Структура и программа беседы (интервью)
Проведение исследования при помощи метода беседы состоит из тех же этапов, что и проведение исследования при помощи других методов.
Первым делом должна быть сформулирована его цель. Цель будет определять не только то, о чем вы будете расспрашивать респондента, но и то, как будет строиться вся беседа и как будет осуществляться последующая обработка собранных данных. Уже на этапе планирования работы должно существовать четкое представление о том, что именно должно быть получено в результате ее выполнения.
Исследование может строиться для проверки гипотез, для описания особенностей конкретных испытуемых (единичные исследования), для дополнения информации, собранной при помощи полевого наблюдения, и т.д. И во всех этих случаях будет своя специфика подготовки плана проведения беседы.
После выбора цели исследования формируются структура и программа беседы, а также определяется круг потенциальных его участников.
Программа беседы представляет собой возможно более подробное описание того, как будет строиться интервью. Исследователь должен решить, какой тип ведения беседы с точки зрения стратегии и тактики будет использоваться. Должны быть сформулированы ключевые вопросы и примерная логика разворачивания беседы. Определяются темы, которые должны подниматься в интервью, при необходимости (при планировании структурированного или полуструктурированного интервью) формулируются вопросы, которые будут заданы, определяется их последовательность.
ТОП-6 Самых Грубых Ответов на Интервью
Программа беседы оформляется письменно с подробным изложением всех важных для ее проведения моментов. Если в качестве интервьюеров исследователь привлекает ассистентов, программа должна быть изложена настолько детально, чтобы ознакомившись с ней, ассистенты могли качественно провести интервью. При необходимости осуществляется обучение интервьюеров.
Перед началом основного этапа исследования необходимо провести пилотаж этой программы — одно-два интервью, которые позволят выяснить, насколько разработанная программа удобна для опрашиваемого и интервьюера, позволяет ли се использование получить необходимую информацию и т.д. Никогда не стоит пренебрегать проведением пилотажных интервью, поскольку обычно оказывается, что изначально составленной программе беседы, какой бы хорошей она ни казалась автору, свойственны некоторые недостатки, которые могут быть выявлены при апробации. Это могут быть недостаточно четко сформулированные вопросы, непонятные респондентам, нелогичная для опрашиваемых последовательность обсуждаемых тем и многое другое. В основном исследовании нужно использовать программу, отредактированную на основе пилотажа.
Затем необходимо определить выборку испытуемых. После того, как найдены респонденты и с ними проведены интервью, осуществляются обработка и анализ полученных данных. Весь исследовательский процесс заканчивается формулированием содержательных выводов относительно цели и возможных гипотез и написанием исследовательского отчета или статьи.
Собеседование: интервью по компетенциям. Техника STAR
Выбор испытуемых
Выбор участников может осуществляться по-разному. Обычно при проведении качественных исследований при помощи интервью выборки не бывают большими, но точно ответить на вопрос о том, сколько именно нужно человек, довольно сложно. Это всегда зависит от целей и задач конкретной работы. Некоторые ученые, занимающиеся проведением качественных интервью, формулируют ответ на этот вопрос следующим образом: испытуемых должно быть столько, сколько их нужно, чтобы ответить па поставленные в работе вопросы.
Существует мнение, что проведение более подробных и продолжительных интервью с меньшим количеством респондентов предпочтительнее, чем проведение поверхностных интервью на большой выборке.
Важно не ошибиться с выбором респондентов, поскольку проведение и обработка интервью является сложным и затратным по времени процессом, и нужно, чтобы время и усилия не были потрачены впустую, а выбранные для беседы испытуемые действительно могли предоставить ту информацию, которая нужна исследователю.
Если исследование посвящено подробному описанию отдельных случаев, то очевидно, что опрашиваемым становится только один человек. В то же время данные об интересующем человеке могут быть получены и от других людей, например, его ближайших родственников и знакомых.
Классическим примером такого исследования в русскоязычной психологической литературе является исследование мнемониста III. (С. Шерешевского), проведенное А. Р. Лурией [1] . На основании бесед, наблюдений и экспериментов, проведенных с Шерешевским, Лурия попытался описать и проанализировать выдающиеся особенности памяти этого человека, способы, которые он использует для запоминания огромных массивов информации, а также затруднения, с которыми он сталкивается, пытаясь забыть однажды запомненное.
Если цель исследования подразумевает проведение бесед с большим количеством испытуемых, необходимо использовать подходящую для данного случая стратегию формирования выборки. При этом может использоваться и подход со случайной выборкой, по, поскольку чаще всего проведение качественных интервью организуется для изучения какой-то специфической проблематики (например, особенностей адаптации к обычной жизни людей, прошедших лечение в психиатрической клинике, или специфики переживаний пожилых людей, проживающих в одиночестве и т.п.), а полученные с их помощью результаты не претендуют на обобщение в генеральную совокупность, то такой способ используется редко. Обычно применяются другие подходы.
Так, выборка может формироваться на основании рекомендаций людей, которые уже приняли участие в исследовании. Это особенно эффективный подход для случаев, когда исследуются люди с нечасто встречающимися характеристиками. Дело в том, что люди склонны (а иногда даже вынуждены) устанавливать социальные контакты с теми, кто оказывается в похожей жизненной ситуации, что помогает им эффективнее справляться с возникающими трудностями. Например, если вас интересуют особенности жизни женщин, которые родили первого ребенка в возрасте старше 40 лет, вы можете, найдя одну такую респонденту, найти других через нее, поинтересовавшись, нет ли у нее знакомых, родивших первенца в таком же возрасте. Такой подход к формированию выборки называется «снежным комом»: чем больше респондентов у вас есть, тем больше новых респондентов они могут порекомендовать, что будет все больше и больше увеличивать выборку.
В некоторых случаях для опроса могут использоваться «типичные» представители изучаемой совокупности. Например, если вас интересуют учителя средней школы, то можно определить, каковы типичные социально-демографические характеристики учителя (скажем, это женщина в возрасте 35—40 лет, получившая высшее педагогическое образование, принадлежащая группе людей со средним достатком и т.д.), и затем для исследования рекрутировать людей, соответствующих этим характеристикам.
Еще одной стратегией может быть выбор испытуемых на основе их репутации. Так, изучая особенности учителей, вы можете обратиться к педагогическому сообществу с вопросом о том, кого они могут порекомендовать как превосходных учителей, и проводить исследования с рекомендованными людьми.
Кроме того, выборки могут набираться по принципу исследования крайних групп, по выраженности важных для исследования параметров — например, студенты, которые учатся очень плохо, и студенты, которые учатся очень хорошо.
Стратегий поиска и выбора испытуемых существует очень много, и цель исследования обычно задает то, каким образом будет правильнее и удобнее искать респондентов.
Источник: studme.org
Интервью

Пётр Ильич Чайковский – не только великий русский композитор, но и очевидец многих важных событий в истории России. Чайковский рассказывает, каково это – быть всемирно популярным в XIX веке, докучают ли ему газетные репортёры и с кем из великих он знаком: что делал в гостях у Виардо, что ему сказал Толстой и почему не стал видеться с Тургеневым.

Интервью Чехов. 4 выпуск
Антон Павлович Чехов – о трудном и бедном детстве в Таганроге, несчастной любви к иудейке, путешествии на Сахалин, войне с эпидемией холеры, дружбе с Горьким и Толстым и о многом другом, неожиданном и малоизвестном, Чехов сам, лично расскажет актёру и ведущему Максиму Виторгану.

Интервью Раневская. 3 выпуск
Фаина Раневская – замечательная советская актриса, запомнившаяся не только своим талантом, но ещё и чувством юмора, и острым языком. Её собеседницей станет телеведущая и комедийная актриса Татьяна Лазарева.

Интервью Маяковский. 2 выпуск
Владимир Маяковский начинал как скандальный поэт-футурист, но при советской власти стал певцом революции. По просьбе ведущего он декламирует одно из эпатажных стихотворений тех лет. Последняя часть интервью посвящена самому известному треугольнику в истории русской литературы — отношениям Маяковского с Лилей и Осипом Брик.

Интервью Ленин и Собчак. 1 выпуск
Большая премьера на ТВ-3! Интервьюер Ксения Собчак общается с известной исторической личностью, роль которой исполняет актер. Интервью дополняется исторической хроникой.

О проекте
Новое шоу ТВ-3 – это переосмысление жанра интервью, который сейчас переживает ренессанс и в Интернете, и на ТВ. Кажется, что интересных современников, которые ещё не ходили в гости к кому-либо из прославленных интервьюеров, осталось не так и много. Так почему бы не обратиться к другим эпохам?
Источник: tv3.ru
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») — метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.
В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.
Возможность применения данного метода в широком диапазоне исследовательских целей позволяет говорить о его универсальности, а многообразие собираемых психологических фактов свидетельствует о значительном потенциале устного опроса. Не случайно интервьюирование издавна используется в работе представителями совершенно различных научных направлений и школ. Более того, трудно назвать сколько-нибудь значимое исследование не только в психологии, но и в любой науке о человеке, где бы ни оказалась пригодной информация, полученная со слов опрашиваемых лиц.
В то же время интервьюирование с полным основанием считается одним из наиболее субъективных методов в современном арсенале научного познания. В нем чрезвычайно велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения.
С одной стороны, респондент (от англ. «отвечающий», «опрашиваемый») — человек, участвующий в опросе в роли источника информации, — может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:
— податливость реальному или воображаемому давлению опрашивающего;
— склонность к выражению социально одобряемых мнений;
— влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;
— неотчетливое осознавание собственных мнений, позиций и отношений;
— незнание каких-либо фактов или ложная информированность;
— антипатия к исследователю;
— сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения:
— сознательный обман или преднамеренное умолчание;
— невольные ошибки памяти.
С другой стороны, интервьюер — лицо, непосредственно проводящее опрос, — также способен стать субъектом всевозможных искажений собираемых данных. Поэтому вполне естественно, что обычно предъявляются высокие требования к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, коммуникативной искушенности, добросовестности, уровню морально-этических качеств личности. Особое значение подчас приобретают при этом сдержанность и терпение, общая эрудиция, гибкость ума, располагающие манеры и внешность, устойчивость к утомлению.
Практика показывает, что метод устного опроса обеспечивает наилучшие результаты, если применяется в комплексе с другими средствами психологического исследования. Кроме того, необходимо сопоставление полученной с его помощью информации с данными наблюдений, экспериментов, официальной или личной документации, материалами опросов других лиц и т.п.
Рассмотрим основные разновидности интервью.
В зависимости от условий проведения данная процедура может быть единичной или многократной, индивидуальной или групповой.
По цели организации, помимо собственно исследовательского интервью, выделяют — диагностическое — используемое на ранних этапах психотерапии как средство проникновения во внутренний мир клиента и понимания его проблем, и клиническое — являющееся терапевтической беседой, способом оказания психологической помощи в осознании человеком внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности.
По форме общения интервью подразделяются на свободные, стандартизированные и полустандартизированные. Изучим их более подробно.
Свободное интервью представляет собой беседу, в которой исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, добиваясь необходимой эффективности процедуры. Характеризуется гибкостью тактики построения диалога в пределах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей естественностью условий опроса.
Существенным его недостатком является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловленная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Преимущество же свободного интервью заключается в предоставлении респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубокого выражения своих позиций.
В силу указанных особенностей свободное интервью обычно используется на начальных стадиях психологического исследования.
Стандартизированное интервью предусматривает проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изменять формулировки или порядок вопросов, а также задавать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы.
Как следствие, обеспечивается высокая степень сопоставимости всех индивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность (релиабильность) итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество людей, используя для обработки информации средства статистики.
Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.
Полустандартизированное интервью основано на использовании двух видов вопросов. Одни из них — обязательные, основные — должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие — «подвопросы», уточняющие — применяются в беседе или исключаются из нее интервьюером в зависимости от ответов на основные вопросы.
Тем самым достигается определенная вариативность опроса, возможность учета индивидуальных особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраняют значительную сопоставимость. Исследователь активно управляет диалогом, при необходимости фокусируя внимание опрашиваемых на каких-либо дополнительных аспектах обсуждаемых проблем. Однако при этом он не выходит за пределы заранее составленного перечня вопросов.
Деятельность опрашивающего при проведении полустандартизированного интервью до некоторой степени напоминает общую схему функционирования компьютерных программ (если . то . в противном случае …). Если респондент сказал (или не сказал) что-либо или проявил (не проявил) какую-либо поведенческую реакцию, то ему задается предусмотренный вопрос. Если он повел себя как-то иначе, то ему задается другой вопрос и т.д.
Подготовительный этап включает следующие компоненты:
1. Определение предмета и объекта опроса, постановка исследовательских задач, выбор той или иной разновидности интервью:
2. Проектирование инструментария психологического исследования (в том числе: составление плана интервью, формулирование примерной совокупности вопросов респондентам, выделение категорий анализа собираемой информации, разработка инструкций, подготовка технических средств регистрации и обработки данных);
3. Пилотажное интервьюирование;
4. Уточнение программы исследования, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок и несоответствий, возникших в ходе пробного интервью;
5. Составление итогового варианта совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации, текстов инструкций респондентам.
Стоит заметить, что необходимость точно следовать названным выше стадиям во многом определяется степенью стандартизации интервью. К примеру, при использовании свободной его разновидности часто становится возможным исключение пилотажного интервьюирования из исследовательского плана. Точнее говоря, имеет место постоянное совершенствование методики свободного опроса по мере его продолжения, что попросту делает излишней особую стадию пробного, предварительного интервью. В других же разновидностях устного опроса выполнение данной стадии играет важную роль в повышении надежности и обоснованности полученных результатов.
Что касается особенностей составления плана интервью, то для свободной формы устного опроса эта стадия ограничивается подготовкой более или менее подробного перечня вопросов. Причем, такого рода перечень является открытым для дополнения и переработки по ходу интервью. В противоположность этому, стандартизированная форма устного опроса предусматривает подготовку детально разработанного стабильного плана, приближающегося по своему характеру к перечню вопросов анкеты.
Источник: studopedia.ru
Шоу Интервью

«Интервью» — проект телеканала ТВ-3 в жанре интервью с историческими личностями.
Время выхода: по четвергам в 23:00.
О проекте
«Интервью» — это новый совместный проект канала ТВ-3 и студии «Амурские волны», авторству которой также принадлежит успешное образовательное телешоу «Кинотеатр Arzamas» и два сезона документальных расследований «Это реальная история», номинированных на премию ТЭФИ.
Гости каждого выпуска проекта «Интервью» — профессиональные актеры, мастерски перевоплотившиеся в образы исторических гениев, политиков, талантливых артистов, музыкантов, певцов, художников ушедших эпох. В беседе с нашими современниками уникальные гости студии «Интервью» делятся своими взглядами на жизнь и общество, российские реалии и природу современного человека, а также оглядываются назад, на плоды своей общественной деятельности и творчества.
В первом выпуске «Интервью», вышедшем 7 ноября 2019 года, в день Великой Октябрьской социалистической революции, телеведущая Ксения Собчак беседует с революционером, политическим и общественным деятелем Владимиром Ильичом Лениным. Экс-кандидат в президенты современной России Ксения Собчак и вождь революции Владимир Ленин говорят о многом и о разном: о разграблении церквей, о Красном терроре и диктатуре пролетариата, а также о венчании политика с Надеждой Крупской, его любимых книгах и о том, какой отдых он предпочитает.
Каждый выпуск дополняется полезной инфографикой и закадровыми комментариями, основанными на исторических документах: «Все что он скажет — правда. То есть, может, он и врет местами, но все слова и фразы были сказаны или написаны самим Лениным».
Ксения Собчак с особенным воодушевлением приняла участие в проекте: «Ленин — это безусловно огромный бренд, и интересно узнать о нем больше. К тому же сегодня это совершенно забытый исторический персонаж: молодежь уже не очень помнит, кто этот человек на самом деле, а в школе о нем почти не говорят. Лично мне было очень интересно актуализировать фигуру Ленина. Я всегда увлекалась этим периодом истории России и получила хорошее образование в МГИМО, и все равно узнала в процессе подготовки программы что-то новое — например, что Ленин венчался в церкви, да еще и с такой романтической целью… Это же уму непостижимо! Не сомневаюсь: многие зрители узнают много нового и важного — и не в формате скучной лекции или банального научного фильма, а в такой вот изящной игровой форме».
Во втором выпуске проекта планировалось провести интервью с музыкантом Виктором Цоем, но телеканал ТВ-3 был вынужден отменить выход программы в эфир, так как наследники музыканта отреагировали на идею подобной передачи отказом. О тец музыканта Роберт Максимович Цой и его сын Александр Цой посчитали, что возможное некорректное изложение взглядов Виктора Цоя может быть неверно истолковано поклонниками творчества выдающегося музыканта.
Героями других выпусков шоу «Интервью» стали поэт Владимир Маяковский, актриса Фаина Раневская, композитор Петр Ильич Чайковский и др. Интервью у выдающих личностей взяли писатель и журналист Михаил Зыгарь**, актриса Татьяна Лазарева**, телеведущая Яна Чурикова и др.
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Источник: www.vokrug.tv