Программа исследования что это

ТЕМА 3. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа исследования представляет собой изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Исходя из своего назначения, программа исследования выполняет методологическую, методическую и организационную функции.

Методологическая функция заключается в том, что программа даёт возможность сформулироватьнаучную проблему, ради которой проводится данное исследование, и определить отношение этого исследования к ранее выполненным. Формулируются цельи необходимые для её достижения задачи. Определяются объект, предмет и гипотезы исследования.

Методологическая частьпрограммы эмпирического исследования содержит:

1. Описание проблемной ситуации.

2. Указание цели и задач.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Интерпретацию основных понятий.

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы

5. Формулировку гипотез.

Методическая функция программы исследования реализуется через логический план исследования, благодаря которому можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов к новым теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям.

Методическая частьпрограммы исследования включает:

1. Определение объёма выборки.

2. Описание используемых методов сбора первичной социальной информации.

3. Логическую структуру используемого инструментария.

4. Методику обработки информации.

Организационная функция позволяет заранее планировать, определять последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Рабочий план, в котором даётся оценка ресурсного обеспечения исследования, упорядочиваются этапы и сроки выполнения исследования, дополняет программу.

Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноценную программу исследования, то разрабатывается её упрощённый вариант, в котором необходимые компоненты содержатся обязательно. Пока программа не будет достаточно разработана, начинать исследование не стоит. Ведь эффективность исследования, теоретическая и практическая польза от него в значительной степени зависят от теоретико-методологического обоснования, программы исследования, выбора гипотезы.

Остановимся на содержании методологической части программы исследования.

Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация, в основе которой – реальное противоречие в развитии некого социального организма. Социальное противоречие – это взаимодействие взаимоисключающих факторов и тенденций в явлениях жизни.

Проблемапонимается как затруднение, как задача, как вопрос, поставленный для разрешения. Социальная проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определённых практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов их осуществления. Она представляет собой сложную познавательную задачу, решение которой приводит к существенным теоретическим и практическим результатам. Решить социальную проблему– значит преодолеть (устранить) имеющиеся внутренние и внешние социальные противоречия. Для устранения противоречия необходимо найти (выявить) нейтрализующие факторы.

10. Программа социологического исследования.

Для исследователя социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании» каких-то характеристик интересующего его социального явления или процесса (количественных и качественных изменений; тенденций и причин развития и т. д.).

Решить проблему на уровне исследования – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс; выявить факторы (возможности), с помощью которых можно устранить существующее социальное противоречие и, таким образом, воздействовать на развитие исследуемого явления или процесса в желаемом направлении.

Прежде всего исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Адекватная формулировка проблемы – это очень важная исследовательская задача, решение которой требует проведения специальной теоретической работы.

Во-первых, необходимо установить реальное существование данной проблемы: а) имеются ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учёт и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учётные и статистические данные по этому показателю.

Во-вторых, необходимо выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы исследования.

В-третьих, чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска, нужно выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты.

В-четвёртых, попытаться найти готовые способы решения проблемы. Для этого следует обратиться к специальной литературе, посвящённой изучаемой проблеме.

В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (познавательного) и предметного характера.

Проблемы познавательного характера вызываются недостатком информации о состоянии, тенденциях социальных процессов. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то дополнительное, новое знание о социальном явлении и процессе или создать теоретическую модель для его более глубокого изучения и объяснения.

Проблемы предметного характера представляют собой состояния, с одной стороны, дестабилизирующие некий социальный организм, а с другой, – побуждающие к активным действиям. Иначе говоря, – это факторы социальных изменений. Основная цель исследования проблемы предметного характера заключается в выработке практических рекомендаций для регулирования тех или иных процессов в социальной сфере.

Нетрудно заметить, что исследования в социальной работе являются комплексными, поскольку они одновременно решают как теоретические, так и практические социальные проблемы.

В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней (формулировке) как можно полнее были отражены и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее её. Следует избегать: а) мнимых проблем, т. е. проблем либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решённых; б) проблем слишком широкого плана.

Решение социальной проблемы всегда связано с целью исследования. Цель исследования представляет собой модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы). Она (цель) определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух направлениях – теоретическом и прикладном. От цели зависит вся логика проведения исследования.

Читайте также:
Что за программа битлокер

Теоретическое исследование ориентировано или на получение новых теоретических знаний об изучаемом объекте, или на обоснование уже имеющихся. Прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта.

Цель исследования достигается посредством решения чётко сформулированных задач, направленных на анализ и решение заявленной проблемы. В этом смысле задачи являются необходимым средством реализации цели исследования: они должны быть адекватными цели.

Предмет исследования – это наиболее существенные с практической и теоретической точек зрения свойства, отношения, стороны объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему. Объект может иметь несколько предметов исследования, поскольку в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем. Указание на конкретную проблему – предмет исследования – определяет границы исследования (остальные проблемы в это время останутся вне поля зрения исследователя). Таким образом, один объект может быть описан по-разному – всё зависит от проблемы и цели исследования. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же объекте можно выделить разные аспекты, каждый из которых может стать предметом исследования.

Все проблемные ситуации в социальном исследовании имеют свой понятийный аппарат. Трудность заключается в том, что многие понятия не имеют однозначного толкования и, следовательно, однозначного понимания. Поэтому программа исследования предполагает интерпретацию основных понятий – процедуру истолкования, уточнения смысла понятий, которые будут применяться в ходе исследования.

Одновременно с выбором предмета исследователь формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы. Гипотеза – это обоснованное предположение о возможных подходах к решению проблемы. Она является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Заметим, что в эмпирических исследованиях проверке (подтверждению) повергается не сама гипотеза, а её следствия.

Отсутствие гипотезы в программе исследования означает, что научная ценность проводимого исследования будет низкой. Не имея гипотезы, исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных в ходе исследования данных, ведь сами по себе отдельные факты (даже очень интересные) не будут представлять большой ценности, если они подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Вопросы и задания к теме

1. В чём сущность программы исследования?

2. Укажите функции программы исследования.

4. Почему необходимо ставить цели и определять задачи исследования?

5. Определите цели и задачи, объект и предмет проведённого курсового исследования (по выбору).

4. Возможно ли исследование без гипотезы? Ответ аргументируйте.

Тема 4 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Способ решения исследовательской задачи в науке принято называть методом. Выбор метода исследования определяется поставленной задачей. Для решения каждой из задач требуются особые методы. От выбора метода познавательной деятельности зависит достоверность фактов и выводов, полученных при исследовании.

Теоретические и эмпирические исследования осуществляются соответственно теоретическими и эмпирическими методами.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, выделяют методы теоретического исследования; методы эмпирического исследования; методы обработки эмпирических данных.

Методы теоретического исследования – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся разнообразные виды анализа и обработки научных текстов.

Методы эмпирического исследования – это методы сбора первичных данных, репрезентативной информации о фактах, событиях, состояниях. Краткие характеристики теоретических и эмпирических методов исследования даны в Словаре по курсу «Научно- исследовательская работа» (см. с. 149–168 данного пособия).

Источник: infopedia.su

Разработка программы научного исследования

Программа научного исследования представляет собой логически построенный алгоритм действий, который позволяет связать все элементы работы в единое целое.

Написание научных статей на заказ для публикации в периодических изданиях

Программа научного исследования представляет собой логически построенный алгоритм действий, который позволяет связать все элементы работы в единое целое.

Роль научной программы исследования

Программа научного исследования выполняет такие функции, как:

  1. Методологическая. Она заключается в констатировании цели и задач проекта, постановке проблемы, выдвижении гипотезы и определения оптимальных методов исследования, сравнение текущей работы с себе подобными (более ранними трудами).
  2. Методическая. Она предполагает разработку логического плана: где и что описать, как показать или доказать, какие материалы использовать, какие методы и приемы позволят полноценно раскрыть тему и пр.
  3. Организационная. Обеспечивает грамотный процесс исследования: поручение конкретных действий определенным людям (участникам исследования), разделение обязанностей между членами коллектива, контроль за ходом исследовани я .

Реализация этой функции напрямую видна: преподаватель выдает задание студенту и контролирует ход его выполнения.

Программа научного исследования должна иметь четкое, подробное и логически завершенное описание проекта : от начальной стадии (постановки проблемы, цели и задач) до финала (доказательств эффективности предложенных мер).

Из чего складывается программа научного исследования?

Так как программа научного исследования представляет собой подробный план действий и находит свое отражение в вводной части любой научной работы, то она должна содержать следующие элементы:

Проблема. Автору необходимо не только грамотно определить симптомы и определить проблему, но и установить причины ее возникновения.

Проблема – это тот пробел, противоречие, которое мешает установлению оптимального состояния, улучшения ситуации.

Цель. Под целью понимают конечный (желаемый) результат, к кото рому должен прий ти исследователь. Фактически это то, ради чего организуется и реализуется исследование.

В зависим ости от вида работы (теоретичес кая, практическая или смешанная и пр.) цель может разниться. В одном случа е она будет направлена на изучен ие теоретических аспектов, а в другом – изучение теории и выработка конкретных навыков (анализ, определение фактов и др.) .

Следует отметить, что цель исследования должна быть согласована и полностью совпадать с темой исследования.

Читайте также:
Программа торрент на компьютер что это

Задачи. Постановка задач призвана конкретизировать, каким образом будет достигнута цель проекта.

Обратите внимание, цель всегда одна, а задач может быть множество. Задача – это конкретное действие, которое должно упростить изучение темы , с делать его на поэтапной основе.

Лучше всего начинать формулировку « задач » с глагола: определить, изучить, проанализировать, исследовать и пр.

Объект исследования. Объект – это нечто абстрактное, обширное, общее, напрямую затрагивающее проблему исследования. Объект научной работы является носителем проблемы.

Фактически это тот (та), на ком (на чьем примере) анализируется конкретн ая ситуация, проблема, проводит ся эксперимент.

Объектом исследования может быть предприятие, отрасль, область науки, ведомство или страна в целом.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Предмет научной работы. Это отдельная часть объекта, которая ограничивает область рассмотрения темы.

Предмет исследования, как и цель, тесным образом связан непосредственно с темой, и напрямую согласовывается с объектом.

Чаще всего под предметом понимают теоретические аспекты, в рамках выбранной темы, а под объектом – конкретного носителя проблемы.

Гипотеза. Разработка программы научного и следования предполагает обязательное выдвижение предположения автора, которое на протяжении всей работы будет обосновываться и доказываться.

В конце исследования автор должен будет отметить достоверность своей гипотезы или опровергнут ь ее, предоставив при этом неопровержимые доказательства.

Формулировка гипотезы должна быть только утвердительной и конкретной , то есть это что, что выдвигает автор (новая теория, концепция, правило, метод и пр.), что приведет к изменениям в лучшую ( или худшую) сторону.

Методы исследования. В этой части предстоит выделить способы сбора и обработки информации, а также приемы, которые позволят решить поставленные задачи и приблизиться к цели.

Самыми распространенны ми методами исследования являются сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент и пр.

От степени разработанности научной программы исследования зависит успех всего проекта. Фактически данный постулат позволяет составить «скелет» исследования, разработать четкий и слаженный алгоритм действий, который приведет к определенному результату.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник: disshelp.ru

Программа и план исследования

Каждое исследование должно начитаться с программы.

Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.

Программа и план являются важными компонентами исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.

Программа составляется исходя и цели и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:

  1. Для чего необходимо проводить исследование?
  2. Что должно подвергаться исследованию?
  3. Какими средствами и методами должно проводиться исследование?

Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.

Программа включает в себя следующие разделы:

Программа исследования — научно — обоснованный документ, представляющий собой модель исследования.
Любая программа исследования должна быть теоретически и методологически обоснованной, содержать все структурные элементы, так же быть логически обоснованной, отличаться гибкостью и вариативностью, предоставляя исследователю проявить свои творческие способности.

Планирование исследования систем управления

Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т.д.). Так же планирование необходимо для распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.

План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.

План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться.
В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.

Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования.
На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.

Принципы планирования исследований

Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.

Принципы планирования исследований

Рассмотрим данные принципы подробней:

  1. Принцип конкретности формулирования заданий. Означает, что план должен содержать четко сформулированные и конкретные задания. Желательно, чтобы задания были без уточнений и дополнений.
  2. Принцип организационной значимости. Исследовательский план должен отражать организацию деятельности исследовательских групп.
  3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Работа исследователя может быть успешной только когда задания соответствуют трудоемкости их выполнения.
  4. Принцип интеграции деятельности. Исследовательский план должен соответствовать на уровне взаимодействие различных его исполнителей и подразделений для избежания конфликтной ситуации.
  5. Принцип контролируемости. Все пункты плана должны подвергаться контролю исполнения, а сама контролирующая система должна быть заложена в исследовательский план.
  6. Принцип ответственности. План должен содержать список ответственных за его выполнение. Все задания должны исполняться кем-то, кто сможет ответить в случае возникновения вопросов.
  7. Принцип реальности. Не рекомендуется включать в план задания, исполнение которые невозможно. Реальность выполнения исследовательского плана должна быть обоснована имеющимися ресурсами, расчетом времени и квалификацией исследователей, наличием соответствующего оборудования и т.д.
  8. Принцип временной определенности. Этот принцип необходим для разработки и дальнейшей реализации плана. Здесь нужен правильный расчет времени исследования, экономия времени на различных этапах исследования.
Читайте также:
Программа rokki что это

Таким образом, разработка исследовательского плана является одним из главных факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т.к. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.д.

Источник: zaochnik.com

Пишем программу исследования ВКР

Любая исследовательская работа начинается с составления программы исследования. Она представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезами предпринимаемой работы с указанием правил и логикой исследовательских операций. Программа включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач исследования, выдвижение гипотез, уточнение и интерпретацию основных понятий. Разберем эти элементы по пунктам:

1. Проблема/актуальность — это недостаточное знание о реальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание в управлении определенными явлениями и процессами (в нашем случае). В описании актуальности проблемы очень желательно сослаться на наиболее ценные теоретические источники, которые также анализировали выбранную вами проблему, их основные достоинства и недостатки. Необходимо указать, что именно еще не исследовано, а Вы, соответственно, в своей работе исследуете.
2. Цель исследования — ориентация на конечный результат в теоретической или практической сфере. Цель исследования формулируется исходя из темы исследования (ВКР). Цель предполагает достижение конкретного, ощутимого результата вашей исследовательской деятельности. Само исследование — не цель, а лишь инструмент!
3. Задачи исследования — это совокупность процедур, необходимых для достижения поставленной в исследовании цели, они упорядочивают процесс научного поиска, являются конкретизацией цели и составляют предмет исследования. В ВКР задачи часто соотносятся по смыслу с темами параграфов. Количество задач должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения поставленной в исследовании цели. Если их недостаточно или они выходят за пределы поставленной цели — это грубая ошибка.
4. После этого определяется конкретный объект исследования.
5.Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую нами проблему. Объем предмета всегда более узок, чем объем объекта.
6. Гипотеза — важный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы в исследовании должны быть логически взаимосвязаны. Они могут быть доказаны или опровергнуты в ходе исследования. Гипотезы не должны содержать понятия, которые не имеют эмпирической интерпретации, иначе они не проверяемы. Заключение исследовательской работы (в т.ч.

ВКР) строится на выводах о верности или неверности предложенных в начале исследования гипотез (может быть всего одна гипотеза). Проще говоря, гипотеза — это то, что вы проверяете в ходе исследования, а в заключении отчитываетесь о ходе этой проверки и ее результатах.
7. Методы. В ходе исследования Вам придется использовать теоретические и эмпирические методы. Теоретические при написании первой части работы, а эмпирические — при работе над практическою частью. Во введении/программе исследования необходимо описать арсенал теоретических и эмпирических методов, использованных Вами.

Используемые методы должны быть соизмеримы поставленным в исследовании задачам (см. пункт 3). Другими словами, Вы вписываете в программу только те методы, которые используются при выполнении поставленных задач. Ни больше, ни меньше. Помните, что методы — это инструменты, которыми Вы добываете информацию для своего исследования, не надо описывать в программе методы, которыми поставленную Вами же задачу решить нельзя.
8. Предпоследний элемент программы — операционализация, уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в работе. Например, если вы пишите работу про эффективность чего-либо, то Вам необходимо прямо в программе уточнить то, что Вы под этим понятием понимаете и какую трактовку используете применительно к Вашей сфере (в чем будет измеряться эта самая эффективность?), чтобы избежать в последующем подмены понятий (в разных теоретических концепциях определение понятий может разниться).
9. Если исследование прикладное, будет не лишним указать практическую значимость исследования, если же носит теоретический характер, то указываем значимость теоретическую (что нового наша работа создала для научной теории, что уточнила или опровергла).

Важно! Объем программы исследования для уровня ВКР в целом не должен превышать трех страниц текста 12 кеглем, полуторным интервалом, шрифта Times new roman. Текст программы должен быть конкретным, лаконичным, не содержать расплывчатых формулировок, все элементы программы должны быть взаимосвязаны и работать на выполнение цели, а цель, в свою очередь, определяется темой ВКР. Несоответствие темы ВКР содержанию ВКР и программе исследования — самая наигрубейшая ошибка, которую вообще возможно допустить. Что нарисовано на банке, то должно быть и в банке!

Грамотно составленная программа исследования — 70% успеха. Неграмотная программа — 100% проблем в исследовании и при защите ВКР.

Хватит соплей! Перейдем к конкретным примерам.

Тема исследования: Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных гражданских служащих» (на примере Управления образованием мэрии города Магадана)

Получить классическое высшее образование очень важно, но не менее важно получить и практически полезные знания в рамках отдельного курса, специализации, а может даже и дополнительной профессии. Образование с нуля или дополнительные компетенции в области дизайна, бизнеса, управления, программирования, маркетинга, аналитики, soft skills, МВА можно и нужно получить в Интернет-университете Нетология. Пока есть время и силы, не откладывайте эту возможность, потом её может уже не быть!

Источник: 4toblog.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru