Программа информатизации что это

Государственное участие в процессах информатизации оформляется в виде специализированных программ, причем каждое государство определяет свою тактику поддержки процессов перехода к информационному обществу . Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различия между ними. К ним относятся:

  • экономический потенциал, государственное устройство, политическая ситуация;
  • специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к информационному обществу ;
  • макроэкономическая политика государства в контексте формирования информационного общества ;
  • особенности идеологии построения информационного общества ;
  • характеристики национальной культуры и менталитета.

К основным сферам информатизации общества, в которых государство занимает активную позицию, относятся:

  • социальная сфера;
  • информатизация социального обеспечения;
  • информатизация системы образования;
  • материальное производство;
  • управление;
  • информатизация государственного управления;
  • информатизация армии.

Основными целями программ информатизации вне зависимости от выбранной конкретным государством тактики являются:

Профессия: Инженер по информатизации

  • содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
  • поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
  • участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;
  • обеспечение открытого доступа к информационным сетям;
  • содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
  • участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества .

Существуют два принципиальных подхода к информатизации: западная и азиатская модель [13]. Западной моделью информатизации называют путь , по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках следует отделить путь , по которому идет континентальная Европа, от американо-английского пути.

Европейский путь — это поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственную программу и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут несколько отличаться.

Так, например, в отчете датского правительства » Информационное общество 2000″ подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей. В шведском правительственном отчете «ИТ — крылья человеческим возможностям» предлагается введение переходного периода, во время которого правительство берет руководство на себя и является гарантом интересов не только рынка, но и индивидуумов.

Проект Мобильный репетитор и Программа информатизации обра

Франция наиболее жестко настаивает на централизованном развитии инфраструктуры информационного общества . Она предполагает обобщить опыт использования телеинформационной системы Минитель (разработка 70-х годов, аппарат связи выдается в почтовом отделении бесплатно, пользователь платит только за услуги), которая в 2009 г., несмотря на существование Интернета, имела не менее миллиона пользователей. Испания считает, что роль правительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и прежде всего — в отраслях телеобразования и телемедицины.

Американо-английский путь информационного развития определяется своей моделью социально-экономического развития, когда функции государства сводятся к минимуму, а частных лиц — к максимуму. Истинно американский путь — перевес частной инициативы во всех проявлениях развития: оставить все в руках частного сектора и рынка, полная либерализация рынка информационных технологий, ограничение государственного управления в сфере телекоммуникаций.

Вторым из основных факторов, по которому дифференцируются европейская и американская модели развития информационного общества , являются особенности законодательства. Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования рынка труда, продуктов и услуг, чем США и Великобритания. По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие информационного общества . Государственная политика США в вопросах информатизации ограничивается развитием глобальных проектов, которые частный капитал финансировать не может.

Азиатская модель информатизации основана на эффективном сотрудничестве государства и рынка, попытке установить связь между социальными трансформациями и культурными ценностями. Эта модель отражает философский принцип сосуществования и сопроцветания — альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом. В рамках азиатской модели выделяются Япония и «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг).

В Японии процессы информатизации обязаны базироваться на главной идее общества, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Японский стиль управления основан на иной, по сравнению с европейской, корпоративной культуре, когда управляющее звено обязано заботиться о подчиненных, а те должны беспрекословно выполнять директивы.

Поэтому государство и бизнес совместно несут ответственность за все проблемы, возникающие при переходе к информационному обществу , и разрешают их совместными усилиями. Большие государственные расходы на научные исследования и разработки всегда были и являются до сих пор отличительными чертами Японии. Роль бизнеса состоит в развитии новых, высоких технологий и производств.

При этом роль государства — создавать благоприятные условия для творчества, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство считает, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен стать достоянием всех. Основной акцент в будущем Японии делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населения.

В основе развития региона Восточной и Юго-восточной Азии — «четырех тигров» — лежит японская модель. Однако процессы перехода к информационному обществу в этих странах имеют отличные от Японии стартовые условия. В значительной степени эти государства можно отнести к развивающимся странам. Экономическому успеху «тигров» в большой мере способствовали японские капиталовложения, вместе с ними они восприняли от Японии философию взаимоотношений государства и бизнеса. Взаимоотношение «государство-рынок» в этих странах остается социологическим и политическим, а не чисто экономическим.

Модели информатизации развивающихся стран. В развивающихся странах выделяют две идеологии построения информационного общества — латиноамериканскую и азиатскую, в основе которых лежат две модели реформы телекоммуникаций, технической основы информатизации.

Для развивающихся стран возможны две принципиально различные стратегии реформы — приватизация и либерализация. Приватизация — это передача государственных предприятий и видов деятельности в полное или частичное владение или контроль . Либерализация — это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам конкурировать с известными, обычно монопольными производителями товаров и услуг. Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачу и растянули достижение реформы во времени.

Латиноамериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой задержки введения на рынок конкуренции.

Азиатская модель реформы развивающихся стран характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом. Латиноамериканская модель более быстрая и смелая.

Отдельный путь перехода к информационному обществу выбрала Индия. Особенностью идеологии построения информационного общества в Индии является осторожность, постепенность и опора на национальные культурные корни. Ее путь можно назвать промежуточным, по размаху и глубине он ближе к латиноамериканской модели, а по скорости проведения — к азиатской.

Индия не выбрала ни пути полной приватизации, ни мягкой либерализации. Своим главным капиталом на пути в глобальное информационное общество Индия считает свои человеческие ресурсы. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция допускается на рынке местных услуг, при этом разрешается не более 49% иностранного присутствия. Междугородная и международная связь остаются в руках государства. В стране существует гибкое законодательство, хорошо регулирующее сферу телекоммуникаций.

Международные программы информатизации. Учитывая глобальный характер проблем перехода к информационному обществу , необходимость выравнивания условий информатизации в различных регионах и странах, формируются международные программы, определяющие главные векторы глобальной информатизации.

В июле 2000 года на Окинаве состоялся саммит «Большой восьмерки». Там впервые официально был провозглашен переход мирового сообщества к глобальному информационному обществу . Окинавская хартия ( Okinawa Charter on the Global Information Society ) устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество и является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность международного сообщества в области формирования глобального информационного общества .

В Хартии выделяется четыре раздела:

  1. использование возможностей цифровых технологий;
  2. преодоление электронно-цифрового разрыва;
  3. содействие всеобщему участию;
  4. дальнейшее развитие.

В Окинавской хартии были установлены следующие основные принципы вхождения государств и стран в глобальное информационное общество .

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
  2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.
  3. Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества .
  4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы.
  5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.

Не менее важным событием явился Всемирный саммит на высшем уровне по информационному обществу , проводившийся в два этапа: Женева, 2003 год, и Тунис, 2005 год. По итогам первого этапа была принята «Декларация принципов. Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии», декларативный документ, определяющий основные задачи глобальной информатизации [14].

Второй этап проходил при активном участии ООН и был посвящен в значительной степени проблемам управления Интернетом. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на саммите, сказал: «Нынешняя встреча на высшем уровне должна стать саммитом решений».

Была сделана попытка выявить ключевые вопросы публичной политики и разработать согласованное представление о ролях и ответственностях правительств, межправительственных и международных организаций, частного сектора и организаций гражданского общества в вопросах управления Интернетом. Значительная группа стран под руководством Китая и членов так называемой Группы-20 (Бразилия, Южная Африка, Индия и другие) заняла позицию достаточно жесткого управления Интернетом, включая борьбу со спамом, незаконным контентом и т.д.

Читайте также:
Captive portal что это за программа на Андроид и нужна ли она

Фактически эта позиция сводится к установлению цензуры в Интернете. США и страны Европейского союза при поддержке частного сектора утверждают, что регулирование Интернета должно сводиться к техническим вопросам, а его организационную основу менять не следует. Российская делегация заняла промежуточную позицию, но точка зрения Китая была ей более близка. Несмотря на жесткую дискуссию, найти согласованное решение не удалось, и Интернет до настоящего времени остается стихийной организацией, управляемой коммерческими структурами, базирующимися на территории США.

Свои программы имеют межгосударственные объединения (Евросоюз, СНГ) и международные организации (ООН, ЮНЕСКО). Первоначальный план действий Евросоюза «Европейский путь в информационное общество » ( Europe’s Way to the Information society. An action plan ) был принят в 1994 г. Его часто называют «инициативой Бангемана», по фамилии руководителя группы высокопоставленных экспертов, которая подготовила рекомендации по активизации работ , связанных с переходом к информационному обществу . Европа к тому моменту имела серьезное отставание в процессах информатизации от США и Японии.

Дальнейшая стратегия информатизации в ЕС была определена на сессии Совета Европы в Лиссабоне в 2000 г., которую затем оформили в виде программы действий «Электронная Европа 2002» (eEurope Action Plan 2002), подготовленной Европейской комиссией. В этой программе поставлена стратегическая цель — создать к 2010 г. в Евросоюзе самую конкурентоспособную и динамичную информационную экономику в мире. Приоритетными направлениями должны стать: дешевый, быстрый, безопасный Интернет ; инвестиции капитала в людей и их квалифика-цию; содействие использованию Интернета; совершенствование юридической среды информационного общества ; развитие информационной инфраструктуры, распространение соответствующих услуг в пределах Евросоюза, ускорение развития электронной торговли; создание «онлайнового правительства»: электронный доступ к общественным услугам; создание онлайнового здравоохранения; разработка европейского цифрового контента для глобальных сетей; создание интеллектуальных транспортных систем.

Практическая реализация стратегических целей развития Евросоюза объединяется в 5-летние рамочные программы [15]. Так, в рамках 5-ой рамочной программы было направление «Технологии информационного общества «. 6-ая программа (2002-2006 гг.) в значительной степени посвящена крупнейшему политическому проекту «Электронная Европа» ( eEurope ), в рамках которого выполнялось множество подпрограмм как внутри стран-членов ЕС, так и на уровне Европейской комиссии. В виде примеров таких подпрограмм можно указать e-Content — программа поддержки производства, распространения и использования европейского контента и поддержки многоязычия Всемирной сети; e- Inclusion — вовлечение в жизнь общества, обеспечение компьютерного образования малоимущих, людей с различными физическими недостатками. Если какое-то государство Евросоюза хочет развивать направления, не лежащие в русле общей стратегии, оно должно обеспечивать их собственным финансированием.

Следует отметить, что система демократического распространения финансовых средств сопровождается очень жестким мониторингом достигнутых результатов. Сравниваются показатели различных государств, достигнутые при реализации общей стратегии. Все основные результаты, текущие задачи и возникающие проблемы концентрируются на сайте http://ec.europa.eu/information_society/index_en.htm.

Так как европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований, считая их не адекватными стратегической цели построения информационного общества , базирующегося на знаниях, при мониторинге особое внимание уделяется сравнениям с аналогичными процессами в США.

Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, также нацелены на интеграцию усилий при переходе к информационному обществу . Этому способствуют общие исторические корни, менталитет, географическое расположение. В 1996 г. была разработана и согласована «Концепция формирования информационного пространства СНГ» [16]. В ней отмечается, что «в области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства», поэтому одной из основных задач является развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере. Кроме этого, в Концепции определены общие интересы государств Содружества в информационной сфере:

  • сохранение и развитие контактов граждан;
  • беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств — участников СНГ и органов Содружества;
  • развитие образования, науки, техники и культуры;
  • обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;
  • создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств — участников СНГ.

Кроме этого было констатировано, что имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.

Однако реализация на практике декларированных положений пока вызывает значительные затруднения.

Источник: intuit.ru

Программы информатизации России

Стартом процесса информатизации в России можно считать 60-е гг., когда кибернетика окончательно перестала быть «лженаукой», была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом. Начали разрабатываться автоматизированные информационные системы разного рода.

В этот период было создано большое количество организаций и структур, занимающихся компьютерной техникой и информационными технологиями. Проблема обеспечения информацией управленческих работников была поставлена сразу системно, обеспечена детальными теоретическими разработками.

Была разработана концепция иерархического комплекса автоматизированных систем управления (АСУ), в которой, прежде всего, выделялись системы разных уровней управления — АСУП (для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые), РАСУ (республиканские и региональные), и, наконец, ОГАС (общегосударственная автоматизированная система). Эти уровни составили основу концепции академика В. М. Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС. Начальный период завершился в конце 80-х гг. и совпал с экономическим кризисом, который в значительной степени размыл эффективность достигнутых результатов информатизации. Не говоря о развитии, даже поддержание достигнутого уровня требовало значительных трудовых и финансовых затрат. Стране в тот период было не до информатизации.

В виде примеров конкретных достаточно успешных разработок начального периода информатизации можно отметить:

· Общесоюзную автоматизированную систему управления продажей билетов и резервированием мест на внутренних авиалиниях СССР;

· АСУ железнодорожного транспорта (АСУ ЖТ), охватывающую все уровни управления железнодорожными перевозками;

· АСУ «Морфлот», предназначенную для всех уровней управления морским транспортом в рамках Министерства морского флота СССР.

В конце 80-х гг., в начальном периоде перестройки, когда в СССР на фоне тяжелого экономического положения и общественно-политической неразберихи правительство пыталось переломить ситуацию и мечтало о прорывных технологиях, почти все государственные программы начинались с девизов «ускорение», «интенсификация», был поднят вопрос о создании перспективного плана информатизации страны. В 1989-1990 гг. с участием государственных структур и общественности была разработана концепция информатизации общества, затем одобренная соответствующим комитетом Верховного Совета СССР. На ее основе были подготовлены проекты общесоюзной программы информатизации и республиканской программы » Информатизация России» (1990-1991 гг.). Однако в силу ряда причин (ограниченность финансовых ресурсов, несогласованность позиций министерств и ведомств) проект программы не был принят правительством.

К моменту развала СССР ситуация в области информатики приобрела катастрофический характер. Для того времени стали характерны высказывания такого вида: «Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития». В течение следующего десятилетия (1991-2000 гг.) информатизация в России проводилась без активного вмешательства государства. Научные разработки проводились по инерции, реализуя накопленный ранее потенциал. Производство отечественных технических средств информатизации (компьютеры, средства связи и т.п.) практически прекратилось из-за их технического несовершенства и качества.

Однако информатизация не прекратилась, ее ведущим звеном становятся коммерческие структуры. Появляется большое количество частных, полугосударственных фирм, занимающихся информационными технологиями, импортом и продажей зарубежной техники. Формируется разветвленная сеть мобильных телефонных услуг, учреждения и наиболее продвинутая часть населения подключаются к Интернету. Приобретает широкие масштабы сборка простейших моделей персональных компьютеров из импортных комплектующих. Персональный компьютер постепенно переходит в разряд бытовой техники, служащей для учебы, развлечений, работы с текстами и простейшими расчетами (электронные таблицы).

В течение 1992-1996 гг. в стране активно проводилась работа по формированию законодательной базы информатизации. Были приняты федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) и «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.). Было также выпущено большое количество указов Президента РФ и постановлений правительства по вопросам информатизации. Учитывая традиционную для России способность «спокойного» отношения к законодательству и сложную общественно-политическую обстановку, эти законодательные акты никакого влияния на информатизацию не оказали. Это был задел на последующие периоды.

В 1995 г. была разработана концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР) и соответствующих государственных информационных ресурсов [17]. Единое информационное пространство России (ЕИПР) понимается в Концепции как «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах». На базе этого документа в 1998 г. по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи была разработана и одобрена Концепция государственной информационной политики.

Целями государственной информационной политики объявлялись следующие положения:

· обеспечение прав граждан на информацию;

· создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

· обеспечение согласованности решений органов государственной власти;

· повышение уровня правосознания граждан;

· обеспечение контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти;

· повышение деловой и общественной активности граждан;

· интеграция с мировым информационным пространством;

· модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

· развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

· эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

· обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

· подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

· создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

«Электронная Россия». В 2002 г. Правительство РФ принимает Федеральную целевую программу «Электронная Россия». И это уже план конкретных мероприятий, обеспеченных государственным финансированием. Мероприятия программы распределены на три этапа и рассчитаны на период 2002-2010 гг.:

· 1-й этап (2002 г.) — создание предпосылок для реализации Программы, анализ уровня информатизации России;

· 2-й этап (2003-2004 гг.) — реализация проектов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;

Читайте также:
Legacy что за программа

· 3-й этап (2005-2010 гг.) — создание предпосылок для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности.

В долгосрочном плане мероприятий было предусмотрено 69 конкретных работ, разбитых на следующие группы.

· Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.

· Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти.

· Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

· Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

· Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ.

· Содействие развитию независимых средств массовой информации.

· Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

· Разработка и создание системы электронной торговли

Если сравнивать проект «Электронная Россия» с программами информатизации западных стран, то можно отметить, что российская программа, в отличие от них, отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, — интересы людей. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

К сожалению, начальный вариант программы «Электронная Россия» характеризовала определенная декларативность, общность и размытость достигаемых результатов. Скорее всего, именно по этим причинам реализация программы уже с самых начальных этапов испытывала значительные трудности. В реализации программы участвовало много конкурирующих ведомств и организаций, концентрирующих внимание только на распределении финансовых потоков. Выделение средств выполнялось только в конце отчетного периода, централизованное содержательное управление практически отсутствовало.

Государство, оценивая достигнутые результаты, несколько раз изменяло программу, пытаясь придать ей большую динамичность и конкретность планируемых результатов. Последняя корректировка произведена в конце 2009 г. Согласно этой версии, вся программа с 2002 по 2010 гг. обойдется в 21,2 млрд руб. (изначально планировалось 77,2 млрд руб.), что в значительной степени характеризует востребованность результатов. Завершающий этап целиком посвящен активизации работ по созданию » электронного правительства «.

В определенной степени особое внимание к проблеме » электронное правительство » можно объяснить парадоксальной ситуацией, сложившейся в России к концу 2009 г. Государство и государственные структуры оказались наиболее слабым звеном при переходе к информационному обществу. Высокий образовательный уровень населения, достаточно благоприятная экономическая ситуация позволили значительной части населения приобрести персональные компьютеры, мобильные телефоны, сканеры, принтеры и другое современное оборудование, подключиться к Интернету, освоить наиболее простые информационные технологии. Современный россиянин считает Интернет наиболее доступным и исчерпывающим источником информации, отказываясь от других ресурсов, например, библиотек. Обыденными стали электронная почта, SMS-сообщения, чаты, форумы и т.д. Для городского населения привычной стала интернет -торговля.

Минкомсвязи представил проект долгосрочной целевой программы » Информационное общество » на 2011-2020 гг. и предлагает выделить из федерального бюджета на информатизацию 88,03 млрд руб., из которых 9,3 млрд руб. предполагается потратить до 2013 г., а остальные 78,73 млрд освоить в 2014-2020 гг. Программа должна стартовать в 2011 г., она сменит ФЦП «Электронная Россия», действие которой закончилось в 2010 г. В программу входит шесть направлений: электронное правительство, повышение качества жизни граждан и улучшение условий ведения бизнеса, преодоление цифрового неравенства, безопасность в информационном обществе, развитие рынка информационно-коммуникационных технологий и сохранение культурного наследия.

Бизнес проявляет активность в тех направлениях информатизации, где он может самостоятельно окупить затраты и получить значительную прибыль (развитие мобильной связи, Интернета, платежных систем и т.д.). Практически вся офисная работа и бухгалтерия в фирмах и учреждениях переведена на компьютеры. Созданы и подключены к Интернету значительные русскоязычные информационные банки данных. Крупные промышленные предприятия, которые полностью перестроились на работу в новых экономических условиях, были вынуждены использовать современные информационные технологии, иначе им было бы невозможно выжить в условиях открытой экономики и жесткой конкуренции с зарубежными фирмами.

Отдельным направлением государственной политики России в 2001-2010 гг. стала информатизация в сфере образования. В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». Целью программы было создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

· единство образовательного пространства на всей территории страны;

· повышение качества образования во всех регионах России;

· сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

· создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

· создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом

Эта программа была более успешной. Основные затраты шли на закупку компьютерных классов для общеобразовательных учреждений, особенно сельских школ. В ее рамках была создана система образовательных порталов:

· Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/ (корневой портал)

· образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» https://www.ecsocman.edu.ru/

· Российский образовательный правовой портал https://www.law.edu.ru/.

· портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» https://www.humanities.edu.ru/

· естественнонаучный образовательный портал (физика, химия, биология, математика) https://www.en.edu.ru/

· Российский общеобразовательный портал https://www.school.edu.ru/

· портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)

· образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ https://www.sng.edu.ru/

· специализированный федеральный портал «Инженерное образование» https://www.techno.edu.ru/

· специализированный портал «Международное образование» https://www.international.edu.ru/.

Необычная ситуация сложилась с выполнением работ по организации электронных библиотек учебных материалов и обеспечения доступа к ним. В рамках проекта была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ФГУ ЦБОР) (свыше 12 тыс. книг), в которую помещалась практически вся выходящая в России учебная литература. Учебные заведения имели доступ к ресурсам по индивидуальному паролю. Однако в работах не были учтены вопросы соблюдения авторского права, библиотеку пришлось закрыть.

2010 г. стал еще одним ключевым рубежом в информатизации России. С учетом негативных результатов программы «Электронная Россия» было принято решение о ее замене программой » Информационное общество «, ориентированной на утвержденную Правительством РФ в феврале 2008 г. стратегию развития информационного общества. В ней, в частности, говорится о создании инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, внедрении в медучреждениях дистанционного обслуживания пациентов, интеграции государственных информационных систем и ресурсов, создании условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и развитии системы библиотечных фондов на основе применения ИКТ.

Особый интерес для прогнозирования работ, предстоящих в области информатизации, представляет Приложение к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором определены контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года. В документе указывается, что «к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

· место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества — в числе двадцати ведущих стран мира;

· место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы — не ниже десятого;

· наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, — не менее чем в 75% домашних хозяйств;

· доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации — 100%;

· доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — 70%;

· доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек — не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов — 100%».

Достижение этих показателей потребует очень больших затрат и усилий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Программа информатизации.
статья по теме

Программа информатизации образовательного пространства школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа информатизации школы.

Введение . Важнейшей тенденцией в развитии современной цивилизации является переход к информационному обществу, поэтому внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития школы. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Для этого в школе должна быть создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Ученик – Учитель – Администрация – Родители).

Анализ реализации программы информатизации образовательного процесса за 2004-2009гг.

Анализ работы школы по реализации программы информатизации образовательного процесса, принятой в 2006 году, показал, что данная программа выполняется. Была обеспечена работа в школе по информатизации, что позволило учителям школы овладеть навыками работы на компьютере на уровне пользователя . Были организованы курсы для учителей школы по программе «Базовый курс по информационно-коммуникационным технологиям». В результате большая часть педагогов стали систематически использовать информационные технологии в своей практической деятельности.

Технической основой информатизации образования является наличие в учреждении компьютеров – универсальных устройств для передачи, хранения и обработки информации, принтеров, сканеров, модемов, а также магнитофонов (аудио, видео, DVD), телевизоров, видеокамер и т. д. как единого программно — технического комплекса.

Обучающиеся нашей школы изучают информатику в 4-х оборудованных современной компьютерной техникой кабинетах, имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы, смотреть видеоматериалы и прослушивать аудиозаписи на уроках истории, химии, литературы, биологии, иностранного языка и т.д.,

В школе 64 компьютероа подключены к сети Интернет, оборудована серверная , где через Интернет учителя нашей школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, с методической работой других школ. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

Созданы и пополняются:

— база данных по педагогическим кадрам;

— данные по отслеживанию результатов обучения;

— мониторинг здоровья обучающихся;

— социальный паспорт школы;

— предметные презентации(биология, география, история, физика, химия, математика, информатика, иностранный язык, астрономия, литература, русский язык(начальные классы), мир вокруг нас, математика(начальные классы), ОБЖ;

Читайте также:
Что за программа робот

— электронные дидактические материалы по предметам;

В настоящее время школа имеет технические средства:

Мультимедийный проектор для учебных кабинетов

Цветной струйный принтер

Лазерный принтер (формат А4)

Копировальный аппарат малой мощности

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)

Исходя из выше изложенного и следуя общим рекомендациям по информатизации школы, возникла необходимость продолжения работы по информатизации образовательного процесса. Поэтому разработана программа информатизации на 2009 – 2014 годы.

Целью программы информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Минеральные воды» является качественно новый уровень подготовки учеников среднего общеобразовательного учреждения, соответствующий требованиям современного общества, который позволит сформировать полноценную личность, в полной мере владеющей навыками обработки информации – ключевого умения в развивающемся постиндустриальном мире.

1. Повышение компьютерной грамотности учителей-предметников для организации учебно-воспитательного процесса на основе информационных технологий, путем создания необходимых условий для самообразования педагогов школы.

2. Использование компьютерных коммуникаций в организации учебного процесса по направлениям:

программно-методическое обеспечение образовательного процесса

обобщение и распространение передового опыта

подготовка расписания учебных , факультативных занятии , итоговой аттестации.

3. Реализация программы обучения информатике учащихся начальной школы с компьютерной поддержкой.

4. Осуществление школьной программы «Одаренные дети»:
создание базы данных;

проведение индивидуальных занятий;

проведение занятий по подготовке к предметным олимпиадам (школьным , территориальным , зональным , краевым)

5. Повышение педагогического мастерства педагогов школы на основе использования новых информационных технологий:

  1. ознакомление педагогического коллектива с предметными программами
  2. использование ИКТ на заседаниях МО для изучения передового педагогического опыта .
  3. создание сайта, презентаций передового педагогического опыта учителей школы.

6. Использование ИКТ для совершенствования образовательного процесса по профессиональной подготовке «Оператор ЭВМ».

7. Использование ИКТ для создания оптимальной компьютерной учебно-методической среды при организации профильного обучения в профильном информационно-технологическом классе.

8. Использование ИКТ для внеклассной работы по предмету:
подготовка конкурсных работ

подготовка материалов к предметной декаде по различным предметам;

использование ИКТ на занятиях предметных кружков, факультативов.

9. Использование ИКТ в организации воспитательной работы:
в работе МО классных руководителей;

создание банка информации по проведению классных часов, вечеров;

создание и использование материалов по работе детско-юношеских объединений в школе;

подготовка и использование материалов и документов по организации летнего отдыха.

10. Использование ИКТ в работе психологической службы школы:
тестирование учащихся по различны методикам

проведение профориентационной работы;

организация консалтинговой помощи учащимся

подготовка и использование материалов в работе с детьми «группы риска»

11. Использование ИКТ для реализации программы «Семья», работы с родителями:
подготовка и использование материалов для проведения родительских собраний;
организация консалтинговой психологической службы для родителей.

12. Использование ИКТ для подготовки материалов для интегрированных уроков и проведения их в I, II, III ступени:

литература+история и т.д.

13. Анализ и структурирование полученных результатов: разработка моделей работы педагогического коллектива школы на основе новых ИКТ, целевых общешкольных программ с использованием ИКТ с дальнейшим ознакомлением педагогического коллектива нашей и других школ с полученными результатами, размещение полученной информации на сайте школы, публикации в газетах о достижениях и успехах, а также трудностях, возникших в результате работы.

Достижение поставленной цели требует значительного изменения схемы работы всей школы – необходимо не только оснастить компьютерной техникой классы и администрацию, провести обучение с ответственными работниками, но и максимально эффективно разработать и реализовать схемы взаимодействия между всеми участниками процесса обучения. Программа информатизации состоит из трёх этапов.

На первом этапе происходит увеличение доли использования информационных технологий в обучении за счет имеющихся ресурсов – компьютерных классов, в которых можно проводить уроки не только по информатике, но и по множеству других дисциплин с использованием современных мультимедийных энциклопедий и тестов.

По мере освоения и привыкания учеников и преподавателей к ведущей роли информационных технологий в процессе обучения наступает

Второй этап — производится внедрение общешкольной системы управления образовательным процессом – происходит объединение документооборота, мультимедийной и учебно-методической информационных составляющих в единую информационную среду – своеобразную базу знаний образовательного учреждения, в которой каждый учитель, ученик или руководитель имеет собственные полномочия и степень воздействия на систему в целом. Этот этап предполагает модернизацию как аппаратной (создание общешкольной локальной сети, дооснащение компьютерами школьных кабинетов), так и программной архитектуры – необходима единая система управления образовательным процессом.

Переход к Третьему этапу является развитием подхода, заложенного на первых двух – за счет усиления роли информационных технологий и увеличения компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, а также при наличии информационной среды, появляются возможности по управлению информационными потоками – преподаватели получают возможность участвовать не только в школьной, но во внешкольной подготовке учащихся на качественно новом уровне – интерактивном. Это во многом определяется тем, что цифровая среда взаимодействия становится естественной как для учеников, так и для педагогов и администрации школы, это как эффект резонанса – если «частота» обучающих и обучаемых совпадает, то эффективность обучения и усвоения знаний повышается.

Поэтапная реализация программы

1 Этап – организация изучения информатики на качественно новом уровне – на этом этапе необходимо в полной мере использовать имеющийся потенциал школы для обучения информатике. Он предполагает:

  1. развитие познавательного интереса учащихся в области информационных технологий – создание факультативов и кружков по информатике, компьютерной графике и анимации, дизайну;
  2. усиление межпредметных связей в образовательном процессе за счет интеграции с информационными технологиями – графических редакторов для подготовки чертежей на уроках технологии, черчения, электронных энциклопедий на уроках истории, географии, биологии, мир вокруг нас, обществознание, литературы;
  3. обеспечение повышения компетентности преподавательского состава образовательного учреждения в области информационных технологий, различные формы переподготовки и повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных курсов;
  4. формирование библиотеки электронных учебных курсов по всем разделам обучения – на этом этапе необходима апробация различных учебных курсов для отбора наиболее эффективных и интересных;
  5. формирование библиотеки собственных методических наработок в электронном виде;
  6. формирование библиотеки работ учащихся, выполненных с использованием информационных технологий и в электронном виде – для этого используется дополнительное оборудование – цифровая камера и сканер;
  7. привлечение учащихся к накоплению информации о школе, ее выпускниках и преподавателях, истории развития школы (выпуск школьной стенгазеты в бумажном и электронном виде;
  8. апробирование создания электронных журналов на примере 5 классов ( размещение их на школьном сайте)

Длительность данного этапа – 1 год.

2 этап – внедрение системы управления учебным процессом – предполагает полную информатизацию школы. К этому времени уже должна быть сформирована необходимая инфраструктура – как аппаратно-техническая, так и психологическая, связанная с переходом на работу с использованием современных информационных систем. Уже сформирована минимальная база знаний школы, используя которую можно формировать первоначальное электронное образовательное пространство, центром которого должен стать Интернет-сайт, а интерактивное «окно» в школу, где учащиеся смогут не только смотреть текущие домашние задания, но и общаться друг с другом, используя популярные в настоящее время в Интернет-сообществе форумы.

Задачи, которые необходимо решить на данном этапе:

  1. Оснащение школьных классов компьютерной техникой
  2. Создание общешкольной локальной сети
  3. Создание и внедрение программного обеспечения, интегрирующего основные информационные потоки образовательного учреждения – административные, общеинформационные, контролирующие.

Здесь потребуется привлечение специалистов в разработке и внедрении информационных систем, поскольку сложность данного этапа сродни автоматизации крупного предприятия и непрофессиональный подход к его выполнению способен во многом нивелировать положительный эффект от первого этапа – если система управления школой будет неудобной, то это приведет к разочарованию.

Усовершенствование школьного Интернет-сайта с использованием новейших технологий. Это необходимо в первую очередь для формирования среды общения между учащимися на школьном сайте – если этого не сделать, то страница школы так и останется «картинкой», никому не интересной (интересно попасть на статичный сайт только в первый раз – познакомиться с историей школы, ее учениками, но если на нем нет постоянно меняющейся информации – общения самих учеников на форумах.

Продолжительность данного этапа – 3 года.

3 этап – активизация, интенсификация и дифференциация процесса обучения –используя опыт, накопленный на первых двух этапах, преподаватели, совместно с учениками, формируют качественно новые программы обучения – направленные не только на групповое обучение, но и на индивидуальное. Преподаватели получают возможность удаленного обучения и контроля за выполнением своих заданий. Формируется образовательная инфраструктура, охватывающая все время обучения и определенную часть свободного общения учащихся. Преподаватели и администрация школы получают возможности мониторинга эффективности обучения.

Основными задачами на данном этапе являются:

  1. Перенос большей части учебно-методической работы и подготовку учебных материалов в цифровую форму;
  2. Предоставление возможности родителям учеников участвовать в школьной жизни с помощью дистанционных технологий;
  3. Дальнейшее развитие Интернет-сайта школы как информационного портала – предоставление родителям доступа к информации об успеваемости, посещаемости и т.п. своих детей; предоставление возможности ученикам выполнять и получать задания с помощью сайта;
  4. Выработка схем анализа и использование различных индикаторов эффективности обучения, основанных на дистанционных технологиях.

Прогнозируемые результаты программы

эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:

  1. создание единого информационного пространства в школе

— повышение эффективности образовательного процесса;

— автоматизация организационно – распорядительной деятельности школы;

  1. повышения уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.

— создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

— повышение качества образования;

— повышение квалификационных категорий учителей;

— распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в Интернет – форумах;

— создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

— эффективность использования сайта;

  1. повышение информационной культуры обучающихся показатели:

— использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

— участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием Интернет -технологий и Интернет ресурсов.

Продолжительность данного этапа – 1 год.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru