Программа эмпирического исследования – документ, который содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Она относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.
Программа включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологическая часть –формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть –определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. В методическую часть программы включается также характеристика методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); логическая структура применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.
Методология научных исследований. 4.2 Структура и модели теоретического исследования
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.
Рис. 1. Основные компоненты научного исследования
Таблица 1. Виды эмпирического исследования
Критерий (основание классификации)
Вид социологического исследования
По глубине анализа социальной проблемы и широте охвата событий различают:
пробное, описательное и аналитическое исследования
По применяемому методу сбора данных различают:
опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент
По цели исследования – изучается статика или динамика явления – выделяют:
точечное и повторное
По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на:
сплошные и выборочные
По месту проведения исследования в социологии, психологии и антропологии выделяют:
полевые (естественные) и лабораторные
В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования.
Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.
Рис. 2. Последовательность этапов исследования
Стратегия эмпирического исследования определяется программой, которая включает: теоретико-методологическую часть–формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный план.
Видео 2 4 Структура научного знания эмпирический и теоретический уровни научного исследования
Рис. 3. Основные этапы проведения эмпирического исследования
Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению.
Цель – общая постановка задачи, модель ожидаемого результата исследования.
Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.
Объект – то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Его называют еще теоретической интерпретацией понятий, цель которой – создание теоретической модели. Это обобщенное выражение проблемной ситуации в научном знании.
Рис. 4. Этапы создания теоретической модели
Структурная и факторная интерпретация исходных понятий отражают априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия). Главное требование: гипотезы должны быть конкретными и операциональными (проверяемыми в опыте).
Для получения конкретных гипотез общие социологические понятия переводят (сначала конкретизируют, а затем операционализируют) в частные, которым приписывают количественную меру.
Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Результат – система социологических переменных, которые связаны между собой и образуют теоретическую модель предмета исследования. Связь можно установить количественным способом – с помощью измерения, либо качественным – через логические процедуры.
Рис. 5. Теоретическая модель предмета исследования
Переменная – понятие в социологии, которое может принимать различные количественные значения. Различают два типа переменных (одномерные и многомерные) и два вида (зависимые и независимые).
Таблица 2. Операциональные признаки переменных социальной потребности
Надежность
Чувство принадлежности
Одевается чисто и аккуратно.
Имеет давно установившееся личные привычки.
Любит вдаваться в подробности.
Готов защищаться, если его критикуют.
Любит правила и инструкции.
Нуждается в точности и ясности инструкций.
Не любит изменений и неопределенности.
Противится изменениям на работе.
Предпочитает все делать сам, потому что знает, как делать.
Любит быть членом клубов, посещать пабы.
Получает удовольствие от игры команды.
Соответствует ценностным ориентациям группы.
Предан членам команды.
Любит делиться своим мнением перед тем, как принять решение.
Выступает против перемен, если это беспокоит группу.
Хочет быть популярным и в качестве менеджера мог бы плохо справляться с дисциплиной и делегированием полномочий другим.
Становится в оборонительную позицию, если на группу нападают или критикуют.
Умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать своих товарищей по команде в курсе дела.
После завершения социологического опроса проводится проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.
На составление программы опытные социологи тратят от трети до половины всего времени исследования. Примерное распределение времени на организацию социологического исследования выглядит так: а) разработка программы – 30-40%; б) сбор информации – 10-15%; в) подготовка данных к машинной обработке – 10-15%; г) обработка данных – 5-10%; д) анализ материалов, написание отчета – 30-40%.
После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.
На заключительном этапе эмпирического исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.
Выходные данные:
- Просмотров: 8701
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 43 , текущая: 43
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Источник: www.lomonosov-fund.ru
11. Структура программы исследования.
В программе исследования отражается определенная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап — это относительно самостоятельная часть познавательного процесса. Для каждого этапа характерны свои специфические задачи, решение которых связано с общей целью исследования. Необходимость строгой поэтапности исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Часто программу называют стратегическим документом исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять концепцию всего исследования, понять, какие вопросы особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
Разработка программы является весьма ответственным делом и требует высокой квалификации. Не стоит начинать проводить исследование до тех пор, пока программа не будет достаточно хорошо разработана. Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноценную программу исследования, то разрабатывают ее макет, упрощенный вариант, в котором обязательно содержатся все необходимые компоненты, но без подробной детализации. Ведь эффективность исследования, теоретическая и практическая польза от него в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки программы, удачного выбора гипотезы.
В противном случае исследование не приведет к ожидаемым теоретическим выводам, к эффективным практическим рекомендациям и не оправдает потраченных на него материальных средств.
12. Общий и рабочий план исследования.
Стратегический план исследования.
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.
Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана — формулировка проблемы. В той области, где еще мало соответствующей научной литературы или ее вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор исследовательских средств — методик исследования, порядок их применения, очередность задач, подлежащих решению, с точки зрения их важности. Нередко обнаруживается, что выдвинутые задачи слишком широки, а имеющихся знаний и технических средств для их решения недостаточно.
Поисковый план предполагает три основных этапа работы, изучение документа», опросы экспертов и осуществление наблюдений.
Прежде всего рекомендуется просмотреть всю имеющуюся литературу по избранной теме, не забывая смежные области исследования. При этом составляется возможно более полная библиография.
Опрос экспертов — специалистов-ученых и специалистов-практиков — дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез. Рекомендуется заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией.
Наблюдение — завершающий этап поиска. К этому моменту социолог уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте. Поисковое наблюдение не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но отсутствует пока детальное чтение вопросов по пунктам.
Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотезы.
Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное исследование. Цель поискового плана, как мы уже отмечали, формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Цель пилотажного (пробного) исследования — проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.
Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Здесь необходимы строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных.
При описательном плане исследования недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае обычно — применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование, опрос, cтaтистический анализ полученных данных и др.
Нередко к исследованиям по описательному плану предъявляются претензии в связи с тем, что они не раскрывают причинно-следственных связей или дают тривиальные результаты. Однако то, что известно на уровне здравого смысла, еще не является научно доказанным. Исследование по описательному, плану помогает упорядочению зачастую известных фактов, установлению соотношения между ними — иногда в количественной форме.
Описательный план исследования имеет вполне обоснованную научную ценность, если он обеспечивает довольно полное и строгое описание изучаемого социального объекта вне зависимости от того, что результаты исследования не отвечают на вопрос о причинно-следственных связях изучаемого объекта. Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.
Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Явно пли неявно социолог стремится разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изучаемых социальных объектов. После того как завершена работа по описательному плану, возникают более четкие и ясные объяснительные гипотезы. И здесь открывается возможность осуществить эксперимент, т. е. не только зафиксировать наличие связей, но и определить их направленность.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из трех описанных типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования.
Помимо вышеназванных стратегических планов, социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.
Монографическое исследование нацелено на изучение какого- либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.
Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставление явлений и процессов — один из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако в ряде случаев сравнение выступает как специальная задача, и тогда выделяют два основных вида сравнительных исследований — территориальные и временные.
Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.
Панельные исследования. В этом случае изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.). Например, если в первый момент базовое исследование включало выборочной опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет мы обязаны найти этих, теперь уже бывших школьников и опросить их вновь. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения во всех социальных группах в целом.
Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо обеспечить лишь их принадлежность к определенной социальной группе.
Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может быть периодический опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20, 30 и т.д. лет. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать различные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.
Методический план исследования организует методический инструментарий исследования — методы сбора, обработки и анализа социальной информации.
Выбор методов сбора информации. Каждое социологическое исследование — это уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач стратегического плана и соответственно методов исследования. Чаще всего социологу не удается отыскать готовый набор исследовательских средств и схему их применения. В таких случаях ему приходится опираться на свой опыт и отыскивать оригинальное решение. От его умения находить такие средства, которые позволяли бы изучить данную социальную проблему, во многом зависит успех социологического исследования.
Часть программы, посвященная характеристике методик сбора информации, не может быть простым перечислением приемов исследования. Именно в этой части программы следует обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки. Для этого следует обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с гипотезами и заранее продумать возможные способы обработки и анализа собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для проверки именно данной гипотезы, чтобы они в этом смысле были «привязаны» к гипотезе.
В каждой отдельном исследовании разрабатывается одна или несколько специфических процедур сбора информации: описываются методы, методики сбора, способы и порядок их применения.
Описание процедур в программе исследования дается не как простое перечисление используемых методик, а в соотношении с каждым отдельным теоретическим разделом работы. По ходу изложения обязательных методических и технических приемов социолог перепроверяет общую теоретическую концепцию исследования с точки зрения того, возможно ли с помощью данных средств получить именно ту информацию, которая необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.
Описание методов анализа. Методологически грамотное исследование всегда предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработай и анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится только к сбору данных.
Цель его — дать научно обоснованную интерпретацию фактов, а это, в свою очередь, подразумевает необходимость обработки собранных данных на основании заранее разработанной схемы. Методологическая часть программы связывается с процедурой не только через средства сбора информации.
Формулируя гипотезу, социолог должен одновременно предусмотреть, как собрать материал, как его обработать и проанализировать, опираясь на гипотезу. Первичный материал — это массив данных, полученных при помощи методов сбора, предусмотренных в программе социологического исследования. Сам по себе массив данных трудно обозрим и не пригоден для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.
В данной части программы должна быть намечена схема применения средств обработки в соответствии с задачами исследования. Важно, чтобы обработка данных и их теоретическая интерпретация были приспособлены к выдвинутым гипотезам, чтобы все эти шаги были не разрозненными операциями, а элементами единого исследовательского процесса.
Чтобы знать и понимать, что может, а чего не может дать машина, социолог должен представлять себе возможности ЭВМ, наличного программного обеспечения для конкретной ЭВМ, возможности разработки дополнительных программ.
План обработки первичной информации предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.
Рабочий план исследования.
Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество вычленяемых операций или отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и технологии исследования их число будет нарастать. Четкое выделение отдельных видов работ важно не только для планирования, но и для научной организации социологического труда, в частности для установления различных нормативов деятельности. С этой целью наряду с программой социолог разрабатывает рабочий план исследования. Этот план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана.
По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Основными, звеньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов.
Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также внести необходимые коррективы и изменения. Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных.
Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом, предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных.
Подготовка данных для обработки (как правило, машинной) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ.
Обработка данных планируется с учетом имеющихся средств: вручную, с применением малой механизации или ЭВМ. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги исследования оформляются в виде отчета.
Отчет — определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования — выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных. Отчет представляет собой вполне самостоятельный результат научной деятельности и нередко публикуется в печати полностью или с сокращениями.
Рабочий план включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования.
Сетевой график проведения социологического исследования.
Для того чтобы ввести фактор времени в организационно-методический, план исследования и обеспечить четкое и своевременное выполнение отдельных видов работ, обычно используется в том или ином виде схема сетевого графика.
Каждый из названных видов работ состоит из ряда элементарных операций, которые выделяются в организационно-методическом плане исследования и представляются в виде сетевого графика.
Укрупненные виды работ, предусмотренные организационно-методическим планом, вовсе не должны реализоваться в той последовательности, в которой они были представлены. Многие из этих работ могут и должны выполняться параллельно.
Сетевой график непрерывно пересоставляется в течение реализации программы исследования с учетом накопленного опыта и изменения величины ресурсов. При помощи сетевого графика можно выявить так называемый критический путь, который предполагает выполнение работ, являющихся «узким» местом. Зная «критический путь», можно разумно маневрировать ресурсами и, в частности, пойти на удлинение сроков реализации тех видов работы, которые не находятся на критическом пути, за счет сокращения времени выполнения работ, оказавшихся на этом пути.
Из опыта реализации программ социологического исследования известно, что «узким» местом часто являются тиражирование методических документов, кодировка, контингент-анализ, аналитическая работа и некоторые другие.
Использование сетевого графика или более простых методов контроля за выполнением видов социологических работ предполагает создание определенной организационной структуры проведения исследования в целом и отдельных видов работ.
Источник: studfile.net
Структура и компоненты научного исследования
СУЩНОСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование — процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и
проверки теории, связанный с получением научных знаний
Целесообразную деятельность
человека
Предмет научного труда
Средства научного труда
Фундаментальные
получение
принципиально
новых знаний и
дальнейшее развитие
системы уже
накопленных знаний
Прикладные
поиск и решение
практических задач на
основе результатов
фундаментальных
исследований
Разработки
использование результатов
прикладных исследований
для создания и отработки
опытных моделей техники
«Вот, что получается, когда исследователь вместо
того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой,
форсирует вопрос и приподнимает завесу:
на, получай Шарикова и ешь его с кашей»
(Михаил Булгаков, советский писатель)
8
3.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
По методам решения
поставленных задач
По стадиям выполнения
исследования
Теоретические
Поисковые
Теоретикоэкспериментальные
Научноисследовательские
Экспериментальные
Опытные
конструкторские
разработки
По признаку места
их проведения
По составу исследуемых
свойств объекта
Лабораторные
Комплексные
Производственные
Дифференцированные
9
4.
ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное направление — наука или комплекс наук, в области которых ведутся
исследования
Комплексная
проблема
Упорядоченность
социальной
природы мира
Проблема
Все события
имеют некую
причину
Тема
Экономия
доводов
Научный вопрос
В основе поведения
и мышления лежит
некая базовая
реальность
«Нет законченных исследований, есть
законченные исследователи, которым уже не
приходят в голову никакие мысли»
(Владимир Александров, советский ученый, биолог)
10
5.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
11
6.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные
элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы
Цель, задачи, гипотеза
исследования
Критерии, показатели
развития конкретного
явления, соотносящиеся с
конкретными методами
исследования
Последовательность
применения этих
методов, порядок
управления ходом
исследования
(эксперимента)
Порядок и формы
представления
результатов
исследования
Порядок регистрации,
накопления и обобщения
исследовательского материала
12
7.
ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕРВЫЙ ЭТАП
ВТОРОЙ ЭТАП
ТРЕТИЙ ЭТАП
— выбор научной
проблемы и темы;
— определение
объекта и предмета
исследования, целей
и основных задач;
— разработка
гипотезы
исследования.
— выбор методов и разработка
методики проведения
исследования;
— непосредственно
специальные процессы самого
научного исследования;
— формулирование
предварительных выводов, их
апробирование и уточнение;
— обоснование заключительных
выводов и практических
рекомендаций.
— внедрения
полученных научноисследовательских
результатов в
практику;
— литературное
оформление работы
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка.
За ними шествует научный расчет и уже, в конце
концов, исполнение венчает мысль»
(Константин Циолковский, советский ученый)
13
8.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема научного
исследования – это то, что
предстоит открыть,
доказать
Тема – отражает научную
проблему в ее
характерных чертах
Первая задача связана с выявлением, уточнением,
углублением, методологическим обоснованием сущности,
природы, структуры изучаемого объекта
Вторая задача связана с анализом реального состояния
предмета исследования, динамики, внутренних
противоречий развития во времени и пространстве
Объект исследования это та совокупность
связей, отношений и
свойств, которая
существует объективно в
теории, практике, требует
некоторых определенных
уточнений и служит
источником необходимой
для исследователей
информации
Четвертая задача связана с выявлением направлений,
путей и средств повышения эффективности
совершенствования исследуемого явления, процесса
Предмет исследования это элемент, который
более конкретно
устанавливает те связи и
отношения, которые
подлежат
непосредственному
изучению в данном
исследовании, а также
границы научного поиска
в каждом объекте
Формулировка гипотезы – это творческий поиск частных
проблем и вопросов исследования, без решения которых
невозможно реализовать методический замысел, решить
главную проблему
Цель формулируется
кратко и предельно точно,
в смысловом отношении
выражая то основное, что
намеревается сделать
исследователь
Третья задача касается основных возможностей и
способностей преобразования предмета исследования,
моделирования, проверки
14
9.
ПИРАМИДА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Современные политические
технологии (на примере
одной из технологий)
Лоббизм – как политическая
технология современной
России
Генезис лоббизма в
законотворческом процессе
России
Проанализировать влияние
лоббизма на законотворческий
процесс в современной России
1. Рассмотреть лоббизм как современное
политическое явление.
2. Выделить этапы развития лоббизма в
законотворческом процессе России.
3. Определить формы и методы
лоббизма в ходе законотворческой
деятельности Государственной Думы
РФ.
4. Предложить пути искоренения
лоббизма в ходе принятия законов.
15
10.
СУЩНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВТОРОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их
применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов — это своего
рода модель исследования.
Программа исследования включает: какое явление исследуется; по каким
показателям; какие критерии исследования применяются; какие методы исследования
используются; порядок и регламентация применения исследователем тех или иных
методов.
Основные компоненты методики исследования: теоретико-методологическая
часть, концепция, на основе которой строится вся методика; исследуемые явления,
процессы, признаки, параметры, факторы; субординационные и координационные
связи и зависимости между ними; совокупность применяемых методов, их
субординация и координация; порядок и регламентация применения методов и
методологических приемов; последовательность и техника обобщения результатов
исследования; состав, роль и место исследователей в процессе реализации
исследовательского замысла.
Выводы по исследованию должны отвечать следующим методическим
требованиям: быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные
итоги исследования; вытекать из накопленного материала, являясь логическим
следствием его анализа и обобщения.
16
11.
12.
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбор темы
научного
исследования
Планирование
научного
исследования
Календарный план
выбор и формулирование научной задачи;
разработка плана научного исследования;
сбор и изучение исходного материала, поиск
необходимой литературы;
анализ собранного материала, теоретической
разработки научной задачи;
сообщение о предварительных результатах
исследования научному руководителю;
письменное оформление научного исследования;
обсуждение работы
План
введение;
основная часть;
заключение;
список используемых
источников;
приложения
«Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое
постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать»
(Иоганн Гете, немецкий поэт, естествоиспытатель)
18
Источник: ppt-online.org