Программа инновационные методы обучения

Инновационные методы обучения – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться.

Самоутверждение способствует повышению мотивации к обучению и последующему выбору жизненного пути.

Замечание 1

Актуальность использования инновационных методов обучения в образовательном процессе бесспорна. Это связано с тем, что данные методы способствуют получению высокого результата усвоения знаний.

Инновационные методы обучения, в зависимости от назначения условно делятся на две группы:

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

  1. Общие инновационные методы обучения – представлены глобальными концепциями обучениями, такими как оптимизация воспитательно-образовательного процесса, внедрение гуманистических положений, практических и информационных технологий, организация и управления педагогическими процессами.
  2. Частные инновационные методы обучения – представлены авторскими методиками, разработанными на основании современной парадигмы образования и внедренными в воспитательно-образовательный процесс.

Необходимость создания и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, вызвана рядом причин:

Инновационные методы обучения в Вузе

  • переход к деятельностной парадигме системы образования и внедрение компетентностного подхода;
  • необходимость внедрения в образовательный процесс методов, являющихся ведущим фактором его развития;
  • формирование глобальной системы открытого, гибкого, непрерывного и индивидуализированного образования и самообразования на протяжении всей жизни;
  • профессионализация управленческой деятельности как одного из условий успешности и эффективности инновации образования.

«Инновационные методы обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Виды инновационных методов обучения

Выделяют следующие виды инновационных методов обучения, в зависимости от их содержания.

Медико-ориентированные инновационные методы обучения.Основным условием применения медико-ориентированных инновационных методов обучения является наличие у педагога необходимого уровня профессиональной подготовки, педагогической компетенции и мастерства.

В рамках медико-ориентированных инновационных методов обучения выделяют:

  • использование в образовательном процессе информационных технологий;
  • применение педагогом принципов интеграции содержания образования;
  • развивающая направленность обучения;
  • дифференциация обучения;
  • внедрение в процесс обучения методов: проектирования, программирования, проблемного и модульного обучения.

Личностно-ориентированные инновационные методы обучения – это методы обучения направленные на организацию стратегии сотрудничества, понимания, помощи и уважения между педагогом и учащимися. Личностно-ориентированные методы обучения представлены рядом инновационных подходов к образовательному процессу:

Инновационные методы обучения

  • Сущностный подход – отражает процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование и развитие у них системных знаний и междисциплинарных связей.
  • Операционно-деятельностный подход – основан на фундаментальных положениях государственных образовательных стандартов, направлен на формирование у учащихся умения приобретать знания самостоятельно в процессе осуществления практической деятельности.
  • Компетентностный (профессионально-ориентированный) подход – выражается в формировании и развитие у учащихся профессиональных установок и компетенций.
  • Акмеологический подход – находится в тесной взаимосвязи с сущностным подходом, заключается в разработке и реализации инновационных методов и средств обучения, направленных на формирование и развитие у учащихся творческого мышления, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля.
  • Креативно-развивающийся подход – направлен на формирование у учащихся творческого и продуктивного мышления, креативного отношения к осуществляемой деятельности, развитию таких качеств как творческие способности и научно-творческие умения и навыки.
  • Контекстный подход – заключается в том, что организация образования процесса посредством инновационных методов обучения, осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Замечание 2

Таким образом, указанные инновационные методы и подходы обучения направлены на повышение эффективности образовательного процесса в соответствии с основными положениями концепции образования в стране.

Закономерности и принципы организации инновационных методов обучения

В настоящее время одной из самых актуальных проблем системы современного образования является воспитание и обучения «социальной конкурентоспособной» личности. Решение данной проблемы видится во внедрении в процесс образования инновационных методов обучения. Эффективность их внедрения во многом зависит от соблюдения следующих принципов и закономерностей:

  1. Способность образовательной организации позиционироваться как инновационное образовательное учреждение, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг.
  2. Переход на качественно новый уровень обучения, организованного на основании государственных стандартов образования в условиях современной информационной реальности.

Инновационные методы обучения можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; они предполагают наличие определенной степени свободы действий у субъектов обучения. Ценность инновационных методов обучения для личности учащихся связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством.

Главным устойчивым результатом реализации инновационных методов обучения является:

  • формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
  • лидерская позиция учебного заведения на рынке образовательных услуг;
  • создание позитивного имиджа учебного заведения.

Источник: spravochnick.ru

Инновационные методы обучения
методическая разработка по литературе на тему

Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

(Слайд №1 ) Инновационные методы обучения

Технология-это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

(Слайд №2) Педагогическая технология-это продуманная

во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса

с безусловным обеспечением комфортных условий

для учащихся и учителя.

3 ноября 2016 года Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга проводила Х111 научно-практическую конференцию педагогов России и ближнего зарубежья, на которой выступали весьма значимые в области филологии представители как науки, так и практики, и в выступлении Д.Н.Мурина, доцента кафедры социально-гуманитарного образования АППО прозвучала такая мысль: «Кто сказал абсолютно точно, что инновационное — это действительно новое и лучшее? Ведь по большому счету все новое – это хорошо забытое старое». (Слайд № 3) Готовясь к докладу, я все больше и больше понимала, что абсолютно согласна с этим высказыванием.

Если говорить об изменениях в преподавании русского языка и литературы, то мы, конечно, за последнее время шагнули очень далеко в области материально-технического обеспЕчения: компьютеры, мультимедийные средства, Интернет-ресурсы, интерактивные доски. Все это позволяет сделать урок более современным, насыщенным, мобильным.

Но мастерство учителя помогает уроку стать незабываемым для учащихся, как ни крамольно, может быть, это прозвучит, и без применения информационных образовательных средств. По крайней мере, это не должно быть самоцелью на уроке.

Тема не менее, объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Думаю, что я не одинока в своих поисках, и это не случайно. (Слайд №4) Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

(Слайд №5) В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. (Слайд №6) Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Читайте также:
Что значит линейная программа

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности? ( Слайд №7)

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин.

Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Инновационные технологии (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

(Слайд №8) Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика. Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

(Слайд №9) Это настоятельное требование к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно реализовать доступность, качество и эффективность образования.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня наше методическое объединение рассматривает его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения .

(Слайд№ 10) Основными целями инновационного обучения являются:

— развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

— формирование личностных качеств учащихся;

— выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

— формирование ключевых компетентностей учащихся.

(Слайд № 11) Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

— оптимизация учебно-воспитательного процесса;

— создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

— выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

— тщательный отбор материала и способов его подачи.

( Слайд № 12) В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развитие критического мышления;

технология “Метод проектов”;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке;

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

(Слайд № 13) При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мы успешно применяем на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

10) ключевые термины;

11) перепутанные логические цепочки;

12) дидактическая игры;

13) лингвистические карты;

14) метод проекта;

15) исследование текста;

16) работа с тестами, в том числе и с обучающими;

17) задания поискового характера;

19) интегрированные уроки;

20) нетрадиционные формы домашнего задания.

(Слайд № 14) Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков мы с удовольствием применяем в своей работе. (Слайд № 15)

Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока.

Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство — это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку . Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Наряду с учением игра занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Наши учителя используют большое количество дидактических лингвистических игр: это и задания по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается на творческих уроках.

(Слайд №16) Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

— лингвистическое исследование текста;

— создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

— продолжение неоконченных произведений;

— подготовка словарных диктантов;

— составление вопросника к зачету по теме;

— составление конспекта, опорных таблиц;

— письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

(Слайд №17) Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Читайте также:
Как открыть стандартные программы в компьютере

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Инновационные методы обучения: как и где используются

Что это? Инновационные методы обучения – это способ решить актуальные проблемы образования с помощью новых технологий. Это современные подходы, позволяющие сделать образовательный процесс более интересным и запоминающимся.

Как реализуют? Начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным, в учебных заведениях активно внедряют элементы и целые блоки инновационных методов обучения, используют искусственный интеллект, VR, компьютерные игры и так далее.

Оглавление:

  1. Значение инновационных методов обучения
  2. Виды инновационных методов обучения
  3. Закономерности и принципы внедрения инновационных методов обучения
  4. Цифровизация обучения
  5. Онлайн-обучение как современная технология в образовании
  6. Использование геймификации
  7. Виртуальная и дополненная реальность в образовании

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно

Значение инновационных методов обучения

Школа становится инновационной лишь тогда, когда начинает разрабатывать и внедрять собственные комплексные инновационные программы. Получая образование в школе, ребёнок учится обрабатывать информацию, усваивать и использовать её.

Раньше повсеместно господствовал объяснительно-иллюстративный подход к преподаванию, но сегодня его вытесняет деятельностный. Он отличается тем, что учащийся становится одним из субъектов образовательного процесса.

Значение инновационных методов обучения

Метод обучения — это определённая совокупность действий тандема «учитель — ученик», благодаря которой успешно изучается и осмысливается программа учебного курса. У любого учебного метода есть собственная цель, уникальная специфика взаимодействия субъектов (педагога и учащегося) и способ усвоения знаний.

Первичной целью всех инновационных методов, форм и средств обучения является подготовка человека к жизни в динамично меняющемся современном мире. В отличие от традиционных методов обучения, инновационные способны фундаментально изменить формирующуюся личность.

Дети младшего и подросткового возраста учатся ориентироваться в информации, оперировать ею, что заставляет их решать возникающие задачи творчески и оригинально. Этого невозможно достичь без применения инновационных методик.

Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада

pdf

Как педагогу получить первую категорию в 2023 году

pdf

Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Методы, применяемые сегодня в образовании, делятся на два типа:

  • активные;
  • интерактивные.

Активные методы предполагают, что обучаемые не пассивны по отношению к преподавателю. Каждый школьник на уроках пользуется собственными тетрадями и учебными пособиями, компьютером.

Эти методы призваны стимулировать креативный потенциал ученика, развивать его коммуникативные способности, заставлять формировать личное мнение и аргументированно излагать его. Такие приёмы и методики начали применять с 60-70 гг. XX в. Они выросли из концепций А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.В.

Занкова.

Интерактивными называются те методы обучения, обязательным компонентом которых является взаимодействие учеников между собой. Это коллективные формы обучения, в которых знания усваиваются в процессе совместной групповой работы, где каждый участник наделён индивидуальной ответственностью. К интерактивным относятся:

  • групповые уроки;
  • экскурсии;
  • деловые, ролевые игры;
  • использование видеороликов, контента из интернета в иллюстративным целях;
  • творческие упражнения, проекты и т. п.

«Эффективная школа»: особенности, преимущества, процедура зачисления

В интерактивных инновационных методах обучения педагог играет иную роль, нежели в традиционных: он перестаёт быть главным субъектом, превращаясь в координатора учебного процесса. Преподаватель готовит темы для дискуссий и интерактивные задания, консультирует, контролирует выполнение плана урока. Во время занятия ученики взаимодействую с учителем, обсуждают различные вопросы, спорят, аргументируют свою позицию и находят компромиссы.

Ценность инновационных педагогических методов обучения заключается в том, что они помогают пробудить в школьниках живой интерес, любознательность, способствуют систематизации и глубокому исследованию материала, учат вырабатывать собственную точку зрения и выражать её, отстаивать в дискуссиях. Современному обществу нужны люди, обладающие этими качествами. Классические же методы преподавания устарели и более не выдерживают конкуренцию с инновационными.

Виды инновационных методов обучения

Остановимся на каждом из видов инновационных методов обучения, используемых на уроках, более подробно.

Программное обучение

Цели и задачи школьного образования уточняются, меняются способы контроля и меры поощрения учеников, равно как и сам учебный материал. Программный метод реализуется с помощью следующих инструментов: алгоритмов (подбираемых учениками либо установленных педагогом) и шага программы.

Значение инновационных методов обучения

Проблемное обучение

Суть данного вида обучения — конкретная ситуация, в которую помещают ученика и в которой он должен решить проблему, отыскать выход, выработать гипотезу, объяснить явление, разобраться с противоречиями. Центральное звено обучения — интеллект учащегося.

Интерактивное обучение

Педагог озвучивает различные точки зрения (и свою личную, и официально принятую в науке), аргументированно высказывается по проблеме. Это такие интерактивные методы и форматы обучения, как дебаты и круглые столы, брейнсторминги, тренинги, деловые игры, эвристические беседы, креативное обучение.

Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе

pdf

Как учителю работать со сложными детьми

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Эвристическая беседа

Эвристический (в переводе с греческого heuristiko — «отыскивающий, раскрывающий») формат беседы был создан Сократом. Великий философ искусно пользовался наводящими вопросами, чтобы заставить собеседника рассуждать самостоятельно.

Суть метода не особо изменилась с античных времён: ученикам задают особым образом сформулированные вопросы, и они должны дать ответы на них, задействовав всю мощь своего молодого интеллекта.

Эвристическая беседа всегда коллективна, решение ищется совместными усилиями. В педагогике она считается одной из форм проблемного обучения: чтобы прийти к результату, ребятам приходится обсуждать гипотезы, генерировать идеи, делиться своими догадками.

Круглый стол

В школьный учебный процесс этот инновационный метод обучения пришёл из научных и политологических кругов. На круглых столах обсуждаются теоретические вопросы с того или иного ракурса.

Тренинг

Это довольно новый метод обучения. Тренинг призван сформировать нужные компетенции и побудить индивида активнее коммуницировать, сотрудничать с другими людьми.

Мозговой штурм (брейнсторминг)

С помощью этой методики можно быстро нагенерировать новых оригинальных идей. Учебный класс делят на две подгруппы: критиков и генераторов идей. В первую попадают ребята с аналитическим складом ума и те, кто мыслит более практично и конкретно, а во вторую — творческие ученики с развитой фантазией и воображением.

Генераторы выполняют креативные задания (придумать, как решить ту или иную проблему, найти объяснение какому-либо явлению, и т. п.). Им отводится время на то, чтобы предложить и озвучить как можно больше задумок, от реалистичных до самых фантастических.

Экспертная группа записывает все идеи, а затем скрупулёзно анализирует их.

Повышение качества образования: основные тенденции

Креативное обучение

У данного современного инновационного метода обучения есть четыре краеугольных камня:

  • Создание собственного образовательного продукта студентом в ходе выполнения задания.
  • Соответствие этого продукта его потребностям.
  • Учащийся работает в своём индивидуальном направлении.
  • Уроки интерактивны, что достигается телекоммуникациями.

Дебаты

Ценность этого инновационного метода обучения для педагогики заключается в том, что у школьников вырабатывается мощная мотивация к повторению пройденного материала, поиску дополнительной информации в литературе и новых способов решения задач.

Дебаты проводятся по морально-нравственным или научным темам, где не может быть единственно верного мнения, и можно столкнуть противоположные позиции. Ученики делятся на две группы: одна изучает все положительные аспекты проблемы, другая — отрицательные.

Читайте также:
В какой программе упаковка

Игровое имитационное моделирование.

Сюда входят такие инновационные методы и приёмы обучения, как:

  • деловые игры:
  • рефлексивные игры, призванные снять стресс;
  • организационные игры;
  • аттестационные игры.

Деловые игры всегда сопровождаются преобразующей и продуктивной деятельностью. Этот формат обучения уместен только на старших курсах колледжей.

С помощью игр студенты нарабатывают компетенции, составляющие их профессиональную подготовку. Чем разнообразнее подходы и приёмы, используемые в образовательном процессе, тем меньше скуки, выше интерес к учёбе, ярче проявляются творческие задатки учеников. Посредством деловых и прочих игр решаются очень многие воспитательные и педагогические задачи.

Обычно в школьном и среднем профессиональном образовании применяется не один метод, а их совокупность, микс. Новаторские методики и технологии начинают внедрять именно со школ, поскольку для вузов их ещё только предстоит адаптировать.

Закономерности и принципы внедрения инновационных методов обучения

Образование в 2023 году служит целям формирования здоровой, активной личности, которая в конкурентной среде не просто выживает, но и достигает успеха. Потребность в инновационных, передовых методах обучения в школах просто огромна.

Закономерности и принципы внедрения инновационных методов обучения

Учебный процесс строится следующим образом: создаются учебные ситуации, в которых педагог и ученики взаимодействуют.

Эффект от новых образовательных методов тем выше, чем точнее соблюдаются принципы:

  • Школа конкурентоспособна и востребована, поскольку работает по самым новым методикам, технологиям.
  • Качество образования отвечает ГОСТам, концепциям практического применения инновационных методов и постоянно повышается.

Когда инновационные приёмы внедряются успешно, налицо следующие позитивные результаты:

  • Для реализации этих методов, приёмов, подходов создана вся необходимая инфраструктура, остаётся только развивать их.
  • Педагогический состав школы занимает уверенную организаторскую позицию и стремится лидировать на образовательном рынке.
  • Престиж учебного заведения растёт.

В открытом доступе до
Как избежать штрафа до 30 000₽ и пройти проверку Роспотребнадзоре в 2023 году
Скачайте бесплатно 3 актуальные инструкции для учителей
Содержание архива:

20 шагов к успешному прохождению проверки Роспотребнадзора

Что делать учителю, если не прошел аттестацию

21 одно правило идеального открытого урока

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

При всём разнообразии современных образовательных методов их объединяет то, что обучаемому предоставляется свобода мышления и поведения, поощряются созидание, творчество.

Цифровизация обучения

Школьная инфраструктура постоянно претерпевает изменения, реформируется с целью внедрения инновационных методов воспитания и обучения. Совсем недавно классическая школьная доска и мел были единственными инструментами для решения задач перед всем классом на уроке, а сейчас им на смену приходят интерактивные доски, куда учитель транслирует слайды, иллюстрации, видеоролики, схемы.

На досках, которые имеются уже во многих школах, ребята пишут, в том числе, и пальцами. Можно, наконец, забыть о вечно крошащемся и пачкающем одежду меле и получать удовольствие от учебного процесса.

Цифровизация обучения

Ещё одно техническое новшество в школах — системы цифровых пропусков. Благодаря им у родителей есть точные сведения о том, пришёл ли ребёнок в школу, когда это произошло, во сколько он вышел оттуда. Лет через десять не придётся даже таскать с собой пропуск и прикладывать его к турникету — проходные будут переведены на биометрию со сканированием глазной сетчатки или отпечатка пальца (наподобие Touch ID).

Практически везде уже отказались от бумажных дневников. Их успешно заменили электронные. Вместо распечатывания текстов на бумаге школьники скоро смогут печатать объёмные модели на 3D-принтере для своих учебных целей.

Усиливается тенденция отказа от обычной бумаги. OLED-дисплеи уже разрабатываются. Они представляют собой гибкие и тонкие листы, которые легко свернуть или хранить стопкой, прямо как обычные бумажки. Но OLED-дисплеи гораздо более удобны и экологичны, чем кипы бумаг: они не рвутся, не мнутся. Кроме того, они интерактивны, как и любой планшет.

Онлайн-обучение как современная технология в образовании

Если в прежние времена школьники из регионов старались поступить на учёбу в вуз крупного города, то теперь географическое положение теряет значимость. Можно получать качественное образование и учиться у преподавателей из любой точки планеты и любого ранга благодаря интернету, и вовсе не нужно куда-то ехать или быть привязанным к своему месту жительства. Даже языковой барьер уже не столь непреодолим.

Среди инновационных форм, технологий и методов обучения онлайн-образование развивается чуть ли не быстрее всех. Дистанционное обучение живыми педагогами нам стало привычно, но уже совсем скоро учебный процесс будет контролироваться искусственным интеллектом.

Так, уже есть приложение для тех, кто изучает китайский, от Microsoft, где ученики взаимодействуют с чат-ботом, отправляя ему ответы в виде коротких аудиофайлов или текстовых сообщений. Бот, анализируя ответы, корректирует нагрузку.

Школа будущего: что ждет учителей и учеников

Инновационные методы организации обучения делают образование поистине общедоступным, уравнивают в возможностях всех, кто хочет учиться. Теперь для этого нужен лишь доступ в интернет. Традиционному очному формату уроков и лекций грозит исчезновение.

Использование геймификации

Школьное образование просто обязано подстраиваться под специфику обучаемых. У нынешних поколений школьников есть особенности, которые нельзя игнорировать. Этим объясняется активное использование инновационных методов обучения и воспитания.

Принципы обучения, принятые в СССР, очевидно устарели и больше не годятся. В XXI в. кажется нелепым штудирование учебников, изданных десятки лет назад, и нудное переписывание от руки длинных текстов и скучных упражнений.

Учёба становится всё более интерактивной и живой, подвергается геймификации — внедрению игровых элементов, техник, принципов, используемых в компьютерных и видеоиграх, в образовательный процесс.

ФОП в школе

Реализация на практике такого инновационного метода обучения, как геймификация, снимает страх детей перед плохими оценками: ведь теперь, как в любой нормальной игре, можно просто перепройти миссию. Нет единственно правильного ответа, есть бесконечный поиск всё новых решений.

Виртуальная и дополненная реальность в образовании

В системе инновационных методов обучения всё более широкое применение находят визуальные технологии и инструменты. Причина этого тоже кроется в особенностях психики нынешних школьников.

Современные дети учатся буквально всему с помощью YouTube: как заплетать косички и красить волосы, как распаковывать посылки, как мастерить что-либо своими руками, как произносить фразы на иностранном языке. По статистике не менее 85 % детей подросткового возраста постоянно смотрят видео на «Ютубе».

И, что интересно, 80 % этих ребятишек утверждают, что из роликов они черпают информацию о своём хобби. Вполне логично и преподавателям начать вводить в учебный процесс видеоматериалы, записи лекций, обучающие фильмы.

В скором будущем частью учебного процесса в школах станут инструменты VR и AR — всё это идеально вписывается в тренд на инновационные технологии и методы обучения и воспитания. Представьте, что ребёнок просто надевает VR-шлем и оказывается в гуще исторических событий, в которых может даже принять участие!

Это иммерсивный формат обучения, для которого характерен эффект присутствия. С помощью VR можно пережить опыт, который вообще невозможно воссоздать в реальном мире.

Цифровизация обучения

Увлекательность такого обучения с полным погружением способствует более глубокому усвоению учебного материала. От увиденного своими глазами впечатления намного сильнее, чем от услышанного.

Развитие инновационных методов и технологий обучения будет продолжаться в ближайшие годы, и вскоре учёба станет совсем не такой, какой она была во времена наших бабушек и мам.

Образовательный процесс полностью диджитализируется, в нём будет задействован искусственный интеллект, всюду будут OLED-мониторы. Учёба станет ещё более иммерсивной и похожей на захватывающую игру. А вот с чем мы точно попрощаемся, так это с унылой зубрёжкой и скучным просиживанием уроков за партой.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ

Источник: solncesvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru