Программа исследования это в социологии

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Методы социологических исследований

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.4. Цель исследования

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.

Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

3. Методы социологических исследований

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

Читайте также:
Лучшие программы для изучения английского на Айфон

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

3) объект и предмет;

4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;

4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 9818 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Программа социологического исследования

1. Программа социологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.

Программа исследования должна отвечать на вопросы:

> Что надо делать?

> Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?

> Как выполнить задуманное?

Читайте также:
Какая дисциплина была включена в программу

2. Программа социологического исследования выполняет три основные функции.

> Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

> Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

> Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

3. Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование.

Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы — первый, исходный шаг в конструировании программы. Программа представляет собой, форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема — это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.

4. Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения — кадровых, финансовых, технических, организационных, совокупность которых очерчивает контуры назревшей проблемной ситуации. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Она достигается путем:

> выделения объекта и предмета исследования;

> определения целей и задач исследования;

> формулировки гипотез (предположений) и вариантов решения исследуемой проблемы.

Объект — это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методологической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении.

Предмет исследования — это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах.

Цель прикладного социологического исследования — это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение объема работ, временных и финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как социального документа, отражающего форму исследования и представления результатов исследования.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).

Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы следствия — предположения менее широкой общности.

8. Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу исследовательской программы. Он включает в себя:

> определение общего плана исследования;

> построение требуемого планом типа выборки;

> определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

  • 9. В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т. е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т. е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.
  • 10. Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т. е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических со циоло- гических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).
  • 11. В этой же части программы формулируется процедура прикладного исследования, т. е. определяются:

> основные этапы проведения исследования;

> предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов.

Кроме того, здесь же конструируется техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования ЭВМ) эмпирической социологической информации.

12. Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Источник: studref.com

Программа социологического исследования

Проведение любого социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, что содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого социального явления или процесса.

Поэтому в научно-методической литературе программу социологического исследования в структурном отношении рассматривают с точки зрения таких вопросов:

1) общие требования к программе;

2) методологический раздел программы;

3) процедурный (или методический раздел программы.

Общие требования к программе вытекают из ее сути, ведь программа социологических исследований является теоретико-методологической основой выполнения процедуры каждого исследования. Соответственно этот научный документ представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследовательских операций. Последние основаны на основе цели, гипотез, правил, процедуры, технологии, логической последовательности операций с целью проверки хода исследований и их последствий.

Таким образом, программа социологического исследования имеет преимущественно две функции:

1) научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования);

2) научно-организационную (обеспечение эффективной деятельности сотрудничества участников исследовательского коллектива, распределение работы между ними ради научного и научно-практического результата).

I. Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы или подразделения:

1. Формулировка проблемы, то есть ситуации, которая требует безотлагательного анализа с целью выработки решения на уровне коллектива, региона, общественности в целом.

Читайте также:
Государственная программа продажи автомобилей

2. Определение цели и постановка задач исследования, которые конкретизируют его общую цель — целевую установку на конечный результат.

3. Определение объекта и предмета исследования: объект следует из формулировки проблемы, проблемной ситуации со всеми ее противоречиями, а предмет следует из объекта как его сторона (грань, аспект), что холоднее всего непосредственно исследуется.

4. Уточнение и интерпретация основных категорий и понятий, то есть их структурирование, всестороннее объяснение их содержания.

5. Предварительный системный анализ объекта исследования, то есть систематизация литературных и практических сведений моделирования изучаемой проблемы, ее детализация.

6. Развертывание рабочих гипотез — научных предположений, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Методологический раздел программы социологического исследования органично взаимосвязан с ее процедурным разделом. Если первый закладывает методологию исследования, то второй раскрывает его процедуру, то есть последовательность исследовательских операций.

II. Процедурный (или методический) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов или подразделений:

7. Определения выборочной совокупности обследуемой, то есть обоснование системы выборки. Система выборки включает генеральную совокупность и выборочную совокупность, которые необходимо знать и научно составлять. Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, что имеет отношение к данной проблеме, хотя и может быть ограниченной территории, времени, профессии, функциональными рамками. Выборочная совокупность — это часть генеральной, непосредственный объект изучения по разработанной программе отбора, воспроизведение характеристики генеральной совокупности на основе ее репрезентации (представительства).

8. Характеристика методов, используемых для сбора первичной социологической информации.

При определении методов сбора социологической информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.) следует принимать во внимание следующее:

1) оперативность и экономичность Исследования не должны обеспечиваться за счет качества социологической информации;

2) ни один из методов сбора социологических данных не является универсальным, то есть каждый из них имеет четко определенные познавательные возможности;

3) надежность того или иного метода обеспечивается не только его основательностью и соответствием цели и задачам исследования, но и соблюдением правил и процедур практического применения.

9. Структура инструментария для сбора социологической информации направлена, прежде всего, на выявление необходимых качеств или соответствующих сторон (аспектов) предмета исследования. Следовательно, тот или иной блок вопросов и порядок их расположения в инструментарии всегда должен быть направленных на выявление необходимых свойств исследуемого предмета.

10. Логическая схема обработки первичной социологической информации предусматривает, прежде всего, обработку, анализ и интерпретацию полученных данных, а также формулировку на этой основе соответствующих выводов и разработку определенных практических рекомендаций.

При проектировании и организации социологического исследования наряду с разработкой его программы важная роль принадлежит принципиальном (стратегическом) и рабочем планам исследования, отражающие основные стратегические и оперативные процедурные меры, которые необходимо принять.

Принципиальный (стратегический) план социологического исследования в зависимости от его вида имеет четыре варианта:

1) разведывательный, когда об объекте мало что известно и отсутствуют условия для формулирования гипотез;

2) описывающий, когда данных об объекте хватает для описывающих гипотез;

3) аналитико-экспериментальный — самый эффективный, когда есть полное знание об объекте и условиях для объяснительного предвидения и функционального анализа;

4) повторно-сравнительный, когда есть возможность выявить тенденции исследуемых процессов, а также сопоставлять данные в большом временном интервале.

Наряду с разработкой стратегического плана разрабатывается также и рабочий план исследования, который дает возможность предвидеть и наиболее эффективно определять весь объем научных, организационных и финансовых затрат, а также предоставляет исследованию необходимой ритмичности на всех его этапах. Структурными компонентами рабочего плана социологического исследования выступают его этапы и разнообразные по видам и формой научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в четыре блока в соответствии с последовательностью их осуществления.

Первый блок рабочего плана определяет:

— порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования;

— формирование и подготовку группы к сбору первичной информации (например, анкетёров);

— проведения пробного (зондажного) исследования;

— внесение необходимых коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по результатам пробного исследования;

— размножение инструментария (анкет, бланков-интервью, карт наблюдения и т. п.).

Второй блок рабочего плана фиксирует все виды организационных и методических работ, обеспечивающих четкое проведение полевого исследования, то есть массового сбора первичной социологической информации. Здесь предполагается также выбор соответствующего места и времени для опроса, информирование опрашиваемых (респондентов) о цели, задачи и практические результаты исследования, а также централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Третий блок рабочего плана охватывает всю совокупность операций, которые касаются подготовки первичной информации к обработке. Здесь предусматривается контроль за формированием массива информации, которую необходимо ввести в компьютер. Кроме того, предварительно намечаются мероприятия и операции по кодирование открытых вопросов и выбраковка испорченных анкет.

Четвертый блок рабочего плана включает все виды работ, касающихся социологического анализа результатов обработки полученных данных, обсуждение формы и содержания предварительного и итогового научных отчетов, формулировка выводов и разработки соответствующих практических рекомендаций для заказчика социологического исследования.

Следует заметить, что во время подготовки и организации социологического исследования помимо разработки программы, стратегического и рабочего планов готовят также различные вспомогательные документы (например, карточка выборки, инструкция анкетеру или интервьюеру и т.п.), выполняют расчеты временных, организационно-технических, материальных, финансовых и других расходов в соответствии с установленными нормативами. Все это значительно упорядочивает проведения социологического исследования, помогает избежать ошибок, а также способствует качественному сбору информации, ее своевременной обработке и анализу.

Предметом исследования являются реальные жизненные противоречия, которые создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходима правдивая, оперативная, научно обоснованная информация.

Социальная проблема — противоречивая ситуация реальной жизни, что имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей, групп.

Социология использует различные подходы к определению типа социальной проблемы, принимая за основу цель исследования, носителя проблемы, масштабы ее распространения, время действия, глубину противоречия, что создает проблему.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru