Информационный процесс — процесс, в результате которого осуществляется прием, передача (обмен), преобразование и использования информации. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые в разной степени преобразуют окружающий мир. Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире.
Информатика как наука и отрасль в индустрии. 3
Современная информационная технология. 4
Информационное моделирование и информационные модели. 6
Алгоритмизация и программирование – основа современной информационной технологии. 9
Автоматизированные системы в области экономики и права. 13
Современная техническая база автоматизированных систем и информационных технологий. 16
Локальные и глобальные компьютерные сети. 19
Компьютер и пользователь. Мультимедиа. 21
Ликбез #2 / Как работают трансляторы: Компилятор vs Интерпретатор
Компьютерное делопроизводство. 22
Компьютерные справочно-правовые системы. 23
Экспертные системы. 26
Правовые аспекты информатики. 27
Содержимое работы — 1 файл
Ноосфера представляется здесь в качестве естественного этапа развития биосферы, важнейшим элементом которой является человек с его интеллектом, вооруженный новейшими технологиями, среди которых фундаментальное значение приобретает информационная технология.
Информационное моделирование и информационные модели.
Итак, современный компьютер не мыслит и способен действовать только по формальным схемам, заготовленным для него человеком. Поэтому, чтобы привлечь компьютер к исследованию объекта, процесса, явления или к «рутинной» обработке информации, прежде всего надо четко поставить задачу (разработать модель), определить исходные данные, форму представления результатов. Далее необходимо создать алгоритм решения задачи и программу, которая будет понята компьютером. Возникает классическая для информатики триада: модель—алгоритм— программа. Во многих случаях этапы моделирования и алгоритмизации неотделимы друг от друга.
Модель — это некоторое упрощенное подобие реального объекта. Всякая модель воспроизводит только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при его использовании. Например, манекен нужен для того, чтобы на него можно было надеть одежду для рекламы или для удобства работы портного, но способности ходить или разговаривать от него не требуется.
Поэтому манекен должен воспроизводить лишь форму и размер человеческого тела. Выше перечислены примеры только материальных моделей. Но модели бывают еще и информационными. Нетрудно понять, что для информатики именно они и представляют наибольший интерес. Если материальная модель объекта — это его физическое подобие, то информационная модель объекта — это его описание.
Метод описания может быть разным: словесным, математическим, графическим и др. Например, чертеж автомобиля является его графическим описанием, а, стало быть, информационной моделью. Всякую реальность невозможно описать исчерпывающим образом во всех деталях. Поэтому любая информационная модель содержит лишь существенные сведения об объекте с учетом той цели, для которой она создается. Построению информационной модели предшествует системный анализ, задача которого: выделить существенные части и свойства объекта, связи между ними.
Как работает язык программирования(Компилятор)? Основы программирования.
Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными. Например, в личной карточке работника предприятия, которая хранится в отделе кадров, о нем имеются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, место рождения, национальность, адрес проживания, образование, семейное положение. А в медицинскую карточку того же самого человека занесены следующие данные о нем: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, группа крови, вес, рост, хронические заболевания. В обществе охотников, членом которого является этот человек, о нем хранится другой набор сведений.
Разное назначение — разные информационные модели. Формализация—алгоритмизация задачи с использованием общих закономерностей, конкретных особенностей поставленной задачи и процесс ее программирования. Моделью можно считать физическую установку, имитирующую какую-либо другую установку или процесс, юридический кодекс (уголовный, гражданский и т. д.), моделирующий правовые отношения в обществе, сборник должностных инструкций фирмы и т. п. Даже картину художника или театральный спектакль в определенном смысле можно считать моделью, обобщающей ту или иную сторону духовного мира человека. В информатике рассматривают частные (но наиболее распространенные) случаи моделирования, и определение модели можно уточнить следующим образом.
Модель — это формализованное описание объекта, системы объектов, процесса или явления, выраженное математическими соотношениями, набором чисел и (или) текстов, графиками, таблицами, словесными формулами и т. п. Процесс создания (а иногда и исследования) модели называют моделированием. Модели широко используются в научных исследованиях (с целью приобретения новых знаний об окружающем мире), в технике и практической деятельности людей.
Никакая модель не может с абсолютной точностью воспроизвести все свойства и поведение своего прототипа, и поэтому получаемые на основе модели числовые или иные результаты соответствуют реальности лишь приближенно, с определенной степенью точности. Иногда точность модели можно выразить в каких-то единицах (например, в процентах), иногда приходится ограничиваться «качественными» оценками или просто здравым смыслом.
Например, математические модели физических процессов, основанные на законах Ньютона, применимы лишь в определенном диапазоне плотностей, скоростей, температур. В земных условиях эти модели вполне удовлетворяют нас, однако многие процессы во Вселенной (для которых характерны чудовищные плотности, скорости, температуры) нельзя ни понять, ни описать на основе законов Ньютона.
В этих условиях необходимо использовать другие, более точные модели физических процессов, — например, специальную и общую теорию относительности Эйнштейна (хотя существуют и другие теории). Точность моделей Ньютона и Эйнштейна поддается строгому измерению на основе непосредственных наблюдений и экспериментов. Приведем пример из повседневной практики.
Совокупность должностных инструкций, руководств и правил любой авиакомпании есть не что иное, как своеобразная модель оперативной деятельности данной компании. Цель модели — обеспечить наивысший уровень обслуживания пассажиров, с учетом интересов самой компании и ее служащих.
В условиях конкуренции от «качества» этой модели зависит прибыль компании, однако и в этом случае никогда не удается создать абсолютно точную модель: слишком много возникает в жизни ситуаций, которые невозможно учесть в инструкциях. Приближенность такой модели выражается в том, что попытка строго, без отступлений, следовать всем инструкциям (это называется «итальянской забастовкой») приводит к параличу деятельности авиакомпании.
Иными словами, эта модель не может функционировать без поправок на реальность. Создавая модель, человек прежде всего старается отобрать наиболее важные, существенные для объекта моделирования черты и свойства, пренебрегая при этом теми характеристиками объекта, которые не оказывают заметного влияния на поведение объекта в рамках поставленной задачи.
Например, в геометрических моделях пространственных отношений пренебрегают площадью поверхности точки и толщиной прямой (кривой) линии, хотя в природе не существует точек с нулевой поверхностью и прямых без толщины. Точно так же при изучении многих физических процессов пренебрегают конечными размерами молекул, отражением «абсолютно черного тела» и т.п.
В зависимости от поставленной задачи, один и тот же объект (процесс, явление) можно описать разными моделями (иногда — даже в рамках одного и того же типа модели).Например, при описании баз данных, различают концептуальную, логическую, физическую модели данных. Далеко не всегда созданные исследователем модели хорошо описывают реальность: бывают грубые, плохие и никуда не годные модели.
Иногда изучаемый объект крайне сложен, — например, человеческий мозг, мышление человека; иногда объект и сложен, и недоступен для наблюдения (например, Вселенная с ее экстремальными условиями, которые невозможно воспроизвести в лаборатории). Однако бывают и вообще ложные модели, создатели которых, пользуясь для прикрытия «ученой» математикой, выдумывают всевозможные «формулы» предсказаний будущего, истолкования исторических процессов и т. п. В зависимости от поставленной задачи, способа создания модели и предметной области различают множество типов моделей. Существуют общепринятые и широко используемые типы: математическая (в первую очередь), физическая, информационная, численная; однако часто встречаются и модели специальных типов: эвристическая, логическая, концептуальная, сетевая, реляционная и т. д. В технике и быту термином «модель» обозначают некий эталон, образец, например: модель автомобиля или утюга, фотомодель, модель художника и т. д. Таким образом, из сказанного следует, что создание, исследование и использование моделей имеет универсальный характер и не является «привилегией» фундаментальной информатики и тем более информационных технологий. Компьютерная технология играет решающую роль в численном исследовании различных математических моделей, которые разрабатываются, например, в атомной и ядерной физике, в гидродинамике атмосферы и океана, в обороне, при освоении космоса и т. д. Многие из таких моделей настолько сложны, что ручные вычисления по ним заняли бы сотни, тысячи и даже миллионы лет математическая; (даже при большом количестве расчетчиков).
Математической моделью называют систему математических соотношений, описывающих процесс или явление, а операции по составлению и изучению таких моделей называют математическим моделированием. Например, второй закон Ньютона можно изложить словами, а можно описать математической моделью: F = та (это модель равноускоренного прямолинейного движения).
Математические модели широко применяются не только в физике и технике, но и в других областях: в социологии, экономике, биологии, географии, экологии и др. Например, в Вычислительном центре Академии наук под руководством академика Н.Н.Моисеева была разработана математическая модель возможных последствий ядерной войны на планете Земля.
На основании этой модели, с использованием мощных компьютеров, были проведены численные эксперименты, которые показали, как наивны надежды некоторых людей пережить возможную катастрофу. Этими экспериментами впервые доказано, что людей погубит не ударная волна, не световое излучение и радиация (от которых можно как-то защититься).
Людей погубит. мороз, «ядерная зима», которая наступит на многие годы в результате подъема в атмосферу огромных облаков сажи и пепла от взрывов и пожаров. Эта сажа будет задерживать солнечные лучи, и температура на Земле резко понизится. Эту модель следует называть именно математической, хотя она и описывает физический процесс. Существует термин «физическая модель», которым обозначают прибор или установку, имитирующие тот или иной физический процесс.
Информационные модели. В информатике и компьютерной технологии широко используются так называемые информационные. модели объектов, процессов, явлений. Что такое информационная модель? В целом это очень широкое понятие. Трудно дать общее, строгое и в то же время понятное определение информационной модели.
Иногда информационной моделью называют просто набор неких величин, которые содержат необходимую нам информацию об объекте, системе объектов, процессе или явлении. Под это определение попадает очень широкий класс информационных моделей (например, модель города, исторической эпохи, транспортной сети и т. д.). Фундаментальные понятия этих моделей: объект (нечто, информационная; существующее и различимое; например, видеокассета), атрибут (свойство, характеристика объекта; например, название фильма), значение атрибута (например, «Новые Центурионы»).
Информационной моделью объекта или набора объектов — совокупность атрибутов (характеристик) данного объекта (объектов) вместе с числовыми или иными значениями этих атрибутов.
Алгоритмизация и программирование – основа современной информационной технологии.
Алгоритм — это конечная последовательность однозначных предписаний, исполнение которых позволяет с помощью конечного числа шагов получить решение задачи, однозначно определяемое исходными данными.
Термин «алгоритм» — транскрипция имени великого узбекского математика Мухаммеда аль-Хорезми (Мухаммеда из Хорезма, области в нынешней республике Узбекистан). Мухаммед аль-Хорезми еще в IX веке разработал правила выполнения четырех действий арифметики. Многие годы понятие «алгоритм» использовалось математиками для описания правил решения математических задач. Например, существуют алгоритм вычисления квадратного корня положительного числа, алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел и многие другие. Однако не следует считать алгоритм чисто математическим понятием.
Каждый из нас с раннего детства, даже не замечая этого, ежедневно решает задачи, для описания которых используется тот или иной алгоритм, сформулированный в виде конечной последовательности однозначных предписаний.
Входя в кабину телефона-автомата, вы видите на стене четкий алгоритм, однозначно описывающий ваши действия, цель которых — разговор с другом: снять трубку, опустить монету, набрать номер и т. д. Носителями алгоритмов являются фоторецептурные справочники, инструкции по использованию бытовой аппаратуры (от утюга до видеомагнитофона), медицинские рекомендации и описания гимнастических упражнений, даже банки и упаковки с продуктами (например, приготовленная чашка кофе — результат исполнения алгоритма). Каждый алгоритм создается конкретным автором (человеком или группой людей) в результате обобщения прошлого опыта или технологических разработок и рассчитан на конкретного исполнителя. Алгоритмы «бытовой сферы» (иногда их называют интуитивными) всегда предполагают определенный уровень предварительной подготовки исполнителя и потому излагаются приблизительно, без перечисления ряда промежуточных операций, способ выполнения которых (тоже алгоритм!) избирается самим исполнителем.
Автор кулинарного рецепта предполагает, что хозяйка умеет включать и выключать газовую или электрическую плиту, регулировать нагрев; в инструкции по применению водоэмульсионной краски не описывается техника вскрытия банки (взять консервный нож или поддеть крышку тупым предметом. ) и т. д.
Не только в быту, но и в технике, и даже в математике многие алгоритмы формулируются неточно, приблизительно. Например, цель математика — описать последовательность операций в общей и абстрактной форме: математический алгоритм не рассматривает способы подготовки и контроля исходных данных, форматы представления результатов, действия при особых ситуациях (например, если делитель слишком мал или множитель слитком велик). При подготовке алгоритмов, исполнителем которых является компьютер, приходится учитывать, что уровень его предварительной подготовки близок к нулю, что самый «умный» компьютер «глупее» шестилетней девочки. Процесс подготовки задания для компьютера можно разделить на два общих этапа:
1) создание укрупненного алгоритма (требования к исходным данным и результатам, постановка задачи, описание точной схемы решения с указанием всех особых ситуаций);
2) изложение укрупненного алгоритма на языке, понятном машине, — иначе, составление программы задания (задачи).
При таком подходе необходимо:
1) создать строгую систему условных обозначений для записи команд в понятной для человека форме (язык программирования);
2) создать программу-посредника, которая переводила бы такие команды на язык, понятный машине.
Программа—набор инструкций на машинном языке, хранящийся в виде файла на диске, который можно загрузить в РС для выполнения. Раньше программы приходилось писать в машинных кодах. Сейчас существует множество языков программирования. Hа языке программирования можно писать множество программ, пользуясь единственной программой-переводчиком. «Грамматические» правила языка программирования формулируются предельно четко и не допускают вольного расположения отдельных элементов команды и знаков препинания (иначе программа-посредник «не поймет» ваши указания).
Каждая команда имеет строго определенный синтаксис (правила записи). Например, если установлено, что условие «если» надо писать по-английски (if) нельзя ставить запятую, то всякая иная запись такой команды будет воспринята программой-посредником как ошибка. Команды на языке программирования часто называют операторами или инструкциями.
Последовательность таких команд, реализующих тот или иной алгоритм, называют программой на исходном языке или просто исходным текстом. Это напоминает нам, что, кроме исходного текста, конкретная программа может иметь еще и машинный код, который непосредственно исполняется на машине. Существует два типа программ-посредников, работающих с исходными текстами.
Программа-компилятор (от слова compile — составлять, собирать) переводит исходный текст в машинный код и записывает его на диск в форме исполняемого (загрузочного) файла. После этого программа выполняется независимо от исходного текста. Раньше программы-компиляторы называли просто и точно — трансляторами (переводчиками).
Программа-интерпретатор всегда работает совместно с исходным текстом. Она разбирает каждую инструкцию исходного текста (интерпретирует ее) и немедленно исполняет (т. е. файл на машинном языке не создается). Программа в режиме интерпретации работает гораздо медленнее, чем такая же программа в машинном коде.
Это связано с тем, что каждую инструкцию приходится разбирать во время выполнения (а не заранее, как при компиляции). Многие инструкции в программе выполняются многократно, — и при каждом выполнении интерпретируются заново. Поэтому всюду, где возможно, стремятся заменить режим интерпретации режимом компиляции.
Правда, интерпретация имеет и свои преимущества: с ее помощью проще отлаживать программу. Иногда пользуются режимом «псевдокомпиляции»: ускоряют интерпретацию за счет предварительного запоминания тех или иных элементов разобранных команд в памяти машины.
В наше время машинные коды не используются, и каждая программа для компьютера составляется на том или ином языке программирования. Существует очень много языков, однако все они, как правило, содержат средства описания данных, арифметические операторы (подобные с = а+Ь), средства управления и организации циклов (подобные if), средства ввода и вывода информации.
Многие языки пользуются похожими принципами организации программ, но — разным синтаксисом. Чем принципиально отличаются естественные языки от языков программирования? Естественные языки возникают и развиваются по объективным законам, не зависящим от воли людей. Если вы изучите, например, английский язык, вам уже проще освоить, скажем, немецкий: вы приобрели опыт и интуицию, которые позволят вам хотя бы иногда догадываться о значении тех или иных слов, о связях слов и т. п. Слова и синтаксис языков программирования придумываются искусственно. Например, вы освоили язык С и твердо знаете, что смысловые блоки исходного текста (составные операторы) выделяются фигурными скобками: <. >.
Источник: www.turboreferat.ru
Типы переменных в программировании
Структурное программирование основывается на двух важнейших принципах:
· последовательной детализации алгоритма;
· использовании набора базовых структур (отсюда и название метода) для построения алгоритма любой степени сложности.
В теории структурного программирования доказывается, что алгоритм любой степени сложности можно построить с помощью следующих базовых структур:
· линейной (последовательной) структуры;
· разветвляющейся (ветвящейся) структуры;
Каждая из этих структур имеет только один вход и только один выход, что позволяет соединять между собой в процессе разработки алгоритма любое количество элементов базовых структур в необходимом для решения задачи порядке. Сложные для понимания и реализации блоки заменяют на последовательность более простых базовых конструкций. При этом количество шагов детализации алгоритма в принципе не ограничено. Структурное программирование широко применяется, поскольку созданы специальные языки программирования, например Паскаль или версии Бейсика (QBasic) позволяющие структурировать программу.
Метод структурного программирования дает возможность решать сложные задачи в самых разных областях профессиональной деятельности.
Языки программирования. Компиляция и интерпретация
Программа – это набор машинных команд, которые следует выполнить компьютеру для реализации того или иного алгоритма.Иными словами,программа – это форма представления алгоритма для исполнения его машиной.
При таком подходе необходимо:
o создать строгую систему условных обозначений для записи команд в понятной для человека форме (язык программирования),
o создать программу-посредника, которая переводила бы такие команды на язык, понятный машине.
После этого на языке программирования можно писать множество программ, пользуясь единственной программой-переводчиком. «Грамматические» правила языка программирования формулируются предельно четко и не допускают вольного расположения отдельных элементов команды и знаков препинания (иначе программа-посредник «не поймет» ваши указания). Каждая команда имеет строго определенный синтаксис (правила записи). Например, если установлено, что условие «если» надо писать по-английски (if) и после условия (a[i]>m) нельзя ставить запятую, то всякая иная запись такой команды будет воспринята программой-посредником как ошибка.
Команды на языке программирования часто называют операторами или инструкциями. Операнд – это элемент, над которыми выполняются действия операторов. Последовательность таких команд, реализующих тот или иной алгоритм, называют программой на исходном языке или просто исходным текстом.
Кроме исходного текста, конкретная программа может иметь еще и машинный код, который непосредственно исполняется на машине. Исходные тексты помещают в текстовые файлы. Существует два типа программ-посредников, работающих с исходными текстами: компилятор и интерпретатор.
Программа-компилятор (от слова compile– составлять, собирать) переводит исходный текст в машинный код и записывает его на диск в форме исполняемого (загрузочного) файла. После этого программа выполняется независимо от исходного текста. Раньше программы-компиляторы называли– трансляторами (переводчиками).
Программа-интерпретатор всегда работает совместно с исходным текстом. Она разбирает каждую команду исходного текста (интерпретирует ее) и немедленно исполняет т.е. файл на машинном языке не создается. Программа в режиме интерпретации работает гораздо медленнее, чем такая же программа в машинном коде.
Это связано с тем, что каждую инструкцию приходится разбирать во время выполнения, а не заранее, как при компиляции. Многие инструкции в программе выполняются многократно, – и при каждом выполнении интерпретируются заново. Поэтому всюду, где возможно, стремятся заменить режим интерпретации режимом компиляции. Правда, интерпретация имеет и свои преимущества: с ее помощью проще отлаживать программу. Иногда пользуются режимом «псевдокомпиляции»: ускоряют интерпретацию за счет предварительного запоминания тех или иных элементов разобранных команд в памяти машины.
В настоящее время машинные коды не используются, и каждая программа для компьютера составляется на том или ином языке программирования. Существует очень много языков, все они, как правило, содержат средства описания данных, арифметические операторы (подобные с = а+b), средства управления и организации циклов, средства ввода и вывода информации.
Классификация языков программирования
Общепринятой и строгой классификации языков программирования не существует. Поэтому представим классификацию наиболее распространенных в настоящее время языков:
· универсальные языки высокого уровня BASIC и FORTRAN;
· языки более «низкого» уровня Pascal и С (и их объектно-ориентированные расширения, в частности, C++);
· командные языки баз данных и Clipper;
· объектно-ориентированные языки четвертого поколения
Особое место занимают такие языки высокого уровня, как COBOL, Ada, Prolog. Они менее универсальны, чем перечисленные выше средства, но каждый из них в своем роде, по своему весьма эффективен.
Каждая команда на языке ассемблера чаще всего представляет собой одну машинную команду, записанную символическим кодом. Язык ассемблера позволяет создавать наиболее эффективные программы, однако процесс очень трудоемок и требует высокой квалификации программиста. Программирование на этом языке часто называют программированием на низком уровне (хотя программы получаются высокого качества).
_Каждой команде на языке высокого уровня обычно соответствует либо несколько машинных команд, либо целая подпрограмма в машинном коде. К языкам высокого уровня (их часто называют алгоритмическими) относятся FORTRAN (formula translator), BASIC (beginner’s all purpose symbolic instruction code), COBOL (Common Business-Oriented Language), C, Pascal, Prolog (programming in logic) и многие другие. Раньше тот или иной язык использовался только в той предметной области, для которой он изобретался (например, FORTRAN – для математических расчетов, COBOL – для коммерческих расчетов, С – для системного программирования и т.д.). В настоящее время возможности языков сглажены, и теперь многие из них теперь считаются универсальными.
С помощью VBA можно создавать собственные программные модули, собственные интерфейсы для офисных приложений Word, Excel, Access.
Имя и значение переменной в программировании
В математике переменные – это данные, которые меняют свои значения. В программировании переменная – это небольшая область в оперативной памяти компьютера, куда во время работы программы можно занести и хранить в закодированном виде некоторое значение (целое или действительное число либо символьный текст), которым при необходимости можно пользоваться и которое можно изменять.
Имя переменной
Место такой структурной единицы памяти в общем объеме ОЗУ определяется адресом – ее порядковым номером в шестнадцатеричной системе исчисления. Но пользоваться номером для адресации к переменной неудобно. Смысловое значение переменной величины он не отражает. Поэтому при написании программы не на машинном, а на алгоритмическом, специальном языке программирования стали пользоваться более удобным описательным заданием адреса, определяемым именем переменной величины – идентификатором. Следовательно, имя переменной –это название места (ячейки) в ОЗУ, используемое в программе на алгоритмическом языке вместо указания адреса, определяемого номером.
Транслятор при переводе программы на язык машинных кодов составляет таблицу, в которой каждому употребленному имени переменной ставится соответствующий конкретный числовой адрес. Этот адрес заменяет имя переменной в программе на машинном языке. Таким образом, имя переменной однозначно определяет место в ОЗУ, куда можно занести на хранение некоторое значение, а при необходимости – изменять его или использовать в каких-то операциях.
Языки программирования позволяют работать с простыми переменными и индексированными переменными. В порядке выделения для них места в памяти есть существенная разница. Для простой переменной транслятор выделяет место независимо от программиста при первом указании ее имени в каком-либо операторе программы.
Все имена простых переменных должны быть различны, и они никак не связаны между собой. Индексированным переменным место в памяти выделяется специальным оператором языка программирования, то есть по указанию программиста. Тогда индексированным переменным, имеющим одно имя, и отличающимся лишь номерами (индексами), в ОЗУ отводится непрерывная область.
Значение переменной. Команда присваивания.
Компьютер и программист применяют различные обозначения для адресов ОЗУ. Компьютер – шестнадцатеричные числа, программист – более удобные для него идентификаторы. Соответствие этих двух видов обозначений устанавливает транслятор. Но каждый из этих способов указания ячейки означает лишь выделение для переменной места в ОЗУ.
Никакого конкретного значения переменной в этой ячейке памяти не появится до тех пор, пока оно не будет туда занесено. Поэтому употреблять имя какой-то переменной можно только после того, как определено ее значение. В каждом языке программирования есть набор операторов, позволяющих давать переменным значения, то есть заносить их в ячейки, названные именем переменной. Переменная может получить свое значение, если его ввести с клавиатуры. Значение переменной можно присвоить – занести ее в ячейку специально существующей для этого командой, которая так и называется – командой присваивания.
Типы переменных в программировании
Значение переменной, занесенное и хранимое в ячейке с ее именем, может быть различным по типу числом (целым или действительным) либо символьным текстом. В соответствии со значением переменные называются целыми, действительными, символьными. Операции, которые можно произвести с числами, нельзя осуществить с символьным текстом.
Объем памяти для хранения разных по типу значений тоже потребуется различный. При хранении целого числа занимать место под нулевую дробную часть нерационально. Поэтому в некоторых языках программирования предусмотрены операторы, объявляющие тип переменной с указанным именем.
Следовательно, для хранения значений в этом случае будет отведено столько места, чтобы поместить знак и собственно целую часть. В других языках программирования прямо в имени переменной употребляют значки (символы), чтобы указать транслятору, сколько может понадобиться места под хранение значения данной переменной. Указание типа данных, которые могут стать значениями переменной, с помощью правил задания имени переменной позволяет компьютеру контролировать правомерность требуемых по отношению к переменной операций. Если имя переменной содержит указание на вещественный или целый тип ее допустимого значения, то в ячейку с этим именем нельзя занести символьный текст. Ограничения, налагаемые на операции со значениями в зависимости от их типа, требуют соответствующих ограничений на операции с именами переменных.
· Выполнение программы будет прервано с выдачей сообщения об ошибке из-за несоответствия типов, если встретится команда, где будут одновременно присутствовать имена переменных или константы символьного типа и вещественного или целого.
· На работе программы и получаемом результате никак не отразится занесение целого числа в ячейку, предназначенную, в соответствии с именем переменной, для значений вещественного типа. В этом случае автоматически будет образована нулевая дробная часть, а участвовать целые и действительные числа могут в одинаковых операциях (что соответствует известному включению области целых чисел в область действительных).
· Если же действительное число станет значением переменной целого типа, то из-за отсутствия места для хранения дробной части последняя просто будет отброшена (произойдет преобразование типа значения), что в этом случае равносильно потере точности расчета. Это может оказаться незамеченным при получении результата, так как такое несоответствие типов значения и переменной не вызывает прерывания в работе
Имя переменной не только удобным образом заменяет в программе числовой адрес ячейки в ОЗУ, а в случае индексированных переменных обязывает программиста позаботиться о выделении непрерывной области, но и указывает своим типом, какой объем памяти выделить под хранение ее значений, а также несет смысловую нагрузку и указывает, какие операции с этой переменной допустимы.
Объектно-ориентированный подход в программировании
Объектно-ориентированное программирование является в настоящее время наиболее популярной технологией программирования. Основной единицей в объектно-ориентированном программировании является объект, который заключает в себе, как описывающие его данные (свойства), так и средства обработки этих данных (методы).
Объектно-ориентированный подход объединяет статическую модель, описывающую свойства объекта и динамическую модель, описывающую их изменения. Объектно-ориентированное программирование– это создание, приложений из объектов. Одни объекты приходится полностью создавать самостоятельно, другие можно взять в готовом виде из разнообразных библиотек.
Таким образом, в объектно-ориентированном программировании центральное место занимают объекты, которые объединяют в одно целое свойства объекта и возможные над ним операции (методы).
Объект обладает определенными свойствами, которые характеризуют его состояние в данный момент времени, кроме того над объектом возможны операции, которые приводят к изменению этих свойств.
Основными отличительными свойствами объекта являются:
• объединение записей с процедурами и функциями, работающими с этими записями;
• наследование – задание объекта, затем использование его для построения иерархии порожденных объектов с наследованием доступа каждого из порожденных объектов к коду и данным предка;
• полиморфизм – задание одного имени действию, которое передается вверх и вниз по иерархии объектов с реализацией этого действия способом, соответствующим каждому объекту в иерархии.
Инкапсуляцией называется объединение в объекте его свойств и возможных над ним операций (методов).
При объектно-ориентированном подходе доступ к изменению свойств объекта возможен только через принадлежащие этому объекту методы. Методы «окружают» свойства объекта; говорят, что свойства «инкапсулированы» в объект.
Методы объекта (набор операций), которые он может выполнять, инкапсулирующие одинаковый перечень свойств операций, объединяются в классы. Каждый отдельный объект является экземпляром класса. Экземпляры класса могут иметь отличающиеся значение свойств.
Например, файловая система компьютера может содержать сотни и тысячи файлов. Все файлы обладают одним и тем же набором свойств (имя, положение в файловой системе и др.) и операций (переименование, перемещение или копирование и др.) и образуют класс объектов — файлы. Каждый отдельный файл является экземпляром этого класса и имеет конкретные значения свойств (имя, местоположение и др.).
Наследование определяет отношение между классами, объекты класса — потомок обладают всеми свойствами и операциями объектов класса — родитель.
Полиморфизм (много фор») – одна и та же операция над объектами различных классов может выполняться различными методами.
Для большинства классов объектов в среде Windows Office в качестве программных объектов могут выступать приложения, документы и т.д. Каждый из этих объектов может является исполнителем алгоритмов. Команды объекту (исполнителю) могут дать либо другие объекты, функционирующие в данной системе, либо пользователь компьютера.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 381.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Объектно-ориентированное программирование
5. Методика анализа, проектирования и написания приложений с помощью структуры классов, каждый из которых является целостным фрагментом кода и обладает свойствами и методами, называется _______________ программированием.
6. Объектно-ориентированный подход к программированию использует следующие базовые понятия…
в) метод обработки
д) класс объектов
7. В основе объектно-ориентированного подхода к программированию лежит метод…
a) нисходящего проектировании
b) восходящего проектирования
c) ветвей и границ
d) дихотомического поиска
8. В основе абстракции объектно-ориентированного подхода лежит понятие…
9. Уменьшение объема кода программ связано с использованием ______________ программирования.
10. Объектную структуру программы имеют языки:
11. Открытие и закрытие окна Windows с точки зрения объектно-ориентированного программирования это …
12. Программирование, основанное на модульной структуре программного продукта и типовых управляющих структурах алгоритмов, называется.
c) объектно-ориентир об энным
Интегрированные среды программирования.
1. Системами программирования являются:
а) Adobe PhotoSho
в) Borland Delphi
Система программирования предоставляет программисту возможность
a) автоматической сборки разработанных модулей в единый проект
b) автоматического построения математической модели, исходя из постановки задачи
c) выбора языка программирования
d) анализа существующих программных продуктов по соответствующей тематике
e) планирования рабочего дня
3. Интегрированная система программирования включает компонент для создания исходного текста программы (исходного кода), который называется …
a) текстовый редактор
c) редактор связей
d) редактор формул
4. Интегрированная система программирования включает компонент для перевода исходного текста программы в машинный код, который называется …
c) построитель кода
5. Обнаруженное при тестировании нарушение формы записи программы приводит к со общению о(б) ____________ ошибке
6. При установке нового программного продукта, необходимо выполнить его…
7. Среда интегрированного пакета прикладных программ пользователя включает…
a) множество инструментальных средств
b) минимум инструментальных средств
c) только язык разработки
d) язык разработки и отладчик
8. Одной из важных функции, реализуемых системой программирования, является.
a) анализ существующих программных продуктов по соответствующей тематике
b) автоматическая сборка разработанных модулей в единый проект
c) автоматизация выбора языка программирования, исходя из постановки задачи
d) автоматическое тестирование программного продукта
Этапы решения задач на компьютере
Создание исполняемого файла из исходного текста программы предполагает выполнение процессов
г) исполнения программы
Временная эффективность программного продукта зависит
a) от времени выполнения программы
b) от времени, затраченного на разработку программы
c) от времени, затрачиваемого на освоение методов работы с программой
d) от объема используемой программой памяти
Пошаговая детализация постановки задачи, начиная с наиболее общей проблемы характеризует
a) метод последовательной декомпозиции сверху-вниз
b) метод проектирования «от частного к общему»
c) метод объектной декомпозиции
d) поиск логической взаимосвязи
Компилятор используется при программировании
a) на языке высокого уровня
b) на языке машинных команд
c) на языке сверхуровня
d) на естественном языке
На каком уровне информационных технологий осуществляется формализация решения задачи
6. Тестирование, при котором выявляется, что сделанные изменения не повлияли на функциональность предыдущей версии, называется …
a) регрессионным
b) удаленным
c) тестированием «белого ящика»
d) тестированием «черного ящика»
7. Тестирование, при котором разработчик теста имеет доступ к исходному коду и может писать код, который связан с библиотеками тестируемого программного обеспечения, называется …
a) тестированием «белого ящика»
b) тестированием «черного ящика»
c) определением белого шума
d) регрессионным тестированием
8. Деятельность, направленная на обнаружение и исправление ошибок в программной системе называется …
9. Программа – интерпретатор всегда работает совместно с.
a) исходным текстом программы
b) с объектным кодом программы
c) с загрузочным модулем
d) с графическими примитивами
10. Программа компилятор.
a) переводит исходный текст в машинный код
b) обрабатывает структуры данных программы
c) строит задачу
d) оптимизирует код программы
11. Режим интерпретации можно использовать.
a) при отладке программ
b) для изменения синтаксиса языка программирования
c) для изменения семантики языка программирования
d) при изменения грамматики
12. Фаза анализа компилятора не может содержать этапы.
a) лексический анализ
b) синтаксический анализ
c) семантический анализ
d) генерация промежуточного кода
13. Таблица символов в процессе трансляции используется.
a) для хранения имён переменных и функций
b) для хранения значений переменных
c) для хранения результатов выполнения процедур
В чём заключается основное отличие компиляторов от интерпретаторов?
a) компиляторы генерируют целевой код, интерпретаторы нет
b) интерпретаторы генерируют целевой код, компиляторы нет
c) компиляторы в процессе трансляции исполняют исходный код, а интерпретаторы нет
d) компиляторы участвуют в построении исходного кода, а интерпретаторы нет
На какой стадии трансляции может быть выявлена ошибка “пропущена точка с запятой”?
a) на стадии синтаксического анализа
b) на стадии лексического анализ
c) на стадии семантического анализа
d) на стадии оптимизации кода
Какая стадия трансляции занимается проверкой типов в выражениях?
a) семантический анализ
b) синтаксический анализ
c) лексический анализ
d) генерация кода
На этапе отладки программы
a) проверяется корректность работы программы
b) строится математическая модель решаемой задачи
c) определяется состав входных данных
d) выполняется анализ физических характеристик
18. Процесс написания программы никогда не включает.
a) изменение физических параметров компьютера
b) редактирование текста программы
c) запись операторов в соответствующей языку программирования форме
Источник: lektsia.com