Методы сбора социологической информации: классификация
Разнообразные методы сбора социологической информации позволяют подробно анализировать текущие ситуации, изучать процессы и явления, которые происходят в обществе и предлагать решения противоречивых ситуаций. В дифференциации методов существует совокупность подходов, среди которых есть наиболее масштабные и реже всего используемые. Специалисты предлагают обратить внимание на следующие методы сбора социальной информации:
- анализ документов, в частности контент-анализ;
- опрос;
- наблюдение;
- социальный эксперимент.
У каждого из этих методов есть своим индивидуальные признаки и свойства, и каждый метод может представлять собой не отдельное явление, а совокупность процессов. Эти методы адаптируемы под отдельно взятую социальную ситуацию и могут использоваться в научном обороте для изучения всех сфер общественной жизни.
Характеристики наблюдения, опроса и эксперимента как методов сбора информации
В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения. Исследователь воспринимает реальную действительность и интерпретирует ее в соответствии с целями и задачами. Но наблюдение также может интерпретироваться двояко: с одной стороны, исследователь непосредственно наблюдает за процессами и делает выводы относительно складывающейся ситуации. С другой стороны, другие исследователи пользуются данными наблюдения других, при этом сравнивая полученную информацию.
5 Программа Количественный метод сбора информации
У самого термина «наблюдение» выделяют несколько значений. Смысл состоит в том, что человек неразрывно связан с окружающей средой и ориентируется в ней. Система поступков может быть приближена к условиям, которые регулярно меняются. Исследователь непосредственно воспринимает социальную действительность, но не меняет ее. Цель – упорядочение уже имеющегося опыта и проверка гипотез, которые были сформулированы в процессе подготовки программы исследования.
«Методы сбора социальной информации »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1
Таким образом, наблюдение – это регистрация текущих социальных явлений и процессов, а также контроль отдельных элементов социальной действительности, в которые погружается исследователь.
У наблюдения как у метода сбора социальной информации есть свои специфические черты и особенности. Например, наблюдать можно только за тем, что происходит в присутствии самого исследователя. Поэтому исследование динамики усложняется, особенно если это наблюдение за социальными процессами, которые происходят на протяжении нескольких десятков лет. Один и тот же исследователь вряд ли сможет регулярно погружаться в одни и те же условия, да и условия сами по себе очень подвижны, что ни в коем случае нельзя забывать и требуется регулярно фиксировать. Но у наблюдения есть свои преимущества:
- работа непосредственно с конкретными социальными явлениями;
- изучение связей и зависимостей, которые оказывают влияние на процессы и явления;
- конкретизация представлений о процессах и явлениях на основании других источников информации.
Социологический опрос предполагает как непосредственное, так и опосредованное общение интервьюера с респондентами. Непосредственное – это интервью или фокус-группа, а опосредованное реализуется с помощью анкеты и онлайн-опроса. Полученные ответы на заданные вопросы регистрируются, данные представляются в виде аналитической записки или отчета с обобщенными результатами. Информация в опросах может быть зафиксирована благодаря буквам и цифрам, стенографическим знакам, рисунков и фотографий.
4 Программа Качественные методы сбора информации
Анализ документов – это еще один важный способ сбора информации. В документах содержится важная информация о социальных процессах, их историческом содержании, а также о процессах на разных уровнях исследования. Документы необходимы, когда исследовать изучает институциональные, групповые, личностные и индивидуальные явления.
Когда исследователь использует документальные источники, то ему следует обращать внимание на опыт и традиции, которые были достигнуты и обозначены в рамках смежных гуманитарных наук. Это важно, поскольку многие исследовательские практики тесно связаны друг с другом, и могут пересекаться. В этом пересечении рождаются новые направления, которые могут быть полезны. Но из-за их специфики следует обязательно учитывать временные и исследовательские аспекты и традиции.
Эксперимент – это изменение или воспроизведение какого-либо явления. Основная цель эксперимента – изучение явления в наиболее благоприятных условиях для получения объективной и актуализированной информации.
Как метод эксперимент опирается на точный учет переменных, которые оказывают воздействие на зависимые переменные. Причем, рассматриваются независимые переменные, которые могут менять свойства явлений и процессов. Характерная часть эксперимента – это вмешательство индивида в изучаемое явление, которое запланировано. Также в рамках эксперимента можно воспроизводить явления в разных условиях, и они будут полностью контролируемы.
Практически все методы исследования социальных явлений используются и по отдельности, и в совокупности. Когда исследователю не хватает одной методики или инструментария, он может прибегать к помощи других методик. Это удобно, поскольку такое чередование позволяет получать наиболее подробную и достоверную информацию.
Но для того, чтобы полученные данные отражали объективную сторону вопроса, требуется опыт самого исследователя. Поэтому начинают изучение с малых групп, и сначала исследователь проводит полевые исследования, чтобы протестировать выбранную методику и понять, насколько он сам справляется с поставленными задачами. Во многих случаях методы обсуждаются в целых исследовательских группах, а затем обязанности распределяются между членами группы в соответствии с их опытом.
Источник: spravochnick.ru
Лекция №14. Программа социологического исследования и методы сбора информации
1.Социологическое исследование: понятие и виды. Этапы социологического исследования.
2. Программа исследования.
3. Методы социологического исследования.
Цель: дать представление о прикладной социологии как типе исследования, направленной на анализ и решение конкретных социальных проблем общества, поиск достоверной информации, добываемой опытным путем.
Основные понятия. Прикладная социология. Социологическое исследование. Программа, этапы и типы социологических исследований. Методы сбора первичной социологической информации. Опрос.
Наблюдение, анализ документов. Контент-анализ. Эксперимент, социометрия. Выборка. Репрезентативность выборки.
Виды выборки.
ТЕЗИСЫ
1.Социологическое исследование: понятие и виды. Этапы социологического исследования. Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур. Цель – получить точные объективные данные об изучаемом явлении. Виды социологического исследования:
- Разведывательное, пилотажное исследование. Цель – проверка инструментария и доведение его до совершенства в лабораторных условиях.
- Описательное исследование – обобщение характеристик изучаемого объекта и получение описания явления, его структурных свойств.
- Аналитическое – выявление причинно-следственных связей явления.
- Полевое – массовый опрос объекта исследования.
- Экспериментальное – изучение контрольных свойств объекта в новых условиях.
- Точечное, разовое – получение в сжатые сроки информации о событии, опрос общественного мнения по различным вопросам социального развития;
- Повторное – изучение объекта через разные интервалы времени в определенных условиях. Его разновидности:
- Панельное – обследование одних и тех же индивидов, группы – «панели», по одной программе через временные интервалы, изучение его динамики.
- Лонгитюдное – длительное изучение объекта исследования до достижения им определенной стадии.
- Трендовое – анализ изменений, происходящих в изучаемой группе, совокупности.
II. Программа социологического исследования – систематизированное изложение общей концепции исследовательского проекта в соответствии целями и задачами работы, методических и процедурных основ её выполнения. Функции – определить научную проблему и принципы её решения; определить способы сбора эмпирических данных, описания результатов; поэтапное планирование исследовательской деятельности.
Структура программы состоит из 2-х разделов:
1) Методологического, куда входит — обоснование социальной проблемы; объекта и предмета исследования; понятий, их эмпирическая интерпретация, разработка задач и гипотез.
2) Методико-процедурный раздел включает — план исследования, построение типа выборки, процедур сбора и анализа данных. Выборка – отбор респондентов, взятых из большой группы, представляющих группу в целом. Репрезентативная выборка – свойство выборки отображать характеристики изучаемой совокупности. Совокупность бывает генеральная и выборочная.
Генеральная – совокупность всех возможных социальных объектов исследования. Выборочная совокупность – уменьшенная модель ГС (10%), отражающая его структуру. Типы выборки – случайная, сплошная, систематическая, квотная, гнездовая (кластерная), стратифицированная, многоступенчатая. Отбор инструментария – набора исследовательской документации (анкета, бланк интервью, карточка наблюдателя).
Интервью – беседа исследователя с респондентом. Виды – свободное, нестандартизированное интервью; стандартизированное, формализованное интервью (беседа по фиксированному вопроснику и плану); фокусированное – изучения общественного мнения о конкретном факте; глубинное – выяснение общественного мнения по широкому кругу вопросов. Наблюдение – визуальная и слуховая регистрация исследователем событий и условий, в которых они произошли. Виды – формализованные (определен объект, предмет, состав элементов) и неформализованные (определяется только объект наблюдения, но не события); включенные (социолог участвует в событиях, скрытые и открытые) и невключенные (исследователь не вмешивается в события); полевые (в естественной среде) и лабораторные (в искусственной среде и контролируемых условиях); систематическое (последовательное наблюдение по графику).
Эксперимент — получение информации в контролируемых и нестандартных для объекта условиях, о динамике его контрольных свойств. Виды – полевой (воздействие экспериментального фактора на объект в реальной социальной ситуации), лабораторный (экспериментальный фактор в искусственной ситуации), мысленный (эксперимент на основе информации о явлении, её моделировании). Анализ документов – извлечение из документальных источников информации при изучении явлений для решения определенных исследовательских задач. Контент-анализ – метод анализа документов, основанный на стандартизации процедур изучения содержания текста.
Вывод: Эмпирическая социология – это инструмент получения обществом объективных и новых источников о динамике социальных процессов.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 263 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Методы сбора данных и исследования объекта
Как уже говорилось ранее, описание – это метод получения и представления эмпирических данных в качественных терминах.
Описание может быть атрибутивным (когда учитываются уникальные признаки объекта), а также предикатным (когда рассматриваются свойства объекта).
В современной науке главное требование к описанию – строгость и точность.
Описание представлено не только в его стандартных формах, но также сравнением данных из независимых источников, уточнением данных для их оценки.
Описание выражает любую информацию об объекте в языковой форме (может быть и математический язык).
Наблюдение – это исследовательская процедура специального целенаправленного слежения за объектами и явлениями.
Как метод эмпирического исследования, наблюдение выполняет множество функций, даёт ученому информацию, необходимую для постановки проблем, выдвижения гипотез, обоснования теорий. Именно поэтому наблюдение является одним из базовых методов эмпирического исследования.
В сочетании с другими методами может быть началом эмпирического исследования, предшествуя постановке эксперимента, а также может следовать за экспериментом.
Пример второго случая возьмём из медицины: сначала проводится операция, затем наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Как научное наблюдение оно состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Особенности научного наблюдения:
· опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;
· служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;
· имеет обоснованный планомерный и организованный характер;
· является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;
· использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым область и возможности наблюдения.
Одно из важных условий научного наблюдения состоит в том, что собранные данные не носят только личный, субъективный характер, но при тех же условиях могут быть получены другим исследователем. Все это говорит о необходимой точности и тщательности применения этого метода, где роль конкретного ученого особенно значима. Это общеизвестно и, само собой разумеется.
Однако в науке известны случаи, когда открытия совершались благодаря неточностям и даже ошибкам в результатах наблюдения.
В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преобразование предмета изучения. Объект остается недоступным целенаправленному изменению и изучению или сознательно ограждается от возможных воздействий с целью сохранения его – естественного состояния, и это главное преимущество метода наблюдения.
Наблюдение, особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства такой связи. Привлечение приборов и инструментов неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков.
В наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер. Вместе с тем в процессе подготовки наблюдения и в ходе его осуществления ученый, как правило, прибегает к организационным и практическим операциям с объектом, что сближает наблюдение с экспериментом. Очевидно и другое – наблюдение представляет собой необходимую составляющую всякого эксперимента, и тогда его задачи и функции определяются в этом контексте.
· Условия и обстоятельства наблюдения (пространственные и временные особенности, технические средства, теоретическое обеспечение и т.д.)
Наблюдения можно классифицировать:
· по воспроизводимому объекту: прямые (исследуется непосредственно объект наблюдения) и косвенные (исследуется не сам объект наблюдения, а его влияние, которое косвенно проявляется на другом объекте);
· по исследовательским средствами: непосредственные (органы чувств) и опосредованные (аппаратура);
· по воздействию на объект: нейтральные (учёный не изменяет условий протекания процессов) и преобразующие (вносятся изменения в наблюдаемый объект);
· по отношению к общей совокупности наблюдаемых явлений: сплошные (все компоненты наблюдения) и выборочные (выделяются отдельные отношения в наблюдаемом объекте);
· по временным параметрам: прерывные и непрерывные. Прерывные бывают периодическими и непериодическими.
Основные характеристики научных наблюдений: организованность, целеустремлённость, наличие специального языка, техническая оснащённость.
Задача наблюдения – получить совокупность первичных данных об исследуемом объекте.
К наблюдению также относится такое более обширное понятие, как принцип наблюдаемости. Например, эксперимент невозможен без наблюдения.
Измерение и счёт
Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций – счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения.
Следует осознавать, что числовые формы и знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые различные функции, из которых не все связаны с измерением:
- являются средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метками;
- являются орудием счета;
- выступают в качестве знака для обозначения определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства;
- являются средством установления равенства интервалов или разностей;
- являются знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин.
Рассматривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, необходимо различать эти функции, которые попеременно выполняются то особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения, очевидно, что шкалы наименований, примерами которых является нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые формы выполняют функцию наименования, а не счета.
Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных и гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора количественной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только в силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства в ненаучных ценностных факторов – предрассудков обыденного сознания, религиозного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др.. Известно, что многие так называемые оценки, например знаний учащихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри. По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измерением в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет наука об измерениях – метрология, сравнение путем физической (технической) процедуры данной величины с тем или иным значением принятого эталона – единицы измерения и получение точного количественного результата.
· измерительная методика (включает измерительную шкалу с фиксированной единицей измерения и процедурой измерения)
· полученный результат, который подлежит дальнейшей интерпретации
Измерения могут быть двух видов: аддитивные (когда при объединении 2 исследуемых объектов результат не изменяется) и интенсивные.
Измерения также делятся на прямые (непосредственное измерение) и косвенные(параметры объекта нельзя измерить непосредственно, поэтому используем математический аппарат и интерпретируем результаты).
Ещё измерения делятся: по стабильности показателей, по пределам измерения, с учетом отклонений, с учётом погрешностей.
После осуществления измерения необходимо интерпретировать его результаты. Измерение должно быть независимым.
Применительно к измерению существует несколько принципов эмпирических исследований:
— принцип неопределённости (точность измерения повышается по мере измерения, но есть и другие области, где есть проблемы в измерении некоторых параметров, то есть, увеличивая один параметр, мы не можем измерить второй и т.д.
пример – неопределённость Гейзенберга, когда увеличивая скорость частицы, мы «теряем» её пространственную координату)
— принцип относительности к средствам измерения и наблюдения
И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования различных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент представляет собой одну из форм практики, где сочетается взаимодействие объектов по естественным законам и искусственно организованное человеком действие. Как метод эмпирического исследования этот метод предполагает и позволяет осуществлять в соответствии с решаемой проблемой следующие операции:
- конструктивизацию объекта;
- вычленение объекта или предмета исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде;
- эмпирическую интерпретацию исходных теоретических понятий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;
- целенаправленное воздействие на объект: планомерное изменение, варьирование, комбинирование различных условий в целях получения искомого результата;
- многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию данных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объекты класса, не подвергнутые исследованию.
Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения определенных научных проблем и познавательных задач, продиктованных состоянием теории.
Он необходим как основное средство накопления в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой теории, является, как и вся практика в целом, объективным критерием относительной истинности теоретических положений и гипотез.
Предметная структура эксперимента:
· условия и обстоятельства (теоретическое обеспечение и инструменты эксперимента, средства измерения и т.д.)
В зависимости от качественного различия объектов исследования можно различать физический, технический, биологический, психологический, социологический и др. Характер и разнообразие средств и условий эксперимента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, полевой и лабораторный эксперименты. Если принять во внимание цели экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и проверочные виды экспериментов. Наконец, в зависимости от характера стратегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб и ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например, исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», «шаговой стратегии» и др.
Основная задача эксперимента – изолировать исследователя явления от всех побочных факторов (т.е. получить результат в максимально чистом виде).
· воспроизводимость явления, когда требуется
· контролируемая вариабельность исследовательских средств
· высокая надёжность получаемых результатов
· возможность создания таких условий, которых нет в природе
Логическая структура эксперимента состоит в том, что в нём выделяется две группы переменных, зависимые и независимые.
Каждой переменной соответствует какое-либо число.
Эта область – область значений переменных.
Среди переменных есть те, которыми исследователь может управлять. Они называются независимыми переменными.
Переменные, которые изменяют свои значения под их воздействием, называются зависимыми.
Отношения между зависимыми и независимыми переменными представляет собой модель функции (прямой аналог функции в математике).
Структура идеального эксперимента:
· условия эксперимента стабильны
· эксперимент может быть многократно воспроизведён
· модель, использующаяся в эксперименте может адекватно экстраполироваться на определённый класс реальных ситуаций
Помимо ранее указанных классификаций эксперимент можно классифицировать:
· по условию проведения: естественный и искусственный
· по цели исследования: контролирующие, констатирующие, преобразующие
· по количеству факторов: многофакторные, однофакторные
Существует три стадии процедуры эксперимента:
1. Разработка программы эксперимента, которая чётко формулируется задачами и планом эксперимента
2. Проведение экспериментального исследования
3. Анализ и обобщение результатов эксперимента
Носит циклический характер:
Схема — > Программа ->Проведение->Анализ результатов->Дальнейшая доработка программы.
Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
При сравнении данные выражаются в терминах сравнения.
Сравнение как исследовательская процедура и форма распределения данных является важным концептуальным средством, позволяющим добиваться значительной упорядоченности предметной области. Сравнение может приобретать и более важное значение, то есть превращаться из метода (процедуры) в сравнительный подход.
Здесь также существуют различные шкалы.
Шкалирование является процедурой, обеспечивающей точность при описании явлений.
Например, используется критерий по шкале Мосса (для сравнительной твёрдости минералов).
Стивенсом была предложена строгая классификация шкал:
· номинальная (характеризует упорядоченное множество объектов)
· ранговая (свойства больше-меньше)
· пропозициональная (детальное изменение свойств)
Экстраполяция и моделирование
Экстраполяция как процедура переноса знаний с одной предметной области на другую – не наблюдаемую и неизученную – на основании некоторого выявленного отношения между ними относится к числу операций, обладающих функцией оптимизации процесса познания.
В научном исследовании используются индуктивные экстраполяции, в которых закономерность, установленная для одного вида объектов, переносится с определенными уточнениями на другие объекты. Так, установив, например, для какого-то газа свойство сжатия и выразив его в виде количественного закона, можно экстраполировать это на другие, неисследованные газы с учетом их коэффициента сжатия. В точном естествознании также применяется экстраполяция, например при распространении уравнения, описывающего некоторый закон, на неизученную область (математическая гипотеза), при этом предполагается возможное изменение формы этого уравнения. В целом в опытных науках под экстраполяцией понимается распространение:
— качественных характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее;
— количественных характеристик одной области предметов на другую, одного агрегата на другой на основе специально разрабатываемых для этой цели методов;
— некоторого уравнения на иные предметные области в пределах одной науки или даже на иные области знания, что связано с их некоторой модификацией и (или) с переистолкованием смысла входящих в них компонентов.
Процедура переноса знаний, будучи лишь относительно самостоятельной, органически входит в такие методы, как индукция, аналогия, моделирование, математическая гипотеза, статистические методы и многие другие. В случае моделирования экстраполяция входит в операционную структуру этого вида эксперимента, состоящего из следующих операций и процедур:
— теоретическое обоснование будущей модели, ее сходства с объектом, т. е. операции, обеспечивающей переход от объекта к модели;
— построение модели на основе критериев подобия и цели исследования;
— экспериментальное исследование модели;
— операция перехода от модели к объекту, т. е. экстраполяция результатов, полученных при исследовании модели, на объект.
Как правило, в научном моделировании используется выясненная аналогия, конкретными случаями которой являются, например, физическое подобие и физическая аналогия. Следует отметить, что условия правомерности аналогии были разработаны не столько в логике и методологии, сколько в специальной инженерно-математической теории подобия, лежащей в основе современного научного моделирования.
Теория подобия формулирует условия, при которых обеспечивается правомерность перехода от высказываний о модели к высказываниям об объекте как в том случае, когда модель и объект принадлежат к одной и той же форме движения (физическое подобие), так и в том случае, когда они принадлежат к различным формам движения материи (физическая аналогия). Такими условиями являются выясненные и соблюдаемые при моделировании критерии подобия. Так, например, при гидравлическом моделировании, в основе которого лежат механические законы подобия, обязательно соблюдаются геометрическое, кинематическое и динамическое подобия. Геометрическое подобие предполагает постоянное соотношение между соответствующими линейными размерами объекта и модели, их площадями и объемами; кинематическое подобие основано на постоянном соотношении скоростей, ускорений и промежутков времени, в течение которых сходные частицы описывают геометрически подобные траектории; наконец, модель и объект будут динамически подобны, если отношения масс и сил будут постоянны. Можно предположить, что соблюдение указанных соотношений обусловливает получение достоверных знаний при экстраполяции данных модели на объект.
Не всякое эмпирическое высказывание получает статус научного факта, а точнее, предложения, фиксирующего научный факт. Если высказывания описывают лишь единичные наблюдения, случайную эмпирическую ситуацию, то они образуют некоторый набор данных, которые не обладают необходимой степенью общности. В естественных науках и в ряде социальных, например: экономике, демографии, социологии, как правило, имеет место статистическая обработка некоторого множества данных, позволяющая снять содержащиеся в них случайные элементы и вместо множества высказываний о данных получить высказывание-резюме об этих данных, которое и приобретает статус научного факта.
После сбора необходимых данных перечисленными методами необходимо как-то систематизировать полученные результаты, а также соответствующим образом интерпретировать, поэтому в следующем разделе представлены методы стадии эмпирических закономерностей из полученных данных первой стадии.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru