Экспертная система «Программа индивидуального развития» дает возможность:
— заметить проблемы в развитии ребенка задолго ДО ТОГО, как они станут явными,
— ребенку пройти полноценное психологическое обследование в естественных условиях,
— а его родителям — узнать, чем СЕЙЧАС нужно заниматься с ребенком,
— получить от специалистов рекомендации по развитию ребенка с помощью игр и упражнений.
Обследование проводят сами родители, наблюдают за своим ребенком, записывая результаты наблюдений в выдаваемый опросник.
Цель
Если Ваш ребенок успешно развивается — эта система поможет Вам подобрать игрушки, игры и занятия, которые будут его развивать, на ближайшие 6 месяцев с любой даты.
Если у Вашего ребенка возникнет опасность отклонений в развитии — эта система вовремя порекомендует обратиться к нужному специалисту.
Результат
Комплекс игр и упражнений, специально подобранных исходя из особенностей психологического развития ребенка
Возраст 2 месяца — 14 лет
Этот возраст соответствует полностью разработанному разделу экспертной системы, Вам будет выдана на руки полная «Программа развития» с включенными в нее выводами, а также с полным комплексом игр и занятий. Программа составляется с участием специалистов — психологов, педагогов, врачей.
Вебинар: «Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка c ОВЗ
Психологические исследования дают достоверные результаты только, когда проводятся в комфортных условиях для испытуемого. Для ребёнка это в первую очередь семейное окружение. Доброжелательное и профессиональное наблюдение свободной деятельности ребенка может дать больше, чем десяток экспериментов. Причем, в отличие от последних, не утомляя ребенка.
Не растеряться в массе фактов, увидеть интересное, характерное, индивидуальное поможет данная экспертная система. Важным преимуществом этой системы является возможность накопления данных для анализа динамики развития ребёнка в течение нескольких лет.
В программу развития ребенка входят:
— определение уровня развития ребенка,
— выявление у ребенка возможных отклонений в психомоторном развитии,
— контроль за динамикой развития ребенка, при повторном обращении.
— подготовка пакета индивидуальных рекомендаций и игровых занятий для раннего гармоничного развития ребенка.
В работе психолога используется экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка разработанная на кафедре психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Как составляется программа развития ребенка?
Сначала родители отвечают на вопросы опросника, затем специалист обрабатывает полученные данные и составляет индивидуальную «Программу развития» для вашего ребенка. В нее включаются рекомендации и игры из компьютерного банка данных в соответствии с уровнем развития ребенка по каждому параметру, выделяемому в этом возрастном диапазоне. Также учитываются ответы на отдельные вопросы и данные анамнеза.
Что представляет собой программа развития ребенка?
Запись вебинара О. Васильевой «Как создать индивидуальную программу развития ребенка?»
Программа развития — это около 20-30 страниц текста (в зависимости от возраста ребенка): рекомендации, задания и игры, которые ориентированы на ближайшую зону развития ребенка. Рекомендации и игры рассчитаны как на закрепление имеющихся умений и навыков, так и на развитие новых с учетом ближайшей зоны развития ребенка.
Основной принцип «Программы развития» заключается в ступенчатом введении материала. На следующую, более сложную ступеньку ребенок может перейти, лишь в достаточной степени овладев более легким материалом. Ребенок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем станет держать голову, не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточно сенсорного опыта.
Темпы овладения умениями и навыками зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых — помогать ребенку там, где ему особенно трудно, подбирать игры в соответствии с той ступенькой развития, на которой находится ребенок, а не «тащить» его насильно «вверх» или задерживать «внизу», когда он уже может «подняться» выше.
Подготовленная таким образом «Программа развития» учитывает индивидуальный темп развития ребенка.
Какие направления учитывает индивидуальная программа развития ребенка?
— Развитие социально-адаптивных функций.
— Социальное развитие ребенка
— Эмоциональное развитие ребенка
— Физическое развитие ребенка
— Крупная моторика и укрепление здоровья ребенка
— Мелкая моторика и развитие зрительно-моторной координации ребенка
— Развитие восприятия и познавательной активности ребенка
— Сенсорное развитие ребенка
— Развитие мыслительных операций ребенка
— Развитие психических функций ребенка (внимания, памяти)
Развитие внимания ребенка:
— организация внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей,
— стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных),
— развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям,
— организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов,
— развитие устойчивости непроизвольного внимания,
— развитие внимания к слову,
— формирование предпосылок для развития произвольного внимания,
— расширение объема внимания,
— развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти ребенка:
— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов,
— увеличение скрытого периода узнавания,
— расширение круга узнаваемых предметов,
— развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах,
— развитие непроизвольной памяти,
— увеличение объема запоминаемого материала,
— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Развитие деятельности ребенка
Уровень развития ребенка во многом определяется тем способом деятельности, которым фактически он владеет. В «Программу развития ребенка» включены рекомендации по организации различных видов деятельности ребенка (игровой, изобразительной, конструктивной). Они включены как в разделы, касающиеся развития познавательной, эмоциональной сферы, так и в специальные подразделы: рисование и другие виды изобразительной деятельности, конструктивная деятельность.
Рисование способствует развитию у ребенка:
— наблюдательности,
— точности восприятия окружающей действительности, развиваются и уточняются представления ребенка о размере, цвете, форме, составе и фактуре материала,
— тонкой моторики под контролем зрения,
— эмоциональной сферы (помогает глубже переживать и воспроизводить события).
Конструктивная деятельность способствует развитию у ребенка:
— зрительно-моторной координации,
— пространственных представлений,
— элементарных математических представлений.
Чтобы ребенок стал самостоятельно конструировать, необходимо, чтобы взрослый не просто дал ему кубики, конструктор, а показал, что из них можно что-то мастерить. В «Программе развития ребенка» даются рекомендации по организации совместной конструктивной деятельности ребенка и взрослого.
Речевое развитие ребенка
Речевое развитие происходит в процессе общения ребенка с окружающими людьми. В «Программе развития ребенка» последовательно раскрываются все направления и этапы развития речи ребенка, начиная с первых месяцев жизни.
В этот раздел включены рекомендации и игры, направленные на:
— развитие слухового сосредоточения,
— развитие понимания речи (пассивного словаря),
— активной речи (в т.ч. грамматического строя).
Слуховое сосредоточение
Слух играет немалую роль в развитии речи ребенка. Точность восприятия звуков человеческой речи, опять же, определяется уровнем развития слуха. Своевременное выявление проблем со слухом необходимо для оказания своевременной помощи ребенку. В «Программе развития ребенка» приведены рекомендации по развитию слухового сосредоточения у детей первого года жизни.
Развитие понимания речи (пассивного словаря)
Понимание обращенной речи является необходимым условием для нормального развития ребенка. В «Программу развития ребенка» включены игры и рекомендации по расширению пассивного словаря ребенка (словаря понимаемых ребенком слов, грамматических конструкций).
Развитие активной речи
В «Программу развития ребенка» включены рекомендации по организации такого общения с ребенком, которое способствовало бы развитию его активной речи от гуления до построения сложной фразы.
Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков ребенка
Адрес и телефоны Центра
Источник: neyrodetki.ru
Индивидуальная программа развития
Индивидуальная программа развития – документ, который отображает процесс планирования учебно-воспитательного процесса для отдельно взятого учащегося (воспитанника). Этот документ выполняет функцию планирования, фиксирования и коммуникации. Индивидуальная программа развития – это документ, который разрабатывается и реализовывается командой учебного заведения и, который содержит план мероприятий для удовлетворения учебных потребностей учащегося (воспитанника). Индивидуальная программа развития разрабатывается на один учебный год. Для внесения изменений документ дважды в год пересматривается, при необходимости чаще.
Индивидуальная учебная программа ребенка с особыми потребностями в классе с инклюзивным обучением разрабатывается на основе типовых учебных программ общеобразовательных учебных заведений, в том числе специальных, с соответствующей их адаптацией.
Грамотно разработанная индивидуальная программа развития и ее систематическое выполнение предоставляет больше возможностей достигнуть ребенком ожидаемых результатов и реализовать свой потенциал в обучении.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ
методическая разработка
Одним из условий эффективности обучения детей школьного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
Одним из решений в данной ситуации может быть составление и реализация программы индивидуального развития ребенка.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, можно открыть перед ребенком новые возможности его развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
педагог дополнительного образования
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 485
с углубленным изучением французского языка
Московского района Санкт-Петербурга.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ
Одним из условий эффективности обучения детей школьного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Одним из решений в данной ситуации может быть составление и реализация программы индивидуального развития ребенка. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей (учителей) необходимо составить индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и учителями.
Этапы реализации программы.
Реализация программы предполагает 3 этапа.
1 этап — информационно – аналитический
Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы.
2 этап — организационно-деятельностный
Задача – составление и реализация индивидуального плана развития. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.
3 этап: результативно-диагностический.
Задача данного этапа — углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка, выявление уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период. Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.
Психолого-педагогическая служба ОУ может осуществлять профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов школьного учреждения и семьи. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ОУ могут содержать элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.
Работу с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии можно построить по следующей схеме:
— выявление таких детей;
— собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.) ;
— составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка.
Совместная работа специалистов ОУ должна строиться по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности учителей. Тематика консультаций отражается в годовом плане школьного учреждения и составляется с учётом интересов учителей, актуальных проблем и годовых задач ОУ.
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ОУ должна строиться с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Индивидуальная развивающая программа, составленная педагогами ОУ должна содержать задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Пример педагогических задач:
-Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей ученика, для расширения круга интересов;
— Формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
— Содействие индивидуализации воспитания и образования.
При построении занятий необходимо соблюдать основные требования:
— создание единых игровых ситуаций.
Обязательным направлением индивидуального развития ребенка является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в школу на собрании.
Практика совместной работы специалистов, учителей и родителей ОУ имеет несколько положительных сторон:
-позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
-повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
-приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ОУ и классного руководителя. При этом решаются следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие учителями, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, можно открыть перед ребенком новые возможности его развития.
Источник: nsportal.ru