Инновационная экономика — что это такое и как она развивается в России
Инновационная экономика — тип экономики, в котором вся нагрузка идёт не на увеличение товарного оборота, а на совершенствование технологий, с помощью которых оно производится.
Стержень этого явления — новые идеи и их внедрение в различных областях. Источник финансирования — венчурный капитал.
Особенности:
- активная деятельность по внедрению новых идей в производство.
- увеличение добавочной стоимости произведенного товара.
- упор идет не на количество, а на качество и технологичность товара.
- процесс внедрения в производство инноваций непрерывен.
- инновационная экономика подразумевает под собой тотальный характер, то есть распространяется на все производство в целом, а не его части.
Инновации характерны для постиндустриальных обществ, которые заинтересованы в развитии, где уровень обеспеченности граждан значительно возрос в результате промышленной революции.
Технологические платформы и Программы инновационного развития:
Частью инновационной экономики являются все новые технологии, как 3D печать, дополненная реальность, криптовалюты.
- наука теряет свою независимость и развивается совместно с другими направлениями в экономике ( промышленность, сельское хозяйство).
- развитие науки нуждается в государственном финансировании и становится важным направлением государственного регулирования.
- уменьшается временной промежуток, когда научные достижения превращаются в способ производства товаров.
- все больше увеличивается взаимодействие науки и технологий ( пример: ядерная физика ) растет качество продукции, появляются более практичные , устойчивые к каким-либо
- условиям материалы. Производится большее количество товаров за меньший промежуток времени.
Экономика России обладает выраженной сырьевой направленностью. И инновации для нас — это способ выйти на новые источники доходов.
Основные задачи, которые стоят перед государством — это увеличение производства отечественной продукции, возможность обеспечения отечественного рынка необходимым количеством, качеством и ассортиментом товара — импортозамещение.
Что мешает развитию инновационной экономике в России: коррупция, низкое качество управления, низкая эффективность труда, скудный бюджет, консерватизм.
Правительством России утверждена программа инновационного развития экономики. Она включает в себя:
- создание комфортной инвестиционной среды,
- развитие инновационных научных центров,
- содействие в развитии малого и среднего бизнеса,
- повышение уровня управления на государственном и региональном уровне.
Автор поста: Alex Hodinar
Частный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.
Источник: adne.info
Инновационная деятельность
Основные положения государственной программы инновационного развития
Государственная программа инновационного развития направлена на достижение главного приоритета страны — перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы — и средства их реализации. Ее основа — поэтапное построение национальной инновационной системы современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
Стратегическая цель Государственной программы инновационного развития — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни народа, экологическую безопасность. В программе предусматривается выполнение следующих задач:
- • создания благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды, создание национальной инновационной системы;
- • модернизации материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий;
- • достижения качественно нового технологического уклада в отраслях, повышения уровня высокотехнологичного экспорта, импортозамещения, экономической, энергетической и экологической безопасности;
- • перестройки (совершенствования) действующего научного сектора, сферы образования, производственных комплексов, проектных организаций в целях повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; формирования инновационной инфраструктуры и обеспечения информационного сопровождения инновационной деятельности;
- • развития инновационного предпринимательства (малого и среднего предпринимательства), развития финансовой инфраструктуры;
- • развития институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
- • подготовки кадров для инновационной деятельности.
- 1. Создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды, создание национальной инновационной системы. Планируется принятие законов об инновационной и венчурной деятельности, об охраняемой информации, внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, в законы о научно-технической информации, об основах государственной научно- технической политики, принятие и реализация постановления правительства о Государственной программе по охране и управлению интеллектуальной собственностью, о Государственной программе развития материально-технической базы науки, о стимулировании инновационной деятельности, другие нормативные правовые акты.
- 2. Модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий. В основу стратегии модернизации экономики заложен принцип шестиуровневой системы модернизации экономики (новые предприятия, новые производства, модернизация действующих производств, отраслевые программы, региональные программы, мероприятия инновационных разделов бизнес-планов).
- 3. Достижение качественно нового технологического уклада в отраслях, повышение уровня высокотехнологичного экспорта, импортозамещения, экономической, энергетической и экологической безопасности. В результате выполнения мероприятий Программы значительно возрастет доля конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий 5-го и 6-го укладов.
- 4. Перестройка (совершенствование) действующего научного сектора, сферы образования, производственных комплексов, проектных организаций в целях повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; формирование инновационной инфраструктуры и обеспечение информационного сопровождения инновационной деятельности. Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает создание и дальнейшее развитие научно-практических (технических) центров в каждой из отраслей и подотраслей, научно-технологических парков, парка высоких технологий (с приданием ему многофункциональности), инновационно-технологических центров, проектных организаций, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности; создание информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и др.), создание венчурных организаций, развитие товаропроводящей сети, научно-технического сотрудничества.
- 5. Развитие инновационного предпринимательства (малого и среднего предпринимательства), развитие финансовой инфраструктуры. Развитие финансовых рынков, создание механизмов финансовой поддержки деятельности субъектов инновационной инфраструктуры; расширение объемов и источников внебюджетного финансирования; создание правовых и организационных условий для развития венчурного предпринимательства, создание республиканского фонда специального назначения в целях оказания прямой финансовой и иной поддержки малым предприятиям научно-технической сферы, создание мотивационного механизма инновационной деятельности.
- 6. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. Оно предусматривает создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защиту перспективных научно-технических разработок, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав.
- 7. Подготовка кадров для инновационной деятельности. В системе высшего образования — подготовка специалистов по новым специальностям в области инновационной деятельности; в системе последипломного образования — переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в области государственного управления; переподготовка и повышение квалификации специалистов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности; в системе послевузовского образования — подготовка кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономки; в системе краткосрочных курсов, семинаров и конференций по повышению квалификации специалистов в области инновационной деятельности.
Источник: studref.com
Программы инновационного развития в России
Правительство Российской Федерации, а в особенности Министерство Экономического Развития, крайне заинтересовано в развитии в России инновационной деятельности.
И чтобы помочь предприятиям создавать программы инновационного развития, в 2015-2017 годах был разработан большой спектр методически указаний на тему того, что из себя должны представлять программы инновационного развития, как их создавать, оценивать, контролировать выполнение и так далее.
Все документы можно найти на сайте МЭР РФ, но чтобы вам не пришлось копаться в нем в поисках нужного документа, я сделал выборку, снабдив каждое название ссылками.
Документы отсортированы в обратном каледнарном порядке — т.е. в начале самые свежие, в конце — самые старые.
- Пакет методических и нормативных материалов по оценке программ инновационного развития, 16.05.2017
- Свод разделов программ инновационного развития, посвященные взаимодействию с ВУЗами, техплатформами и кластерами, 16.05.2017
- Методические указания по подготовке положения о порядке разработки и выполнения программы инновационного развития, 03.07.2015
- Методические указания по ежегодной оценке реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, 03.07.2015
- Методические указания по оценке качества разработки (актуализации) программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, 03.07.2015
- Методические указания по разработке и публикации паспортов программ инновационного развития и информации о ежегодных результатах реализации программ инновационного развития, 03.07.2015
- Методические указания по разработке (актуализации) программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, 02.07.2015
- Положение о порядке мониторинга разработки (актуализации) и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, 03.07.2015
- Положение о порядке проведения оценки качества разработки (актуализации) и ежегодной независимой оценки реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, 03.07.2015
- Рекомендации по ключевому показателю эффективности инновационной деятельности, включаемому в долгосрочные программы развития и системы ключевых показателей эффективности, применяемых для мотивации менеджмента госкомпаний, 03.07.2015
Что можно сказать об этом списке? Что он просто невероятно длинный. Каждый из этих документов состоит из нескольких десятков страниц. И если вы работаете в компании типа «акционерное общество с государственным участием», либо в «государственной корпорации», либо в «федеральной государственной унитарной компании», то вы обязаны использовать эти методические указания при реализации инноваций (если только не ухищряетесь заниматься инновационной деятельностью втайне от владельца).
Если вы работаете в частной компании, в которой нет государственного капитала, вы, конечно, можете не разрабатывать паспорт программы инновационного развития, но не всегда.
Напомню, что приоритетная программа повышения производительности труда под эгидой МЭР РФ действует уже год. Пока в ней не было требований к оценке программ изменений, но рано или поздно МЭР РФ задумается о том, что надо поставить систему оценки на единые рельсы, и тогда возникнет вопрос «какую ширину колеи брать за стандарт».
Методические указания для госкомпаний уже существуют. Почему бы их не взять за стандарт для частных компаний, которые заявляются на участие в программе повышения производительности труда? Другие варианты придётся «высасывать из пальца» или тратить время квалифицированных специалистов на то, чтобы сделать нечто подобное. Зачем это делать, когда можно взять уже готовое.
Как только МЭР РФ дойдёт до реализации этой идеи, все участники приоритетной программы будут обязаны использовать перечисленные выше методические указания и другие документы для того, чтобы подтвердить свои права на участие в программе.
Так что, если вы обдумываете возможность участия в приоритетной программе повышения производительности труда, имейте в виду следующее:
Есть возражения? Напишите в комментариях.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Источник: wkazarin.ru
Программа инновационная
совокупность мульти- и мегапроектов, взаимосвязанных между собой функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам.
Инновационная программа
Инновационная программа — комплекс инновационных процессов и мероприятий:
— согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления; и
— обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции или технологий.
Программа инновационная
комплекс взаимосвязанных мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, направленной на реализацию стратегических целей научно-технического развития (национальных, отраслевых, региональных). При формировании программы предусматриваются: — обоснование цели программы с указанием способов измерения цели и значений конечных программных показателей; — возможные варианты реализации программы с указанием величин получаемых конечных результатов, потребляемых ресурсов, сроков исполнения; — структуризация программы на подпрограммы — основные (в качестве них могут выступать отдельные инновационные проекты) и обеспечивающие; — распределение подпрограмм по ответственным исполнителям (привлекаемым для их выполнения предприятиям и организациям) с указанием сроков и графика осуществления работ; — осуществление оценки финансово-экономической (коммерческой и общественной), а также многокритериальной оценки вариантов реализации программы; — определение форм отчетности, порядка проведения отчетности, порядка контроля и корректировки исполнения. В процессе разработки программы важными моментами являются построение иерархической структуры целей в виде дерева целей (последовательная детализация целей до уровня подпрограмм, проектов, отдельных исполнителей), а также построение ресурсно-целевой программной матрицы.
Источник: vocable.ru
Программа развития как средство инновационного моделирования
Одним из важных направлений модернизации системы образования в нашей стране является включение образовательных организаций в инновационную деятельность в целях повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям развития общества и каждого гражданина[1].
Инновационный процесс в образовании – это процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития [4].
В настоящее время инновационные преобразования приобретают системный характер, в инновационную деятельность разного уровня включены многие дошкольные образовательные организации.
МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский», являясь ресурсным центром по обмену педагогическим опытом, важной составной частью образовательной среды муниципального района, принимает активное участие в инновационной деятельности на региональном уровне:
— 2015- 2017 гг. — участник регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»);
— 2017 — 2019 гг. — участник региональной инновационной площадка «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно — игрового ЛЕГО – центра».
Участие МДОУ в инновационной деятельности поставило педагогический коллектив в условия поиска новых путей повышения качества дошкольного образования и конкурентоспособности дошкольной организации на рынке образовательных услуг, то есть в условия инновационного моделирования.
Инновационное моделирование в образовании – это определение системы мер (действий, позволяющих эффективно решить поставленные перед образовательной организацией задачи [3].
Средством инновационного моделирования образовательного процесса стала Программа развития дошкольной организации – стратегический документ, отражающий системные, целостные изменения, сопровождающиеся программно-целевым управлением. Это документ, обладающий ярко выраженной инновационной направленностью [2].
Важным направлением реализации Программы развития МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» на 2014 – 2017 гг. стало повышение профессионального мастерства педагогов в условиях введения и реализации ФГОС и активного включения педагогического коллектива в работу инновационных площадок и проекта.
В процессе инновационной деятельности руководителем дошкольной организации, членами рабочих групп учитывались, как профессиональный уровень участников инновационного процесса, так и их индивидуальные качества, организаторские навыки и умения, психологическая готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Проводилась большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов. Все педагоги МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» прошли курсы повышения квалификации по вопросам внедрения и реализации ФГОС ДО, приняли участие в методических мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней. С 2015 по 2018 гг. 11 педагогов стали призерами конкурсов профессионального мастерства на муниципальном уровне, один педагог — призером регионального конкурса «Педагогическое призвание».
Программа развития МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский», разработанная на 2018 – 2022 гг. определила дальнейшие пути повышения качества дошкольного образования с учетом современных требований.
Основной целью Программы развития на 2018 – 2022 гг. стало построение инновационной модели образовательного пространства дошкольной образовательной организации, обеспечивающей его доступность и новое качество в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе проектной деятельности.
Проектная деятельность в образовании — это достаточно оптимальный, и перспективный метод, который занял достойное место в современной системе образования Российской Федерации. Это нашло свое отражение не только в нормативных актах РФ, но и непосредственно в востребованности данного метода в практике благодаря его образовательной эффективности.
Основные направления реализации Программы развития на 2018 – 2022 гг. :
— формирование профессиональной компетентности педагогического коллектива на основе использования механизмов инновационной деятельности;
— создание и внедрение модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации;
— построения образовательного пространства МДОУ на основе системно-деятельностного подхода в целях развития творческого потенциала воспитанников, поддержки одаренных детей;
— расширение возможности сотрудничества с родителями, социальными партнерами на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий.
В рамках реализации Программы развития в детском саду планируется реализовать 4 долгосрочных проекта:
1)Внутренний проект «Проектное управление в МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский». Его стратегическая цель – это создание эффективно действующей системы управления кадровым потенциалом и образовательным процессом на основе реализации проектов.
2) «Дружно вместе мы живем, развиваемся, растем» — проект по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Стратегическая цель проекта: создание эффективной инклюзивной модели здоровьесберегающего пространства, направленной на:
— внедрение эффективных здорогвьесберегающих технологий;
— повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном пространстве дошкольной организации;
— поддержку и просвещение родителей и, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
— активизацию взаимодействия со школой по вопросам здоровьесбережения.
3) «Творчество без границ» — проект по развитию индивидуальных творческих способностей воспитанников МДОУ.
Его стратегическая цель заключается в создании образовательной системы по развитию творческих способностей воспитанников и работе с одаренными детьми и включает задачи:
— изучить состояние работы с одаренными детьми, социальный заказ родителей;
— обеспечить условия развития индивидуальных творческого потенциала детей по 5-ти образовательным областям;
— разработать и внедрить современную систему дополнительного образования с учетом образовательных запросов детей и родителей.
4) Проект «Факультет профессионального роста педагога».
Стратегическая цель проекта: совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников в условиях инновационной деятельности.
— Создать условия для профессионального и творческого и роста педагогов в условиях участия дошкольной организации в инновационной деятельности;
— Повысить эффективность методической работы в процессе овладения новыми технологиями в процессе реализации парциальных программ, разработанных в рамках регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья»).
— Оказывать методическую, информационную, эмоционально-психологическую поддержку педагогам в целях сохранения профессионального здоровья и работоспособности.
— Способствовать диссеминации инновационного опыта педагогов на муниципальном и региональном уровнях, продвижению продуктов инновационной деятельности на рынке образовательных услуг.
В результате разработки и реализации внутренних проектов в МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» планируются следующие результаты:
— Создание обогащенного образовательного пространства, обеспечивающего развитие и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, а также условия для развития творческих способностей ребенка, его социального и эмоционального интеллекта.
— Формирование личностно-ориентированной модели образования, характеризующаяся мобильностью, гибкостью, вариативностью, подходов, которая будет обеспечивать с одной стороны развитие творческих способностей воспитанников (работа с одаренными детьми, а с другой — коррекционную и психолого-педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ) и их родителям.
— Построение системы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования, отвечающая ФГОС нового поколения.
— Организацию информационно-образовательной среды как открытой педагогической системы, функционирующей на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий в целях повышения обеспечения информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
— Создание системы дополнительного образования на базе дошкольной организации, отвечающей образовательным запросам родителей и интересам и потребностям современных детей.
На сегодняшний момент можно сделать вывод, что участие в инновационной деятельности позволило дошкольной организации перейти на более качественную ступень развития. В детском саду успешно функционирует группа кратковременного пребывания: с 2010 по 2017 годы — для детей 5-7 лет для детей, ранее не посещавших детский сад; с 2017 года — для детей раннего возраста.
Педагоги активно используют деятельностный подход, включающий применение в работе таких современных технологий как проектная и исследовательская деятельность, технология квестов, лэпбуков, леготехнологии.
В работе с дошкольниками педагоги реализуют программы нового поколения.
Таким образом, Программа развития, являясь средством моделирования образовательного процесс в современных условиях, способствует обновлению и повышению качества дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года: Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 17.11.2008 [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: https://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009[Дата обращения: 29.09.2018]
2. Бережнова А. П. Методические рекомендации по написанию программы развития образовательного учреждения [Электрнный ресурс] / А. П. Бережнова. -Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/ 2014/01/31/ metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-programmy [ дата обращения:29.09.2018]
3. Бережнова О. В. Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога. Методическое пособие. – М: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с.
4. Глухова С. Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электрнный ресурс] / С. Г. Глухова. — Режим доступа: https://wiki.iteach.ru/index.php/Инновационный_процесс_в_образовательном_учреждении [ Дата обращения: 29.09.2018]
Публикации по теме:
ИКТ, как средство развития речи детей с задержкой психического развития Видео «ИКТ как средство развития речи детей с задержкой психического развития».Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием.
Здоровьесберегающие технологии как средство развития инновационного потенциала для детей дошкольного возраста «Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья» Н. Чернышевский В последнее.
Использование моделирования как средства развития связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – сензитивный период в обучении ребенка родному языку. От того насколько у ребенка развито умение говорить, насколько.
Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.
Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей» Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.
Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей» Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Рожковой Надежды Евгеньевны на 2018 – 2019 учебные года Методическая тема:.
Программа «Развивающие математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников» I. Целевой Раздел 1.1. Пояснительная записка Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания дошкольников чрезвычайно.
Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.
Программа самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет» МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Программа самообразования на 2018-2019г. воспитателя Иткиной Ирины Владимировны Тема: «Проектная.
Программа «Умелые ручки» — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый.
Источник: www.maam.ru