Современное образование тесно связано с информационными и телекоммуникационными технологиями (ИКТ). Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные и коммуникационные технологии будет во многом определять его жизненный успех. Однако по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе. Вот почему информатизация процесса обучения на школьном уровне является необходимой предпосылкой формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса, их способности полноценно трудиться в информационном обществе.
Настоящая разработка (Рекомендации) адресована членам школьных команд (далее – ШК), активно формирующим новую информационную среду своего образовательного учреждения, определяющим перспективное развитие компьютеризации, информатизации и внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Разработка опирается на анализ анкет «Состояние информатизации образовательного учреждения» школ Одинцовского муниципального района, описывает подходы к составлению программы информатизации школы и предлагает рекомендации по использованию результатов анкетирования для написания программы информатизации своей школы.
Основные направления применения информационных технологий в общеобразовательной школе
1. Программа информатизации образовательного учреждения
За последние годы, особенно в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. По состоянию на 10.09.2008 года количество компьютеров в образовательных учреждениях Одинцовского муниципального района составляет 2246 единиц. Из них 1819 компьютеров используются в образовательном процессе, 427 – в управленческой и воспитательной деятельности ОУ. Тем не менее, хорошо известно, что информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой современной техники, сколько эффективное, педагогически осознанное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Речь идёт о повышении качества образования на основе его информатизации.
- массового освоения информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;
- создания компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, баз данных и учебных программных продуктов нового поколения;
- активного внедрения новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработку программного обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках, разработку авторских цифровых образовательных ресурсов;
- радикальной перестройкой образования, освоения дистанционного обучения, смены методической основы обучения, постепенной замены вербального обучения аудиовизуальным.
Программа информатизации представляет собой коллективный труд всего учебного заведения (его наиболее активной части, школьной команды новаторов в образовании). Этот документ должен быть комплексным, поэтому разрабатываться не только администрацией ОУ, но и руководителями методических объединений (кафедр), а также ИКТ-активными учителями.
Реализация программы информатизации
Программа информатизации определяет приоритетные вопросы информатизации учебного заведения, в ней как по составу, так и по времени детализируются работы на ближнюю и дальнюю перспективу. Реализовывать и решать задачи, которые заложены в Программу информатизации, необходимо всему коллективу учебного заведения.
1.1. Анализ анкеты информатизации как первый шаг разработки программы информатизации школы
На первом этапе разработки программы информатизации необходимо качественно описать состояние, в котором находится школа.
Существующие на сегодняшний день методы оценивания состояния информатизации ОУ ориентируются преимущественно на технологические показатели (оснащение средствами ИКТ, количество компьютеров на одного ученика, подключение к Интернет и т.п.) и оказываются неэффективными. Требуется применение новых методов комплексной оценки развития процесса информатизации, которая учитывает, наряду с техническим оснащением и подготовкой педагогов, изменения в организации учебного процесса, появление новых методов учебной работы.
- Достоверно определить реальное состояние информатизации ОУ;
- Выбрать правильные ориентиры развития;
- Разработать качественную и исполняемую программу информатизации ОУ;
- Использовать инструменты ИКТ для подготовки программы информатизации.
Анкета определяет состояния информатизации образовательного учреждения в совокупности наиболее существенных показателей (более 60 параметров) и может использоваться для планирования и реализации программ информатизации образовательного учреждения по различным направлениям. Она позволяет вести мониторинг создания единого информационного пространства своего образовательного учреждения. В мониторинге отражаются реальный уровень использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе, изменения в содержании и методах учебной работы, которые связаны с внедрением ИКТ в практику педагогической деятельности.
Заполняя и анализируя анкету, школьная команда, состоящая из директора школы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, координатора ИКТ в школе, учителей-предметников, активно внедряющих ИКТ в учебный процесс, библиотекаря, как работника школьного медиацентра, может разработать план действий для совершенствования работы по всем направлениям информатизации.
1.2. Технологические аспекты процесса информатизации школы (технологические ресурсы)
В разделах II «Аппаратная среда школы», III «Сеть», V «Цифровые образовательные ресурсы», VI «Программно-аппаратные комплексы» Анкеты собраны вопросы, связанные с описанием технической составляющей информационно-технологической среды школы. Входящие сюда вопросы описывают состав, количество и распределения аппаратных средств по школе, описание подключения школьных компьютеров к локальной сети школы.
При анализе ответов на вопросы разделов анкеты можно предложить составить таблицу имеющихся и желаемых показателей каждого раздела. Тогда в раздел программы информатизации «Анализ ситуации» можно внести показатели первого столбца таблицы. Раздел целей и задач можно определить исходя из второй части таблицы. Члены школьной команды должны хорошо понимать, какой они хотят видеть собственную школу через год и выбирать соответственно основные направления информатизации.
Данные о технической оснащенности школы должны в явном виде присутствовать среди показателей информатизации школы. Традиционными индикаторами здесь служат количество компьютеров на одного ученика, доступность Интернет и т.п.
Ясно, что технологические ресурсы, которые поставляются в школу, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс, средство развития школы.
Хорошо известно, что однотипные технологические ресурсы могут давать качественно разный образовательный эффект. Например, влияние полутора десятков компьютеров на результаты работы школы будет совершенно различным в зависимости от того, расположены ли они в одном помещении (в компьютерном классе), или распределены (по решению коллектива школы) между школьной библиотекой, учительской и рабочими местами учителей, обеспечены ли они расходными материалами, осуществляется ли их техническое обслуживание и т.п.
Таким образом, сведения о наличии технологических ресурсов необходимо дополнить сведениями об условиях их использования.
- значимые для учебной работы оконечные устройства (видеопроектор, компьютер с системным программным обеспечением и набором приложений, цифровую камеру, сканер, карту видеозахвата и т.п.),
- компьютерные сети (технические и программные средства школьной компьютерной сети, средства коммуникации и доступа к сети Интернет),
- программные средства для хранения и обеспечения доступа к ЦОР (вместе со средствами для их подготовки и использования),
- сами ЦОР (электронные учебные материалы, цифровые энциклопедии и библиотеки, цифровые инструменты учебной работы в комплекте с методическими разработками по их использованию в учебном процессе).
- в работе участников учебного процесса (педагогов, учащихся, родителей, управленцев), связанных с использованием ИКТ,
- в отношении педагогов к использованию ИКТ в школе.
Нужна соответствующая работа в рамках школы, которая помогает выявить нерешенные педагогические проблемы и стимулировать (когда это целесообразно) их решение с использованием ИКТ. Представление о том, что после 36-часовой курсовой подготовки учитель будет готов использовать весь спектр новых информационных и педагогических технологий, ошибочен.
Индикаторы, описывающие подготовку учителей, надо искать в разделах анкеты: VII «Компетентность педагогов в области использования ИКТ в учебном процессе», VIII «Учебная работа учащихся», X «Методическая практика».
В процессе информатизации школы педагоги лишь постепенно осознают необходимость трансформирования учебного процесса и овладения полноценной педагогической ИКТ-компетентностью.
- Организационные условия и доступность средств ИКТ
- продуманная образовательная политика, проводимая властями региона или муниципального образования (поставка техники, подготовка педагогов, организация опытно-экспериментальной работы, изменение действующих нормативов и т.п.);
- наличие спонсоров, которые понимают важность информатизации школы и оказывают всестороннее содействие.
- повышается, если полученные новые компьютеры объединить в единую компьютерную сеть с уже существующей в школе техникой;
- повышается, если кабинет информатики открыт после окончания уроков;
- снижается, если нет доступа к компьютерной технике в медиатеке;
- снижается, если в школе нет зон свободного доступа учащихся к сети Интернет.
- к организации соответствующих внеклассных занятий и кружков,
- к изменению учебной нагрузки и оплаты труда учителей,
- к использованию компьютеров для выполнения домашних заданий,
- к приобретению услуг провайдеров Интернет-обучения и т.п.
- к организации дистанционного повышения квалификации педагогических работников.
Другой пример – расширение функциональных обязанностей заведующего библиотекой, когда его обязывают учитывать ЦОР и контролировать использование установленных в библиотеке средств ИКТ, резко повышает доступность ЦОР для всей школы. Еще один пример – обучение учителей работе со средствами презентационной графики, что тоже повышает доступность средств ИКТ в школе.
Широко понимаемая доступность средств ИКТ есть ключевая характеристика процесса информатизации школы. Перенесение акцента с наличия средств ИКТ на их доступность стимулирует обсуждение таких вопросов, как организация целостного пространства учебной работы школьников, формирование открытой учебной архитектуры, изменение физического пространства помещений школы (в частности, создание зон свободного доступа к компьютерам в школьных рекреациях).
- оснащение школы техническими и программными средствами ИКТ (технологические ресурсы),
- развитие (модернизацию) действующих в школе традиций,
- разработку новых правил (регламентов) работы школы,
- формирование ИКТ-компетентности участников учебно-воспитательного процесса,
- соответствующее приспособление (переоборудование, перепланировку, достройку) имеющихся помещений.
Индикаторы для данного анализа находятся в разделах анкеты: IV «Поддержка использования ИКТ в школе», VIII «Учебная работа учащихся», IX «Педагогическая практика», XI «Организация учебного процесса».
Выводы:
Используя три группы показателей (технологические, человеческие и организационные) в совокупности, можно сравнительно полно описать состояние информатизации школы (рис. 1), тогда как их раздельное обсуждение малопродуктивно, поскольку в реальности они подстраиваются друг к другу.
Например, наличие компьютерной сети в школе ведет к одним организационным решениям, а ее отсутствие – к другим. Распространение мультимедийных проекторов не может не стимулировать освоение учителями средств презентационной графики, а внедрение интерактивных досок меняет как требования, предъявляемые к учителям при подготовке к занятиям, так и требования к их технологической и педагогической компетентности.
Рисунок 1
Похожие:
![]() |
Сводный отчет уровень информатизации муниципальных образований республики. Перечень муниципальных образований Республики Татарстан, представивших в Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. |
![]() |
Инструкция по заполнению и ведению “Паспорта информатизации Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации |
![]() |
Для информационного обслуживания финальных соревнований VIII летней. Спартакиады учащихся России 2017 года командам-участницам необходимо отравить в фгр заполненную расширенную техническую заявку не. |
![]() |
Решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 14 сентября. Кузнечики, п. Монино, г. Лосино-Петровский, п. Северный, п. Заря, зато звездный, г. Железнодорожный, Люберцы п. Октябрьский, п. Ржавки. |
![]() |
Методические рекомендации по составлению отчетов по практике студентами. Специальность: 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
![]() |
Регламента «Предоставление информации об очередности предоставления. Одинцово от 30. 12. 2010 г. №1173 «Об утверждении сводного перечня первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном. |
![]() |
Годовой отчет для бюджетных организаций 2012 Рекомендации по составлению. Проектом предполагается, что при составлении отчетности за 2012 год бюджетные учреждения будут руководствоваться новой редакцией. |
![]() |
Годовой отчет для бюджетных организаций 2012 Рекомендации по составлению. Проектом предполагается, что при составлении отчетности за 2012 год бюджетные учреждения будут руководствоваться новой редакцией. |
![]() |
Образовательная программа мбоу одинцовской гимназии №14 г. Одинцово. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии |
![]() |
Методические рекомендации для обучающихся по составлению и выполнению. Методические рекомендации для обучающихся по составлению и выполнению отчета о прохождении производственной практики по специальности. |
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Источник: filling-form.ru
План информатизации школы
материал на тему
Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности в нашей школе.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в образовательном учреждении: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
Программа определяет переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-УДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
р.п. Усть-Уда, 2013г.
Актуальность программы информатизации
Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности в нашей школе.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в образовательном учреждении: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
Программа определяет переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества.
За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Реализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет — ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2».
Источник: nsportal.ru
Презентация на тему Программа информатизации школы
Актуальность проектаВыполнение социального заказа современного информационного общества по информатизации системы образования и формированию информационно-функциональной компетентности руководителя, педагога и учащихся возможно, если отмечается применение современных информационных технологий в процессе управления и образования
- Главная
- Педагогика
- Программа информатизации школы
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Государственное образовательное учреждение
Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида г. Улан-Удэ Программа
информатизации школы.
Целевая комплексная программа развития информационных
технологий в ГОУ СКОШИ №2 VIII вида
г. Улан-Удэ на 2010-2015гг.
Автор программы:
Муруев В.В учитель технологии
Слайд 2Актуальность проекта
Выполнение социального заказа современного информационного общества по информатизации системы
образования и формированию информационно-функциональной компетентности руководителя, педагога и учащихся возможно,
если отмечается применение современных информационных технологий в процессе управления и образования даже в условиях вспомогательной школы, что создает благоприятные условия для функционирования школьной системы, формирования личности учащихся.
Слайд 3Информатизация школы невозможна без наличия мощной компьютерной базы.
И такая
база у школы имеется. Компьютерный класс в школе появился в
2007 году в ходе реорганизации школ-интернатов I, II и VIII видов.
С 2007 года по настоящее время количество компьютерной техники возрастало и к этому учебному году в школе имеется:
Компьютерный класс – 13 ПК;
По школе-9 ПК;
Мультимедийный проектор-2;
Ноутбуков – 4;
Принтеров – 9;
Сканеров – 2;
Факсов – 1;
DVD – 5;
LCD-телевизор – 1;
Телевизоров – 3;
Ксерокс – 3;
Интерактивных досок-2;
Веб-камер – 1;
Цифровых фотоаппаратов – 5.
Локальная компьютерная сеть в кабинете информатики, создается внутри школы. Имеется подключение к Интернету. Создана и пополняется коллекция медиа материалов (электронные учебники, аудио- и видео материалы, слайды).
Слайд 4 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
1. Интенсификация всех направлений учебно-воспитательного
процесса, повышение качества образования;
2. Развитие творческого потенциала школьника, формирование его
информационной культуры;
3. Повышение эффективности управленческой деятельности.
Слайд 5ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
1. Направления информатизации образовательного процесса:
Проведение
уроков по различным предметам с использованием информационных технологий; оснащение предметных
кабинетов;
Использование коллекции цифровых и электронных обучающих ресурсов;
Организация компьютерного тестирования учащихся;
Проектная деятельность учащихся;
Создание единой сети образовательного учреждения;
Организация единого информационного пространства; удобного доступа к информационным ресурсам.
Слайд 6ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
2. Направления информатизации внеклассной и внешкольной работы:
Организация
информационной лаборатории из числа учащихся.
Подготовка материалов для школьного сайта.
Организация
работы школьной медиатеки.
Проведение классных часов с использованием информационных технологий.
Формирование электронного портфолио каждого класса – как элемента истории школы.
Слайд 7 ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
3. Автоматизация управления школой:
Анализ
эффективности учебно-воспитательного процесса для оптимизации управления школой.
Информационное взаимодействие
с управляющими структурами.
Проведение педагогических советов, тематических семинаров с использованием информационных технологий.
Внедрение программного пакета «1С. Хронограф».
Слайд 8ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
4.Открытое информационное пространство школы:
Публикация на
сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и
учителей школы.
Участие школы в сетевых образовательных проектах.
Обмен опытом с коллегами.
Информационное пространство школы обеспечивает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса на внутреннем и внешнем уровнях.
Внутренний уровень: Администрация. Учителя. Учащиеся. Родители.
Внешний уровень: Педагогическое сообщество. Управляющие структуры.
Слайд 9Процесс информатизации на 2010-2015 учебные годы представлен в виде проектов,
каждый из которых имеет свои задачи и цели.
Проекты:
1. Обучение ИКТ-грамотности педагогов школы.
2.Тиражно-демонстрационная деятельность и Интернет.
3. ИКТ и администрация.
4. ИКТ в воспитательной работе.
5. ИКТ и дети.
Слайд 10Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения
Проведение интегрированных уроков .
интегрированный
урок
Тестирование на уроках
Тесты для столяров
Тесты для слесарей-сантехников
Тесты для маленьких
Слайд 11Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения
Дидактический материал для уроков
технологии с использованием ИКТ
Изготовление табурета
Изготовление изделий из модульных дощечек
Слайд 12Использование ИКТ способствует
Осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
Повышение эффективности
учебного процесса при овладении умениями самостоятельного получения знаний;
Подготовка ученика к
комфортной жизни в условиях информационного общества.
Слайд 13Важным элементом учебной программы должны стать курсы дополнительного образования
элективных курсов по обработке материалов из древесины современными электрическими инструментами
Презентация
элективных курсов
Слайд 14В настоящий момент на рынке труда можно с легкостью найти
юриста, бухгалтера, программиста. А вот хорошего специалиста рабочих профессий найти
практически невозможно.
Программа для обучения слесарей-сантехников
Источник: theslide.ru