Программа исследования ее функции

Содержание

Место и роль программы в социологическом исследовании.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:

— определение проблемы, объекта и предмета исследования;

— предварительный системный анализ объекта исследования;

— характеристику цели и задач исследования;

— интерпретацию и операционализацию основных понятий;

— формулирование рабочих гипотез;

— определение стратегического плана исследования;

— составление плана выборки;

— описание методов сбора данных;

— описание схемы анализа данных.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы

Программа должна ответить на два основных вопроса:

— во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;

— во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Программа социологического исследования включает:

— методологическую часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

— методическую часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .

Читайте также:
Список программ на стб

Источник: studopedia.org

2. Программа социологического исследования, её структура и функции.

1. Пси, Разделы –Теорет.Методолг – п,ц,з,о,п,СисАнал,г. Методико-Процед: в,м,и,ОбрадАнал,План.

2. Ф-ции: методол, методич, организац.

ПСИ– научный документ, в котором содержаться методологические и методические процедурные основы исследования соц. объекта. Она обязательна, обеспечивает высокое качество исследования, требует не менее 50% интеллектуальных затрат от всего исследования. П. должна быть выполнена профессионально; должна содержать в себе оба раздела; должна соответствовать состоянию современной социальной науки; П. должна быть выполнена в соответствии с категориальным аппаратом общей соц. теории специальной соц. теории в рамках, которых проводится исследование.

10. Программа социологического исследования.

Программа с.и. должна обеспечить:

1) перевод исходных положений социологии на эмпирический уровень,

2) пути теоретического обобщения эмпирических данных с целью пополнения теории,

3) высокое качество информации.

ПСИ состоит из 2 разделов:

1. Теоретико – методологический

формулировка проблемы — это специфическое состояние объекта социологического исследовании, характеризуемое противоречием между потребностями его развития и его современным состоянием.

определение цели и задач исследования. Ц – то, чего хотим достичь, модель ожидаемого конечного рез-та. З – это конкретные требования предъявляемы к анализу и решению сформулированной проблемы.

определение объекта и предмета ис-ий. О — это нечто содержащее противоречие и порождающее проблемную ситуацию, это носитель проблемной ситуации. Требование к О.: наличие границ, пространственное ограничение, временное ограничение. П – это те стороны и свойства объекта, которые выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

1)Теоретическая интерпритация(логика – от общего к частному),

предварительный системный анализ объекта – О и П рассматривается как система, т.е.комплекс элементов и связей образующих во взаимодействии органическое целое.

формулировка рабочих гипотез – это обоснованное предположение, в рез-те соц. исслед. Г подтверждается или опровергается.

Требовани к Г.: а) должна быть реализуема на данном уровне знаний и имеющимися ср-вами, б)необходимо избежать оценочных суждений, в)не должно быть непроинтерпритированных понятий, г)необходимо минимизировать различные ограничения и допущения в гипотезе

Виды: структурные (выяв стр-р, св-в, хар-ра об-та), функционал. (опред. Степ, тесноты связей и взаимод.), объяснит – (выявл. причинно-след. связей).

2. Методико-процедурный, включает в себя – принципиальный, стратегический план ис-я, — описание основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Определение выборочной совокупности – уменьшенная модель генеральной совокупности, в неё входят те, кого социолог намерен расспросить.

Выбор методов исследования

Составление инструментария

Опрелеление методов обработки и интерпритации полученных данных

Развернутый план исследования.

Функции п.: —

методологическая (позволяет определить научную проблему, для которой проводится исследование, позволяет сформулировать цели и задачи исследования, позволяет установить отношение исследов. к ранее выполненным исследованиям или параллельно текущим);

методическая (позволяет разработать логический план исследования, показывает, как использовать методы сбора и анализа информации; связь исследования с другими исследованиями);

организационная (обеспечивает разделение труда в исследовательском коллективе).

Количественная стратегия – гипотезы формируются до начала сбора информации, инструменты разрабатываются и применяются в пилота, формализованы.

Качественная стратегия – значение фактов после погружения исследователя в данные, измертельные процедуры в ходе полевого исследования, отражают индивидуальный исследовательский подход.

Источник: studfile.net

Программа социологического исследования, ее структура и функции

Национальная идея и демократическое развитие

1. Методология и методика социологического исследования

д. социол.н., проф.
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ШУКЛИНА
[email protected]
http://vk.com/elenashuklina
.

Читайте также:
Какая программа предназначена для анализа инвестиционных и бизнес проектов

2. Лекция 3

Программа
социологического
исследования,
ее структура и
функции

3. 1. Программа социологического исследования: понятие

Программа социологического
исследования — это документ, в
котором сконцентрированы
методологические,
методические и
организационные предпосылки
исследовательской деятельности

4. 1. Программа социологического исследования: понятие

Программа
социологического
исследования –
основа практической
работы социолога

5. 1. Программа социологического исследования: понятие

Если
исследование,
сделано без
программы, то…
?

6. К чему приводит исследование, сделанное без программы ?

нечеткость целей и задач,
представлений о результатах;
стихийность сбора и обработки
данных;
отсутствие организационного
плана проведения исследования.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ
СЛИШКОМ «ДОРОГИМ»

7. 2. Программа социологического исследования: функции

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
постановка
научной проблемы;
ее теоретическое обоснование;
предварительный анализ (или
создание модели) объекта;
формулируются направления
исследования и пути решения
проблемы

8. 2.Программа социологического исследования: функции

МЕТОДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
переход
от теоретических
положений к методам измерения;
обоснование применения методов
сбора и анализа данных;
установление взаимосвязи
методов;
создание модели выборки к
каждому из них.

9. 2. Программа социологического исследования: функции

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ
программа
— основа
планирования работ;
обеспечивает контроль за
ходом их выполнения;
основа интеграции
деятельности
исследовательской группы.

10. 3. Структура программы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:
Формулировка проблемы;
2. Выявление объекта и
предмета исследования;
3. Определение цели и задач;
4. Интерпретация основных
понятий;
5. Системный анализ объекта;
6. Выдвижение гипотез.
1.

11.

3. Структура программы
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:
Стратегический план
исследования;
2. Построение выборки;
3. Разработка процедур сбора
и анализа данных;
4. Рабочий план и график.
1.

12.

3. Структура программы
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ:
Научная принципиальность в оценке
проблемы;
Обоснованность всех элементов
программы, их целостность, единство;
Четкость формулировок;
Использования опыта исследований
данной проблемы;
Экспертиза;
Документирование программы.

13. 4. Разработка проблемной ситуации

Проблемная ситуация –
противоречие между
потребностями развития объекта
и его современным состоянием.
Например, между характером и
уровнем подготовки
выпускников вузов и
потребностями рынка

14. 4. Разработка проблемной ситуации

В программе исследования
формулируются 2 типа проблем:
Социальная (управленческая) –
реальное жизненное
противоречие, требующее
действий для его устранения.
Исследовательская (научная) –
характеризует уровень знаний о
социальной проблеме

15. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Разработать эффективную
рекламную кампанию
политической партии
Исследовательская проблема
.

16. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Формировать культуру
межнациональных отношений в
школьном коллективе
Исследовательская проблема
.

17. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Повысить роль участия
общественности в решении
экологических проблем
территории
Исследовательская проблема
.

18. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Увеличить число лояльных
фирме потребителей
Исследовательская проблема
.

19. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Повысить эффективность
системы мотивации персонала
Исследовательская проблема
.

20. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Осуществлять управление
имиджем организации
Исследовательская проблема
.

21. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Оптимизировать
взаимодействие общественности с
администрацией региона
Исследовательская проблема
.

22. 4. Разработка проблемной ситуации

Социальная (управленческая)
проблема:
Сформировать корпоративную
культуру организации
Исследовательская проблема
.

23. 4. Разработка проблемной ситуации

Примеры социальных (управленческих) проблем
Сформировать корпоративную культуру организации
Осуществлять управление имиджем организации
Повысить эффективность системы мотивации персонала
Увеличить число лояльных фирме потребителей
Разработать эффективную рекламную кампанию
Разработать концепцию нового продукта (товара)
Выйти на новые рынки сбыта
Формировать культуру межнациональных отношений в
школьном коллективе
Оптимизировать взаимодействие общественности с
администрацией региона
Повысить роль участия общественности в решении
экологических проблем территории

Читайте также:
Лучшая программа для фотографий для mac

24.

Исследовательская проблема:
Проанализировать
неформальные коммуникации
(слухи, сплетни, анекдоты) в
политике
Социальная (управленческая)
проблема
.

25.

Исследовательская проблема:
Определить отношение
населения к выборам
губернаторов
Социальная (управленческая)
проблема
.

26.

Исследовательская проблема:
Трэш-культура в восприятии
студентов
Социальная (управленческая)
проблема
.

27. Трэш-арт

28. Трэш-арт

29. Трэш-арт

30.

Исследовательская проблема:
Роль интернет-коммуникаций
в образовании
Социальная (управленческая)
проблема
.

31.

Исследовательская проблема:
Реформа школьного
образования в оценках
населения
Социальная (управленческая)
проблема
.

32.

Исследовательская проблема:
Исследовать особенности
теневого образования в
России
Социальная (управленческая)
проблема
.

33.

Исследовательская проблема:
Выявить потребности
молодежи в образовании
Социальная (управленческая)
проблема
.

34.

Примеры исследовательских проблем
Проанализировать неформальные коммуникации (слухи,
сплетни, анекдоты) в политике
Определить отношение населения к выбору губернаторов
Трэш-культура в восприятии студентов
Интернет-коммуникации в образовании
Интернет-коммуникации как фактор самоидентификации
Реформа школьного образования в оценках населения
Кибер-религия: религиозные общности в интернете
Определить имидж партии, общественного движения,
политика
Исследовать теневое образование в России
Неравенство в образовании
Потребности молодежи в образовании
Подарок как конструирование гендерной идентичности
Рассмотреть рекламу как фактор формирования стиля

35. Требования к формулировке исследовательской проблемы

отражение
реальной проблемной
ситуации;
четкость формулировки (избегать
выдвижения абстрактных, либо
слишком широко
сформулированных проблем).

36. Многопроблемные исследования

Негативные черты:
увеличиваются затраты времени на
разработку программы;
усложняется инструментарий, становится
громоздким, логически нестройным, снижается
качество полученной информации;
теряется оперативность исследования, это
приводит к старению данных, потере
актуальности исследования;
организационные сложности: четкое
планирование, сложная организационная работа
с анкетерами, интервьерами и т.д.

37. Исследования по типу «омнибус»

Особенности:
Общая выборка для решения
задач различных исследований;
Общий инструментарий.
Достоинства:
Экономичность;
Организационная простота.

38. 5. Объект и предмет исследования

Объект
социологического
исследования — это
социальное явление
или процесс, на которые
оно направлено.

39. 5. Объект и предмет исследования

Виды объекта:
социальные общности,
социальные группы,
область социальной
действительности;
сфера деятельности людей;
социальная информация.

40. Требования к объекту

Должны быть указаны:
Пространственные характеристики
(регион, город, и т.д.);
Временные параметры (временные
рамки исследования);
Количественные характеристики
(статистические параметры генеральной
совокупности);
Социальные параметры (отраслевая
принадлежность; сфера деятельности;
статусные характеристики общностей).

41. Предмет социологического исследования

Это
сторона объекта, которая
непосредственно подлежит изучению.
Это
наиболее существенные свойства
и отношения объекта, познание
которых наиболее важно для
решения проблемы исследования.
Это
центральный вопрос проблемы.

42. 6. Цели и задачи исследования

Цель исследования — это модель
ожидаемого конечного результата.
Для
теоретического исследования
целью могут быть новые знания
Для прикладного — прогнозы
развития социального объекта,
программы его
совершенствования.

43. Задачи — конкретизация цели исследования

Виды задач:
Основные;
Частные (вытекают из основных
как их детализация);
Дополнительные
(для «омнибуса»)
задачи

44.

45. Единство и взаимосвязь теоретического и эмпирического аспектов в социологическом исследовании

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЕКТА
Системный анализ объекта
Теоретическая интерпретация
(выделение существенных признаков)
Гипотезы о взаимосвязях признаков
Эмпирическая интерпретация
гипотез
(выделение показателей и индикаторов)
данных
Доказательство гипотез
Эмпирическое обобщение
значений показателей
Операциональная интерпретация
(техника исследования)
Процедура
измерения объекта

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru