Программа исаковского о его взглядах на поэзию и задачи

Почему из многих смоленских поэтов, хороших и разных, я выбрал именно Михаила Васильевича Исаковского? Да потому, что в необыкновенной судьбе обыкновенного крестьянского парня, сердцем слившегося с родной страной, отразились все этапы ее пути, и он вырос в любимого поэта миллионов. От Пушкина к Некрасову и от них к Есенину, Твардовскому, Исаковскому протянулась одна из плодотворнейших идейно-художественных линий русской поэзии — линия органической народности, художественного совершенства, ясности и простоты.

Безграничны проявления человеческой красоты, с необычайным многообразием проявляет она себя в жизни и в искусстве, в частности в поэзии. Бывает красота совсем «простая», самая, что ни на есть обычная, на первый взгляд даже неприметная, но при ближайшем соприкосновении с нею она трогает душу своей безыскусственностью, естественностью. Такою неприметной, неброской красотой отмечена тихая и нежная лирика Михаила Исаковского. Вот поэт говорит об ушедшей весне своей юности:

Прошла моя незолотая,

Как быстро выучить стих за 3 минуты | Стихотворение Фета — Бал. Легко запомнить стих

Моя незвонкая, прошла.

И пусть она была такая —

Она такая мне мила.

В этих легких и грустных стихах отразилась не только частица жизни, но и эстетическая позиция поэта. Внешне неяркая, подчеркнуто скромная и простая поэзия его покоряет внутренней силой, нравственной свежестью и чистотой, органической музыкальностью — качествами, столь дорогими нам в наше бурное и тревожное время.

В русской поэзии Исаковский остается хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций.

Стихи и песни Исаковского, пронизанные теплом и добротой, сильнее, глубже иных громких фраз и бурных ритмов ратуют за великие цели нашего общества, за человеческое совершенство и красоту.

Поэзия Исаковского давно уже, стала неотъемлемой частью духовной культуры русских людей.

В своем реферате я расскажу о жизни и творческом труде Исаковского, о том, как он формировался, как росло его мастерство, какими эстетическими ценностями обогатил он русскую поэзию.

I Малая Родина поэта

«Я вырос там, среди скудных полей,

Где все пути терялись в тумане…»

Когда во всем окружающем нас назревают большие перемены и в самом воздухе как бы уже носятся голоса новой жизни, у художника слова есть великое право заговорить на языке резко необычных образов, необычных ритмов, «сломать» привычное и прямо, откровенно обратиться к поиску новизны, сделать новое, небывалое своим паролем.

Но есть и другое право — заговорить о новом на языке отцов. Ничего не ломать специально, не выступать с манифестами о ликвидации языка классиков, не делать заявлений об устарелости, безголосости или картавости ямбов и хореев. Тем же словом, на котором говорилось о горе народном, тем же стихом, который передал столько воп­лей и мучительных стонов, который был отзвуком стольких загубленных жизней, стольких печальных, тоскливых безысходных напевов,— на том же языке, тем же стихом заговорить о новом, необык­новенном.

Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))

Одним из замечательных советских поэтов, с самых первых шагов в литературе совершенно сознательно продолживших традиции русской поэтической классики, явился Михаил Васильевич Исаковский. Он показал, что говорить на «том же языке» в искусстве поэзии — задача не только сложная, но и подлинно новаторская.

Михаил Васильевич Исаковский – создатель современной народной песни. Родился и вырос в бедной смоленской деревне. Родные края М. В. Исаковского – Смоленщина, бывший ельнинский уезд, деревня Глотовка. Там седьмого января 1900 года родился поэт, там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях: «Есть во Всходском уезде деревня такая, где оставил я детство свое, и, куда бы ни шел, мне звучал, не смолкая, теплый, ласковый голос ее».

Не в этой ли любви к родным местам истоки задушевной поэтичности, которой пронизана вся патриотическая лирика Михаила Исаковского. Поэт и сам говорил об этом: «Да, я родился и вырос на Смоленщине. И хотя я прожил там в общей сложности меньше, чем в других местах, земля смоленская и до сих пор остается для меня самой близкой, самой родной.

И это не потому, что я меньше люблю ту большую, великую землю, которую все мы называем своей матерью – Родиной – Родиной с большой буквы… Дело тут, по-видимому, в другом. Места, где я родился и вырос, кажутся мне самыми родными и незабываемыми потому, что там как бы осталась часть моей жизни, часть меня самого. Там – в этих смоленских местах, родилось и возникло то, что потом стало целью моей жизни, – возникла моя поэзия. Это она, смоленская земля, дала мне свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски».

Нелегко родилась эта любовь. Сквозь горести и мрак пронес ее поэт в своем сердце.

Дореволюционная Смоленщина была глухим и скудным краем. Даже в названии родной деревни Исаковского было что-то мрачное и неприятное. Существовала легенда, что в давние времена первым поселился в этих краях богатый, жадный мужик Глот, угнетавший бедных крестьян. Это была беспросветная провинциальная глушь, о которой сам Исаковский впоследствии вспоминал:

«Я вырос там, среди скудных полей,

Где все пути терялись в тумане,

Где матери, баюкая детей,

О горькой доле пели им заранее».

Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, нечем было покормить семью в зимнюю пору.

Читайте также:
Epic games launcher подготовка программы запуска

На всю жизнь врезались в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же еще эта неизлечимая проклятая болезнь глаз.

Роль отца поэта в познании им окружающего мира.

Но были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни, не позволяющие угаснуть загорающемуся огоньку поэтического дарования. Большую роль тут сыграл отец Василий Назарович – истовый труженик и пахарь, и печник, и плотник, предприимчивый, хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся «в поход», т.е. на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну – Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Он владел задатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне Оселье, где находилось волостное правление.

Василий Назарович много думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Его работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром. Для подростка Исаковского было радостным событием увидеть на станции Павлиново поезд и телеграф.

Зарождение жанра “лирикического письма” в творчестве Исаковского

Было еще одно важное следствие поездок на станцю. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Опять-таки, помог отец овладеть грамотой. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу.

Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые «литературные произведения» десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, «жалостливо». Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

Источник: smekni.com

Вино и печаль Михаила Исаковского

19 января 1900 г. в деревне Глотовка (позднее — Всходы) Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье Василия Исакова родился мальчик, в крещении получивший имя Михаил. Спустя годы Михаил стал автором стихов всероссийски любимых песен, получив известность как поэт Исаковский. Его родная Глотовка была уничтожена во время Великой Отечественной войны и, конечно же, отсюда — пронзительная нота Исаковского в созданном им шедевре 1945-го года «Враги сожгли родную хату».

В этом году исполнится 65 лет со Дня Великой Победы. Есть прямой смысл в начале этого «военного года нашей памяти» вспомнить и Михаила Исаковского, и его всенародный шедевр, являющийся ровесником нашей Победы.

«Народность» Исаковского, о которой принято писать в справочниках, подтверждена рядом его песен, которые по большей части и известны-то под народными, а не официальными авторскими названиями: «Дан приказ: ему на запад…», «Катюша», «И кто его знает», «У крыльца высокого», «В лесу прифронтовом», «Огонек» («На позицию девушка провожала бойца…»), «Лучше нету того цвету…», «Одинокая гармонь» («Снова замерло все до рассвета…»), две песни из фильма «Кубанские казаки» (на музыку И. Дунаевского ) — «Каким ты был, таким остался…», «Ой, цветет калина…». Многие из них, близкие к фольклорной традиции, исполнялись прославленным хором имени Пятницкого. Иные пелись, без преувеличения, всей многомиллионной страной — причем не в официозной обстановке, а по домам и квартирам, во время семейных застолий. Понимала заслуги поэта и власть: за песни он дважды удостаивался Сталинской премии — в 1943 -м и 1949 -м годах. Но лишь в 1970 г оду всенародно любимый поэт, песенник получил звание Героя Социалистического Труда .

Известны и иные военные стихи Михаила Исаковского, ставшие песнями: «До свиданья, города и хаты…», «Ой, туманы мои, растуманы…».

Из этого ряда сочинение «Враги сожгли родную хату…», созданное поэтом в 1945 году, выдается особой вершиной.

Свято место у этого произведения и в еще более высоком ряду — избранных песенных шедевров военных лет, которые, кажется, навсегда стали духовной основой нашего народа. Вспомним несколько песен, созданных в 1941-1945 и в первые послевоенные годы, известных на Руси каждому, живых и сегодня: «В лесу прифронтовом» («С берез, неслышен, невесом. ») или «Соловьи, не тревожьте солдат. », «На солнечной поляночке. » и «Горит свечи огарочек. », «Где же вы теперь, друзья-однополчане…» Алексея Фатьянова, «В землянке» Алексея Суркова, «Эх, дороги. » Льва Ошанина, «Случайный вальс» («Ночь коротка, спят облака. ») Евгения Долматовского, «Темная ночь» Владимира Агатова (Петрова), «Священная война» («Вставай, страна огромная. ») Василия Лебедева-Кумача.

Для каждого из нас почти невозможно отделить первооснову, поэтический текст стихотворения «Враги сожгли родную хату…» от музыки Матвея Блантера, но это произведение является также и шедевром русской поэзии ХХ века. Заметим, что в нашем восприятии эта песня неотделима и от голоса Марка Бернеса. Именно Бернес фактически прервал странную традицию игнорирования, установленную редакторами музыкальных программ для этой песни. В 1960 году на представлении Московского мюзик-холла «Когда зажигаются звезды» артист исполнил ее перед многочисленными зрителями, заполнившими Зеленый театр ЦПКиО им. М. Горького, настроенными на развлекательное зрелище. После первых же строк в зале установилась абсолютная тишина, закончившаяся затем непрекращающейся овацией…

Двенадцатый ребенок в семье, где из тринадцати выжило лишь пятеро, мальчик с очень плохим зрением, выучившийся грамоте по Псалтыри (читая упокойные отпевания), Михаил окончил сельскую школу и пять классов гимназии.

Прилагательное окончание к родовой фамилии Исаков прилепил старший брат Михаила. Так, по его разумению, было, наверное, более изысканно.

Читайте также:
Программа которая сохраняет сайт

Первое стихотворение — «Просьба солдата» — Исаковский опубликовал ещё в 1914 году, в общероссийской газете «Новь». В 1917-1918 годах поэт был учителем сельской школы на Смоленщине, затем стал журналистом. В 1931 году он переехал в Москву, редактировал журнал «Колхозник».

Настоящими стихами поэт признавал свои произведения — начиная с 1924 года. Первая книга стихов Исаковского с живым названием «Провода в соломе» вышла в 1927 году. Критика встретила ее недружелюбно, но Максим Горький из Италии выступил в «Известиях» со статьей об Исаковском.

Каждый читатель-любитель русской поэзии сразу скажет, чьей ноте наследовал Исаковский. Конечно, некрасовской.

Трудно возразить формуле времен соцреализма: «поэтическая речь Михаила Исаковского народна по природе, напевна, ей свойственна глубокая внутренняя мелодичность». Действительно: чтобы стать музыкой, песней — стихи должны ею быть.

Мелос заключен в самой сути лучших стихотворений Михаила Исаковского. Мы не можем игнорировать правду простоты и простоту правды Исаковского. «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью», — написал Максим Горький.

В самом деле, быть автором «фольклора» еще при жизни, да и оставаться таковым десятилетия спустя — не шутка, совсем не случайное событие.

Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 г ода и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Его имя с 1979 года носят улица в Строгино (район Москвы), а также Институт искусств и улица в Смоленске . А на Украине, в Донецк е, есть переулок М. Исаковского.

Коллизия песни «Враги сожгли родную хату…» повторяет сюжет обычной солдатской песни, распространенной в XIX и начале ХХ веков, например, такой как «Отслужил солдат службу долгую /Службу трудную, службу ратную…». У Исаковского, несмотря на то что солдат шел к жене «всего лишь» четыре года (а не четверть века), результат трагичней: он не застает ни любимой женщины, ни детей (вообще никого из семьи), ни даже хаты.

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Тройным гулко катящимся звуком «у» строка «сгубили всю-у его семью-у…» выражает невероятную меру тоски и безысходности, откуда выход может быть лишь в неземное; туда словно и открывается створка. Итог: солдат, военный Одиссей, возвратился к ничему, он даже оплакать свою супругу отправляется в широко поле…

«Бутылка горькая» у Исаковского не случайно оказывается наполненной вином. Горька она, конечно же, оттого что «с печалью пополам».

Можно сказать, что солдат Исаковского выполнил завещанное в письме-стихотворении Константина Симонова «Жди меня» («Жди меня, и я вернусь, только очень жди…») — он сдержал слово — вернулся к той, кого всю войну в письмах и заклинаниях просил не спешить, не пить с разуверившимися «горькое вино на помин души». Однако горькое вино приходится пить именно ему. В одиночестве. Круг возвращения замыкается на непереносимой бездне.

Какой уж тут победный (пусть и трагический) пафос?
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Литературовед Лев Аннинский замечает: «Ну, вот эту медаль уже никак не могли простить Исаковскому. Мало того, что плачущий солдат никак не совпадал с образом торжествующего победителя, которого только и знала в 1945 году советская лирика (окопное поколение Слуцкого и Окуджавы еще не дотянулось до перьев), но помянуть в таком контексте Будапешт, взятие которого, как известно, стоило больших потерь, — значило еще и задеть идеологический иконостас. Стихотворение стало вылетать из сборников, антологий, обзоров».

По мнению поэта Владимира Корнилова, «видимо, Сталин понял этот стих как ответ на свой тост о долготерпении русского народа, провозглашенный им в Кремле на праздновании Победы, и поэтому стих был запрещен».

Факт остается — судьба стихотворения оказалась непростой. Написанное в 1945 и опубликованное в 1946 году в журнале «Знамя» (№7) стихотворение раскритиковали в газете ЦК ВКП (б) «Культура и жизнь» — «за распространение пессимистических настроений». Текст был реабилитирован лишь в 1956 году, уже и после смерти Сталина, и после ХХ съезда партии.

И снова В. Корнилов: «…за пятьдесят лет о горе, потерях, печалях и поражении в большой войне никто лучше Исаковского не сказал. Это высокая лирика — в этом стихотворении и судьба разоренной страны, и гибель близких, и разумный взгляд на историю, и скрытая, но достойная полемика с идеей мировой революции…»

«Горе, превозмогшее Победу» — вот что заполняет это стихотворение Исаковского, по глубокому наблюдению того же В. Корнилова.

Стихотворение «Враги сожгли родную хату» написано Исаковским в том же году, что и «Слово товарищу Сталину». Не беру на себя смелость судить о мотивах, подвигнувших Исаковского к написанию строк «Мы так Вам верили, товарищ Сталин, / Как, может быть, не верили себе…». Могу лишь допускать меру лирической искренности, выраженную в этих словах, вполне достоверной — даже для выходца из крестьянской среды, знавшего правду о коллективизации.

Строки «И на груди его светилась / Медаль за город Будапешт» — последние в знаменитом шедевре Исаковского. Быть может, эта конкретность и переворачивает душу своей непостижимостью, неуместностью, ненужностью детализации в данной ситуации? А могла б быть медаль у рядового и «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», в конце концов «За Победу в Великой Отечественной войне» или «За оборону Сталинграда». Нет, друзья, — за город Будапешт, за освобождение от коричневой чумы столицы чужой державы. И ведь русскому солдату привычно проливать кровь за други своя.

Медаль же «За взятие Будапешта» стала одним из символов той войны, в немалой степени благодаря песне Исаковского и Блантера. Случайно ли фронтовик Исаковский сделал акцент на этой медали? Повторимся: наверняка на груди у бойца были и иные награды.

Читайте также:
Ошибка не хватает памяти закройте ненужные файлы и программы

Эту медаль получили 350 000 героев, которые провели самый длинный и кровавый в истории Второй мировой войны штурм города: с 27 декабря 1944 по 13 февраля 1945 года. Будапештская операция стала не только самой долгой, но и третьей по потерям после Восточно-Прусской и Берлинской. Советская Армия потеряла в ней 320 000 человек, 1766 танков и самоходных артиллерийских установок.

Потери могли быть намного меньшими, но Сталин накануне, 29 октября, отдал по телефону приказ Р.Я. Малиновскому немедленно начать наступление на Будапешт и взять его к 7 ноября. Маршал попросил на отдых измотанной армии 5 дней, но генералиссимус швырнул трубку. Как и предполагал командующий фронтом, с ходу взять город не удалось, операция затянулась.

Величие песни «Враги сожгли родную хату» еще и в том, как она отозвалась в реальной жизни, особенно у бывших фронтовиков. Многие из них воспринимали песню как рассказ о своей личной судьбе. Вот отрывок из одного из сотен писем, которые получил певец Марк Бернес: «Сегодня я не впервые слушал по радио в вашем исполнении песню, которая для меня – моя биография. Да, я так приехал!

Я три державы покорил. Вот на столе лежат медали и ордена. И среди них – медаль за город Будапешт».

В книге «Отечества крылатые сыны», которую написал штурман авиации дальнего действия, Герой Советского Союза Алексей Николаевич Кот, рассказывается о подвигах в небе, о мужестве советских летчиков в годы Великой Отечественной войны. Есть в ней глава «Враги сожгли родную хату», где автор с любовью и болью рассказывает о судьбе своих близких и родных, об убитом фашистами отце, о разрушенном и разграбленном отчем доме в селе Юхимовка Запорожской области. Приведу лишь краткую выдержку из нее: «С тяжелым сердцем вернулся я к разрушенному дому и долго стоял возле него. И когда, несколько позже, я прочел стихотворение Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату. », мне показалось, что речь в нем идет именно о доме моего отца… Эти слова, взывавшие к священной мести, запомнились мне на всю жизнь. »

Сказано верно: «Поэты куда и талантливее, и мужественнее Исаковского таких стихов не написали».

Михаил Исаковский был талантливым переводчиком украинских авторов. Он перевел на русский язык произведения Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, украинские народные песни. В его переводах каждая интонация — народная, самый голос — украинский. Он очень бережно относился к авторскому тексту, пытался максимально передать колорит и образность языка.

Вот как сам поэт говорил об этом: «То же самое я мог бы сказать и о слове «шлях». Слово очень понятное, распространенное, и его незачем переводить. В то же время уже оно одно говорит читателю, что он имеет дело с украинским, либо с белорусским стихотворением, т.е. оно опять-таки сохраняет известный колорит, известные черты оригинала».

Завершить рассказ о творчестве Михаила Исаковского хотелось бы практически забытым сегодня в «незалежной» его фронтовым стихотворением о ратном подвиге советских воинов – освободителей Украины от гитлеровских оккупантов, о братской боевой дружбе, о любви к своей родной земле:

Источник: www.odnarodyna.org

Стихи Михаила Исаковского

Исаковский Михаил

Сборник поэзии Исаковского Михаила, в котором представлено 83 стихотворения. На одной странице размещены все произведения поэта, разделенные по темам, типу и рейтингу читателей.

Топ-10 стихотворений

Лучшие стихи Михаила Исаковского по оценкам посетителей сайта.

Темы стихов Михаила Исаковского

Стихотворения Исаковского Михаила, сгруппированные по темам, которые затрагивал поэт.

По типу

Все стихи Михаила Исаковского списком

Список из 83 поэтических произведений, написанных Михаилом Исаковским. Чтобы быстро найти определенный стих, воспользуйтесь поиском по сайту вверху страницы.

  • Дума о Ленине
  • Каким ты был, таким остался.
  • Зимний вечер
  • Катюша
  • В прифронтовом лесу
  • Весна
  • В дни осени
  • Снова замерло всё до рассвета.
  • Украина моя, Украина!
  • 1943-й год (В землянках. )
  • Слово о России
  • Мы шли молчаливой толпою.
  • Весенняя песня
  • Огонек
  • Припомним, друзья и подруги
  • Шел со службы пограничник.
  • Уезжает девушка
  • Попрощаться с теплым летом.
  • Колыбельная
  • 25 октября 1917 года
  • Вдоль деревни
  • Крутится, вертится шар голубой.
  • Услышь меня, хорошая
  • Я вырос в захолустной стороне
  • Детство
  • Летят перелетные птицы
  • Апрель в Смоленске
  • Песня о Родине
  • Двенадцать трав
  • Ой, туманы мои, растуманы.
  • Раздумье
  • Утро
  • Освободителям Ельни
  • Лучше нету того цвету.
  • Ой, цветет калина
  • Мы с тобою не дружили.
  • В поле
  • До свиданья, города и хаты.
  • Дорога, ты дорога.
  • Большая деревня
  • Где ж вы, где ж вы, очи карие.
  • Хорошо весною бродится.
  • Ночь молчит. Ни песен, ни огней.
  • Провожанье
  • У новогодней ёлки
  • Город мой.
  • Где ты, лето знойное
  • На улице
  • Мастера Земли
  • Поэма ухода
  • Колхозники
  • Прощальная (Далекий мой. )
  • Стоит ветла унылая.
  • Я в жизни всем тебе обязан.
  • И кто его знает.
  • В позабытой стороне
  • Школьники
  • Наш священник
  • Зелеными просторами
  • Опять печалится над лугом.
  • По росистой луговой.
  • На горе — белым-бела.
  • Все исчезло, скрылось за сосновым бором.
  • В предзакатном зареве лучей.
  • Роман
  • На погосте
  • Песня трудовых резервов
  • Рассказ о кольцевой почте
  • Старик Нечай
  • У мавзолея Ленина
  • В заштатном городе
  • У Ванюши не пахана пашенка.
  • На реке

Популярные поэты

Самые известные русские и зарубежные авторы стихотворных произведений.

  • Казакова Римма
  • Уильям Шекспир
  • Толстой Алексей Николаевич
  • Дементьев Андрей Дмитриевич
  • Ахмадулина Белла
  • Маяковский Владимир Владимирович
  • Кедрин Дмитрий
  • Бальмонт Константин Дмитриевич
  • Белый Андрей
  • Филатов Леонид Алексеевич
  • Окуджава Булат Шалвович
  • Друнина Юлия
  • Рубцов Николай
  • Шпаликов Геннадий
  • Эмили Дикинсон
  • Заболоцкий Николай
  • Рабиндранат Тагор
  • Анненский Иннокентий Федорович
  • Муха Рената Григорьевна
  • Хармс Даниил Иванович

Темы стихов

Популярные тематики творчества поэтов.

Поделитесь страницей с друзьями

Источник: poemata.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru