Инновационная стратегия предполагает разработку программы инновационного развития компании, обычно сроком на 5—10 лет и соизмеримым со сроком реализации стратегии развития компании. Программа инновационного развития компании должна быть интегрирована в стратегию развития компании. В программе инновационного развития компании обычно отражается следующая информация:
- 1) планирование НИОКР;
- 2) сроки проектирования, запуска в производство и вывода на рынок новых продуктов/услуг;
- 3) освоение передовых производственных, управленческих технологий, модернизация системы управления качеством;
- 4) информационная поддержка бизнес-процессов;
- 5) меры повышения энерго- и ресурсоэффективности;
- 6) изменения в структуре управления;
- 7) взаимодействие с вузами, малыми инновационными предприятиями и научными организациями.
К примерам удачных программ инновационного развития следует отнести программы инновационного развития ГК «Ростех», ПАО «Российские сети», ОАО «НК “Роснефть”» [1] , ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Ракетно-космическая корпорация “Энергия”» им. С. П. Королева [2] , ОАО «Аэрофлот» [3] и др.
«ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: СПРОС НА ИННОВАЦИИ»
В целях повышения эффективности инновационной деятельности государственных корпораций и компаний с государственным участием Минэкономразвития России [4] разработало ряд методических материалов, в том числе методические указания по подготовке Положения о порядке разработки и выполнения программы инновационного развития (далее — Положения). В методических указаниях отражены вопросы порядка согласования и утверждения Положения, требования к структуре и содержанию Положения и другие вопросы, весьма актуальные для российских компаний.
В частности, предлагаются в программе инновационного развития следующие разделы.
Раздел 1. Требования к содержанию программы инновационного развития.
Раздел 2. Структура управления разработкой и выполнением программы инновационного развития.
Раздел 3. Информационно-аналитическое обеспечение разработки (актуализации) и выполнения программы инновационного развития.
Раздел 4. Порядок разработки (актуализации), согласования и утверждения программы инновационного развития.
Раздел 5. Увязка программы инновационного развития с другими программами и стратегическими документами компании.
Раздел 6. Ресурсное обеспечение программы инновационного развития.
Раздел 7. Обеспечение достижения целевых значений ключевых показателей эффективности инновационной деятельности, мотивация руководителей и персонала.
Раздел 8. Принципы взаимодействия со сторонними организациями в процессе выполнения программы инновационного развития.
Раздел 9. Мониторинг и оценка выполнения программы инновационного развития.
Раздел 10. Техническое обеспечение разработки и выполнения программы инновационного развития.
В приложениях к методическим указаниям представлен перечень методических документов по вопросам разработки и выполнения программ инновационного развития, утвержденных органами государственной власти. Все материалы размещены в открытом доступе [5] .
Технологические платформы и Программы инновационного развития:
Источник: studme.org
15.7. Государственные инновационные программы
Инновационная программа – основная форма реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и иных проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов в указанных направлениях и ускорения на этой основе развития наукоемких отраслей хозяйства республики и социальной сферы.
Программа – комплекс взаимоувязанных ресурсами, исполнителями и сроками научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, мероприятий по подготовке производства, разработок организационно-экономического характера, направленных на решение единой социально-экономической и научно-технической проблемы.
Программа разрабатывается на период, необходимый для полного достижения поставленных в ней целей, но не более, чем на 5 лет.
Конечные цели реализации программы – создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, что способствует выходу отечественного производства на международный уровень, решению первоочередных задач развития охраны здоровья, национальной культуры и других отраслей социальной и экономической сферы.
Концепция программы содержит:
- обоснование целей разработки и структуры программы;
- анализ состояния и мировых тенденций развития соответствующего направления (проблемы) научно-технической деятельности;
- оценка принципиальной новизны предлагаемых к разработке техники, технологий и материалов;
- обоснование необходимости конкретной продукции и объемов ее производства (применения) с учетом экспортных возможностей, а также указание предприятия, которое будет выпускать эту продукцию;
- анализ наличия в республике научного потенциала, необходимой конструкторско-технологической и производственной базы;
- анализ экономической и социальной эффективности реализации предлагаемой программы;
- прогноз результатов, в том числе экологических, реализации программных мероприятий;
- оценка ресурсов, необходимых для достижения целей программы;
- предложения по организационным формам и источникам финансового и ресурсного обеспечения программы, а также по определению головной организации-исполнителя работ по программе (поставщика научно-технической продукции).
- По каждой программе, включенной в проект перечня программ, рекомендованных для разработки, указываются:
- основная цель разработки программы;
- государственный заказчик программы и головная организация-исполнитель работ по программе (поставщик научно-технической продукции);
- сроки разработки и реализации программы;
- стоимость работ и источники финансирования.
Источник: studfile.net
Программы инновационного развития российских компаний с государственным участием: цели, задачи, методы реализации
В рамках каждой компании с государственным участием, которая реализует ПИР Решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол № 4), Решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г. (протокол № 1), создается ряд документов, среди которых: Положение о порядке разработки и выполнения ПИР; собственно ПИР; Паспорт ПИР. Далее, в данном параграфе более подробно будет рассмотрен каждый из указанных документов.
Программа инновационного развития: Программа инновационного развития — это программный нормативно-правовой документ в области инновационной деятельности, который представляет собой комплекс мероприятий, учитывающий специфику отраслевой деятельности организации и направленный на повышение инновационной активности компаний с государственным участием, на развитие их инновационной деятельности. Информационно-коммуникационная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации [Интернет-ресурс: http://innoedu.ru/projects/pir/about/; доступ 18.04.2016] В ПИР, помимо конкретных мероприятий, содержится перечень средств, способствующих достижению стратегических целей компании, с указанием источников финансирования. Решения Правительства, принятые на заседании 30 января 2014 года [Интернет-ресурс: http://government.ru/meetings/10105/decisions; доступ на 25.04.2016] ПИР рассчитаны на среднесрочный период (5-7 лет).
Особое внимание стоит уделить такому направлению ПИР как развитие взаимодействия государственных компаний с высшими учебными заведениями и научными организациями для повышения инновационно-технологического потенциала отдельных отраслей (осуществление ИиР, НИОКР и пр.).
Цели программ инновационного развития: Основной целью ПИР является создание условий для повышения эффективности и результативности инновационной деятельности в рамках реализации ПИР компаниями с государственным участием. Методические указания по подготовке положения о порядке разработки и выполнения программы инновационного развития
Для достижения цели представляется необходимым пересмотреть полномочия отделов компании, отвечающих за инновационное развитие, а впоследствии осуществить нормативное закрепление данных полномочий. Методические указания по подготовке положения о порядке разработки и выполнения программы инновационного развития
Также одним из основных мероприятий по достижению приведенной цели является определение базовых механизмов управления инновационной деятельностью, их нормативное закрепление и реализация в соответствии с существующей стратегией развития компании.
Следующей важной целью, обозначенной Минэкономразвития, является обеспечение сотрудничества компаний с государственным участием с высшими учебными заведениями, малыми и средними инновационными предприятиями, технологическими платформами и иными потенциальными партнерами. Рекомендации инновационным компаниям по участию в программах инновационного развития государственных компаний В частности, эта цель актуальна также для Паспортов ПИР, поскольку ознакомление с ними заинтересованными лицами не затруднено.
Задачи программ инновационного развития: ПИР направлены на решение ряда задач, связанных с инновационным развитием, которые, как правило, индивидуальны для каждой отдельной организации. Тем не менее, на основе имеющихся в открытом доступе Паспортов ПИР и некоторых опубликованных ПИР Русгидро, Транснефть, Интер РАО ЕЭС, Почта России, Газпром, РЖД, можно выделить перечень наиболее распространенных задач.
Во-первых, перед компаниями, реализующими ПИР, стоит задача определить вектор инновационного развития в качестве одной из основных целей развития и обеспечить ее достижение.
Во-вторых, необходимо создать инфраструктуру для осуществления инновационной деятельности. Данная задача является основополагающей, и ее неисполнение может привести к недостаточно эффективной реализации ПИР. С данной проблемой столкнулись российские компании с государственным участием в начале реализации ПИР: инновационные инфраструктуры компаний не были в полной мере подготовлены к исполнению ПИР. Александров В.Н. Программы инновационного развития госкомпаний электроэнергетической отрасли: инициация, формирование, реализация // Экономический журнал ВШЭ. — 2013. — № 2. — 301-322
В-третьих, направленность на инновационную деятельность предполагает повышение эффективности как управленческих, так и технологических процессов в компании, что в некоторых случаях подразумевает, в том числе, реструктуризацию организации. Важно отметить, что некоторые исследователи обращали внимание на эту проблему в своих работах: на сегодняшний день инновации в большинстве случаев осуществляются по принципу «снизу-вверх» (the `bottom up’ approach), долгосрочное инновационное планирование по обратному принципу (the `top-down’ approach) затруднено.
Вследствие особенностей организационной структуры большей части компаний с государственным участием планирование инновационных проектов, в которых были бы задействованы несколько отделов, представляется проблематичным, поскольку следование краткосрочным целям и нуждам представляется для них более актуальным, чем долгосрочные цели. Gershman M., Bredikhin S., Vishnevskiy K. The Role of Corporate Foresight and Technology Roadmapping in Companies’ Innovation Development: The Case of Russian State-owned Enterprise // Technological Forecasting
Более подробно методы реализации ПИР и их реальное применение будут рассмотрены в следующей главе.
Таким образом, подводя промежуточный итог по ПИР, важно отметить, что планы инновационного развития компаний с государственным участием являются важными стратегическими документами в сфере науки и инноваций.
- · требования к ПИР конкретной компании, к порядку актуализации и исполнения ПИР;
- · указание соответствия ПИР и иных стратегических и программных документов компании;
- · ресурсное обеспечение реализации ПИР;
- · основные мероприятия по инновационному развитию;
- · обеспечение достижения целевых значений ключевых показателей, мониторинг и оценка результатов реализации ПИР;
- · взаимодействие со сторонними организациями в процессе исполнения ПИР и пр.
Таким образом, Положение является основополагающим документом, регламентирующим актуализацию ПИР.
Паспорт ПИР: В свою очередь, Паспорт ПИР представляет собой более краткое отображение самого плана развития с акцентом на отраслевые особенности деятельности компании. Как правило, Паспорт размещается в открытом доступе на официальном сайте компании, реализующей ПИР.
Паспорт ПИР позволяет ознакомляющимся с ним лицам составить общее представление о ПИР компании.
Выводы: Эта глава представляла собой теоретическую часть работы. В главе были определены основные использующиеся термины; детерминированы место и роль компаний с государственным участием в инновационном развитии экономики России; рассмотрены документы, которые разрабатывает компания с государственным участием непосредственно перед реализацией ПИР, а также сами ПИР, их цели, задачи и методы реализации.
Источник: studwood.net