Проектирование программы индивидуального стиля профессионального развития педагога
Инновационный образовательный проект
«Проектирование программы развития
индивидуального стиля педагогической деятельности учителя»
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Котлас,
Должность: заместитель директора по УВР, учитель биологии и химии
Современный уровень требований к профессиональной деятельности
работы. Методическая функция заключается в формировании мотивационной
выполняет стимулирующую роль в развитии самообразования учителей и их
всей системы методической работы. (В приложении 1рисунок «Место и роль
повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся
Самообразование творческого педагога направлено на «выращивание» таких
эффективность и качество профессиональной деятельности, удовлетворение
от самого процесса творческого роста и результатов своего труда. Оно будет
педагогического мышления, необходимой личностной и профессиональной
Проектирование индивидуального маршрута профессионального развития педагога 🗺📐✏️
моделирующей, исследовательской, рефлексивной и др.), высокого уровня
самообразования. Зная характерные особенности
каждого из них, педагог
сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст
возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под
воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при
отсутствии у него необходимой образовательной культуры. Для педагога,
самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания,
высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное
данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер
Мы разработали теоретическую модель организации сопровождения в
предполагаем, что модель запустит механизм развития творческой личности
включающую 5 модулей – отдельных завершенных блоков. Первый модуль
педагогической деятельности учителя. На этом этапе педагог анализирует,
сторон деятельности педагога, его возможностей и угроз. Сильные стороны
возможности внешней среды. Использование сильных сторон для устранения
Использование возможностей для уменьшения слабых сторон определяет
календаря учителя. Четвертый модуль содержит методические рекомендации
проектирования программы развития индивидуального стиля педагогической
стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы и
самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и
практического материала по теме; демонстрация наработанного материала;
самооценка в процессе и по итогам выполнения плана; определение путей
творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей,
программы может быть представлена в единстве анализа профессиональной
Разработка и реализация индивидуальных планов профессионального развития педагогов
деятельности педагога и уровня его развития на данный период времени,
концепции личностно-профессионального желаемого будущего, стратегии и
регулирование. Это позволит выявить слабые места и приведет к повышению
методической работы школы в целом. Самое главное в методической работе —
работать в условиях достаточно жесткой конкуренции на образовательном
роста, а значит, повысит их мотивированное включение в разные формы
работы. Представленная теоретическая модель организации
выступает как условие формирования и развития индивидуального стиля
образовательного учреждения на новую, более высокую ступень, предъявляя
качественно иные требования к управлению образовательным процессом в
школе, ее руководителям и их деятельности и запускает механизм развития
творческой личности педагога, ее индивидуальных способностей, способной
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Варианты ответов
1.Вы составляете подробный план урока?
2.Вы планируете урок лишь в общих чертах?
3.Часто ли вы отклоняетесь от плана урока?
4.Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях
учащихся или трудности в усвоении материала?
6.Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в
8.В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу
9.Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
самостоятельно исправил свой ответ?
материал при объяснении?
12.Вы часто меняете виды работы на уроке?
13.Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся или объяснение
14.Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
15.Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во
16.Может ли неподготовленность или настроение учащихся
во время урока вывести вас из равновесия?
17.Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
18.Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
19.Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и
подсказок, не подглядывая в учебник?
20.Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
22.Часто ли вы поощряете за хорошие ответы?
23.Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы?
24.Часто ли вы контролируете знания учащихся?
25.Часто ли вы повторяете пройденный материал?
26.Вы можете перейти к изучению следующей темы, не
будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми
28.Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
30.Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на
31.Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
Тест помогает выявить индивидуальный стиль работы педагога.
ИНСТРУКЦИЯ: Обведите в каждой строке все те ответы, с которыми вы согласны.
Подсчитайте количество обведенных ответов («да» и «нет») в каждой из четырех
колонок. Наибольшая сумма указывает на ведущий стиль педагогической деятельности.
(Если в двух или более колонках получились одинаковые результаты – у вас нет ярко
выраженного ведущего стиля, в своей работе вы в зависимости от ситуации используете
элементы нескольких стилей.) После обработки бланка обратитесь к интерпретации.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)
Ваши сильные стороны: глубокие и разносторонние знания, артистизм и умение увлечь
комфортная атмосфера, дети любят вас и ваш предмет, активны и раскрепощены.
Ваши слабые стороны: будучи сами увлечены уроком и увлекая за собой класс, вы
недостаточно внимания уделяете слабым ученикам и тем, кто по каким-либо причинам
методичной работы над материалом.
Рекомендации: старайтесь вводить в учебный процесс больше элементов самоконтроля,
больше времени уделяйте «скучным» видам работ – повторению, закреплению, отработке
При прохождении аттестации старайтесь продемонстрировать ваши преимущества:
творческий подход к обучению, владение большим арсеналом разнообразных методов,
особенно при объяснении нового материала, умелая организация коллективной работы в
классе, и. конечно, благоприятный эмоционально-психологический климат на занятиях.
Все это вы сможете с блеском продемонстрировать на открытых уроках.
Помните, что анализ своей деятельности – это не ваш конек, поэтому при подготовке
творческой работы обратите внимание на этот аспект, обратитесь за помощью к научному
Эмоционально-методический стиль (ЭМС)
Ваши сильные стороны: высокая методичность, требовательность, умение интересно
преподать материал, вызвав у учеников интерес к содержанию предмета. Ваши ученики
демонстрируют отличную подготовку – прочные знания, хорошие навыки и высокую
Ваши слабые стороны: повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на
уроке, настроения и подготовленности учащихся. При отличной методической проработке
урока его успех зачастую зависит от эмоционального отклика класса – в незнакомых или
«тяжелых на подъем» классах ваш стиль мало эффективен.
Рекомендации: старайтесь предоставлять ученикам больше инициативы на уроке,
сдерживайте свои эмоции, даже если ученики «бестолковые» или «спят с открытыми
Ваши преимущества в аттестации: блестящая организация работы класса, высокий
уровень знания и развития, познавательная активность учеников. Вы во всем блеске
проявите себя на открытых уроках, если только не будете чрезмерно требовательны к
ученикам. Вы также можете написать отличную творческую работу о влиянии какого-
нибудь метода на развитие учащихся. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей
деятельности. Очень многое может вам дать обмен опытом с коллегами.
Рассуждающее – импровизационный стиль (РИС)
Ваши сильные стороны: объективность, сдержанность, требовательность, умение ясно
и четко изложить материал. Вы внимательно следите за усвоением знаний и сильными, и
отводите индивидуальным ответам, стараетесь максимально объективно оценить уровень
знаний каждого ученика. Дети любят вас за ровное и справедливое отношение.
Ваши слабые стороны: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения,
возможны проблемы с дисциплиной из-за недостаточной эмоциональной вовлеченности
учащихся на уроке, замедленный темп урока.
Рекомендации: разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте
информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.
При прохождении аттестации особенно внимательно отнеситесь к проведению
открытых уроков: тщательно спланируйте урок во времени, постарайтесь задействовать в
нем разнообразные методические приемы, особенно требующие коллективной работы
всего класса, выберите интересную для учащихся тему. Написание творческой работы при
аналитическом складе вашего мышления не будет для вас проблемой.
Рассуждающее – методический стиль (РМС)
Ваши сильные стороны: высокий методический уровень, высокая требовательность,
повышенное внимание к успеваемости, высокий уровень рефлексии. Коллеги ценят вас
как отличного предметника и методиста.
Ваши слабые стороны: неспособность поддерживать у учеников интерес к изучаемому
предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, чрезмерное
внимание к контролю знаний в ущерб творческим формам усвоения нового. Ценя в
учениках прежде всего их интеллектуальные способности, вы можете ориентироваться на
учащиеся не проявляют интереса к вашему предмету, на уроках может складываться
напряженная эмоциональная атмосфера.
Рекомендации: старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон в классе,
избегайте полярных оценок, поощряйте каждое усилие слабоуспевающих. Используйте
разнообразные методические приемы, в том числе творческие, игровые, коллективные.
При прохождении аттестации подчеркните свое главное достижение – прочно
усвоенные знания и навыки по предмету
у каждого ученика. Вы сможете написать
контроля. На открытых уроках старайтесь поддерживать положительный эмоциональный
фон, включайте элементы творческой работы учащихся.
организации
сопровождения
индивидуального
педагогической
деятельности
циклограмму развития, включающую 5 модулей – отдельных завершенных
Источник: portalpedagoga.ru
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития педагога дополнительного образования
2013 г. «Современные воспитательные технологии». Некоммерческое образовательное учреждение «Академия родительского образования», сертификат лицензия А№076717, 16 час.
2013 г. «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей».ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации 2-184/13, 72 час.
Планирование КПК
(указать год)
Уровень владения ИКТ
Увлечения/ хобби
Актуальность
В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных, умеющих использовать новые способы и формы самообразования как движущую силу на пути к личному прогрессу. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, следовательно, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Следовательно,в педагогической деятельности саморазвитие является одним из главных условий, которые характеризуют современного педагога.
Цель саморазвития: П овышение научно – методического уровня, профессионального мастерства и компетентностей как педагога дополнительного образования.
Задачи программы:
Совершенствовать систему знаний об эффективных технологиях, способах и средствах воспитания и образования;
Совершенствовать значимые профессионально – педагогические умения и навыки;
Овладеть новыми педагогическими технологиями путем внедрения их в образовательный процесс;
Разработать методические и дидактические пособия.
Обобщить опыт педагогической работы по выбранной теме самообразования.
IV .Основные направления развитиямоей деятельности:
1. В информационной области:
Компьютерные или информационные технологии – это процессы подготовки и передачи информации, средством осуществления которых является компьютер. Основными направлениями развиваемой деятельности в информационной области являются:
использование интернет и мультимедиа – ресурсов: образовательные программы, учебные материалы, вебинары, конференции, форумы, различные интернет конкурсы и олимпиады.
создание ЭОР, электронных методическихи дидактических разработок.
2. В диагностико-прагматической области:
совершенствование видов и форм диагностики и контроля обучающихся;
овладение современными методиками диагностики;
планирование индивидуальной работы по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
соотношение требований ФГОС с практической деятельностью в ДО;
изучение и распространение передовых педагогических технологий;
формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе информационной, ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В инновационной и экспериментальной области:
работа на экспериментальных площадках;
работа в ВТК и творческих мастерских;
участие в исследовательской и проектной деятельности;
участие в семинарах и мастер-классах;
внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
методические семинары, практикумы;
реализации собственных творческих способностей.
5. В области повышения квалификации:
очное и дистанционное повышение квалификации, курсовая подготовка, курсы-онлайн;
участие в тренингах и деловых играх, в профессиональных конкурсах, фестивалях и выставках.
V . Анализ педагогической деятельности
Анализ педагогической деятельности показал, что у меня получается хорошо, а что не очень:
(Мои минусы, сложности)
Владею ПК как средством для обработкиразличных типов информации;
Использую УМК, соответствующий образовательной программе.
Активно использую в образовательном процессе современные технические средства обучения и ЭОР;
Применяю метод проблемного, развивающего и проектного обучения,и/а обучающие программы, тренажеры и учебники.
Имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности, с детьми ОВЗ;
Использую методы и приемы работы, способствующие развитию информационной культуре сотворчества и соавторства;
Имею электронный комплекс методических и дидактических разработок;
Стремлюсь совершенствовать свой педагогический и профессиональный уровень, участвуя в различных конкурсах и мероприятиях.
Анализирую собственную педагогическую деятельность.
Есть потребность в саморазвитии и совершенствовании профессиональных компетенций.
Организация образовательного процесса в разновозрастной и разноуровневой группе обучающихся.
Владение современными методиками диагностики;
Вовлечение, на должном уровне, родителей в образовательный процесс;
Самоорганизация и планирование своего времени.
VI .Выбор темы по самообразованию
Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, не трудно понять, что профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком, который длится до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Положительного результата можно добиться, работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью способности тех, кого обучаю».Поэтому следующий шаг в моем саморазвитии интересный и творческий- овладение технологией работы с векторной графикой.Мир компьютерной графики интересен: миллионы цветов в палитре, возможность «оживить» картинку, различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще.
Подтолкнуло к выбору такой темы самообразования еще и то, что ежегодно Пермская школа-дизайна « ElenaNova » проводит различные интернет-конкурсы работ учащихся, выполненных с применением компьютерной графики. Поэтому я решила сначала сама попробовать свои силы в изобразительном искусстве, но с применением компьютерных технологий, а затем обновить образовательную программу, добавив новый раздел по векторной графике.
Цель саморазвития: « Технология получения графического изображения средствами векторного редактора CorelDraw » .
познакомиться с векторной графикой и ее назначением;
овладеть инструментарием редактора CorelDraw ;
освоить основные методы создания, редактирования и операции с объектами;
создатьвидеоряд графических изображений;
разработать методические и дидактические пособия для сопровождения образовательного процесса по выбранной теме.
Планируемые результаты:
Результатом реализации программы саморазвития предполагаются конкретные продукты и показатели:
повышение уровня самооценки личности педагога;
развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
повышение качества преподаваемого предмета, обновление образовательной программы;
разработка дидактических и методических материалов;
создание комплексовразработок занятий по темам;
распространение собственного педагогического опыта.
VII . План работы над темой по самообразованию
Этапы работы
Сроки выполнения
Чья помощь мне необходима?
Организационный
Постановка задачи и формулирование темы.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Определение этапов работы над темой.
Составление плана самообразования, сбор информационных ресурсов
Образовательный
Освоение технологии векторной графики, практическая работа по теме самообразования:
изучить основы компьютерной графики: виды, назначение, свойства;
изучить инструментарий редактора;
выявить основные технологические операции редактора;
исследовать и оценить технологические возможности редактора в процессе практической деятельности;
опробовать на практике создание графического изображения.
консультация специалиста по векторной графике
Освоение учебного материала и обучающих методических пособий
Практический
Практическая работа по теме самообразования:
1.Разработка модуля образовательной программы «Векторная графика».
3. Отслеживание процесса текущих результатов.
4. Корректировка работы.
1.Формирование методического комплекса.
2.Разработка и создание видео-уроков по исследуемой теме.
3.Составление конспектов занятий.
4.Изготовление пособий, ЦОР.
5. Апробация программы.
Аналитический
1. Подведение итогов, анализ проделанной работы.
2. Оформление результатов работы по теме.
Выступления на заседании методического совета.
Результативный
1.Внедрение опыта в практическую деятельность.
2. Распространение опыта.
Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме:
1.Программа КСК по профориентации «Графический дизайнер».
2.Выступление с представлением опыта по теме самообразования на МО.
VIII .Самоанализ условий и ресурсов для реализации программы:
Для реализации программы саморазвития я владею достаточным уровнем профессиональной подготовки, а так же имею опыт внедрения в образовательную программу новых технологических модулей. Кроме этого, для успешной реализации программы, мне необходимы следующие технические ресурсы:
Оборудование:компьютерный класс с соответствующими ресурсами, мультимедийным оборудованием, цветным принтером, имеющий выход в Интернет.
Программное обеспечение: операционная среда не ниже, чем Windows 7, графический редактор версии не ниже, чем CorelDraw Х4, компакт-диски и интернет ресурсы с обучающими и информационными програм мами по векторной графике.
Для отработки цветового решения, композиций и перспектив целесообразно сотрудничество с педагогом по изобразительному творчеству.
На успешность реализацию программы саморазвития может повлиять несоответствие технических ресурсов компьютерного класса и мой личный человеческий фактор.
IX . Списокисточников и литературы
Внукова О.Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы.М.:Буки-Веди, 2014.
Коверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя (сайт kaverin _ yu _ a ._36_4) 2010.
Владини М.М. и др. CorelDRAW с нуля: книга + видеокурс. М.: Лучшие книги, 2015.М
Кравченя, Э.М., Абрагимович, Т.И. Компьютерная графика. М.: Новое знание, 2012.
Павел Тальяновский. CorelDRAW. Учебное пособие СПб.: ГПП Печатный двор, 2016.
Яцук О. Основы компьютерного дизайна на базе компьютерных технологий. СПб, Питер, 2012.
Материалы сайта www.4des.ru.
Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. СПб., БХВ 2014.
Мультимедийный учебник на CD-ROMе. Курс «Векторная графика».
Источник: www.art-talant.org
Индивидуальная траектория развития педагога
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития.
В последнее время цели образования претерпевают существенные изменения в направлении гуманизации педагогического процесса и самой личности обучающегося. Если раньше образование рассматривалось, прежде всего, как процесс овладения учащимися определенных знаний и умений, то теперь приоритетными становятся формирование, становление и развитие творческой личности, с учетом сохранения ее позитивных индивидуальных возможностей и способностей, а также адаптации к реальной жизни. В таком контексте повышается роль школы, в которой закладываются предпосылки для формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.
Таким образом, педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания работник, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующаяся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек с чувством собственного достоинства, готовый расти в профессиональном плане, быть адаптивным и способным обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников [6].
Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации [5].
Рассматривая роль личностного участия педагога в освоении профессии и совершенствовании своего мастерства, исследователи (Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин и другие) приоритетное значение отдают самопроектированию профессионального саморазвития.
Педагогическое проектирование это реакция на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, создание опережающего образа педагогической деятельности, позволяющее учителю выстраивать профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с переменами, происходящими в социокультурной и образовательной среде. Учителю необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.
По мнению Г.П. Щедровицкого, индивидуальная образовательная траектория – это «…выбор и самостоятельное осуществление возрастно-адекватных и вневозрастных видов деятельности, требующих осмысленного освоения и применения социального, культурного опыта».
А.М. Маскаева представляет индивидуальную траекторию как «…процесс и результат развития опыта и личностных качеств обучающегося на основе вариативного обучения» [4].
Э.Ф. Зеер утверждает, что «…индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленного нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления [3].
Группа ученых Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, Н.Н. Суртаева, И.С.
Якиманская и др., индивидуальную образовательную траекторию представляют, как понятие, обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория рассматривается как специфическая инновация в системе повышения квалификации, которая обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических работников путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг [1].
Индивидуальные образовательные траектории должны учитывать индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам и вероятные риски на этом пути и средства их преодоления, проследить траекторию профессионального роста учителя.
Выступая современным средством профессионального саморазвития педагогов индивидуальная траектория профессионального развития, представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу его профессионального развития [2]. Она способствует определению перспектив формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии.
Индивидуальная программа профессионального развития учителя может состоять из следующих этапов: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, которую выбрал для своего развития педагог, участие в работе творческих групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, мастер-классы и т.д.).
Первым шагом в проектировании индивидуальной образовательной траектории является изучение требований к педагогу, заложенных в профессиональном стандарте и с определений «точек роста» – проблем или затруднений, формулирование собственного образовательного запроса и позитивного педагогического опыта в соответствии с этими требованиями.
Затем, на основе анализа, необходимо определить индивидуальные задачи повышения педагогической квалификации в соответствии с требованиями стандарта и составить (спроектировать) индивидуальный план профессионального роста (в соответствии с профессиональными затруднениями). В ходе реализации которого, происходит систематическая оценка решения поставленных задач и корректировка темпов, содержания, форм и методов деятельности по их достижению.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.
В результате каждый педагогический работник должен научиться: 1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; 2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, образовательно-личностных потребностей и запросов; 3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; 4) вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой информации; 5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения; 6) анализировать эффективность индивидуального образовательного маршрута и при необходимости менять его.
Таким образом, возникает потребность в овладении учителем не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должны обеспечить проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников.
- Бектурова, З.К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации / З.К. Бектурова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 360-361.
- Даутова, О.Б., Христофоров, С.В. Инновации и образование, СПб, 2003.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
- Маскаева, А.М. Проектирование ИОТ обучающихся / А.М. Маскаева // Инициативы 21 века. – 2010. – №3. – С.23-24.
- Поперечная, Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 189-191.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Источник: www.uchportal.ru
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога
Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов.
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога :
· позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом собственных профессиональных интересов и в соответствии с программой развития образовательной организации на достаточно продолжительный период времени, равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
· ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность;
· максимально приближает повседневную практическую деятельность к последующему прохождению процедуры аттестации.
В индивидуальную программу профессионального саморазвития педагога можно включить разделы:
· Изучение психолого-педагогической литературы.
· Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
· Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
· Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
· Участие в реализации программы развития образовательной организации.
· Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
· Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога включает ряд этапов, на которых педагогу предстоит проанализировать свою деятельность и построить программу собственного самообразования и саморазвития.
1‑й этап – мотивационно-побудительный, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, формулирование темы самообразования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе необходимо примерное планирование этапов работы по разработке индивидуальной программы профессионального развития.
На данном этапе педагог анализирует уровень своей компетентности, деятельность в целом. Рефлексия помогает осознать свои затруднения, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе, побуждает к самооценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т.д.
2‑й этап – организационно-деятельностный, во время которого отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования, а именно: выбор темы по самообразованию, постановка цели, задач, установка сроков, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, прогнозирование результатов работы, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться знакомством с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещением курсов, участием в методической работе образовательного учреждения, подготовкой сообщений и методических материалов, изучением литературы и разработкой программы индивидуального профессионального развития. На этом этапе происходит и оформление методической системы педагога.
3‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы адаптирует освоенный практический опыт к конкретной практике с учетом типа образовательной организации, контингента обучающихся и т.д., преобразует собственный опыт, а также начинает распространять свои наработки.
4-й этап – рефлексивно-оценочный . На данном этапе происходит осознание и оценка педагогом собственных действий, результатов продвижения в саморазвитии.
Самооценка позволяет педагогу осознать свое продвижение, соотнести достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, по необходимости скорректировать программу действий.
5‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, оформление портфолио. Педагог презентует материалы на заседаниях методических объединений, педагогических советов, распространяет свой опыт.
индивидуального профессионального саморазвития педагога
ФИО педагога: Мельник Наталья Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скородумская средняя общеобразовательная школа» Усть-Ишимского муниципального района Омской области
Формальное образование: Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»
Направление и профиль по диплому: Педагогическое образование
Присвоена квалификация по диплому: бакалавр
Курсы повышения квалификации: Всероссийский образовательный портал «Завуч» — «Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки г. Санкт-Петербург — «Учитель истории и обществознания. Теория и методика преподавания учебного предмета «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО»
БОУ ДПО «ИРООО» — Проектирование образовательного процесса по истории и обществознанию в условиях введения ФГОС СОО»
Тема самообразования: «Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания ”.
Цель самообразования: повышение профессиональной подготовленности и повышение эффективности обучения предмету истории и обществознания
Этапы реализации
Срок начала работы и окончание
Цели и задачи по теме самообразования (по каждому этапу)
Изучение передового опыта (ФИО, образовательная организация)
Творческое сотрудничество по теме самообразования
Список изучаемой литературы
Полученные результаты и эффекты
1-й этап (мотивационно-побудительный)
Цель: повышение учебно-воспитательной мотивации обучающихся.
Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
1.Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению, использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующих критическое мышление.
2. Формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни
3.Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний
Изучение педагогического опыта работы Лепехин Вадим Александрович-учитель истории и обществознания
— посещение уроков коллег;
— участие в педагогических советах школы;
— изучение научно – методической и учебной литературы.
— участие в работе методического объединения школы.
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — С. 20-23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. — М.: Просвещение, 1986.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
6. Бруднов А.,Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. — 1994. — N 1.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С: 119-125.
Повышение уровня мотивации и уровня познавательной активности на уроках истории и обществознания.
Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей.
2-й этап (организационно-деятельностный)
Работа в режиме технологии критического мышления – это когда учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
-Сбор и изучение научно-методического материала
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет- ресурсы
-Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.
Участие в работе и выступления на заседаниях ГМО, ШМО.
Обсуждение с коллегами
1. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. — 1995 — N 6. — С. 11-14.
2. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005. №4.
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
3-й этап (внедренческий)
Формировать интерес с учащимися к урокам истории.
Поддерживать мотивацию, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности.
Распространение опыта работы.
Выступления на заседаниях МО «Технология развития мотивационной деятельности у обучающихся» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».
3.Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
4. Открытые уроки по предмету.
Публикации на сайтах «Педсовет.ру»,
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
Методические пособия и учебники.
Интернет; интернет — сообщества учителей.
Мероприятия по обмену опытом;
Курсы повышения квалификации.
Повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.
Умение работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
создать комплекты педагогических разработок.
4-й этап (рефлексивно-оценочный)
Возрастание мыслительных возможностей, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
Работа с одаренными учащимися для подготовки их участия в конкурсах, олимпиадах конференциях
Проведение мероприятий в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных технологий.
Открытые уроки по предмету «Первобытные люди», «Первые известия о Руси»
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 2004.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, — М. — Воронеж, 2005. — 416 с.
Публикация авторских материалов в средствах массовой информации, образовательном пространстве интернет ресурсов.
Краеведческая и поисковая работа.
Участие в работе семинаров муниципального, уровней.
Выступление на методических объединениях (ШМО, ГМО) педсовете, методическом совете. Самоанализ профессиональной деятельности.
Формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни
Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний
Выпуск брошюры теме самообразования
Консультация по результату проделанной работы с педагогом В.А. Лепехиным.
Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания в проведении семинаров.
Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
Участие в работе школьного сайта
Консультативная помощь учителям и учащимся.
Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград 1997
Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М., 1995
Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1996
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971
разработка новых форм, методов и приемов обучения
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
создание комплектов педагогических разработок
Источник: znanio.ru