Программа исследования фиксирует логическую структуру исследования, связывает его части в единое целое. Она включает:
Цель исследования. Это желаемый конечный результат, ответ на вопрос о том, для чего проводится исследование. По цели читатель может представить себе проблемную область, характер, замысел и направленность Вашей работы. Цель может быть теоретической или практической.
Теоретическая цель направлена на получение новой информации об объекте, практическая – на получение информации, необходимой для изменения ситуации, преобразования объекта. Цель исследования всегда согласуется с темой работы.
Задачи исследования. Это конкретизация цели. Цель в исследовании одна, а задач несколько. В задачах может быть указано, какие факты Вы хотите получить, какие зависимости и тенденции выявить.
Объект исследования. Это некто или нечто – носитель проблемы. В психологии встречается 2 подхода к определению объекта исследования. В рамках первого в качестве объекта называются люди или группы людей, в рамках второго – психологические феномены. Второй подход предпочтительнее.
Как сформулировать Цели и Задачи в Дипломной работе – показываем на примере
Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, малоизученные феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д.
Предмет исследования. Это конкретный аспект объекта, который рассматривается в данной работе. Он формулируется с позиции определенной теоретической платформы или подхода. Предмет исследования всегда согласуется с объектом и не может быть шире него.
Гипотеза исследования. Это предположение, которое может оказаться либо истинным, либо ложным. Гипотеза формулируется утвердительно и не может носить оценочный характер («хорошо – плохо»). Можно выносить предположения о наличии:
— явления (например, феномена «сдвига к риску» при групповом принятии решения)
— связи между явлениями (например, зависимости интеллекта детей от интеллекта родителей)
— причинной связи между явлениями и факторов, влияющих на данные явления
— определенной динамики явления (например, особенности адаптации студентов в вузу) и др.
Хорошо сформулированная гипотеза конкретна, её можно либо подтвердить, либо опровергнуть. В гипотезу не включают понятия, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем.
При работе над программой исследования студенты испытывают определенные трудности, т.к. впервые сталкиваются с логикой научного познания. Поэтому рассмотрим конкретный пример составления программы исследования.
1. Поиск проблемы исследования. Предположим, что Вы хотите найти ответ на некий житейский вопрос. Например: «почему подростки так агрессивно себя ведут? » Переформулируйте житейский вопрос в исследовательский, воспользуйтесь психологическими терминами. Т.е. перед Вами стоит задача «перевести» термины с повседневного языка на научный.
В нашем примере стоит четко для себя прояснить, интересует Вас агрессивное поведение в определенных ситуациях, агрессивность как личностная черта и т.д. Иначе Вы столкнётесь со многими трудностями при изучении литературы.
Гипотеза исследования в курсовой и дипломе. Как правильно написать? (с примерами)
2. Для формулировки цели необходимо определить основные понятия. Вы можете воспользоваться психологическим словарем. Кроме того, нужно выявить эмпирические индикаторы (признаки) понятия. Это поможет Вам структурировать свою работу.
В нашем примере можно сформулировать цель следующим образом: изучить особенности агрессивного поведения подростков. При этом мы уже определились с понятиями и знаем, что нас интересует именно поведение подростков. Поведение может быть объективно зафиксировано, «измерено» путем наблюдения.
Образец оформления программы исследования и обзора литературы
I. Актуальность проблемы. Предмет, объект и задачи исследования
Актуальность проблемы. Будущее России в решающей степени определяется качественным потенциалом населения, в первую очередь его профессиональными и деловыми характеристиками. Основную роль в формировании этого потенциала играет система высшего профессионального образования.
Эффективность этой системы во многом зависит от оптимального сочетания теоретических знаний и практических навыков, получаемых студентами в процессе обучения. Возможность совмещения обучения в вузе с работой на производстве в советские времена реализовалась в основном через обучение на вечерних и заочных отделениях вузов. В последние годы наметилась тенденция к сокращению доли вечернего и заочного обучения. Однако одновременно резко увеличилась доля студентов очного отделения, совмещающих работу и учебу. Это вызвано целым рядом факторов, главные среди которых:
- расширение практики коммерческого (платного) образования;
- резкое уменьшение относительной величины стипендий и сокращение числа студентов, получающих стипендию;
- уменьшение возможности помощи со стороны родителей в связи с резким сокращением реальных доходов большинства семей;
- расширение сферы платных рекреационных услуг для студентов, а также повышение доступности товаров престижного потребления (модная одежда, радиоаппаратура, автомобили и т.д.).
Если в 60-80-е годы студент, получая стипендию 35-70 рублей, мог в принципе прокормить себя, а работая в летних студенческих отрядах, заработок в которых иногда составлял до 2000 руб. в месяц, мог обеспечить удовлетворение основных культурных потребностей в течение года, то теперь стипендия нередко не покрывает даже транспортных расходов.
Кроме того, некоторые студенты вынуждены помогать родителям, в то время как раньше большинство родителей имели реальную возможность содержать своих детей в период обучения в вузе.
Поиск работы в студенческие годы стал повсеместным явлением. Большинство студентов стремятся найти заработок по специальности, с тем, чтобы не только совершенствовать свои профессиональные навыки, но и обеспечить себе работу по окончании вуза.
Массовый процесс поиска работы студентами очниками порождает целый ряд социальных проблем.
- Во-первых, занятость, отвлекая студентов от процесса учебы, может понижать их успеваемость и уровень подготовки, что в конечном итоге скажется на интеллектуальном потенциале общества. Чрезмерная нагрузка может отрицательно сказаться на здоровье студентов.
- Во-вторых, массовая занятость требует совершенствования учебного процесса, поскольку студенты на работе сталкиваются с массой вопросов, ответы на которые они не всегда находят в учебных курсах.
- В-третьих, далеко не у всех студентов их подработка совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Связано это с низкой ориентацией части студентов на специальность, а так же с тем, что далеко не все могут найти соответствующее их интересам место работы. Любой вуз заинтересован в том, чтобы сократить разрыв между желанием и возможностями студентов. Если нельзя избежать подработки в процессе учебы, то студенты должны иметь возможность работать по специальности.
Таким образом, в условиях современной России социальная проблема связана не столько с самим фактом работы студентов, сколько с тем, что значительная часть работающих студентов занята в отраслях, далеких от их основной профессии.
Решение социальных проблем, возникающих в связи с занятостью студентов, невозможно без получения информации, источником которой могут быть социологические исследования. Из материалов социологических исследований явствует, что установки студентов и их поведение на рынке труда заметно различается в разных регионах России (см. обзор литературы).
В частности, в этом отношении выделяются московские вузы, поскольку студентам, обучающимся в них, обычно проще найти работу по специальности, чем студентам большинства региональных вузов. Кроме того, студенты различных специальностей оказываются в совершенно разных ситуациях на рынке труда. Профессии, связанные с развитием рынков, весьма широко затребованы; студенты экономических специальностей в последние 10 лет оказывались в более выгодной ситуации, чем учащиеся технических вузов и факультетов. Поэтому, прежде чем делать обобщающие выводы, целесообразно изучить ситуацию в отдельных отраслевых группах студенчества. В связи с этим в данном исследовании мы предполагаем выявить ориентации и поведение в сфере занятости студентов — экономистов, менеджеров и социологов московских вузов.
Предметом исследования является отношение студентов к поиску места работы, совпадающего со специальностью, получаемой в вузе, а также факторы, влияющие на возможность получения такой работы.
Объект исследования – студенты, обучающиеся по специальностям «экономика», «менеджмент», «социология» в вузах Москвы. Обследуются только студенты 1 — 4 курсов очных отделений государственных вузов. Это ограничение вызвано соображениями сопоставимости результатов опросов в разных вузах.
В большинстве московских вузов сохранилась традиционная система подготовки специалистов (5 лет). В то же время, в некоторых вузах ведется подготовка бакалавров (4 года) и магистров (2 года). Опрос студентов 5 курса и магистратуры заметно осложнил бы схему выборки. Кроме того, студенты 5 курса и магистратуры, как правило, заняты подготовкой дипломной работы и не имеют или почти не имеют регулярных занятий в весеннем семестре, в котором будет проходить опрос.
Ограничение опроса студентами очных отделений обусловлено предметом исследования. Проблемы занятости стоят и перед студентами вечерних и заочных отделений, но специфика этих форм обучения требует разработки специальной программы.
Цель исследования. Охарактеризовать масштабы и формы занятости студентов, уровень ее соответствия профессиональной подготовке, в разных вузах, а также на разных специальностях. Дать рекомендации относительно того, как уменьшить негативные последствия вторичной занятости и приблизить образовательный процесс к практической деятельности студентов.
Задачи исследования.
- Определить масштабы занятости студентов, соотношение различных форм занятости среди студентов, а также масштабы расхождения между численностью студентов, желающих работать по специальности, и реализующих это желание. Дать сравнительные характеристики уровня и характера занятости по различным уровням и направлениям.
- Выявить основные мотивы поиска работы студентами; в частности, определить влияние мотивов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, с досугом и приобретением престижных товаров.
- Охарактеризовать влияние референтных групп (прежде всего – родительской семьи) на выбор конкретного места работы.
- Выявить различия в ориентациях и практике подработки между студентами различных вузов, специальностей, курсов.
- Определить социально-демографические факторы, влияющие на установки и активность студентов на рынке труда, прежде всего – на совпадение профессии и занятия.
- На основе проведенного анализа, разработать модель, объясняющую различия между вузами и направлениями по доле студентов, занятых в профессиональных и непрофессиональных сферах.
- Разработать комплексную типологию студентов по характеру, направленности и интенсивности трудовой деятельности и выявить социально-демографические и социокультурные особенности студентов, относящихся к каждому типу.
- На основе проведенного анализа сформулировать рекомендации для администрации вузов и служб трудоустройства по оптимизации трудоустройства студентов.
Источник: studfile.net
Разработки программы исследования
Проблема исследования – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является целью работы.
Пример 1. « В ноябре, когда выпал первый снег, я вышла погулять во двор и увидела, как дети с удовольствием лепили снежные фигуры. Они получились разные:
Мимо проходила пожилая женщина. Она похвалила группу ребят: «Вот молодцы! Снежная баба у вас получилась замечательная!» На это ребята ответили: «Это не снежная баба, а снеговик».
Кого же всё-таки мы лепим зимой: снежную бабу или снеговика?
Пример 2. «Работа посвящена исследованию поведения зайца – беляка в условиях неволи.
В июле 2005 года в нашем доме появился крохотный беспомощный зайчонок (3-4 дня от роду), оставшийся без мамы. Известно, что в условиях неволи зайчата такого возраста обычно гибнут из-за изменения кишечной микрофлоры, которая в природе поддерживается благодаря поеданию зайчатами помёта взрослых зайцев. Возникла проблема кормления и выхаживания зайчонка очень раннего возраста в условиях неволи.
Актуальность исследования — характеристика исследовательского этапа работы; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно изучать.
Пример 1. «Интерес к данной теме возник в результате сочетания нескольких обстоятельств. Во-первых, знакомства с научно-популярными телевизионными программами; во-вторых – наблюдения за электротехническими опытами, проводимыми отцом; в-третьих – осознания необходимости экономии электроэнергии, в том числе и в повседневном быту. Последнее обстоятельство обусловило и актуальность выбранной темы».
Пример 2. «Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды города Кирова и возможных последствий его химического загрязнения».
Пример 3. «Выхухоли до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Кроме того, выхухоль на сегодняшний день – один из редких видов животных на нашей планете Земля. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности этих животных».
Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.
Правила выбора темы
1. Тема должна быть интересна ребенку.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную
пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро.
Кроме того, нужно учитывать:
— возможный уровень решения (соответствие возрасту ребенка);
— желания и возможности (есть ли для ее решения средства и материалы, наличие литературы, иначе работа примет поверхностный характер).
Примеры:
— «Дом древнего вятчанина»;
— «Употребление названий частей тела человека во фразеологических оборотах»;
— «Живая и мёртвая вода и её воздействие на человеческий организм»;
— «История семьи в воспоминаниях моей бабушки»;
— «Исследование рациона и структуры питания младших школьников»;
— «Влияние органических удобрений на размеры и урожайность корнеплодов моркови».
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и определяет только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Часто практически совпадает с темой исследования.
Пример 1. «Объект исследования – осветительные устройства и приборы».
«Предмет исследования — преимущества и недостатки различных типов осветительных приборов, а также их экономическая эффективность».
Пример 2. «Объект исследования – почва для выращивания комнатных растений»
«Предмет исследования – микрофлора почвы, ее влияние на морфофизиологические признаки растений».
Пример 3. «Объект исследования – эхо как явление».
Предмет – причины возникновения эха и возможности его использования».
Цель – это переформулированная проблема. Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель, как правило, начинается с глаголов: «выявить», «выяснить», «провести», «обосновать», «сформировать», «установить взаимосвязь» и т.д.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий.
Пример 1. «Цель исследования — собрать и обобщить материал о журнале «Веселые картинки» и его героях.
Чтобы легче было проводить исследование, были поставлены следующие
1) Изучить историю журнала «Веселые картинки».
2) Узнать об истории появления веселых человечков: как зовут этих героев?
Когда они появились в журнале?
3) Провести сравнение характеров веселых человечков; узнать, почему все они
оказались в одном журнале».
Пример 2. «Цель исследования состоит в том, чтобы проследить основные этапы процесса создания человеком различных типов осветительных приборов.
В соответствии с этим решались следующие задачи:
1) проследить эволюцию осветительных приборов, начиная с эпохи первобытного общества;
2) составить представление об устройстве разных типов осветительных приборов и об используемых источниках света;
3) выявить преимущества и недостатки разных типов осветительных приборов, свести их в сравнительную таблицу;
4) произвести сравнительный расчет экономичности лампы накаливания и современной люминесцентной лампы;
5) подготовиться к демонстрации некоторых видов осветительных устройств».
Гипотеза исследования – это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. В ходе эксперимента гипотеза или гипотезы уточняется, пополняется, развивается или отвергается.
Гипотеза не может быть очевидной (например: выбросы выхлопных газов загрязняют воздух), в ней не должно быть ненаучных понятий (например:вредные вещества).
Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если …, то …», «Чем …, тем …» или со слов «допустим», «возможно», «предположим»).
Пример 1. «В начале исследования было выдвинуто предположение, что каждый последующий тип осветительных приборов должен был иметь неоспоримые преимущества по сравнению со своими предшественниками: либо конструктивные, либо в отношении безопасности, либо в отношении экономичности».
Пример 2. «Если изменить кислотность почвы известкованием, то произойдет усиление роста листьев фиалки».
Методика исследования – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.
Методы исследования – способы познания явлений действительности и их закономерностей.
В общенаучном плане к методам исследования принято относить следующие:
· анализа – качественного (методологического, дидактического, психологического, лингвистического) и количественного (факторного, компонентного и т.д.);
· обобщения (синтез, описание и т.д.);
· проектирования (моделирование, предвидение);
· интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия, и т.д.);
· сбора фактов (наблюдение, изучение материалов, беседа, интервьюирование, изучение опыта работы и т.д.);
· регистрации (хронометраж, запись на магнитную ленту и т.д.);
· контроля и измерения (шкалирование, ранжирование, нахождение среднего арифметического, срезы);
· обработки (статистико-математические, графические, табличные);
· оценивания (самооценка, экспертные методы и др.);
· проверки (пробное обучение, опытное обучение и др.).
Сроки исследования – время, достаточное для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации.
Проведение эксперимента осуществляется по плану.
Основанием плана являются этапы исследования.
Этапы исследования
Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
Второй этап – основной (конструирующий, постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование. Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
Третий этап – заключительно-обобщающий. Систематизация материала исследования, обобщение результатов.
Пример 1. «Ход исследования включал в себя следующие этапы.
1. Подготовительный:
а/ выбор темы, определение цели и задач работы;
б/ выдвижение гипотез.
а/ изучение литературы;
б/ подбор иллюстраций;
в/ сравнительный анализ преимуществ и недостатков разных типов
осветительных приборов;
г/ составление сравнительной таблицы;
д/ составление сравнительного расчета экономичности лампы накаливания и
компактной люминесцентной лампы (энергосберегающей);
е/ подготовка наглядных материалов, в том числе стенда для демонстрации
некоторых видов осветительных устройств.
3. Заключительный.
а/ обобщение результатов работы;
б/ формулирование выводов.
Пример 2. «Исследование осуществлялось в три этапа:
1-й этап – поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);
2-этап – опытно-экспериментальный (психолого-педагогический эксперимент);
3-этап – заключительно-обобщающий (систематизация материалов исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера».
Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.
Формулировка результатов эксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента.
Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.
Пример. «ВЫВОДЫ» (по теме исследовательской работы «ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА):
1. В разные периоды истории человечества обычно параллельно использовалось несколько типов осветительных приборов. Их выбор в конкретной ситуации определялся двумя факторами: тем пространством, которое требовалось осветить, и финансовыми возможностями людей.
2. Все осветительные приборы, применявшиеся до электрической лампы накаливания, имели существенные недостатки. Это могло быть несовершенство или неудобство конструкции, дороговизна материалов, большой риск случайного возгорания.
3. Конкуренцию электрической лампе накаливания, которая сейчас является самым распространённым осветительным устройством в быту, могут составить компактные люминесцентные энергосберегающие лампы. Их удобство заключается в том, что они могут давать различный спектр света, и люди могут выбрать тот, который будет наиболее благоприятным для их глаз. Их экономичность подтверждается расчётами, но экономический эффект проявляется только при достаточно длительном использовании (несколько месяцев) в силу относительной дороговизны самих ламп.
В семье автора исследования после завершения данной работы была произведена полная замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами.
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПОЛНЕНИЯ
Источник: infopedia.su