Программа индивидуальной психокоррекции пример

3.Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

4. Специфика групповой формы психокоррекции

5. Групповые формы работы

5.1. Тренинговые группы

5.2. Группы встреч

5.3. Гештальт -группы

5.4. Телесно-ориентированные группы

5.5. Групповая дискуссия как метод групповой работы

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Часть 3.Работа с эмоциями через тело по программе Роя Мартина.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

— добровольное согласие на получение такой помощи;

— доверие клиента к психологу;

— активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

— право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

— право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

— когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;

— когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

-когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;

— когда у клиента выявлена сильная тревожность;

-когда выявлена сильная заторможенность;

— при неуверенности в себе;

— при необоснованных страхах;

— при проблемах недостаточного осознания самого себя;

— при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Индивидуальная психокоррекция

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы. он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.

Читайте также:
В какой программе лучше создавать календарь

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение.»Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента.

Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование.Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Индивидуальная программа психокоррекции по снижению агрессивного поведения ребёнка

Программа разработана в соответствии с психологической коррекционной работой в ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) школа-интернат» представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения, направленного на преодоление и/или снижение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Настоящая Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.

Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у ученика 3 класса, Жданова Кирилла Михайловича.

1. Обучение агрессивного ребёнка способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение младшего школьника приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивного ребёнка.

4. Формирование позитивных качеств личности школьника.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40 минут.

Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержки ребенку, посещающему занятия. Аналогичные вопросы обсуждаются и с родителями.

Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» — очень актуальный вопрос для них.

Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

Читайте также:
Что такое карантин и резервное хранилище антивирусной программы

На завершающем этапе работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.

Жданову Кириллу Михайловичу

Учащийся 3 класса.

В ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» Кирилл обучается со 2 класса. Семья неполная, малообеспеченная, после смерти матери детей воспитывает отец. В школу Кирилл приходит неряшливый, грязный.

Санитарно-гигиенические нормы не привиты. Не следит за своим внешним видом.

Мальчик очень агрессивный, конфликтный, драчливый, грубит взрослым, отношения со сверстниками напряженные. Неоднократно сбегал из школы, во время уроков может встать с места и выйти из класса. Кирилл часто проявляет жестокость по отношению к одноклассникам и младшим школьникам (1, 2 классы). Отсутствует самоконтроль.

Во время бесед с психологом аргументирует своё поведение тем, что не он первый начал, не жалеет о содеянном. Ребёнок эмоционально неуравновешенный. При драке с другими ребятами проявляет чрезмерную жестокость, может пинать, бить локтями, сесть сверху на ребёнка и душить. Достаточно трудно разнять подобную драку.

Кирилл не успокаивается, даже спустя день после драки он может снова побить этого ребёнка. Объясняет это тем, что защищает себя, что его нельзя трогать, нельзя его оскорблять.

На занятиях с психологом предпочитает творческую деятельность, хорошо рисует, развита мелкая моторика. На беседах часто говорит о маме, о том, что скучает и иногда ходит к дому, где они жили, чтобы маму вспоминать. Мальчик открытый, понимает, что от него хотят, выполняет задания, даёт развёрнутые ответы на вопросы.

У Кирилла отсутствует самодисциплина, самоконтроль, мальчик не может справиться с гневом, выплёскивает на окружающих. Может нагрубить взрослым, свою вину признаёт не всегда, но способен извиниться, если чувствует себя виноватым.

В ситуациях повышенной агрессии может ударить другого ребёнка предметом, ударить ребёнка головой об стену. Мальчику нужно помочь справиться с агрессией, направить энергию на создание чего-то хорошего.

Хотелось бы привлечь к данной проблеме поведения родителей. Кириллу нужен постоянный контроль, как в школе, так и дома. Необходимо создать условия наименьшей раздражительности.

Учитывая, что мальчик хорошо физически и творчески развит можно было бы подобрать для него факультативные занятия или секцию не связанную с физическим насилием и агрессией. К примеру, театральный или танцевальный, секцию по волейболу или баскетболу, лёгкая атлетика.

Так же будет разработана индивидуальная программа занятий, позволяющая снизить уровень агрессии младшего школьника, обучение агрессивного ребёнка способам выражения гнева в приемлемой форме, обучение младшего школьника приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивного ребёнка, формирование позитивных качеств личности школьника.

Педагог-психолог: Фролова А.А.

Директор: Островский Е.Ю.

Учебно – тематический план.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ «ГРУППЫ-РИСКА»

Методическая разработка для педагогв-психологов, социальных педагогов, вопспитателей и педагогов дополнительного образования, работающих с детьми «группы риска».

Программа расчитана для детей воспитанников Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченя родителей.

Цель программы: содействие социально-психологической адаптации воспитанников «группы риска» Центра .

Задачи:
1) Оптимизация взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник»;
2) Коррекция агрессивного поведения;
3) Формирование положительной нравственной направленности личности;
4) Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
5) Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
6) Обучение способам саморегуляции, релаксации;
7) Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2015/16 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Проблема отклоняющегося поведения подростков широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Н.Н.Верцинская, Л.М.Зюбин, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения, как возрастного подхода, так и общественной активности подростков.

Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение.

Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к людям, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

Психолого-педагогические исследования (Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М.) позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей детей-сирот: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

Читайте также:
Программа для вх в КС:ГО в консоли с ботами

Дети «группы риска» Центра были выявлены в ходе психолого-педагогического наблюдения, а также психодиагностического исследования. Есть дети, которые поступили к нам в Центр уже имея проблемы с правоохранительными органами и состоящими на учете по прежнему месту жительства. Проблемы в воспитании этих детей связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению ко взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.

В группу риска по возникновению социальной дезадаптации входят в основном дети от 12 до 14 лет. Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих, как взрослых, так и сверстников.

Проведенное глубокое психологическое изучение подростков «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Выявленные особенности отражаются в поведении подростков, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростков-сирот, что препятствует их дальнейшей благоприятной социальной адаптации.

В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях Центра программы работы с трудными подростками по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет им успешно интегрироваться в социум.

Цель программы : содействие социально-психологической адаптации воспитанников «группы риска» Центра .

  1. Оптимизация взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник»;
  2. Коррекция агрессивного поведения;
  3. Формирование положительной нравственной направленности личности;
  4. Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
  5. Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
  6. Обучение способам саморегуляции, релаксации;
  7. Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростками следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
  • о приёмах саморегуляции, релаксации;
  • об индивидуально-личностных особенностях;
  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.
  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
  • овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
  • уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;
  • учёт психологических и возрастных особенностей воспитанников, их социальной ситуации развития;
  • взаимосвязь этапов реализации работы;
  • комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие воспитанников должно быть сознательным и добровольным;
  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности ;
  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Формы организации работы с подростками.

1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации, обучающая психодиагностика.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с подростками, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет ведущему затрагивать сложные темы, которые обычно подростки обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что позволяет ведущему эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика.

Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Воспитанники детского дома испытывают перегрузку общением, постоянно находясь в коллективе сверстников. В результате чего может возникнуть негативное отношение к групповым занятиям. Таким образом, наряду с групповыми формами работы необходимо предусмотреть и индивидуальные формы работы с детьми .

3 . Консультативная работа с воспитателями и педагогами Центра с целью оптимизации взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник».

Основные направления работы.

  • Диагностические мероприятия с воспитанниками «группы-риска»;
  • Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы-риска»;
  • Профилактическая работа;
  • Взаимосвязанная деятельность с администрацией и воспитателями.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ-РИСКА»

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru