Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна, Сутковая Надежда Валерьевна
В статье представлен анализ понятия « индивидуальная образовательная программа ». Приведено авторское понимание содержательного наполнения индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Показана реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности. Раскрыты теоретические и практико-ориентированные основы индивидуального подхода .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна, Сутковая Надежда Валерьевна
Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной программы ребенка дошкольного возраста
Формирование профессиональных компетенций молодых педагогов по проектированию индивидуальной образовательной программы ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут как средство социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста
Запись вебинара О. Васильевой «Как создать индивидуальную программу развития ребенка?»
Предпосылки возникновения и развития понятия «индивидуальный образовательный маршрут»
Индивидуализация проектной деятельности в рамках региональной программы «Наш дом — Южный Урал»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
The content of the individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the gef fe GEF FE
The analysis of the concept of “ individual educational program ” is presented. The author’s understanding of the content of individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the GEF FE is given. The implementation of the principle of individualization in education, theoretical and practical principles of individual approach are shown.
Текст научной работы на тему «Содержание индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС до»
Сведения об авторах: Шкляев Владислав Витальевич,
Викторов Дмитрий Валерьевич,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания и здоровья
Южно-Уральский государственный университет
Information about the authors: Shklyaev Vladislav Vitalievich,
Viktorov Dmitry Valerievich,
УДК 372 ББК 74.100
Е.А. Шумилова, Н.В. Сутковая
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
В статье представлен анализ понятия «индивидуальная образовательная программа». Приведено авторское понимание содержательного наполнения индивидуальной образовательной программы детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Показана реализации принципа индивидуализации в образовательной деятельности. Раскрыты теоретические и практико-ориентированные основы индивидуального подхода.
Система воспитания детей — модель развития ребенка
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа.
E.A. Shumilova, N.V. Sutkovaya
THE CONTENT OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR PRESCHOOL CHILDREN IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE GEF FE GEF FE
The analysis of the concept of «individual educational program» is presented. The author’s understanding of the content of individual educational program for preschool children in accordance with the requirements of the GEF FE is given. The implementation of the principle of individualization in education, theoretical and practical principles of individual approach are shown.
Key words: individualization, individual approach, individual educational program.
В системе дошкольного образования тил А.Г. Асмолов, выступая на Первом
появляются новые тенденции, в част- Всероссийском съезде работников до-
ности — индивидуализация образования школьного образования (2014), техно-
детей дошкольного возраста. Как отме- логия развития дошкольного детства
— это технология развивающего взаимодействия. «Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь» [3]. Развивающее взаимодействие возможно на основе общения.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала, для этих целей разрабатываются образовательные программы (маршруты, траектории, программы обучения), которые моделирует исследовательское мышление. Разработка индивидуальных образовательных программ — одно из самых перспективных направлений развития личностно ориентированной концепции развития ребенка дошкольного возраста.
Образовательная программа, проектирующая образовательный маршрут ребенка, выстраивается педагогами в совместной деятельности с детьми. Такая программа рассматривается как своеобразный модуль достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения. Целью результативного прохождения по индивидуальному образовательному маршруту является достижение ребенком определенного уровня образованности.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования намечены основные цели дошкольного воспитания и обучения, приоритетной из которых является гармоничное развитие личности ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения и общечеловеческим и национальным ценностям.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образова-
ния, становится субъектом образовательной деятельности (далее — индивидуализация дошкольного образования). Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для:
• индивидуализации образовательного процесса;
• появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью;
• учета интересов, мотивов, способностей, а также возрастных и психологических особенностей каждого ребенка.
Многими отечественными и зарубежными учеными изучены различные аспекты индивидуального обучения. Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие «способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.
Трудно переоценить значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе; развитие с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов во многом решают задачи подготовки детей к жизни, к труду.
Предавал большое значение индивидуальному подходу и А.С. Макаренко, который обосновал и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко стали исходными для дальнейшего развития в советской педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
Общие вопросы индивидуализации обучения рассмотрены в исследованиях
S о СО ГО S а. ст т
М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Т. Ого-родникова, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Вопросам индивидуализации учебных заданий посвящены исследования И.Э. Унт; теория реализации индивидуального подхода в процессе обучения представлена в исследованиях Е.С. Ра-бунского. Реализация личностно ориентированной модели обучения рассматривается в работах Н.А.
Алексеева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Индивидуализацию как способ реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности ребенка, осуществляемого через предъявление ему индивидуальных заданий, рассматривают Ю.К. Бабанский, Е.А.
Голант, А.И. Уман и др. В зарубежной педагогике отдельные вопросы индивидуализации обучения рассматривают Х. Бабинг, М. Берг, Б. Блум, К. Вашбурн, Р. Кейс, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, С. Фре-не, В. Штерн и др. Исследования последних лет посвящены вопросам структуры, сущности и принципов реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий (А.П. Тряпицына, С.В.
Воробьева, Н.А. Лабунская и др.).
В образовательном процессе детского сада возникают противоречия и трудности при обучении и воспитании детей, поскольку нет конкретных рекомендаций по реализации индивидуального подхода в реальной практике педагога. Рекомендации ученых, методистов ориентированы на некий «средний образ ребенка».
Индивидуальное обучение, претерпев определенные изменения, сохранилось до наших дней. Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у воспитанников самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуальный подход в образовательном процессе способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов запоминания
и внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
А.В. Белошистая отмечает, что тип обучающей деятельности педагога может не совпадать с типами учебной деятельности детей. Так, вербально-ориентированный тип обучающей деятельности педагога порой не совпадает с ведущим визуальным и тем более кинетическим типом восприятия ребенка (взаимодействие «в одно ухо влетает, в другое вылетает») [1].
И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников» [5]. По мнению А.П. Тряпицыной, «индивидуальный образовательный маршрут проектируется для конкретного ученика как образовательная программа».
Целью воспитания является развитие гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка с нормальным уровнем развития, т.е. не учитываются индивидуальные особенности детей. Но, очевидно, что нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов воздействия, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Следует уточнить, что под индивидуальной образовательной программой часто понимается индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, при прохождении которого он может выйти на уровень образования, определенный стандартом. Другими словами, это заранее намеченный путь следования или направление движения к той или иной цели. Под индивидуальной образовательной программой мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, на-
правленный на оказание персональной помощи и поддержки в реализации личностного потенциала ребенка в образовании, который намечает перспективы его развития. Важными категориями здесь являются: цель, условия ее достижения, ориентация на имеющийся уровень, выбор оптимального пути продвижения [2]. Наша исследовательская позиция состоит в том, что образовательная программа есть понятие, отражающее характер индивидуальных особенностей в обучении и развитии ребенка, а также усвоение её содержания, через заданный путь (маршрут, траекторию, программу обучения) ребенка к образованности. В процессе усвоения содержания индивидуальной образовательной программы приобретается опыт познавательной самостоятельности, индивидуального саморазвития и самореализации ребенком своего «Я».
Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Данное направление мы считаем сегодня самым перспективным в деятельности дошкольных образовательных организаций. Индивидуализация дошкольного образования рассматривается нами как принятие неповторимости каждого ребенка, поддержки его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий: 1) анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержания основных общеобразовательных программ; 2) изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка; 3) определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. (При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Корректировка содержания индивидуальной программы
Источник: cyberleninka.ru
Программа индивидуального развития ребенка определение
Реферат на статью «Реализация индивидуальной образовательной программы ребенка дошкольного возраста» Специальность 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование) Сутковой Н.В. Одним из условий эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста и их интеграции в образовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен на основе идентификации индивидуальных особенностей каждого ребенка. В практике процессов обучения и воспитания, в основном, ориентируются на ребенка со средним уровнем развития, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои возможности. В статье рассматривается понятие «индивидуальная образовательная программа» как индивидуальная траектория развития, индивидуальный образовательный маршрут. Таким образом, по мнению автора, индивидуальная образовательная программа рассматривается как итог установления соответствия образовательных стандартов с особенностями обучения ребенка
индивидуальная образовательная программа.
индивидуальный образовательный маршрут
индивидуальная образовательная траектория
индивидуальный подход
1. Абдуллина О.А., Плигин А.А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34-36.
2. Заир-Бек, Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам / Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова – Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1995. – С. 64.
3. Каменский А.М., Смирнова Э.Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2000. № 3.
4. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Эксмо, 2013. — С. 208.
5. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. 1998. № 7. С. 13-17.
6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.) фиксирует, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей, освоение образовательных программ на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста» (ст. 64) [4].
Подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного образования: только на её основе осуществляется полноценное развитие личности ребенка, раскрываются его особенности, уникальные способности. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей и права ребенка на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут [3].
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C.
Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.) обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательное (образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению содержания программы).
Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, Э.И. Сундукова, А.П. Тряпицына в своих исследованиях связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «образовательная программа, позволяющая ребенку овладеть определенным уровнем образованности».
Так О.А. Абдулина, А.А. Плагин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации [1].
А.В Хуторской, считает, что «Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка в образовании» [6].
Н.Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого ребенка по реализации собственных целей, соответствующих его потребностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями [5].
Анализ выше перечисленных источников показал, что под индивидуальной образовательной программой часто понимается индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, при прохождении которого он может выйти на уровень образования, определенный стандартом. Другими словами, это заранее намеченный путь следования или направление движения к той или иной цели. Причем важными категориями здесь являются: цель, условия ее достижения, ориентация на имеющийся уровень, выбор оптимального пути продвижения [2].
При разработке индивидуальной образовательной программы мы опираемся на следующие принципы:
— опоры на обучаемость ребенка;
— соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение следующих принципов предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной образовательной программы развития ребенка:
— принцип соблюдения интересов ребенка, Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализ проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа — это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях».
Результаты современных психологических и педагогических исследований убедительно доказывают необходимость учета индивидуальных особенностей личности, уровня мотивации, индивидуальных особенностей познавательных процессов ребенка при организации процесса обучения.
Вместе с тем многими отечественными и зарубежными учеными изучены различные аспекты индивидуального обучения. Общие вопросы индивидуализации обучения рассмотрены в исследованиях М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Вопросам индивидуализации учебных заданий посвящены исследования И.Э.
Унт; теория реализации индивидуального подхода в процессе обучения представлена в исследованиях Е.С. Рабунского. Реализация личностно-ориентированной модели обучения рассматривается в работах Н.А. Алексеева, Н.В. Лежнева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.
Индивидуализацию как способ реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности ребенка, осуществляемого через предъявление ему индивидуальных заданий, рассматривают Ю.К. Бабанский, Е.А. Голант, А.И. Уман и др. В психологическом аспекте проблема индивидуального развития личности в процессе дифференциации обучения разрабатывалась Л.И.
Божович, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, Л.С. Славиной, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.
В зарубежной педагогике отдельные вопросы индивидуализации обучения рассматривают Х. Бабинг, М. Берг, Б. Блум, К. Вашбурн, Р. Кейс, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, С. Френе, В. Штерн и др. Исследования последних лет посвящены вопросам структуры, сущности и принципов реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий (А.П. Тряпицына, С.В. Воробьева, Н.А.
Лабунская и др.).
Однако несмотря на то, что имеется значительный спектр научных работ и литературных источников по проблеме исследования, отдельные аспекты процесса индивидуализации с позиций современной системы образования недостаточно раскрыты представителями отечественной и зарубежной педагогики. В частности, требуют уточнения вопросы, связанные с осмыслением сущности понятия «индивидуальная программа обучения», ее интерпретации с позиций современного состояния педагогической науки и социально-экономического контекста. На сегодняшний день отсутствуют труды, в которых был бы представлен многоаспектный, комплексный взгляд на процессуально-технологические основы алгоритмизации процесса обучения по индивидуальным программам. Необходим дальнейший педагогический поиск организационно-педагогических условий проектирования и реализации индивидуальной программы обучения детей.
В настоящее время в педагогической науке появились понятия, связанные с личностно-ориентированной парадигмой: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная программа обучения». Толковые и энциклопедические словари трактуют маршрут как заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов; траекторию как линию движения или путь движения какого-нибудь тела или точки; программу как план деятельности или краткое изложение содержания учебного предмета. Применительно к образованию данные понятия трактуются следующим образом: индивидуальный образовательный маршрут проявляется как одна из возможных проекций обобщенного образовательного маршрута и существует как вариант пути (тип маршрута) восхождения в образовании.
Наша исследовательская позиция состоит в том, что образовательная программа есть понятие, отражающее характер индивидуальных особенностей в обучении и развитии ребенка, а также усвоение её содержания, через заданный путь (маршрут, траекторию, программу обучения) ребенка к образованности. В процессе усвоения содержания индивидуальной образовательной программы приобретается опыт познавательной самостоятельности, индивидуального саморазвития и самореализации ребенком своего «Я».
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала, для этих целей разрабатываются образовательные программы (маршруты, траектории, программы обучения), которые моделирует исследовательское мышление. Разработка индивидуальных образовательных программ — одно из самых перспективных направлений развития личностно ориентированной концепции развития ребенка дошкольного возраста.
Образовательная программа проектируется педагогами в совместной деятельности с детьми, стремящимися выстроить свой образовательный маршрут. Образовательная программа рассматривается как своеобразный модуль путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения. Целью результативного прохождения по индивидуальному образовательному маршруту является достижение ребенком определенного уровня образованности.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа может рассматриваться как итог установления соответствия образовательных стандартов с особенностями обучения конкретного ребенка, получающим его образование в конкретных условиях при направляющей роли педагогических работников.
Индивидуальная образовательнаяпрограмма ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие занятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста, характер индивидуальных изменений в развитии воспитанника, а также данные об освоенности содержания индивидуальной образовательной программы.
Рецензенты:
Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ФГБОУ ВПО «Челябинский педагогический университет», г. Челябинск;
Молчанов С.Г., д.п.н. , профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский педагогический университет», г. Челябинск.
Источник: science-education.ru
Программа индивидуального развития ребенка определение
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
- Блог для родителей
- Помощь
- Соглашение с пользователем
- О проекте
—>
Победитель Международного заочного конкурса «Надежда планеты» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).
Источник: iqsha.ru