Обсуждение экономической интеграции России и Беларуси ведется уже более 20 лет. Однако за последние пару лет переговоры о «тесном» сотрудничестве серьезно продвинулись. На днях стало известно, что обе страны намереваются перейти на единые Налоговый и Гражданский кодексы. Если верить источникам раздобывшего эту информацию «Коммерсанта», сближение намечено на январь 2021 года.
Что получит от такой интеграции Россия?
Помимо частичного объединения законодательства, у России и Беларуси будет общая внешняя торговля, учет собственности и банковская система. При этом у каждой страны сохранится собственный центробанк. Также планируется создание единых рынков нефти, газа и электроэнергии, а также совместное госрегулирование отраслей.
Предполагается, что такая интеграция приведет к формированию конфедеративного государства России и Беларуси к 2022 году. То есть, уровень интеграции будет значительно выше, чем в Евросоюзе. Однако возникает вопросы: зачем это нужно обеим странам? С Беларусью вроде понятно, ведь экономика западных соседей в 29 раз меньше российской. Но какие плюсы от этого получит Россия?
Результаты интеграции Беларуси и России. Главный Эфир
Банкирос рекомендует!
СберБанк, Лиц. № 1481
Факторинг для малого и среднего бизнеса
от 100 тыс
Получить кредит
СберБанк, Лиц. № 1481
С экономической точки зрения, России будут выгодны условия из-за совместной регуляции рынка нефти. Директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель в интервью Национальной службе новостей заявил, что такая интеграция обнулит российские экспортные пошлины.
«Что касается рынка нефти и газа, то, в договоре о российском союзе прописано, что уже через несколько лет должен быть единый рынок нефти и газа. А то, что в России налоговый маневр осуществляется в нефтегазовом секторе, уже обуславливает то, что никаких проблем с построением единого рынка нефти не будет, поскольку экспортные пошлины российские будут обнулены. Соответственно они будут нулевые как при поставках в Беларусь, так и при поставках в страны Европы. В этом смысле Беларусь будет покупать у нас нефть по тем же ценам, что мы продаем нефть в страны Европы, в Китай и в другие страны дальнего зарубежья. Поэтому я не вижу давления какого-то на российскую экономику», – заверил Кнобель.
К тому же интеграция позволит России получить мощное сельское хозяйство Беларуси, что могло бы сильно улучшить ситуацию с качеством продуктов и снизить расходы на импорт сельской продукции.
Банкирос рекомендует!
Альфа-Банк, Лиц. № 1326
На любые бизнес-цели без залога
до 150 млн
Получить кредит
Альфа-Банк, Лиц. № 1326
Пульс интеграции России и Белоруссии
Объединение двух стран имеет плюсы и с военной точки зрения. В первую очередь это позволит России располагать свои военные базы ближе к Европе, взаимоотношения с которой все еще напряжены.
Насколько реально объединение двух государств?
Существует мнение, что подобная интеграция – прямой шаг к окончательному объединению двух стран. Но в то же время президент Беларуси Александра Лукашенко недавно заявлял, что подобное маловероятно, поскольку население его страны настроено на сохранение суверенитета. Если провести референдум по объединению с Россией, 98% белорусов будут против, отмечал Лукашенко.
Но насколько вообще реальна такая интеграция, тем более в столь сжатые сроки? Большинство политологов считают, что СМИ раздувают из мухи слона. Российские и белорусские аналитики сошлись во мнениях, что в современных реалиях объединение двух стран невозможно.
Собственный корреспондент Новой газеты по Беларуси Ирина Халип еще в марте 2019 года говорила, что близкая интеграция с Россией не входит в планы Лукашенко.
«Здешние жители уже давно поняли: Александр Лукашенко — гарант разве что собственного благополучия и собственной безопасности, а это возможно лишь в независимой республике. Пока, во всяком случае, возможно. Так что добровольное объединение с торжественным парадом на Красной площади и выборами главы нового государства исключено из повестки», – заключила Халип.
Силовое присоединение также невозможно, поскольку в Беларуси нет очагов «русского мира». А захватывать целое государство в нынешнее время просто нереально и невыгодно для России как политически, так и экономически.
Белорусские политобозреватели так и вовсе не верят в глубокую интеграцию. Аналитик TUT.BY Артем Шрайбман полагает, что российские СМИ сильно преувеличили, описывая проект интеграции как что-то более крупное, чем в ЕС.
«Якобы есть договоренность о едином налоговом кодексе к 2021 году. При этом каждая страна сохраняет свой бюджет и свои налоговые службы. То есть речь просто о переписывании национальных законов под одну модель», – заключает Шрайбман, добавляя, что переделать такие документы за полтора года невозможно.
Скорее всего, у Беларуси и России просто будет единый подход к налогообложению «или еще какой-то такой абстракцией», считает политолог. По сути это ничего не поменяет, поскольку такая практика существует и сегодня.
Больше всего вопросов вызывает единая регуляция нефтяного рынка. Основной проблемой является то, что стороны не смогут договориться о доле вовлеченности каждой. Эксперт полагает, что если Беларусь и Россия будут «на равных, это не примет Москва». Если пропорционально весу экономики (то есть, Россия будет доминировать), тогда Беларусь будет против. Следовательно, найти компромисс вряд ли получится, резюмировал Шрайбман.
Чем в итоге закончится вся история и будет ли подобная глубокая интеграция двух государств, покажет время.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Оцените статью
1
Источник: bankiros.ru
Единство экономической природы
10 сентября по итогам совета министров Союзного государства в Минске была одобрена дорожная карта экономической интеграции России и Белоруссии – премьеры государств Михаил Мишустин и Роман Головченко подписали 28 союзных программ о фактическом переходе обеих стран к единым принципам экономической и финансовой политики. «Ведомости» разбирались, кто заплатит за интеграцию и к каким последствиям в экономике она приведет.
Одна налоговая политика
Ключевое направление интеграции – налоговое. Согласно программе, интеграция в налоговой сфере подразумевает в том числе выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам. Страны создадут единую методологию для учета всех косвенных налогов, а также комитет Союзного государства по налоговым вопросам, который будет за этим следить.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал «основой основ» сближение налоговых систем. По его словам, это создаст равные права для предприятий. Налоговая нагрузка после интеграции не изменится, существенно снизятся возможности отдельных субъектов пользоваться разной интерпретацией законодательства, пояснил министр экономического развития Максим Решетников.
«В России в большей степени развиты рыночные механизмы, что обусловливает преобладание косвенного налогообложения. В Белоруссии же система прямых налогов, высокая доля государства в экономике», – отметила ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Мигранян.
Для российских компаний осложнен вход на белорусский рынок, в том числе из-за применяемой в Белоруссии политики государственного протекционизма, высоких административных барьеров для всех нерезидентов, продолжила Мигранян. Если условия станут равными, наиболее вероятна интеграция на уровне среднего и малого бизнеса и в сфере IT, на локальных рынках, считает эксперт.
Из-за существенно отличающихся ставок таких косвенных налогов, как акцизы на табак, сигареты в Белоруссии оказываются вдвое дешевле. Страна – абсолютный лидер по контрабанде сигарет в Россию: только в 2020 г. белорусский табак занял более половины всего рынка нелегальных сигарет в России, сообщала ранее ФТС. Из-за одной фуры с сигаретами бюджет теряет на акцизе порядка $500 000, говорил замглавы ведомства Руслан Давыдов.
$500 000
примерно столько из-за одной фуры с нелегальными сигаретами теряет бюджет на акцизе в Белоруссии
Впрочем, ключевая идея унификации налогового законодательства – скорее в ликвидации пробелов, с помощью которых через белорусские схемы крупнейшие российские предприниматели могли прятать деньги, уверен руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКПа Дмитрий Белоусов. Раньше белорусы относились к использованию россиянами своей юрисдикции и своего права для оптимизации и вывода активов «с добродушием», но было очевидно, что вечно это работать не может, отметил экономист. История с гармонизацией – не столько про переписывание налоговых кодексов, сколько про ужесточение контроля, резюмировал Белоусов.
Одна таможенная политика
В последние годы Белоруссия стала «перевалочной базой» для поставок санкционных продуктов из Европы в Россию, заявлял в 2017 г. Александр Ткачев, занимавший тогда пост министра сельского хозяйства России. Россельхознадзор систематически выявлял поставки европейских продуктов под видом белорусских и несколько раз приостанавливал поставки некоторых видов товаров из Белоруссии, требуя от коллег усилить контроль за фитосанитарной сертификацией.
Сейчас интеграция по линии ветеринарного контроля «в высокой степени готовности», сообщил «Ведомостям» представитель Россельхознадзора: «Животноводческие грузы, следующие в Россию, перемещаются по электронным документам». В этом году введена в промышленную эксплуатацию безбумажная электронная ветеринарная сертификация на грузы, следующие из России в Белоруссию. По линии фитосанитарии информационные системы уже интегрированы, страны обмениваются информацией о выданных фитосанитарных документах при взаимной торговле растительной продукцией, уточнил представитель Россельхознадзора.
Несмотря на единое таможенное пространство в рамках ЕАЭС и отсутствие таможенной границы с Белоруссией, в Белоруссии намного проще осуществить таможенное оформление товаров, более лояльные правила сертификации, в России – наименее либеральный порядок и в разы больше требований к разрешительной документации, считает руководитель таможенного представителя «КВТ сервис» Юлия Шленская. Поэтому значительная часть товаров из Европы, предназначенных для российского рынка, проходит таможенное оформление в Белоруссии, пояснила Шленская. Это 20–30% всего европейского импорта, оценила она.
«Если Белоруссия примет российские правила игры и порядок ужесточится, пропадет смысл что-либо оформлять в этой стране по тем схемам, которыми пользовались российские компании до сих пор», – резюмировала Шленская.
Интеграция в ТЭК
Россия и Белоруссия договорились о «координации действий» по формированию цен на российский газ для Белоруссии на 2022 г. Президент России Владимир Путин 9 сентября заявил, что цена на газ для республики на 2022 г. сохранится на уровне текущего года ($128,5 за 1000 куб. м. – «Ведомости»). В свою очередь, премьер Головченко 11 сентября отметил, что цена на российский газ на 2022 г. значительно лучше действующего контракта, поскольку она не будет индексироваться на долларовую инфляцию.
Стороны также договорились, что до 1 декабря 2023 г. будет подписан документ о создании объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Принципы его работы и регулирования разработают к июлю 2022 г.
По мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, заявления по итогам переговоров дают основания для «осторожного оптимизма» по поводу возможности достичь договоренностей об объединении газовых рынков России и Белоруссии. Он напомнил, что в соответствии с соглашением в рамках ЕАЭС общий газовый рынок участников блока должен быть сформирован к 2025 г. «Поэтому более чем логично, чтобы Россия, как крупнейший производитель и экспортер, и Белоруссия, как второй по величине потребитель и главный импортер, к этому времени уже имели готовую и работающую модель единого рынка, – отмечает Гривач. – Сейчас взаимодействие осуществляется на базе межправительственного соглашения, долгосрочного контракта и ежегодных дополнений к нему, и равных условий хозяйствования в этой схеме быть не может».
При этом российская газовая отрасль понесет потери, так как крупный импортер станет субъектом внутреннего рынка, говорит Гривач. Сейчас «Газпром» поставляет в Белоруссию газ примерно на $1,5 млрд в год и как минимум половина этих доходов исчезнет, поясняет он.
По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, принципиальное отличие между поставками в Белоруссию и в субъекты России сейчас заключается только в регулировании цен. В случае объединения рынков цены на газ будут определяться единым регулятором – ФАС – и индексироваться раз в год. Создать такую систему вполне реалистично даже до конца года, считает эксперт.
Зачем нужна интеграция
Характерно, что Минэкономразвития не привело оценок эффекта интеграции на экономику России, ограничившись анализом, как процесс повлияет на показатели Белоруссии. «Общая оценка, например, для экономики Белоруссии – это 1,5% дополнительного роста ВВП за счет того, что открывается рынок перевозок, например, автотранспортом, за счет того что снимаются барьеры на поставки продовольственной продукции, делается прозрачной единая система таможенного и налогового учета», – сообщил Решетников после подписания интеграционных документов. Он уточнил, что Россия выиграет скорее от усиления конкуренции – доступ белорусской сельскохозяйственной продукции на национальный рынок расширится, что должно будет сдержать цены на продовольствие.
Белорусская экономика – это несколько процентов от российской, поэтому, действительно, с точки зрения макроэкономических показателей каких-либо принципиальных изменений в среднесрочной перспективе не произойдет, продолжил Белоусов из ЦМАКПа. Более важное значение имеет технологическая интеграция, которая должна будет произойти прежде всего за счет расширения допуска к рынкам стратегического значения.
Инженерного потенциала много не бывает – позиции, например, «Камаза» на мировом рынке существенно укрепит его интеграция с белорусским МАЗом, пояснил экономист. Аналогичная ситуация актуальна и для рынков оборонной продукции. Но в этом контексте важны гарантии, чтобы в случае смены власти не произошло коллапса производственных цепочек. Экономическая интеграция имеет свои пределы – объединение стратегически важных отраслей невозможно без политического единства, продолжил Белоусов. Либо оно рано или поздно случится, либо никаких новых бенефитов от интеграции получено так и не будет, резюмировал экономист.
Внешнеполитические последствия
В июне стало известно, что Европейский союз ввел экономические санкции против Белоруссии, которые включают в себя запрет на экспорт из Белоруссии ряда товаров и оборудования, ограничение доступа к рынку капитала ЕС, прекращение финансирования Европейским инвестиционным банком проектов белорусского государственного сектора.
Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов считает принятые дорожные карты большим шагом в развитии интеграционных вопросов. Но по-настоящему стать им они могут, если «будут конвертированы в договоренности на уровне министерств и ведомств без бюрократической заторможенности».
Кортунов обращает внимание, что в прошлом Москва и Минск подписывали различные планы и соглашения на высшем политическом уровне, но белорусские власти в силу разных обстоятельств не воплотили их в жизнь. Сейчас позиция белорусского руководства изменилась не очень сильно, но поменялась мировая обстановка. По словам Кортунова, Запад существенно усилил санкционное давление на экономику Белоруссии и дает понять, что Лукашенко уже не получит прощения. В этих условиях сближение с Москвой не имеет для Лукашенко внешнеполитической альтернативы, подытоживает эксперт.
Источник: www.vedomosti.ru
«Поворотный момент». Что изменят союзные программы в отношениях Белоруссии и России
9 сентября президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко утвердили 28 союзных программ интеграции. Соглашения формируют основу для формирования в будущем единой денежно-кредитной политики. Кроме того, достигнуты договоренности о сохранении льготных цен на газ и финансовой поддержке Белоруссии. Подробнее о том, как Минску и Москве использовать импульс, данный интеграции союзными программами, читайте в статье руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова.
Союзные программы требуют реализации
Можно считать, что 28 союзных программ интеграции наконец согласованы. Отброшены все «но», включая опасения за сохранение суверенитета и тому подобные «аргументы». Президенты пришли к компромиссу, а это означает, что в экономической сфере интеграция может рассчитывать на движение вперед. По этой причине белорусский рынок, предприятия и рабочие места могут рассчитывать на поддержку – Россия даст комфортные цены на энергоносители, ее рынок будет открыт, а сотрудничество российских и белорусских фирм будет возможно, поощрено и это защитит их.
Однако политический эксперт Института нового общества Андрей Коряковцев все же призывает не забывать о рисках. «Если вдруг случится так, что в Минске власть захватит какой-либо агент евро-американского влияния, то все соглашения будут отменены за 24 часа». По его словам не стоит забывать, что в конце 2013 года Виктор Янукович направил Украину к сближению с Россией, казалось даже, что выдохся уличный протест – тот самый, еще не победивший Майдан. «А после, – отмечает Коряковцев, – все оказалось перечеркнуто, развернулись страшные, драматические события, которые очень дорого обошлись народу Украины. Сейчас можно говорить о его наивности, о наивности приверженцев белорусского национал-либерализма, а с ним и всего протеста (направляемого с Запада), но риск срыва процесса имеется».
Вместе с этим понятно, что Лукашенко не оказался Януковичем и система власти в стране (стоит ли в этом «винить» особенности ее экономики?) предстала не столь уж хрупкой. Тем не менее, многое будет зависеть от темпов реализации союзных программ.
Ускорение интеграции
Согласование союзных программ шло давно и долго. Потому особенно приятно видеть дело практически сделанным. Да, отпали политические вопросы. Они отложены на время, может быть, весьма продолжительное. Можно считать, что здесь еще идет обсуждение, но результат будет представлен публике не скоро.
Однако и его стоит со временем ожидать.
В целом процесс интеграции ускорился. Причиной стала в том числе третья волна глобального экономического кризиса, прозванная коронакризисной (первая была в 2008-2009 гг., вторая в 2013-2016 гг.). Договоренности в таможенной, налоговой и энергетической сферах позволят преодолеть кризисные тенденции. Известно также, что Россия целиком восстановила авиационное сообщение с Белоруссией, а это немного поправит дела «Белавиа». Гражданам обеих стран будет проще перемещаться.
Каковы же главные выгоды для России? Они в сдвиге к общему рынку, который означает общие правила во многих сферах, комфортность для экономической деятельности – воссоединение на уровне экономики. А она традиционно включает три компонента: товары, капиталы и рабочую силу.
С последним все неплохо было давно; множество граждан Белоруссии живет и работает в России, меньшее число россиян живет и трудится в Белоруссии. С точки зрения капиталов все было и пока остается сложно. Это должно решиться. Должен решиться и вопрос формирования по-настоящему общего рынка, а не адаптации рынка России для сбыта белорусской продукции.
Финансовая поддержка
Практическое воплощение запланированного еще предстоит увидеть и оценить. Минск с большой тяжестью пошел на все это. Если бы не финансовый, экономический, социокультурный, политический и моральный тупики, в которые забрела белорусская власть, соглашений могло и не быть. Но в итоге экономику Белоруссии из тупика будет выводить Россия, сама с трудом (не надо забывать тяготы кризиса в 2014-2016 годах, санкции «западных партнеров» и попытки разыграть украинский сценарий смены власти) встала на новый путь.
По-видимому, финансовая поддержка Белоруссии будет привязана к процессу реализации союзных программ. Анонсирован кредит в объеме $600 млн до конца 2022 г., обсуждается кредит в $3 млрд от Евразийского стабилизационного фонда, финансируемого в основном Россией.
Интересно и то, что в обсуждении кредитного вопроса не вспоминают о выделенных России по линии МВФ кредитных возможностях – там $18 млрд. Однако МВФ был и остается американским учреждением и деньги эти так просто не применить.
Минску не нужны деньги МВФ с сопутствующими унизительными условиями, даже если бы Москва могла их оттуда вынуть. Финансовые трудности есть и не минут, так как реформы (включая экономическую интеграцию с Россией) сильно запоздали, а ставка на сотрудничество с Западом и культивирование в обществе западнических национал-либеральных иллюзий привели к кризису.
Идейный союз
Кредиты и льготы – это одно дело для белорусских руководителей. Но есть и другое: чиновникам и народу Белоруссии предстоит изменить свое восприятие сближения двух стран, провести переоценку ценностей. Встреча Путина и Лукашенко, определение взаимных обязательств и готовность их выполнять, создают перспективу для народа Белоруссии. Это не малопонятные движения то ли в сторону реформы Конституции, то ли в сторону от реформы, а ясный путь и определенность относительно судьбы экономики, развитие которой будет происходить вместе с российской экономикой. А это уже меняет повестку.
Это означает, что Минску целесообразно сближаться и с идеологической повесткой Москвы. Здесь победа над фашизмом есть величайшее историческое достижение, СССР –союз общего развития, пусть и не совсем верно устроенный и запоздавший с реформами, а русские, белорусы и украинцы – братские народы. У России и Белоруссии таким образом общая история, а не две отдельных истории.
В этой общей истории народ отражал внешние угрозы, ликвидировал отсталость экономики и культуры масс, творил и учился. Все это должно быть в учебнике истории, как в России, так и в Белоруссии. Культурные связи должны быть укреплены. Для этого нужен всесторонний культурный обмен, общие проекты, обмен студентами, преподавателями и школьными учителями.
Общая история, общее дело и общая экономика. Это и есть одна союзная программа в идеологии. Даже если здесь не все требует подписания, она крайне важна как практика, которая долгие десятилетия была в дефиците. И дефицит этот нужно срочно покрывать.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества
Источник: eurasia.expert
Россия и Беларусь готовятся к «взаимной интеграции». Что это значит?
Москва и Минск готовятся разработать единые налоговые и гражданские кодексы, сообщила газета «Коммерсантъ». Программу действий премьер-министры стран согласовали 6 сентября, но ее текст публиковать не собираются. Впрочем, в министерстве экономики Беларуси заявили, что план по развитию интеграции с Россией не угрожает независимости Минска. О том, как обе страны шли к этому сближению все последние годы, — в материале Андрея Ежова.
Союзное государство России и Беларуси формально существует уже почти двадцать лет. В декабре 1999 года договор о сотрудничестве подписал российский президент Борис Ельцин и президент Беларуси Александр Лукашенко. Фактически документ вступил в силу после того, как Владимир Путин обменялся с Лукашенко ратифицированным договором.
За прошедшие с тех пор десятилетия мало что изменилось. У России и Беларуси много общего, подписаны десятки межгосударственных соглашений, но о настоящей взаимной интеграции лидеры стран заговорили относительно недавно.
Фотография: Михаил Метцель / ТАСС
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «В декабре 20 лет нашему союзному договору. Ясно, что ни одной проблемы, я так полагаю, мы не должны вынести за пределы этого срока. Это нас поджимает. Что мы будем говорить к двадцатилетию? Нечего будет сказать, если мы не снимем все вопросы, которые есть, и не подпишем программу, которая определит стратегию наших дальнейших действий».
Разговор с Путиным о будущем Союзного государства у Лукашенко состоялся в середине лета, а недавно официальные Москва и Минск заявили: подготовка программы взаимной интеграции двух стран завершена.
Дмитрий Медведев, председатель правительства России: «Для того, чтобы экономики наших стран были ближе, для того, чтобы наконец был сформирован полноценный общий рынок и чтобы граждане наших стран получили от этого все возможные преимущества».
Что это за преимущества, о каких бонусах для россиян и белорусов идет речь, премьер Медведев уточнять не стал, а сам документ официально не публиковали. Зато детали программы раскрыла газета «Коммерсантъ». По ее данным, степень интеграции России и Беларуси будет едва ли не выше, чем у государств Евросоюза.
Планы Москвы и Минска предусматривают, например, объединение налогового и таможенного кодексов, унификацию регулирования целого ряда отраслей, единый банковский надзор, но не введение общей валюты, а также отмену роуминга для абонентов сотовой связи.
При этом программа интеграции России и Беларуси не затрагивает вопросы государственной безопасности, судебной системы, образования и медицины, а также государственного устройства. Но и без этого ясно, что задачу Москва и Минск поставили себе весьма масштабную.
Сергей Румас, премьер-министр Беларуси: «Нам, действительно, в течение ближайших двух месяцев предстоит очень большая работа, чтобы к началу декабря подготовить для подписания нашим президентам пакет из программы действий, перечня „дорожных карт“ и нескольких межправсоглашений».
Интеграция с Москвой может быть выгодна Минску: возможно, удастся договориться о меньших ценах на нефть и газ, а также получить дополнительные субсидии. Впрочем, если все пойдет по плану, Беларусь станет еще больше зависеть от Кремля как экономически, так и политически.
Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС
Опубликовать детали программы интеграции стран от белорусского премьера потребовала депутат парламента страны Елена Анисим. Ответ она получила уже от министра экономики Беларуси Дмитрия Крутого — именно он возглавляет рабочую группу на переговорах с российской стороной.
Дмитрий Крутой, министр экономики Беларуси: «Публикация проекта программы в отсутствие пакета карт противоречила бы общепринятой в мире практике организации переговоров, а также могла бы создать почву для информационных манипуляций и формирования в обществе искаженных представлений относительно интеграционного процесса. По поручению премьер-министра уверяю вас, что документы, над которыми мы работаем, не содержат никакого политического компонента и не создают угроз для суверенитета и независимости нашей родины, республики Беларусь».
Любопытно, что на фоне подготовки к тесной интеграции с Россией в Беларусь скоро вернется американский посол: Минск и Вашингтон решили восстановить межгосударственные связи на уровне послов после более чем 11 лет «замороженных» отношений.
Прилетевший в Минск замгоссекретаря США Дэвид Хэйл подчеркнул, что Америка восстанавливает полноценные отношения с Беларусью не с целью соревнования с какой-то другой страной, а лишь в целях того, чтобы потенциал двусторонних отношений был реализован в полной мере.
Несмотря на это Владимир Путин и Александр Лукашенко могут уже до 8 декабря утвердить программу интеграции двух стран, сообщил посол Беларуси в России. Это значит, что как раз к своему 20-летию Союзное государство, скорее всего, обретет новый, куда более весомый статус.
Источник: rtvi.com