М-да. Чем категоричнее выражение (однозначно, очевидно, всем известно, что. ) тем более оно сомнительно — так и здесь. На самом деле всё гораздо хуже.
Сохранение или исчезновение удвоенной согласной перед уменьшительным суффиксом — вещь неустойчивая в современном языке, и хорошего правила нет. Из «классических» словарных рекомендаций можно вспомнить оперетку (оперетта) и антенку (антенна), в проекте последней т.н. орфографической реформы к ним добавили Алку (Алла). Действительно, в речи «простого русского народа» есть тенденция к вытеснению удвоенных согласных, особенно в заимствованных словах, когда удвоение не прослеживается морфологически и не соответствует фонетическим законам нашего языка: многочисленные капуччино, каппучино, капучино, ошибка и гиперкоррекция Алладин и т.д. Удвоенная согласная перед уменьшительным суффиксом, начинающимся с согласной, оказывается в неустойчивой позиции — происходит столкновение 3 согласных. Хорошо образованные люди (знающие несколько языков) такую ситуацию отслеживают и воспроизводят корректно, недостаточно образованные — нет.
театр программка спектакля ЧАЙКА
Отсюда и проблемы с произношением и написанием программка — програмка. Как технический термин, свойственный речи образованных людей, слово должно писаться с двумя «м». Однако уменьшительный суффикс начинает выводить его за пределы области терминов (для технического языка такие суффиксы не характерны). С другой стороны, слово «программа» встречается не только в вычислительной технике — например, так называют листок с кратким описанием сценария спектакля и списком ролей. Утратив значение термина и став «обычным», слово начинает испытывать давление «простонародной обработки» — зритель, смотрящий «оперетку», читает «програмку».
Так как же правильно? А хотите встречный вопрос: с кем вы — с народом или с интеллигенцией? Вопрос, понятное дело, риторический.
Я. Ч.
Спасибо, очень хорошее объяснение.
Я помню о существовании «просторечивого» слова, означающего сценарий спектакля, только ради него я не поленился открыть пару словарей. Но узаконенного варианта с одним «М» обнаружено не было.
Спасибо, я тоже регулярно задаю себе этот вопрос насчет «программки», обычно все-таки с двумя писала, но смотрела с подозрением 😉
Источник: pishu-pravilno.livejournal.com
Как пишется слово программка театральная
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
«Нет начинающих артистов. Артист либо есть, либо его нет». Евгения Добровольская
Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.
Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).
Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.
В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.
Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.
Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.
Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.
Как писать «програМки» или «програММки», или может ли одна буква…
М-да. Чем категоричнее выражение (однозначно, очевидно, всем известно, что. ) тем более оно сомнительно — так и здесь. На самом деле всё гораздо хуже.
Сохранение или исчезновение удвоенной согласной перед уменьшительным суффиксом — вещь неустойчивая в современном языке, и хорошего правила нет. Из «классических» словарных рекомендаций можно вспомнить оперетку (оперетта) и антенку (антенна), в проекте последней т.н. орфографической реформы к ним добавили Алку (Алла). Действительно, в речи «простого русского народа» есть тенденция к вытеснению удвоенных согласных, особенно в заимствованных словах, когда удвоение не прослеживается морфологически и не соответствует фонетическим законам нашего языка: многочисленные капуччино, каппучино, капучино, ошибка и гиперкоррекция Алладин и т.д. Удвоенная согласная перед уменьшительным суффиксом, начинающимся с согласной, оказывается в неустойчивой позиции — происходит столкновение 3 согласных. Хорошо образованные люди (знающие несколько языков) такую ситуацию отслеживают и воспроизводят корректно, недостаточно образованные — нет.
Отсюда и проблемы с произношением и написанием программка — програмка. Как технический термин, свойственный речи образованных людей, слово должно писаться с двумя «м». Однако уменьшительный суффикс начинает выводить его за пределы области терминов (для технического языка такие суффиксы не характерны). С другой стороны, слово «программа» встречается не только в вычислительной технике — например, так называют листок с кратким описанием сценария спектакля и списком ролей. Утратив значение термина и став «обычным», слово начинает испытывать давление «простонародной обработки» — зритель, смотрящий «оперетку», читает «програмку».
Так как же правильно? А хотите встречный вопрос: с кем вы — с народом или с интеллигенцией? Вопрос, понятное дело, риторический.
Я. Ч.
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.
Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).
Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.
В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.
Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.
Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.
Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.
Источник: kak-pishetsya-slovo.ru
Профессор Знаев
Театральная программка (с двумя буквами « м »)? Или всё же театральная програмка (с одной «м»)? Слово программа вызывает значительно меньшее число ошибок, чем родственное слово программка.
Общее орфографическое правило русского языка требует сохранения удвоенного согласного во всех родственных словах. И слово программа, и слово программка должны писаться одинаково — с двумя буквами «эм».
Точно так же пишутся, например, и слова: диаграмма и диаграммка, телеграмма и телеграммка, группа и группка, класс — классный. Удвоенные согласные в корнях родственных слов, как видим, сохраняются.
Итак, правильно: программка (две буквы «м»).
Источник: znaew.ru