Программа исследования этапы исследования

Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Виды социологического исследования (по целям и задачам )

1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.

2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.

3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.

4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.

5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.

6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.2. Объект исследования и модель результата

7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.

8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.

9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.

10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).

11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.

Этапы социологического исследования

1этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).

2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.

3 этап (10% времени) — подготовка данных к обработке и обработка.

4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.

5 этап (5% времени) – отчет (оформление).

6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).

Программа социологического исследования — документ, со­держащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппа­рата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы зависит от типа и целей исследования, состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Читайте также:
Пример оценки эффективности программы

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

Классификация методов научных исследований

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследо­вания.

3.Формулирование и интерпретация основных понятий. Обо­снование эмпирических индикаторов (операционализация).

4.Системный анализ объекта и предмета исследования. Обо­снование его исследовательской модели.

5.Формулировка рабочих гипотез.

Процедурный (методический) раздел программы:

1.Принципиальный (стратегический) план исследования.

2.Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

3.Выбор процедур сбора и анализа эмпирической инфор­мации.

4.Содержательный анализ результатов исследования.

5.Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

•ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);

•ответственный за программу и инструментарий;

•ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);

•ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;

•ответственный за связь с коллегами;

•ответственный за аналитическую работу.

2.Разработка плана-графика всех этапов исследования.

3.Координация проведения всех этапов: взаимоувязка со­предельных структур, проблем и т. п.

4.Сдача материалов заказчику.

5.Участие в реализации социальных технологий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

2. Этапы и программа социологического исследования.

Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Обсуждение вопросов СИ с заказчиком. Разработка программы СИ – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного плана («кто участвует и за что отвечает»). Подготовка СИ не может быть сведена только к одному ее элементу.

Она завершается, если разработаны все ее элементы в отдельности и одновременно выяснены все ее взаимосвязи.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Составление графика работ, который осуществляет взаимодействие между исполнителями в пространстве и во времени. Решение организационно-технических проблем (финансы, инструментарий). Инструктаж руководителей опросной сети и интервьюеров.

Сбор информации (может осуществляться разными методами). Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный).

3. Этап обработки информации. Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка, ремонт выборки). Ввод информации в ЭВМ. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных).

Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода). Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз).

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов. Качественный анализ информации. Написание текстов.

Читайте также:
Диаграммы в какой программе

Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет о НИР – аналитическое исследование).В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программы различных СИ не являются трафаретными. Уникальность программы определяется:

Источник: studfile.net

Исследование

Раскрываем понятие, цель, задачи, методы, процесс, этапы и результаты исследования. Объясняем, какие бывают исследования.

Содержание скрыть

Понятие и характеристики исследования

Что такое исследование? Какие бывают исследования?

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:

  • распознавании проблем и ситуаций;
  • определении их происхождения;
  • выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  • установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследования делятся на:

  • фундаментальные— экспериментальные теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.
  • прикладные — это оригинальные познавательные проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач.

Характеристики исследования

  1. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
  2. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
  3. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
  4. Объект и предмет исследования.Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
  5. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
  6. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
  7. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
  8. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Читайте также:
Как в программе frontpage

Процесс и методы исследования

Этапы проведения исследования

В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:

  1. Сбор информации и выявление проблем;
  2. Определение конкретного объекта и предмета исследования;
  3. Постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
  4. Определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
  5. Накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
  6. Анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;
  7. Выявление влияющих на проблему факторов и их связей;
  8. Выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;
  9. Сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;
  10. Определение условий, путей и методов решения задач;
  11. Формулирование исходных гипотез;
  12. Теоретический анализ исходных гипотез;
  13. Планирование и организация экспериментов;
  14. Проведение эксперимента;
  15. Анализ и обобщение полученных результатов;
  16. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
  17. Окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.

Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.

Методы исследования

Метод исследования — способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных — количественных и качественных показателей функционирования системы.

По способу и источнику получения информации об исследуемых объектах различают:

  • методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;
  • методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов);
  • эмпирические методы;
  • комплексно-комбинированные методы.

Программа и план исследования

Программа исследования

Программа исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Требования к программе:

  1. Цель проведения исследований;
  2. Содержание проблемы, ее актуальность и важность;
  3. Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования;
  4. Обеспечение исследования ресурсами;
  5. Предполагаемый результат;
  6. Эффективность исследования.

План исследования

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.

Источник: eee-science.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru