С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Закон об образовании РФ, Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 г.г.».
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Анализ изменений ФГОС и примерной рабочей программы основного общего образования по географии
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского общения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).
Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому воспитатели и педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.
В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время.
Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов:
- Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
- Использование одних специалистов методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).
Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми.
Певчих – что коррупция сделала с Россией / Pevchikh – What Corruption Has Done to Russia
Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.
Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
Рассмотрим интеграцию на примере взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ.
Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.
Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:
- Развитие познавательной сферы.
- Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность).
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.
Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает игры по профилактике речевых нарушений.
С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны).
Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:
- хороводы,
- игры с пением,
- шумовые оркестры.
- музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
- ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
- распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
- этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.
Так же можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.
Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности
В своей педагогической деятельности, мы реализовали проект «Волшебный мир театра».
Проект: краткосрочный, групповой, творческий.
Целью проекта было: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.
В ходе реализации проекта мы провели:
- Беседа «Что такое театр? Какой бывает театр?»
- Беседа – рассуждение «Что такое сказки?»
- Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»
- Чтение сказки Сутеева В. «Кто сказал мяу?»
- Презентация «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал» Рассматривание иллюстраций Сутеева.
- Проигрывание этюдов «Важный петух; Пугливая мышка; Злая собака; Сердитая кашка» Игра (пантомима) «Угадай кто я?». Пересказ сказки по опорным картинкам.
- Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?», «Твоя любимая игра»
- Изготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля. Распределение ролей.
- Презентация проекта: Драматизация сказки «Кто сказал мяу?»
Результатом работы над проектом стало:
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Поэтому перед педагогическим коллективом можно поставить следующие задачи:
- формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
- развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование профессиональной позиции и самооценки;
- формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения психологического климата в коллективе;
- повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
- профилактика профессионального выгорания
Только выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса позволит обеспечить положительную динамику развития ребенка.
Еремеева Н.В., учитель-логопед |
- Инновации в системе дошкольного образования
- Интеграция детей раннего возраста с задержкой речевого развития в образовательное пространство ДОУ
- Презентация по теме: «Адаптированная образовательная программа (АОП) как средство индивидуального сопровождения дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в условиях инклюзивного образования»
- Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ
- Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста
Источник: logoportal.ru
Инклюзивное и интегрированное образование
Инклюзивное образование – это система образования, дающая возможности обучения всем гражданам, независимо от наличия у них тех или иных отклонений в психическом либо физическом развитии.
Такое образование направлено на создание единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями и нормальными детьми. Дети обучаются в одном классе, но по разным программам.
Инклюзия – это внедрение ребенка с ограниченными возможностями в специально созданную образовательную среду, которая поможет ему адаптироваться к социальной среде и получить образование и воспитание, отвечающее его индивидуальным потребностям и возможностям.
Инклюзия в образовании открывает возможности получения всеми детьми обучения, устраняя у них чувство обделенности и ненужности.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Ребенок с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии чувствует себя нужным обществу и желает развиваться и действовать в его среде. Находясь рядом с обычными детьми, ребенок с отклонениями в развитии, стремиться достичь того же, что и нормальный ребенок. Это позволяет в большей степени развить его потенциал.
Инклюзию в образовании можно представить, как совокупность следующих аспектов:
- Реформирование образовательной системы и реорганизации образовательных заведений, с целью создание оптимальных условий для всех учащихся, независимо от уровня их развития и наличия отклонений.
- Устранение барьеров в образовательной системе, препятствующих получению образования всеми гражданами. Школа становится доступной для каждого учащегося.
- Рассмотрение различий в развитии учащихся, в качестве источников, помогающих развить педагогический процесс, а не барьеров, с которыми требуется бороться.
- Возможность получения образования в учебных учреждениях, расположенных рядом с домом детей, независимо от их отклонений в развитии т.е. каждый ребенок может пойти в ту школу, которая расположена по месту его жительства, а его отклонения в развитии не могут быть препятствием этому.
- Инклюзия в образование выступает важным социальным аспектом.
«Инклюзивное и интегрированное образование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Чтобы достичь развития инклюзии в образовании, необходимо разработать инклюзивную политику т.е. инклюзия должна быть внедрена в образовательную систему официально, развить практику применения инклюзии в образовании, а также выстроить инклюзивную культуру.
Инклюзивная практика предполагает учет особенностей развития и потребностей каждого учащегося образовательным учреждением. В нем должны быть созданы все условия для обучения детей с разным уровнем развития. Необходимо искать для этого ресурсы и источники финансирования, использовать все возможности для создания оптимальных условий образования, воспитания и развития каждого учащегося.
Инклюзивная культура основана на устранении барьеров в обучении, создании безопасного физического и психологического пространства для обучения детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок считается ценностью, которая лежит в основе совместной работы и совместных достижений педагогического процесса.
Интеграция в образовании
Определение 2
Интеграция в образовании – это построение новой образовательной системы, основанной на включении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.
Интеграция в образовании предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием, созданием для них единого образовательного пространства, способного удовлетворить потребности всех его членов.
Интеграция в образовании связана с построением качественно новой образовательной системы, которая рассматривает мир, как систему и применяет специфические способы, методы, средства обучения, формы организации образовательного пространства.
Достижение интеграции в образовании реализуется следующими путями:
Интеграция может носить полный и частичный характер.
При полной интеграции обучение реализуется путем включения ребенка с отклонениями в развитии в образовательную среду нормальной школы. Это актуально при определенной степени развития отклонения учащегося т.е. уровень психического развития ребенка должен быть приближен к нормальному.
Частичная интеграция реализуется, когда обучение ребенка с ограниченными возможностями не может быть полноценным. Он способен освоить только часть учебной программы, а также присутствовать не на всех занятиях, а только на их части. Данная интеграция позволяет ребенку с отклонениями в развитии получить опыт взаимодействия со сверстниками.
Иногда интеграция реализуется путем временного внедрения ребенка в нормальную учебную среду т.е. они периодически объединяются с нормальными детьми, посещают обычную школу.
Интеграция в образовании отличается от инклюзии тем, что делает обучение в обычных учебных учреждениях доступным для детей с ограниченными возможностями. Ребенок просто внедряется в образовательную среду и обучается по одной с ними программе, тогда как, инклюзивное образование основано на специально созданной системе совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормальных детей. При этом используются разные образовательные программы.
Рисунок 1. Различия между инклюзивным и интегрированным образованием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Источник: spravochnick.ru
Глава 13. Технологии интеграции в образовательном процессе
13.1. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе
Одно из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного учителя, воспитателя, управленца в сфере образования – слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе, о системе учебного занятия, о системе взаимоотношений педагога и детей и т.д. Это естественно, ибо, как говорил А.С. Макаренко, никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы; никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.
С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.
Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).
Интеграция в образовательном процессе означает:
– комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;
– взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;
– органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;
– взаимосвязь общего и дополнительного образования;
– гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;
– введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;
– объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);
– взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.
Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:
– осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи);
– осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи);
– интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированный урок);
– интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).
Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В школе, любом образовательном учреждении можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту.
Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:
– расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;
– усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;
– использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.
Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.
Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий.
Источник: studfile.net
Программа интеграции в образовании что это за программа
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока:
1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:
а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б) повышения интереса учащихся к предметам;
в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому [School4-perm.narod.ru, 2009: http : // www. school4-perm.narod.ru].
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.
1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
2. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
4. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
5. Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
Перспективы развития интегрированного обучения
Практика показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе разрабатывается единая альтернативная программа обучения физике, математике, астрономии, информатике, при внедрении которой интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. На этом, продвинутом, этапе интегрированного обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно лишь при условии создания специализированного класса, набор учащихся в который должен проводиться на конкурсной основе.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Источник: studbooks.net