Программа и технология разница

Методика и технология — не синонимы, хотя эти два понятия иногда отождествляют. И то, и другое представляют собой формы организации процесса.

Технология — термин, изначально использовавшийся как детальная характеристика производственного процесса. Технология — это пошаговая инструкция, рецепт с точным указанием таких параметров как количество, состав, время, последовательность и т. п.

Методика — способ выполнения «инструкции», предполагающий вариабельность и индивидуальный подход к процессу её выполнения.

Если технология «диктует», то методика «рекомендует». Технология не имеет личностного оттенка, она суха, как математическая формула.

Методика же ориентирована на определённые человеческие качества и учитывает их.

Приведу пример. Два человека, независимо друг от друга готовят блюдо по одному и тому же рецепту, где прописаны и состав продуктов, и пропорции, и общая последовательность процесса приготовления (технология). Однако на выходе блюда имеют разный вкус и вид. Этому способствует разный подход и стиль приготовления (методика).

NFC и RFID? Подробный разбор.

Мне рассказывали, что на одном и том же производстве (речь о производстве колбасных изделий) один и тот же сорт колбасы получался по-разному в зависимости от того, какой технолог был на дежурстве.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Разница между методикой и технологией

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Определение

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Сравнение

Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.

Читайте также:
Каким образом прикладные программы взаимодействуют с бд

Ethernet на пальцах

Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.

Выводы TheDifference.ru

Похожие статьи

(8 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Источник: thedifference.ru

2. Обзор педагогических технологий обучения

В современной дидактике представлены самые разнообразные техноло­гии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический про­цесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:

  • по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
  • по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;
  • по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интсриоризаторскис, развивающие;
  • по ориентации на личностные структуры: информационные (форми­рование знаний, умений и навыков); операционные (формирование спосо­бов умственных действий); эвристические (развитие творческих способно­стей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);
  • по характеру модернизации традиционной системы обучения: техноло­гии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.
  • уровень ее применения;
  • философскую основу;
  • ведущую концепцию усвоения знаний;
  • отличительный характер содержания образования;
  • организационные формы обучения;
  • преобладающий метод обучения;
  • категорию обучаемых.
  • подготовительный, цель которого состоит в том, чтобы сформиро­вать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: ориентиро­ваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; ра­ботать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать лист­ки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы и др. Эти умения отрабатываются в ходе специальных тренинговых занятий;
  • ознакомительный, имеющий различные модификации, общим эле­ментом которых является сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения и т. д.
  • каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предло­жение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учеб­ника, статья, исторический документ и т. д.);
  • обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель — ученик». Обязательна смена ролей. Обучающий предлага­ет свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные воп­росы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п.;
  • знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);
  • понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);
  • применение (ученик применил изученный материал в конкретных ус­ловиях и в новой ситуации);
  • обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, обра­зовал новое целое);
  • оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения).
  • ознакомление с учебными целями;
  • разъяснение общего плана обучения;
  • изложение нового материала (осуществляется традиционно);
  • организацию текущей проверки;
  • оценивание текущих результатов;
  1. на основе предварительной диагностики динамических характерис­тик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с на­чала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;
  2. внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в за­висимости от познавательных интересов на добровольной основе создают­ся группы углубленного изучения отдельных предметов;
  3. дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагнос­тики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопозна­ния и самоопределения школьника.
  • создание познавательной мотивации и стимулирование познаватель­ной деятельности учащихся;
  • добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);
  • организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;
  • вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвое­ния учебного материала (для учащихся, не справившихся с ключевыми за­даниями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);
  • опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в ка­ких-либо образовательных областях.
  • объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех уча­щихся);
  • индивидуальная работа учителя с учащимися на фоне самостоятель­но занимающегося класса;
  • разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваи­ваемые части;
  • включение системы предписаний по последовательному выполне­нию определенных действий, направленных на усвоение каждой части;
  • проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении конт­рольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, кото­рые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
  • информационные машины, предназначенные для передачи учащим­ся новой информации;
  • машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;
  • машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью за­крепления знаний;
  • тренировочные машины, или тренажеры, используемые для форми­рования у учащихся необходимых практических умений, например печата­ния на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устрой­ствах, обслуживания машин и т. п.
  • для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходи­мых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и не­знанием;
  • обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся зна­ниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фак­тами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между жи­тейскими и научными знаниями);
  • необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых прак­тических условиях;
  • имеется противоречие между теоретически возможным путем реше­ния задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
  • целевой план действий;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению дидактических целей.
  • для того чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю, перед изучением каждого из них проводится предвари­тельный контроль знаний и умений учащихся;
  • при необходимости осуществляется соответствующая коррекция знаний учащихся;
  • в конце каждого учебного элемента в виде самоконтроля, взаимоконт­роля, сверки с образцом проводятся текущий и промежуточный контроль;
  • заключительный контроль осуществляется после завершения работы с модулем.
  • изложение теоретического материала осуществляется в быстром тем­пе и крупными блоками;
  • использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
  • подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
  • письменное, фронтальное повторение материала по опорным конс­пектам;
  • быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;
  • проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, про­веряет учитель, а у каждого следующего — предыдущий ученик);
  • релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести ре­шения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);
  • активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, зани­мается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);
  • урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое со­общение, доклад, связанный с изучаемой темой);
  • парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои отве­ты «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).
  • изложение теоретического материала осуществляется в быстром тем­пе и крупными блоками;
  • использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
  • подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
  • письменное, фронтальное повторение материала по опорным конс­пектам;
  • быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;
  • проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, про­веряет учитель, а у каждого следующего — предыдущий ученик);
  • релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести ре­шения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);
  • урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое со­общение, доклад, связанный с изучаемой темой);
  • парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои отве­ты «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).
  1. Раскройте суть технологии проблемного обучения.
  2. Какие авторские технологии обучения вы знаете?
Читайте также:
Установка программ в linux с флешки

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru