Программа информатизации в России
В 1995 г. была разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР) и соответствующих государственных информационных ресурсов». Единое информационное пространство России (ЕИПР) понимается в Концепции как «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах». На базе этого документа в 1998 г. по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи была разработана и одобрена «Концепция государственной информационной политики», целями которой объявлялось в том числе создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
В 2002 г. Правительство РФ принимает Федеральную целевую программу «Электронная Россия». И это уже план конкретных мероприятий, обеспеченных государственным финансированием. Мероприятия программы распределены на три этапа и рассчитаны на период 2002—2010 гг.:
Центр информатизации и…
- 1- й этап (2002) — создание предпосылок для реализации Программы, анализ уровня информатизации России;
- 2- й этап (2003—2004) — реализация проектов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- 3- й этап (2005—2010) — создание предпосылок для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности; (2011—2020) — развитие информационного общества.
В рамках ФЦП «Электронная Россия» в долгосрочном плане мероприятий было предусмотрено 69 конкретных работ, разбитых на следующие группы:
- 1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.
- 2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти.
- 3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- 4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.
- 5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ.
- 6. Содействие развитию независимых средств массовой информации.
- 7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.
- 8. Разработка и создание системы электронной торговли.
Стратегические подходы по внедрению электронного правительства на основе тактических подходов в рамках ФЦП «Электронная Россия» представлены в табл. 1.16.
Государственная программа «Информационное общество» (2011—2020) — это первая госпрограмма, утвержденная Правительством в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны. Первая редакция программы была одобрена распоряжением Правительства № 1815-р от 20 октября 2010 г., новая редакция, разработанная в связи изменившимся подходом государства к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам, — распоряжением № 2161-р от 2 декабря 2011 г.
Реализация программы информатизации
Целями, задачами Госпрограммы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием. Показателями успешной
Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственная программа «Информационное общество» (2011—2020). URL: http://minsyyaz.rU/ru/activity/programs/l/http://minsvyaz.ru/ ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 25.07.2017).
реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 г. планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11 % (показателя 2010 г.) до 85 %.
Таблица 1.16
Приоритетные направления развития электронного правительства в России в рамках ФЦП «Электронная Россия. 2002—2010 гг.»
Стратегические приоритеты по внедрению электронного правительства
Тактические подходы к внедрению электронного правительства
1. Улучшение качества предоставления наиболее востребованных услуг с помощью ИКТ
1. Программа государства «одного окна»
2. Борьба с коррупцией с помощью электронного правительства
2. Многоканальный подход к предоставлению услуг: обеспечение свободы выбора [1]
3. Использование электронного правительства при реализации других административных реформ
3. Реинжиниринг процессов и услуг перед их электронизацией
4. Реализация приоритетных национальных проектов
4. Предоставление услуг электронного правительства с использованием аутсорсинга и частно-государственного партнерства
5. Создание эффективного государства с использованием инструментов электронного правительства
6. Улучшение глобальной конкурентоспособности и имиджа России
URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b947e2ada21505a6c32574560 02e2977 (дата обращения: 25.07.2017).
Государственная программа «Информационное общество» (2011—2020) состоит из четырех подпрограмм:
- — «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
- — «Информационная среда»;
- — «Безопасность в информационном обществе»;
- — «Информационное государство».
Составные элементы подпрограмм, исполнители, бюджет на период до 2020 г. представлены в табл. 1.17.
Таблица 1.17
Государственная программа «Информационное общество. 2011—2020 гг.»: подпрограммы, исполнители, бюджет
Подпрограммы
Составные элементы подпрограммы
Исполнитель
Бюджет подпрограммы, в млрд руб.
1.«Инфор-мационно-телекомму-никационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»
- — обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации;
- — развитие федеральной почтовой связи;
- — совершенствование механизмов управления с использованием радиочастотного спектра;
- — управление развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества и услугами, оказываемыми
2. «Информационная среда»
- — строительство, восстановление, реконструкция, переоборудование объектов телерадиовещания;
- — электронные средства массовой информации: контент
и доступ к нему;
- — участие России в международном информационном пространстве;
- — поддержка социально значимых проектов в сфере средств массовой информации;
Подпрограммы
Составные элементы подпрограммы
Исполнитель
Бюджет подпрограммы, в млрд руб.
— развитие национальных информационных ресурсов
3. «Безопасность в информационном обществе»
- — контроль и надзор;
- — предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России;
- — противодействие терроризму, экстремизму, насилию;
- — развитие грид-технологий
Минкомсвязь, Роскомнадзор, ФСБ России, Роспечать
4. «Информационное государство»
- — управление развитием информационного общества;
- — развитие электронного правительства;
- — повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий;
- — услуги на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения;
- — развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры;
- — поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий
Минкомсвязь, Минздравсоцразвития, Минобрнауки
Источник-, на основе: Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственная программа «Информационное общество» (2011—2020). URL: http://minsvyaz.rU/ru/activity/programs/l/ http://minsvyaz.rU/ru/activity/programs/l/ (дата обращения: 25.07.2017).
Таким образом, развитие процесса информатизации в России с 2000 г. по настоящее время реализуется на основе разработки и принятия в 2000, 2002, 2010 г. следующих базовых нормативноправовых документов (табл. 1.18).
Таблица 1.18
Развитие процесса информатизации в России с 2000 г. по настоящее время
Принятые (подписанные) нормативно-правовые документы
Подписание президентом В. В. Путиным вместе с другими лидерами «Большой восьмерки» Окинавской Хартии глобального информационного общества 1
Правительство РФ принимает Федеральную целевую программу «Электронная Россия» (2002—2010) 2
Правительство РФ принимает государственную программу «Информационное общество» (2011—2010) 3 в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны. Первая редакция программы была одобрена распоряжением Правительства № 1815-р от 20 октября 2010 г., новая редакция, разработанная в связи изменившимся подходом государства к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам, — распоряжением № 2161-р от 2 декабря 2011 г.
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 гг.» 4
- 1 На момент создания настоящего курса лекций членство России в «Большой восьмерке» приостановлено.
- 2 ФЦП «Электронная Россия» (2002—2010). Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://minsvyaz.ru/ru/ activity/programs/б/ (дата обращения: 25.07.2017).
- 3 Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственная программа «Информационное общество» (2011—2020). URL: http://minsvyaz.rU/ru/activity/programs/l/http://minsvyaz.ru/ ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 25.07.2017).
- 4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=https://studme.org/395323/menedzhment/programma_informatizatsii_rossii» target=»_blank»]studme.org[/mask_link]
Программа информатизации учреждения что это
Программы и проекты информатизации России [c.253]
Программа «Информатизация России», представляющая собой финансируемые правительством России проекты по созданию информационной инфраструктуры и среды, предусматривает решение таких задач как [c.207]
Состав системы региональных приоритетов определяется -программой информатизации России, в том числе первоочередными проектами [c.208]
В течение последнего пятилетия в России ведутся интенсивные работы по подготовке разнообразных программ, проектов и концепций, направленных на задачи информатизации общества. Опыт в этой области был наработан еще в рамках СССР. Среди общероссийских программ, унаследованных от бывшего СССР и появившихся в первые годы российской самостоятельности, можно выделить [c.253]
С целью координации усилий по развитию инновационного бизнеса в 1990 г. создана Ассоциация научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных центров Технопарк . При ассоциации учреждены научно-технический совет по информатизации и развитию телекоммуникационной сети Технопарк , экспертный совет по отбору инновационных программ и наукоемкой продукции фирм технопарков за счет средств федеральных программ. Организован Центр аккредитации технопарков, который должен оценивать и подтверждать достигнутый технопарком уровень развития, его способность к активной инновационной деятельности и возможность эффективного использования целевых кредитов, финансовой и других форм поддержки. Ассоциация Технопарк совместно с руководством технопарков подготовила более 150 проектов малых инновационных организаций в рамках Федеральной программы развития малого и среднего предпринимательства России. [c.87]
Этот проект осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы Модернизация транспортной системы России на период 2002—2010 гг. . Программа утверждена Правительством РФ в 2001 г. В документ вошли федеральные и ведомственные программы, направленные на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, систем управления, информатизации, Совершенствование подвижного состава, скоростного движения, безопасности. Общие затраты на реализацию программы составят 5 трлн руб., из них на железнодорожный транспорт придется 33%. При этом железнодорожная отрасль должна обеспечить из своих средств более 80% финансирования. Одним из основных направлений работы в рамках программы Модернизация транспортной системы России является развитие международных транспортных коридоров. С их помощью российские транспортные системы смогут интенсивнее интегрироваться в транспортные сети стран Европы и Азии. [c.261]
Российский комитет по информатизации (Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по законодательству в информационной среде. В 1995 г. Роскоминформ опубликовал проект очередного варианта «Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности в Российской Федерации». На его основе разработан проект «Программы формирования и развития информационного законодательства в Российской Федерации», который в настоящее время дорабатывается. Упомянутые материалы, в первую очередь, закон «Об информации, информатизации и защите информации» создают предпосылки для разработки последовательной информационной политики Российского государства. [c.59]
Таким образом, в целом комплексное общегосударственное рассмотрение проблем информатизации в России пока отсутствует и отождествляется в зависимости от отраслевой (ведомственной) принадлежности разработчиков программ с их собственными задачами. Это ведет к превалированию в программах тех или иных, как правило, технических направлений оснащения средствами вычислительной техники, создания и развития сетей телекоммуникаций и т. п. Элемент общегосударственной значимости собственно информации и ее определяющей роли в развитии экономики и каждого субъекта общества в новых экономических условиях либо опускается вообще, либо крайне слабо проработан. Именно это является одной из основных причин, сводящих разработанные проекты и программы к отдельным частным проблемам. [c.255]
После принятия общегосударственной программы Электронная Россия многие субъекты Российской Федерации приступили к разработке собственных проектов информатизации с учетом местной специфики. Якутия стала одним из лидеров данного процесса. Ее президент, Вячеслав Штыров, в своем первом интервью после инаугурации одним из приоритетов назвал внедрение информационной системы управления регионом и обеспечение прозрачности хозяйственной деятельности в Республике, а также следующих президентских выборов. В течение последних четырех лет в Республике издан ряд определяющих нормативных актов по внедрению ИТ-технологий. В ноябре 1999 г. принята Президентская программа развития высоких технологий телекоммуникаций Республики Саха (Якутия) на период с 2000-го по 2005 г. [c.254]
В Минобразования разработана основа структуры высшей школы как единой образовательной системы России, в которой последовательно сформирована группа ведущих вузов, призванных выполнять функции центров науки и образования в регионах, разработчиков научно-методического обеспечения и подготовки научно-педагогических кадров (университеты, в том числе профильные — технические, аграрные, медицинские, педагогические и академии). Е5 последнее время 39 вузов различного профиля получили статус университетов и приступили к реализации образовательных программ с усиленной фундаментальной подготовкой. Совместно с Российской Академией наук осуществляется программа создания региональных научно-образовательных комплексов, 6 из которых уже работают. При вузах созданы 60 новых учреждений профессионального образования (колледжи, спецшколы), а в рамках проекта приватизации организовано 59 региональных центров новых информационных технологий, реализующих единые системотехнические решения по информатизации регионов России [55]. [c.87]
Источник: economy-ru.info
Направления
Условия существования человечества в эпоху XXI века требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий. Формирование информационного общества является одной из важнейших задач развития мирового сообщества.
Основой построения такого общества является информатизация, которая оказывается результатом развития информационных технологий. В основе информатизации лежат кибернетические методы и инструменты управления, средства информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация (англ. Informatization) – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей информационные ресурсы.
Информатизация – «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».
Информатизация общества – организованный социально-экономичес- кий и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
История развития информатизации началась в США с 60-х гг., в Японии с 70-х гг. в Западной Европе с конца 70-х гг. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Информатизация общества направлена на овладение информацией для удовлетворения своих потребностей, базовой технической составляющей являются компьютеры.
Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. В информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Информатизация российского образования началась в 1985 году. Было принято важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.
В информатизации российского образования можно выделить следующие этапы:
- 1985 — 1993 гг. подготовка и принятие Программы информатизации образо-вания РФ;
- 1993 — 1998 гг. подготовка и принятие Концепции информатизации сферы образования РФ;
- 1998 — 2001 гг. реализация региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных в 1998-1999 годах;
- 2002 – 2017 гг. присоединение России к Болонскому соглашению, начало модернизации отечественного образования, вхождению его в общемировое образовательное пространство;
- 2017 – 2030 гг. реализация Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
ПРОЕКТ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
Обеспечены потребности общего и начального профессионального об-разования в инструментах учебной деятельности, необходимых для эффективного использования средств ИКТ в общем образовании.
Созданы модули, обеспечивающие формирование открытого единого информационного образовательного пространства школы. Созданы УМК по приоритетным специальностям системы начального профессионального образования. Создана общедоступная коллекция цифровых информационных источников. Подготовлены работники образования из различных регионов России. Созданы системы и подготовлены преподаватели для организации электронного обучения.
Были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая включала основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (2011-2020)
«Информационное общество (2011-2020)» – это первая госпрограмма, утвержденная Правительством РФ в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны.
Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Работа ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи.
Развитие ИТ – инфраструктуры в России:
- Устойчивый рост российской экономики, обеспечивающий стабильное развитие ИТ — сектора;
- Масштабные инвестиционные программы и перспективные нацио-нальные проекты;
- Развитие новых видов информационных услуг;
- Высокая потребность в специалистах ИТ;
- Высокая производительность труда;
- Высокий творческий и научный потенциал российских специалистов.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Под определением «Цифровая экономика» следует понимать совокупность экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий.
На самом деле цифровая экономика в России уже много лет существует без государственной программы. Реальные успехи цифровизации экономики в России появились еще в конце прошлого века и были обусловлены, прежде всего, информатизацией образования и широким использованием информационных технологий, а именно электронно-вычислительной техники, компьютеров и коммуникационных технологий. А также автоматизацией документооборота в различных сферах деятельности и развитием сетей передачи данных. Далее основными направлениями стали развитие инфраструктуры обработки данных на основе совершенствования средств связи.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» СОЗДАН ДЛЯ РЕШЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
- создание системы правового регулирования цифровой экономики;
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
- создание сквозных цифровых технологий;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разра-ботке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономи-ческого союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» в ближайшие годы следует рассматривать, как главный координирую-щий компонент в последовательности комплексных мероприятий в рамках глобального проекта по информатизации России.
в генеральном консультативном статусе с экономическим и социальным советом ООН с 1995 г.
в генеральном консультативном статусе с экономическим и социальным советом ООН с 1995 г.
Источник: iiaun.ru
Проект «Информатизация системы образования»: первые итоги и перспективы
В рамках VIII Всероссийского августовского интернет-педсовета представлены первые результаты реализации федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), реализуемого Национальным фондом подготовки кадров. Какие цели преследует этот проект, по каким направления он реализуется, что достигнуто и что еще предстоит реализовать?
Школе информационного века нужна инфраструктура, которая обеспечит создание и поставку современных образовательных технологий, поможет педагогам-практикам осваивать, использовать и развивать эти технологии. На создание такой инфраструктуры, а значит, и условий для эволюционных изменений образовательной практики и направлен проект ИСО. Он направлен на совершенствование работы школы, преобразование традиционных форм организации деятельности учащихся и педагогов, развитие инновационных процессов, опираясь на средства ИКТ.
Сегодня проект ИСО реализуется в семи пилотных регионах: Республике Карелия, Красноярском, Пермском, Ставропольском и Хабаровском краях, Калужской и Челябинской областях. Главная задача проекта в этих регионах – провести поиск решений и отработать модели информатизации системы образования. Речь идет о комплексных решениях «под ключ», когда вместе с поставкой в школы необходимого оборудования осуществляется обучение педагогов, создаются электронные образовательные ресурсы, формируется система постоянной методической поддержки учебного процесса. Создаваемые условия должны убедить каждого педагога в реальной пользе от использования информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). С 2006 года к проекту присоединились еще 30 регионов РФ – началось распространение накопленного опыта.
По каким приоритетным направлениям происходит реализация проекта ИСО?
- создание в регионах проекта ИСО системы межшкольных методических центров, разработка и реализация программы информатизации школ, а также муниципальных и региональных образовательных систем;
- повышение квалификации работников управления образования и членов школьных команд в пилотных регионах;
- проведение конкурсов на разработку и апробацию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения и регламентов работы школы;
- разработка системы Интернет-обучения школьников на профильном уровне.
Реализация программы информатизации. Сеть ММЦ и РМЦ. Главным инструментом проведения работы на местах по развитию инновационных процессов, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс, является развернутая система межшкольных методических центров (ММЦ). 232 таких центра начали свою работу осенью 2005 г. Все ММЦ объединяются в единую сеть средствами телекоммуникаций и образуют единое информационное образовательное пространство. Сеть ММЦ курируют региональные координационные центры (РКЦ).
Цель системы региональных и межшкольных методических центров в буквальном смысле слова «дойти до каждого учителя» в пилотных регионах, создав на местах развитую инфраструктуру поддержки информатизации школы. Среди основных задач центров – постоянное методическое и консультационное сопровождение учебного процесса, обеспечение каждому учителю доступа к качественным цифровым образовательным ресурсам и новым педагогическим технологиям, создание условий для развития педагогических инициатив «снизу».
Модернизация методической службы стали составной частью перспективных программ развития регионального образования, что гарантирует устойчивость системы РКЦ-ММЦ в будущем и превращает ее в инструмент распространения педагогических инноваций и действенной поддержки работы образовательных учреждений.
Повышение ИКТ-квалификации. Созданная сеть ММЦ обеспечивает условия для построения системы непрерывного повышения квалификации работников образования. Анализ, проведенный при подготовке проекта, показал, что главный риск связан с отсутствием высококвалифицированных кадров на местах.
Чтобы снизить этот риск, выстраивается каскадная система подготовки методистов, работающих в ММЦ. Сегодня эту работу ведет коллектив Центра изучения образовательной политики (ЦИОП) Московской высшей школы социальных и экономических наук. Основную нагрузку по развертыванию учебной работы в пилотных регионах несут на себе региональные методисты. Они адаптируют к местным условиям типовые учебные материалы для подготовки муниципальных методистов и членов школьных команд, проводят занятия с муниципальными методистами, опираясь на опыт и образцы ЦИОП.
Отметим, что еще в 2006 г. все директора школ регионов проекта и руководители муниципальных органов управления образованием прошли обучение по программам повышения квалификации проекта ИСО. После обучения все они были оснащены мобильными автоматизированными рабочими местами (ноутбуками и специализированным программным обеспечением).
Курсовая подготовка работников образования в рамках проекта ИСО сегодня проводится в 22 регионах РФ. Разработанные в регионах проекта ИСО теоретически обоснованные и практически проверенные модели реформирования системы повышения квалификации и непрерывной методической поддержки работников образования будут использоваться во всех регионах страны. Эти модели будут представлены в виде нормативных документов и описаний опыта подготовки и проведения в жизнь названных преобразований.
Единая коллекция ЦОР. В настоящее время начинается освоение и использование коллекций цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения.
Создается большое количество цифровых информационных источников и инструментов, размещаемых в специальном хранилище и доступных каждому школьнику и педагогу, родителю и методисту. Это хранилище работает с 1 сентября 2006 г. по адресу в сети Интернет www.school-collection.informika.ru. Постоянно пополняемая и обновляемая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов должна стать своеобразной «электронной Ленинкой». Каждый учитель может подобрать из хранящихся здесь объектов материал к своему уроку или курсу.
ИУМК нового поколения. НФПК провел среди издательств конкурсы на расширение существующих «бумажных» учебников наборами цифровых ресурсов. При этом учитывалось, что учителям гораздо проще использовать новые цифровые ресурсы, связанные с действующими учебниками.
С другой стороны, чтобы способствовать созданию единого информационно-организационного и понятийного пространства, объявлены конкурсы на создание инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые полностью обеспечивают потребности учебного процесса по выбранному предмету. ИУМК ориентированы на новые формы представления учебного материала, новые методы учебной работы и организации педагогического процесса. Такие комплексы предназначены для учителя, готового и способного строить процесс обучения по-новому, творчески подходить к своей работе.
В рамках проекта ИСО происходит стимулирование развития инфраструктуры производства и воспроизводства цифровых образовательных ресурсов. Предложение новых ЦОР должно расшириться, а их разработкой займется значительно большее число специалистов. Усилится конкуренция, возрастет роль учителя, как конечного пользователя, и все это неизбежно повысит качество образовательной продукции.
Интернет-обучение – перспективный сегмент образовательного рынка с большим потребительским потенциалом. К настоящему времени разработаны учебные материалы и программы, технология такого обучения и способы методической поддержки педагогов, углубленного обучения с использованием Интернета, проведено экспериментальное обучение учащихся 10-х классов в школах пилотных регионов. Предусмотрено и софинансирование этой работы потребителями образовательных услуг, заинтересованных в этих услугах.
Таким образом, системные эффекты проекта ИСО затрагивают всех основных участников образовательного процесса: школьников и их родителей, педагогов и методистов, работников управления образованием, образовательные учреждения в целом. Практическая отработка регламентов работы школы в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, апробирование систем Интернет-обучения, работа сети РКЦ-ММЦ позволят уже к июню 2008 г. ряду школ в регионах проекта перейти на новую ступень информатизации образования – к началу активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
Источник: pedsovet.org