Представить сегодня крупный город, а тем более Москву, без использования современных компьютерных технологий невозможно. Встречаясь буквально на каждом шагу, многочисленные сервисы стали нам настолько привычны, что уже никто не вспоминает, откуда они появились. А между тем они вошли в нашу жизнь благодаря реализации крупных государственных программ. О том, как они выполнялись и какая работа намечена на ближайшее будущее, рассказывает в эксклюзивном интервью нашему журналу заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы АЛЕКСЕЙ ЧУКАРИН.
– Алексей Валерьевич, завершается реализация программы «Информационный город». Решены ли поставленные перед ней задачи? Насколько лично Вы довольны реализацией данной программы?
– Госпрограмма «Информационный город» была принята в августе 2011 года. Это была одна из первых государственных программ Москвы, которая охватывала, по сути, все сферы жизнедеятельности города. В результате ее реализации в столице появилось большое количество сервисов, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Путин шутит, Скабеева смеется | Гражданская оборона
Я очень доволен тем, как шла реализация программы, все цели и задачи, сформулированные в рамках государственной программы Мэром, были не только выполнены на 100%, но и даже перевыполнены. Поясню. Когда мы только-только приступали к внедрению сервисной модели предоставления информационных услуг и услуг связи, многие скептически улыбались и говорили, что такое невозможно. Нас предостерегали: осуществлять видеонаблюдение в рамках сервисной модели и контролировать сотни тысяч городских камер, дескать, невозможно.
Однако мы не только научились управлять всеми камерами, но и не платим за это ни копейки лишних денег. Кроме того, частные операторы связи получили возможность предоставлять свои услуги в домах, офисах и других объектах, где устанавливаются те или иные системы видеонаблюдения. Поэтому можно говорить не только о выполнении задачи в рамках государственной программы, но и о формировании нового сегмента рынка операторов связи. Причем нам удалось удержать рост цен на услуги этих операторов. Произошло это благодаря частичной компенсации затрат на инфраструктуру связи из городского бюджета.
– Внедрение программы «Информационный город» как-то было увязано с аналогичными федеральными проектами или Москва развивалась обособленно?
– Все наверняка помнят, что до 2011 года в городе работала Государственная целевая программа «Электронная Москва», она совпадала по срокам действия с федеральной программой «Электронная Россия». Основная задача обеих программ заключалась, по сути, в компьютеризации деятельности органов власти и государственных учреждений. Необходимо было поставить каждому сотруднику по компьютеру, выдать каждым трем сотрудникам по принтеру, и на этом все.
Но дело в том, что компьютер сам по себе – бесполезное железо. Поэтому на уровне города было решено пойти дальше. Так была разработана и принята программа «Информационный город». В рамках этой программы удалось добиться того, что все компьютеры, установленные в государственных учреждениях в рамках «Электронной Москвы», стали взаимодействовать между собой, что позволило автоматизировать внутренние функции органов власти.
Мeta запустила приложение Threads I АМЕРИКА
Так, начиная с 2012 года, вплоть до 2018 года, в Москве идет эпоха автоматизации, а с 2019-го, искренне надеюсь, начнется эпоха цифровизации. Не зря Президентом РФ Владимиром Путиным еще в прошлом году был принят указ о введении программы «Цифровая экономика». И Москва в части развития инструментария цифровой экономики находится впереди.
– В чем принципиальная разница между автоматизацией и цифровизацией?
– Принципиальная разница заключается в том, что при автоматизации обеспечивается программная или аппаратная реализация сложившихся процессов. Возьмем всем известные многофункциональные центры (МФЦ).
Если не будет единой системы, которая их связывает, то, к примеру, чтобы получить паспорт, придется совершить немало различных действий: написать заявление, отправить это заявление в ГУМВД и пр. Автоматизация же позволяет исключить эти действия: не надо будет заполнять длинное заявление, достаточно вписать или впечатать свои реквизиты. Не понадобится и курьер, который должен доставить пачку заявлений из конкретного МФЦ в ГУМВД, – достаточно будет воспользоваться инструментом электронного документооборота, электронной почтой. Нет необходимости визировать каждое действие подписью от руки, потому что существует электронная подпись. Это и означает электронный автоматизированный процесс.
Что же касается цифровизации, то в результате внедрения данных процессов мы получаем услуги иного потребительского свойства. Во время автоматизации человек все равно должен дойти до МФЦ и взять там бумагу, которая является самым лучшим и самым драгоценным идентификатором его личности.
При внедрении цифровых процессов уже не будет необходимости приходить в МФЦ и проводить стандартную процедуру, пусть даже в автоматическом виде, для того чтобы получить свой паспорт. Вместо бумаги появится электронный идентификатор, который будет применим для получения, по сути, любой услуги, будь то коммерческая или государственная, причем на всех уровнях власти.
В настоящий момент по целому ряду государственных услуг все равно требуется обязательное наличие бумажного подтверждения факта оказания услуги – таково требование федерального законодательства. Цифровые технологии позволяют ликвидировать в том числе и это ограничение, дав возможность человеку пользоваться всеми благами цифрового мира.
– Достаточно смело. Не боитесь, что не всем это понравится?
– Тут надо понимать простую вещь, что никто не принуждает отказываться от бумажных документов в пользу «цифры». Разумеется, что нужен какой-то период, чтобы люди оценили и поняли все удобства новых технологий, но я убежден, что рано или поздно это произойдет. Останутся какие-то граждане, которые принципиально не будут принимать новых технологий, но таких будут единицы. Вспомните, как еще несколько лет назад мы использовали смартфоны по большей части для того, чтобы звонить и отправлять СМС. А сейчас это просто компьютерный центр в кармане, со всеми мессенджерами, социальными сетями, играми, музыкой, фотографиями и т.д.
– В этом направлении уже что-нибудь сделано или все пока на уровне теории?
– В настоящий момент Москва совместно с Росреестром построила систему распределенного хранения записей о сделках с недвижимостью на технологии блокчейн. Это первый серьезный пример, который позволяет говорить о том, что бумага необходима не всегда. Пока подобные инновации вызывают удивление и опасение, поэтому на технологическом и на методическом уровне к цифровизации все же подходят более чем осторожно.
Дело в том, что технологически можно хоть сейчас все перевести в цифру и объявить, что бумажные паспорта или водительские удостоверения больше не нужны. Реализуемая нами программа «Умный город» основана на шести сквозных технологиях, одна из которых – информационная безопасность.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее про каждую из этих технологий…
– Прежде всего я бы вспомнил о технологии больших данных, или, как ее называют, big data, во-вторых, это технологии искусственного интеллекта. Третий серьезный блок – это распределенные вычисления, тот самый блокчейн, который уже упоминали. Четвертая большая сквозная технология – это все, что связано с дополненной и виртуальной реальностью, пятое – это информационная безопасность и безопасность, обеспечиваемая с помощью информационной инфраструктуры. И, наконец, шестой блок – это интернет вещей и 5G.
– Какие конкретные проекты планируется развивать на базе перечисленных технологий?
Есть несколько направлений. Во-первых, это smart people, или развитие социального капитала. Под этим названием планируется развивать все сервисы и возможности, которые доступны для населения. Это различные вопросы, связанные с образованием, здравоохранением, проведением досуга. Например, 3D-музей, доступный для посещения круглосуточно, и технология компьютерного зрения, которая может оказать врачу серьезную помощь при диагностировании тех или иных заболеваний.

Помимо smart people выделяется еще одно направление – smart-среда, или «умная окружающая среда». Это комплексные проекты, например, для обеспечения экомониторинга с целью выявления каких-то нештатных ситуаций, характеризующихся высокой концентрацией вредных веществ в воздухе. Результат применения этих проектов может сказаться на городском планировании производств: их наличии или отсутствии. Помимо этого, в smart-среде есть второй крупный блок – это градостроительство и генплан, и все, что с этим связано. Например, управление транспортными потоками, зонами притяжения горожан, размещением культурно-досуговых объектов и т.д.
Третье направление, по которому будут реализовываться проекты, это smart-economy, или «умная экономика». Дело в том, что сейчас государственные и муниципальные ведомства пытаются создавать новые ниши для бизнеса или привлекать инвесторов для разных форм государственно-частного партнерства (ГЧП). Это и офсетные договора, и ГЧП в инфраструктуре, и многое другое.
Все это планируется по возможности развивать и в сфере ИТ. Наша задача – стереть границу между коммерческими и государственными сервисами, чтобы потребитель получил именно тот набор услуг, который его удовлетворяет в наибольшей степени. Это такой «гиперперсонализированный» подход, который в какой-то мере можно сравнить с моделью контекстной рекламы, применяемой в интернете.
Следующее направление, имеющее для города чрезвычайную важность, это smart mobility, или мобильность как услуга. В настоящий момент в нашем городе уже существует большое количество возможностей для мобильного передвижения по городу. Это и каршеринг, и классический общественный транспорт, и автомобиль, и велосипед.
Правда, велосипедом, по-моему, не так часто пользуются, как хотелось бы, но в последнее время количество тех, кто предпочитает двухколесный транспорт, растет. Если вспомнить, что было три-пять лет назад, и сравнить с нынешним положением вещей, то я могу сказать: положительная динамика очевидна. Среди моих знакомых очень многие ждут весны, чтобы наконец сесть на велосипед. К smart mobility можно отнести и возможность удаленной работы, медицинских консультаций, удаленного образования. Мобильность как услуга будет очень активно развиваться и в дальнейшем.
– Но для того, чтобы все это развивалось, городу необходимо привлекать подрядчиков. Как проходит закупочная деятельность вашего департамента?
– Помимо нашей основной программы «Информационный город», о которой мы уже говорили, Департамент информационных технологий города Москвы работает как заказчик по программам «Открытое правительство», «Безопасный город» и «Столичное здравоохранение».
В рамках этих программ мы объявляем конкурсы в сфере информационных технологий, в том числе на создание, развитие и модернизацию информационных систем.
Правда, мы стремимся к тому, чтобы уходить от логики создания новых информационных систем, основная задача – эффективно использовать существующие. Вторая категория закупочной деятельности ДИТ достаточно объемная: проводятся торги по эксплуатации информационных систем и программно-аппаратных комплексов. Ведь каждая информационная система, созданная в городе, должна исправно работать, и, если вдруг случились какие-либо неполадки, технический специалист должен оперативно их устранить.
Третий блок закупочной деятельности касается поставок средств вычислительной техники и программного обеспечения. Согласно распоряжению Правительства Москвы № 1080-РП от 31.05.2007 года, Департамент информационных технологий является главным распорядителем бюджетных средств по организации поставок компьютерной техники и программного обеспечения для органов власти Москвы и подведомственных учреждений. ДИТ регулярно проводит конкурсы на поставку техники – они могут быть целевые, как, например, поставка техники в школы в рамках программы «Московская электронная школа». Это гигантский проект, который курирует лично Мэр Москвы Сергей Собянин. В рамках этого проекта осуществляются поставки интерактивных досок в школы, ноутбуков и всего остального, что необходимо в рамках учебного процесса.
Четвертое направление закупочной деятельности, по которому работает департамент, – это сервисные контракты на связь и видеонаблюдение. Дело в том, что вся городская связь и видеонаблюдение полностью курируются Департаментом информационных технологий. Чтобы максимально эффективно расходовать бюджетные средства, разыгрываются сервисные контракты сроком от трех до пяти лет, что радикально снижает удельную стоимость услуги, более того, подрядчики понимают, что они вступают с городом в долгосрочные экономические отношения, что обязывает их к более высокой мере ответственности.
Еще одно направление по закупкам, в котором работает ДИТ, – это поставка технологических решений, таких как центры обработки данных. У нас есть свои площадки, тем не менее, проводим конкурсы на услуги других площадок, отвечающих всем необходимым технологическим требованиям. В данном сегменте сейчас серьезная конкуренция, потому что центров обработки данных (ЦОД) построено много, то есть выбор есть и можно рассчитывать на хорошую экономию бюджетных средств.
– Можно ли сказать, что в случае, если программа «Умный город» будет исполнена так же хорошо, как «Информационный город», Москва преобразится?
– Можно. Дело в том, что залог успеха каждой программы – это четкое представление о цели и средствах ее достижения. ДИТ Москвы накопил серьезный опыт, в нашем департаменте и компаниях, с которыми мы сотрудничаем, работают профессионалы самого высокого класса, так что через несколько лет Москва станет еще более технологичной, инновационной и удобной для жителей.

Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы АЛЕКСЕЙ ЧУКАРИН
Текст: Дмитрий Симонов
Фото: Олег Паршин
Источник: moscowtorgi.ru
«Мы строим с нуля и берем лучшие мировые технологии»
Несколько лет подряд Москва становится номинантом престижной международной премии World Smart City Awards . В Москве создана централизованная платформа, позволяющая использовать более 200 мобильных и онлайн-сервисов в любое время суток. О том, как ДИТ Москвы создает новые сервисы для горожан, как хранятся и используются колоссальные объемы данных и что такое государственная программа «Информационный город» в интервью JETINFO рассказывает Александр Горбатько, заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы.
— Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, про действующую в Москве государственную программу «Информационный город». Какова ее концепция? Когда она началась? Когда планируется ее окончание?
Теги
Статьи по теме
Поделиться
— Реализация программы стартовала в 2012 году, изначально она была рассчитана на 5 лет, но позже ее действие продлили до 2018 года. В процессе документ неоднократно дорабатывался. Чтобы оставаться в числе городов, лидирующих по внедрению технологий, Москва должна учитывать новые технологические тенденции. Например, сейчас активно развиваются блокчейн, искусственный интеллект, машинное зрение, виртуальные вычислительные среды. Все это на старте программы было сложно предусмотреть.
В рамках программы «Информационный город» реализуются три подпрограммы:
- Предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам и юридическим лицам, развитие открытой и безопасной городской среды путем внедрения ИКТ.
- Повышение эффективности функций органов исполнительной власти г. Москвы путем внедрения ИКТ.
- Формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды.
«Информационный город» (ИКТ -программа Москвы) — одна из первоочередных городских программ на 2012–2018 гг. За ее исполнение отвечает Департамент ИТ (ДИТ) города Москвы. Основные цели программы — повышение качества жизни граждан за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере и в повседневной жизни, повышение эффективности и прозрачности городского управления и создание условий для работы в Москве высокотехнологичного бизнеса.
— А в чем суть программы? Когда она завершится, как это поможет городу? Какие проблемы города она решит?
— Есть несколько направлений. Возьмем для примера технологическое. Оно отвечает на вопрос, какая связь в городе будет через несколько лет и какие ИТ-технологии будут внедрены. Все это формирует тот стек задач, которые необходимо решить.
Например, мы пытались найти новые места для размещения базовых станций, поэтому появились столбы двойного назначения: у нас изменилось законодательство с точки зрения строительства объектов связи — порядок стал уведомительный вместо разрешительного, появились подзаконные акты, которые регламентируют единую тарифную политику размещения базовых станций в городе. Все это те элементы, которые стимулируют развитие связи в городе. Связь — это связующая структура, это своего рода виртуальные дороги для развития информационных технологий.

Если мы говорим про социальные проекты — наиболее ощутимые изменения произошли в образовании и здравоохранении. Например, у нас есть Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая позволила полностью автоматизировать запись на прием в поликлинику и маршрутизацию пациентов. У горожан появились электронные медицинские карты, в городе реализован электронный рецепт. Сейчас идет очередной этап — автоматизация больниц, объединение их в общую цифровую среду. Мы не подменяем процессы управления, которые есть у разных отраслевых блоков, цифровой средой, мы их дополняем, даем инструменты для принятия решений, аналитику, как то или иное решение отразилось на ситуации.
— А кто для вас является постановщиком этих задач?
— Все функциональные органы власти, которые есть в городе, являются для нас функциональными заказчиками. Вникая и прорабатывая вместе с ними автоматизацию процессов, мы погружаемся в их задачи, рассказываем, какие технологии существуют, и применяем эти технологии в той или иной отрасли.
— Но ведь, например, чтобы создать ту же ЕМИАС, должна быть хорошая погруженность в медицину — невозможно только ИТ-средствами решить эту задачу.
— Конечно, надо знать не только ИТ-средства, необходимо понимать проблематику и что мы автоматизируем. Просто накупить кучу компьютеров и поставить их в поликлиниках — это не ЕМИАС. Для этого у нас есть отраслевой блок внутри департамента. Департамент — довольно большая и сложная структура, в которой есть функциональные отраслевые блоки, прекрасно разбирающиеся в специфике отрасли.

— В этом номере мы планировали фоторепортаж из павильона «Умный город», который недавно открыли по заказу ДИТ Москвы на ВДНХ. Можно ли сказать, что Москва — это Smart City?
— Согласно недавнему исследованию Pricewaterhouse-Coopers (PwC), мы вошли в пятерку Smart City. Если говорить про павильон на ВДНХ, вы, наверное, обратили внимание, что там представлены не сами ИТ-технологии, а их практическое применение в разных отраслях. Приведу пример: если мы говорим о школе, что такое ИТ-технологии?
Это не просто технические средства — необходимые для преподавания экраны, компьютеры, Wi-Fi-среда, сети, оптика. Это прежде всего новая методика обучения. В этом случае мы выступаем в том числе методистами вместе с Департаментом образования, который для нас является заказчиком по разработке новых методик преподавания с использованием современных технологий. Например, в павильоне представлен класс будущего, и это не просто ноутбук или планшет, это новый подход к тому, что любой гаджет может участвовать в учебном процессе, ребенок может учиться где угодно и когда угодно, когда он захочет, и при этом ему не обязательно находиться в классе. Именно такие решения, способные качественно изменить жизнь горожан, представлены в павильоне на ВДНХ.
— Если мы затронем вопрос Big Data, где и как хранятся и обрабатываются данные? ДИТ Москвы курирует их хранение и обработку?
— Все городские информационные системы сконцентрированы в общегородских ЦОДах, у нас их несколько, они географически разнесены, но все системы изначально архитектурно были централизованы. Именно так нам проще развивать системы, контролировать безопасность и доступность данных и, конечно, концентрировать тот объем данных, который дальше превращается в Big Data. Big Data — это не что-то отвлеченное и новое, это нормальный эволюционный путь развития. Считается, что в течение года-двух объем данных увеличивается в два раза, и дальше эта тенденция будет только усугубляться. При этом появляются новые типы компьютеров, позволяющие вывести обработку и вычисления на новый уровень.
Важно подчеркнуть, что все данные принадлежат городу, а не коммерческим структурам, и только город распоряжается ими с согласия жителей и отвечает за их защиту и целостность. Та архитектура, которая была заложена изначально в департаменте — технологическая архитектура, концентрация виртуальных облаков и ЦОДов, — позволяет централизованно контролировать и обеспечивать безопасность всех данных. Ее эффективность в очередной раз была продемонстрирована после массированной атаки вирусами-шифровальщиками — нас она не затронула.
— А если коснуться ситуационных центров как следующего шага по использованию этих данных для прогноза и мониторинга информации в городе? Как связаны эта программа и планы по развитию ситуационных центров, их построение в городе? Это взаимосвязанные или отдельные пути развития?
— У нас в городе есть федеральные ситуационные центры, ГИБДД, МЧС, есть городской центр организации дорожного движения, где в онлайн-режиме обрабатывается информация системы, управляющей светофорами. Политика города такова, что мы должны обеспечить доступ сотрудникам к системам для принятия решения с любого устройства в любом месте.
Иными словами, сотрудник из любого подразделения, если у него есть право доступа к информационной системе, со своего мобильного устройства может получить доступ к любой информации, необходимой ему для принятия решения. И для этого не нужно куда-то ехать, смотреть на большие панели и даже находиться на рабочем месте.
У нас давно уже введена облачная электронная система документооборота. Мы давно уже отказались от протоколов, от постановки и контроля задач в бумажном виде — у нас все в электронном виде. У сотрудников есть планшеты, на которые быстро приходит вся необходимая информация. Мы за эффективный расход рабочего времени сотрудниками.
— При таком подходе вы наверняка очень серьезно подходите к вопросу аутентификации. Не планируете ли вы в будущем применять биометрические факторы для аутентификации пользователей?
— Тенденции таковы, что сейчас просто логина, пароля и даже двухфакторной аутентификации уже недостаточно. С развитием вычислительных средств, особенно интернета вещей, когда потенциальная процессорная суммарная мощность в разы возрастает каждый год и может быть использована для вскрытия любого логина и пароля, конечно, меняются технологии защиты и безопасности.
Сейчас пока активно тестируются — именно тестируются, а не внедряются — голосовое распознавание, биометрия и аутентификация по сетчатке глаза. Пока все эти технологии далеки от совершенства и от массового применения, но такие компании, как «Джет», я знаю, активно тестируют подобные вещи. Верю, что в ближайшее время это найдет широкое использование.
Даже сейчас определенное количество зараженных компьютеров можно использовать для вскрытия системы паролей и защиты. С появлением квантовых компьютеров и распределенных вычислений эта опасность будет только расти. Технологии и защита информационных систем меняются, поэтому использование биометрических данных, сложных вычислений и защита баз данных — это следующий логический шаг.
— А как, по вашему мнению, будет трансформироваться будущее ситуационных центров?
— Есть несколько подходов. Для чего, например, существует, в моем понимании, ситуационный центр? Для того чтобы в одном месте сконцентрировать большое количество специалистов для общения между собой, для более эффективного принятия решения.
Понятно, что сейчас появилось много средств визуального и удаленного объединения: теле- и видеоконференции, чаты, в которых можно очень быстро объединить большое количество первоклассных специалистов. Но в каком-то роде ситуационные центры останутся, потому что между людьми должны быть живые коммуникации.
Когда высококлассные специалисты сконцентрированы в одной комнате, это позволяет намного быстрее принять решение. Поэтому и говорят: мы можем развернуть ситуационные центры в любом месте. Они и разворачиваются при какой-то нештатной ситуации, именно потому, что в чрезвычайной ситуации важна скорость принятия решений, для этого специалистам необходимо поговорить, обменяться мнениями и принять решение. Развернуть ситуационный центр можно везде, если для этого есть технологическая основа: каналы связи, облачные централизованные информационные системы, общегородские ЦОДы. В такой ситуации любой компьютер за полчаса можно превратить в экран ситуационного центра.
Приведу практический пример. У нас в городской системе наблюдения задействовано порядка 140 000 камер, и 13 000 сотрудников регулярно к ним обращаются. Где-либо собирать такое количество людей абсолютно бессмысленно. Каждый сотрудник эффективно выполняет работу на своем рабочем месте, попадая в систему со своего компьютера под логином и паролем.
Имея права доступа, он выполняет свои задачи, не важно, что это: силовые структуры, которые контролируют ситуацию в городе, или жилищно-коммунальное хозяйство, которое контролирует технику, передвигающуюся по городу. Человеку привычнее прийти на свое рабочее место, открыть свой компьютер и получить доступ ко всей необходимой информации.
— То есть сотрудникам не обязательно приходить на свое рабочее место и выполнять привычную работу?
— Да, именно… К сожалению, есть пока проблемы с качеством связи. В Москве уже нет, а, например, на дачном участке в Подмосковье могут возникнуть трудности, но главное, чтобы была связь. Технологии развиваются, мы уже везде работаем в 4G. в Москве в каждую квартиру заходит волокно и можно подать любую скорость для жителей, была бы потребность. Но это только Москва… Регионы над этим работают, уверен, что они тоже смогут сделать качественные каналы связи.
— Есть ли какая-то методология и регламентирующая документация, которая определяет порядок подключения к ЦОДам?
— В обязательном порядке… Это, конечно же, регламенты, подзаконные акты, постановления правительства по обработке информации… У нас сейчас сконцентрировано порядка 300–350 информационных систем: есть права доступа, есть подразделения на отраслевые направления, есть регламенты по допускам к определенным системам… Причем ДИТ Москвы зачастую даже выступает инициатором создания регламентирующих документов.
Еще один неоспоримый тренд — применение искусственного интеллекта. Например, у нас в колл-центре часть звонков уже обрабатывает робот. Он сейчас активно обучается общению с жителями
— Можем ли мы вернуться к программе «Информационный город» и поговорить про бюджетирование?
— Под каждую госпрограмму, в том числе под эту, город букирует денежные средства на год и на пятилетний период. Обеспечен трехлетний бюджет, а далее — это развитие и поддержка программных модулей. Мы, конечно, отвечаем за эффективность расходов средств, запланированных на ту или иную программу. Именно поэтому в госпрограмме есть конкретные целевые показатели, за которые мы отчитываемся. Если по-простому, там прописано, какая площадь покрытия Wi-Fi должна быть в центре, какое количество камер должно быть установлено и т. д. Это те конкретные элементы, показывающие, насколько эффективно мы выполняем свою работу.
— Программа построения «Информационного города» как-то пересекается с программой цифровой экономики?
— В программе «Цифровая экономика» есть пункт, который плотно пересекается с нашим «Информационным городом». И по многим показателям Москва уже лидирует, очень многие пункты мы уже реализовали. Но, конечно, нет предела совершенству, поэтому мы идем дальше. Мы плотно работаем с регионами, обмениваемся опытом, для того чтобы всем было проще.
Если мы прошли какой-то путь, мы обязательно об этом рассказываем. Недавно, например, между Москвой и Министерством образования подписано соглашение, о том, что в основу проекта «Российская электронная школа» ляжет московская разработка.
— Можно подробнее остановиться на площадках для обмена опытом? Как это происходит? Это какие-то встречи на конференциях либо какое-то общее информационное пространство?
— Есть специализированные конференции по «умным городам», специализированные форумы и комиссии по информационной безопасности, по цифровой экономике. Есть различные форматы. Мы все друг друга знаем, созваниваемся и встречаемся.
— А референсные визиты в Москву бывают? Когда ваши коллеги из регионов приезжают на встречу?
— Приезжают к нам регулярно.
— А ДИТ Москвы ездил в крупные города мира? Лондон, Сингапур? Перенимали опыт коллег?
— Да, у нас в департаменте создан отдельный блок — Лаборатория умного города. Мы очень много ездим по миру, изучаем опыт коллег. Технологии и процессы, которые применимы в Москве, мы обязательно привносим. Но в последнее время нам уже есть что рассказать коллегам, и им действительно интересно, что мы сделали в Москве.
У нас есть определенное преимущество: мы не имеем большого старого багажа информационных технологий. Есть города, которые давно занимаются темой Smart City, у них уже построена огромная инфраструктура, теперь ее нужно модернизировать. У нас таких проблем нет, так как в Москве нечего было модернизировать, поэтому мы строим с нуля и берем лучшие мировые технологии. Мы внедряем сейчас все самое новое и самое лучшее.
У нас есть определенное преимущество: мы не имеем большого старого багажа информационных технологий
— Можете назвать топ-5 или топ-10 технологий, на ваш взгляд, самых перспективных?
— Блокчейн, анализ больших данных. Причем не просто анализ, но и выверка данных из базовых информационных систем, потому что иногда данные из разных систем расходятся, и требуется приложить немало усилий для их проверки. Конечно, видеоаналитика, с которой мы сейчас работаем для видеонаблюдения.
Идентификация и аутентификация пользователей, которые можно встроить в систему безопасности для дальнейшего доступа к информационным системам. Биометрия, анализ голоса, лица и другие технологии… Сейчас активно идут проекты по цифровой школе, по новым методикам обучения, включающим доступ к электронным материалам. В таком масштабе, я уверен, никто еще не делал ничего подобного. Мы очень сильно продвинулись в здравоохранении, но это только начало пути, потому что впереди не только диагностика в поликлиниках, но и дальнейшее лечение в стационарах.
Еще один неоспоримый тренд — применение искусственного интеллекта. Например, у нас в колл-центре часть звонков уже обрабатывает робот. Он сейчас активно обучается общению с жителями.
Конечно, качество данных выходит на первый план. Недостаточно создать систему, необходимо, чтобы данные в системе были актуальными. Это одна из самых больших проблем — поддерживать систему в актуальном состоянии и коррелировать данные с другими системами. Например, мы очень долго коррелировали данные в рамках проектов по образованию.
Нужно было сделать так, чтобы данные содержали всю информацию: кто куда переезжает, в какие классы переходит. Это необходимо, чтобы актуальные данные по каждому ученику были не только в электронном дневнике, но и в электронном учебнике. Тогда преподаватель точно знает, кто у него присутствует на уроке и какой у ученика бэкграунд. Для этого нужны достоверные данные, коррелируемые между собой, именно к этому мы и стремимся.
— А как вы решаете проблему контроля систем, кто этим занимается?
— У нас двухуровневая система безопасности. Есть центральный блок, который задает идеологию построения, активно работает с регуляторами: FinCERT, ГосСОПКа, ФСТЭК, ФСБ, Роскомнадзор. Есть центральный орган в ДИТе, который вместе с регуляторами корректирует все задачи по безопасности и следит за мировыми тенденциями.
С регуляторами также ведется постоянный информационный обмен: либо они уведомляют нас о каких-то инцидентах ИБ, либо мы уведомляем их. Далее — есть прикладной уровень безопасности: безопасники в информационных системах, безопасники в ЦОДах, безопасники в связи, которые работают по своему узкому направлению, отвечая только за него. Все вместе это приводит к нужным результатам.
Источник: www.jetinfo.ru
Программа информационный город это
Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу «Информационный город», благодаря которой к 2016 году москвичи смогут пользоваться электронными технологиями почти во всех сферах жизни. В столичных поликлиниках, например, появятся электронные карты пациентов, а в школах — электронные дневники и журналы.
На реализацию мер, предусмотренных программой, планируется потратить 205 млрд руб.
Организационно-технологическое решение вопроса
Четырехлетняя программа «Информационный город» (документ есть в распоряжении «Ъ»), состоит из нескольких блоков. Первая часть посвящена технологиям, нацеленным на повышение качества жизни москвичей. К примеру, планируется разработать новые электронные сервисы по оплате коммунальных услуг, а в школах — ввести электронные журналы и дневники. Новшества ждут и систему здравоохранения — через пять лет в 95% поликлиник можно будет завести электронную медицинскую карту и пользоваться системой записи к врачу через интернет (сейчас эта услуга доступна только в 7% столичных клиник). «Сегодня 3% госуслуг оказывается в электронном виде.
Второй блок посвящен интеллектуальной системе управления городом. В ее основу ляжет система видеонаблюдения и мониторинга с помощью специальных датчиков (например, датчики состояния окружающего воздуха) и камер. В результате, к примеру, доля правонарушений, зафиксированных с помощью камер, должна вырасти с 4 до 30%.
Программа также подразумевает создание интеллектуальной транспортной системы, на что ранее уже были выделены более 6 млрд руб. 1,7 тыс. светофоров будут управляться в автоматическом режиме, а общественный транспорт оборудуют датчиками GPS/ГЛОНАСС. В 60 раз будет увеличено число комплексов автоматической видеофиксации правонарушений на дорогах. Общее их количество составит 8,5 тыс., таким образом, почти на каждый километр улиц придется по две камеры.
Еще один раздел программы касается развития телекоммуникационной инфраструктуры города. Столичные власти намерены увеличить покрытие города беспроводными сетями 4G до 95%.
Завершает программу блок «Развитие средств массовой информаций и рекламы», где авторы с особой тщательностью прописали показатели информационной открытости столичных властей. В нем заложено даже количество пресс-конференций, освещающих деятельность столичных властей,— не менее 25 в год, а также ежегодный рост тиража изданий и количества полос в печатных СМИ, посвященных деятельности мэрии Москвы. Не обойдена вниманием и культурная жизнь города: по программе количество «телеверсий постановок московских театров» должно быть не меньше 20 в год.
При этом доступ ко многим услугам в Москве будет сохранен «в обычном, классическом виде», поскольку значительная часть населения города — это пенсионеры, не имеющие компьютеров и доступа к интернету.
Документы практики:
Контакты:
Библиотека городских практик
Паспорт города
Контакты
Адрес: Россия, 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1
Телефон: (495) 691-90-59, 691-14-43
Источник: e-gorod.ru