Важнейшим социологическим документом является программа исследования. Она состоит из 2 частей: методологической и процедурной. В методологическом разделе дается формулировка проблемы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, развертываются рабочие гипотезы. Процедурный раздел состоит из стратегического плана исследования, обоснования выборки исследования, из наброска основных процедур сбора данных и анализа исходных данных.
В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправлено. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.
С точки зрения определения задач, исследование может быть теоретическим и прикладным.
Приступая к нему, нужно уточнить понятия – объект и предмет исследования. Объектом являются реальные социальные процессы. Которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте.
Методология научного исследования
Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.
Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае.
Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе, это своеобразное движение к новому знанию. Существует три типа гипотез:
1. На количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);
2. На объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);
3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).
Темы
- виды и формы связей в обществе, социальные институты
- девиация, социальный контроль
- история становления и развития социологии
- личность и общество
- методы социологии, социологические исследования
- общество и культура
- социальная стратификация
- социальные изменения
- социальные общности и группы
- социология как наука об обществе
Факультативные материалы
Источник: socnauka.ru
Вопрос 53. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий исследования как элемент программы фундаментального исследования.
В социологии существует две парадигмы — классическая и качественная. Основной критерий, в соответствии с которым производится выделение типов классического социологического исследования — это цель. В зависимости от цели выделяют следующие типы исследования: фундаментальное, прикладное, квазифундаментальное, разведывательное. Фундаментальным называется такое исследование, цель которого — получение нового знания. Организация фундаментального исследования включает в себя четыре этапа:
Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.
1. разработка программы исследования;
2. сбор первичной социологической информации;
3. обработка собранной информации в соответствии с задачами;
4. анализ и интерпретация результатов исследования, подготовка отчета.
В фундаментальном исследовании первому этапу уделяется значительное внимание. Программа исследования — документ, содержащий концептуальный (теоретический) подход исследователя к изучаемой проблеме, а также описание способов эмпирической проверки выдвинутой в рамках концепции теории. Программа, как правило, тщательно прорабатывается во всех своих структурных элементах. Качество программы, особенно качество измерительных процедур, во многом определяет качество исследования. Программа, являясь его проектом, представляет собой самостоятельный продукт творчества исследователя (или исследовательской группы) и может оцениваться независимо от того, реализован или не реализован этот проект. Программа фундаментального исследования имеет следующую структуру:
1. Методологическая часть:
— Описание проблемной ситуации
— Цели и задачи исследования.
— Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий исследования.
— Комплексный анализ объекта исследования.
3. Методическая часть:
— Обоснование и расчет выборки
— Черновой вариант инструмента исследования
— Программа обработки информации.
Источник: studopedia.info
Программа соц исследования. Формулирование проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследований.
Теория соц. исследований дает объяснение тому или иному явлению и, процессу, указав на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как надо исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы изучения.
Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества.
Социологическое исследование — это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретический и эмпирический (экспериментальный).
1 этап – подготовительный. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д.
2 этап — полевой. Сбор первичной социологической информации, записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и др. методами.
3 этап — обработка социологической информации. После сбора эмпирических данных производится их качественная и количественная обработка. Качественная обработка предполагает кодирование социологической информации, т.е. преобразование данных в цифровой вид, удобный для ЭВМ. Количественная обработка предполагает ввод данных в компьютер, а также построение таблиц, графиков, диаграмм по полученным результатам.
4 этап — анализ обработанной информации, проверяются гипотезы, вырабатываются практические рекомендации, готовится аналитический отчет.
Теоретико-методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования.
8. логический анализ основных понятий в социологическом исследовании- это построение теоретической модели изучаемого явления.
Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.
Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.
1) интерпретация понятий – трактовка понятий, используемых в исследованиях
2) операционализация – раздробление понятий, получивших интерпретацию на более простые.
-структурная (предполагает выявление логической структуры основного понятия; описание деталей исследования напр.)
— факторная (построение логической модели факторов, влияющих на этой явление)
Таким образом, весь процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:
1. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность.
2. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.
При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких его составляющих, как активность трудовая, общественно-политическая, активность в сфере познания, культуры и т. д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.
Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее его вид, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа основных понятий.
Методы сбора информации: изучение документов, наблюдение.
Анализ документов
Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития.
Виды документов.По форме выражения: -статичные (таблицы, графики, схемы);
-вербальные (отчеты, заявления). По общей значимости: — официальные (протоколы) неофициальные (мемуары, дневники, письма)
Требования к документам: те документы, которые написаны в первую очередь, первичные; приоритетные, где есть описание факторов, а не оценка; компетентность автора; условия создания документов.
Виды анализа документов: качественный (т.е. анализ без числовых операций) и количественно-качественный (контент-анализ) – учет повторяемости каких-либо понятий в тексте
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретает контекст-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов
Наблюдение.
В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент.
Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окраска его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применения, является сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Источник: zdamsam.ru