, удовлетворенность браком, зоны конфликта исследуются с помощью специальных методик.
1. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
2. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
3. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
4. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
5. Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
6. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.
7. Опросник «Интересы — досуг» (Т.М.Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.
8. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т.Л.Романова) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности—неудовлетворенности, а также согласования—рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре.
9. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
10. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э. Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.
10 методик для исследования проблем семьи: Тесты и опросники для диагностики супружеских отношений.
Источник: psycabi.net
Диагностика проблем у супружеской пары
Жена: «Володя, ты хотя бы когда-нибудь поговорил со мной. Сказал что-нибудь хорошее. Не слышу от тебя добрых слов, и жизнь кажется тусклой, безрадостной. Я для тебя в последнее время вроде как мебель в квартире, как нечто неодушевленное…»
Муж: «Танюша, ты точно сегодня не с той ноги встала. Причем здесь мебель? Ты же для меня самый дорогой человек. А что речей пламенных не произношу, так это вы, педагоги, ораторствовать любите, а мы, инженеры, — молчуны большей частью».
Жена: «Ничего, до свадьбы, Володенька, ты ой как речист был, когда меня от Вадима отбивал: стихи писал, раз по 10 в день в любви признавался».
Муж: «Странная ты, Танюха, какая-то, не могу же я все время только о любви говорить. Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой. А что я тебя люблю, можешь быть уверенной. Не любил бы – давно ушел. Ясное дело!»
Жена: «Ах, Володя, так ты ничего и не понял».
Общее впечатление о семейной ситуации.
Представленный диалог супругов происходил во время психологической консультации. В диалоге участвовали супруги (Татьяна и Владимир), прожившие некоторое, достаточно значительное («Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой») время в браке.
Жена. Исходя из вербализованных претензий Татьяны супругу, понятно, что явный локус ее жалоб находится в плоскости недостатка эмоционального тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, коммуникативные проблемы. Имеется недовольство супругом в связи с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения в браке.
Неявный, скрытый локус претензий супруги, может также затрагивать вопрос сексуальных отношений и недовольство Татьяны супругом в этой сфере. Хотя, вероятно, секс для Татьяны является больше продолжением душевной и эмоциональной близости, которой ей не хватает в текущей стадии супружеских отношений.
Можно предположить, что причиной заострения внимания Татьяны мог являться дефицит чувственных эмоциональных и телесных аспектов родительско-детских отношений в ее детстве, который она пыталась компенсировать в добрачных и брачных отношениях с Владимиром. Ей нравилось привлекать внимание, возможно, провоцировать ревность («отбивал от Вадима»), чтобы стимулировать ухаживание будущего супруга, добиваться от него ярких проявлений чувств. В целом, поведение Татьяны довольно инфантильно, она регрессирует до привычных «детских» моделей, которыми, вероятно, с тем или иным успехом пользовалась в детстве: это детско-романтический тип брачного партнера. Жена может иметь демонстративную акцентуацию личности (провоцирующий стиль речи, потребность в восхищении) или истероидный радикал.
Жалобы Татьяны: явный локус:
• нарушение коммуникации с супругом,
• дефицит близости и доверительности отношений,
• отсутствие романтически-эмоциональных выражений и подтверждений любви со стороны супруга,
• различие взглядов на межличностные отношения в браке.
Возможный неявный локус: вопрос сексуальных отношений и недовольство Татьяны супругом в этой сфере. Недостаток любви и тепла в отношениях с родителями в детстве.
Муж. Владимир представляет собой тип рационального партнера. Он живет настоящим, ответственен, трезв в оценках, соблюдает права и обязанности, однако в силу собственной рациональности может пренебрегать эмоционально-чувственной стороной брака.
Владимир косвенно предъявляет жалобы на:
• сепарацию и дифференциацию супруги,
• непонимания его поведения женой,
• несоответствия своих ожиданий об оценке своей модели супружеского поведения женой и неоправданности ее претензий.
Оценка семейной ситуации и отношений
Муж может быть психастеником, быстро устающим от «бурных эмоций». Возможно это разница темпераментов супругов: Татьяна может быть холериком и экстравертом, Владимир – сангвиником или флегматиком – интровертом («мы, инженеры — молчуны»).
Любой вариант таких союзов по природе своей конфликтогенен, так как устремления, потребности и способности встречного их удовлетворения партнеров будут находиться в диссонансе. О взаимности скрытого конфликта говорят и особенности вербализации Владимира: в его речи явно прослеживается сепарация (по М. Малер) и противопоставление «супружеских партий» – «Вы педагоги» и «мы инженеры».
По классификации Уайла текущие отношения супругов принадлежат к типу «требование и уклонение». Супруга эмоционально реагирует на происходящие события и стремится к сближению. Супруг же занимает отстранённую позицию, тихо уклоняется от подобного близкого взаимодействия. И чем большую дистанцию он устанавливает, тем больше супруга стремится к её преодолению.
Ситуация на момент оценки не является слишком критичной. Неудовлетворенность браком является недостаточно осознаваемой (тлеющей). Жена предъявляет косвенные жалобы о бесцветности жизни, отсутствие радости, воспоминает время до брака. Для мужа брак — необходимость делать все как «положено»: «не любил бы, ушел». По классификации Э. Бэйдер и П. Пирсон жена находится на стадии дифференциации («Я изменюсь, если ты изменишься», а муж уже на стадии обучения («Оставь меня в покое» и «Я хочу быть самим собой»).
Супруг Володя не понял (или уже «престал понимать») ценности романтической составляющей супружеских отношений для жены и исключил их из своего супружеского «рациона»: «Раз я не ушел – значит, я тебя люблю». В этом утверждении также прослеживаются инфантильно-патриархальные установки на брак, когда само по себе наличие в семье мужа должно удовлетворять всем потребностям жены. Владимир лишен важных компонентов супружеской компетентности: эмпатии, способности и умения определять и выражать желания, мысли, оценки и чувства, желание жертвовать чем-то ради другого. У Татьяны отсутствуют навыки конструктивного выражения своих потребностей, без элементов манипуляций и провокаций.
Семейный конфликт обусловлен психическим напряжением из-за неудовлетворенности супруги в положительных эмоциях, отсутствии ласки, заботы, внимания и понимания, развивающегося психологического отчуждения супругов.
Формулировка имеющейся семейной проблемы
Взаимонепонимание имеющихся личностных и психофизиологических особенностей обоих супругов, обуславливающих различную конфигурацию взаимных потребностей, не удовлетворяемых в браке. Неумение полностью осознать и конструктивно сформулировать имеющиеся проблемы, донести до партнера конструктивные предложения для взаимной коррекции поведения и отсутствие понимания необходимости перестроить поведение для взаимного повышения удовлетворенности браком.
Прогноз развития семейной ситуации
При сохранении текущего состояния и характера супружеских отношений неудовлетворенность браком будет постепенно нарастать. Супруга может найти источник удовлетворения своих эмоциональных потребностей «на стороне», стабилизировав, таким образом, брак на некоторое время. Исчезновение внимания со стороны супруги может вызвать возмущение со стороны Владимира, измена может стать явной и брак может распасться.
При своевременно оказанной психологической помощи супругам, они смогут научиться адекватно выражать свои потребности, понимать важность удовлетворения взаимных потребностей, учитывать личностные особенности и особенности темпераментов, конструктивно разрешать конфликты, что повысит устойчивость семейной системы. Большая удовлетворенность браком повысит его стабильность. Однако имеющаяся потенциальная конфликтогенность партнеров, может привести к очередному кризису при воздействии внешних или внутренних дестабилизирующих факторов.
Стратегия и план работы с семьей
1. Психологическое консультирование в данном случае должно проводиться вестись в паре.
2. На подготовительном этапе необходимо найти точки соприкосновения супругов и помочь переформулировать их цели с перенесением акцентов с формальных требований к друг другу, потока жалоб и обид на контакт и объединение усилий по сохранению семьи.
3. Для диагностики ожидаемых моделей супружеских отношений можно использовать упражнение для определения Имидж-Эго (по Х.Хендриксу) и проективный рисуночный тест «Образы любви».
4. На этапе «Переговоры» необходимо наладить диалог между супругами, в котором психолог выступает фасилитатор и модель построения партнерских отношений. Для улучшения коммуникации можно использовать упражнение «Проверки правильности понимания». Для понимания точек зрения друг друга можно использовать техники «Обмен ролями» и «Смена позиции», упражнение «Создание картины желанных отношений» (По Х.Хендриксу), которое поможет супругам видеть, какими могут быть их отношения.
5. В качестве тренинга взаимной эмпатии можно использовать упражнение «Возвращение романтической любви», «Список приятных сюрпризов», заключить контракт о супружеских ролях на определенный срок.
6. Найти совместно новые объединяющие цели для семьи (рождение ребенка, постройка дома и т.п.).
Возможные трудности при оказании психологической помощи
В данной паре возможные трудности могут возникнуть с супругом, который придерживается слегка патриархальных взглядов и может отличаться ригидностью личности, неготовностью к быстрому изменению установок.
Жена при работе в паре может провоцировать конфликты.
Однако в целом, при сохранении мотивации на укрепление брака, прогноз может быть достаточно благоприятным.
Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью.
Источник: onkto.ru