Программа содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне.
Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: методологическая часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть
определение обследуемой совокупности, характеристику исполь зуемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.
Возникшую противоречивую жизненную ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных со циальных институтов, принято называть социальной проблемой.
Учить/Не учить. Вся База Программирования.
циальная проблема выступает как своего рода состояние «знание о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений характеристик какого-либо социального явления или тенденций социального процесса.
В формулировке проблемы исследования должны получить как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее.
Прикладные социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, так как призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы ин ституциональных структур общества. Проблема исследования все гда предполагает своего носителя ~~ ту общность людей и их дея-тельность, с которыми она непрерывно связана.
Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле вы ступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых спе циалистов и т.д. Все они могут выступать в качестве носителя про блемы, а значит, и быть объектом исследования.
Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежат изучению. Предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
Логический анализ основных понятий. Эта часть программы предусматривает осуществление ряда таких методологических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии сбора первичной информации единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.
Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точ ное всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе — уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать це лостное представление о его состоянии.
Не смотри обучающие ролики!
При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «соци альная активность» предполагает выделение таких ее составляю щих, как активность в сфере экономической, финансовой, поли тической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-ком-
муникативной, спортивной и другой деятельности. Дальнейшее объяснение выделенных понятий приближает к определению сущ ности отдельных сторон предмета исследования.
Между логическим анализом основных понятий и социологическим исследованием существует тесная взаимосвязь. В свою очередь характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной социологической информации.
Формулировка гипотез исследования. Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точнее, общая направлен ность исследования может быть задана до его начала сформулиро ванными гипотезами. Гипотеза — это научное предположение, вы-двигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процес сов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Таким образом, предварительное выдвижение гипотез может предопределить внут реннюю логику всего процесса исследования.
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез.
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не ограничивали исследователя, заранее не предопределяли направленность итоговых результатов его работы. Их формулируют однозначно, избегая расплывчатых понятий. Задачи социологического исследования. Они формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Основные задачи ис следования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования — определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступать поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Описательные и аналитические социологические исследования включают в себя несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ней дополнительных задач.
Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из несколь ких относительно автономных «частных» исследований. Определение обследуемой совокупности. Определением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности людей, которая должна быть охвачена этим исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект
исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы сроки исследова ния, а значит, и получение нужной информации, потребовало бы значительных финансовых затрат, и само исследование оказалось бы громоздким. Поэтому большинство социологических ис следований носит не сплошной, а выборочный характер.
По стро-гим правилам отбирается определенное количество людей, отра жающих по социально-демографическим признакам (а порой, если этого требуют задачи исследования, и другим характеристикам) структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее проведения в огром ной степени зависит качество и достоверность социологической информации.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей, документов либо иных источников пер вичной социологической информации, в пределах которой и будет проведен опрос.
Выборка прежде всего должна учитывать взаимосвязи и взаи мообусловленности качественных характеристик и признаков со циальных объектов, т.е. единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта — образования, квалификации, пола и т.д. При подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть служила микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. В опреде ленной степени генеральная совокупность есть объект исследова ния, на который распространяются выводы социологического анализа.
Выборочная совокупность — это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, ана лизируемые документы и т.д.), подлежащие изучению, и есть еди ницы анализа. Ими могут быть как отдельные люди, так и целые группы.
Выборка формируется следующим образом: на первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, уч реждения, группы населения. Среди них в свою очередь отбира ются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются единицами отбора, а уже из них выбираются единицы анализа. Данный метод называют ме ханической выборкой.
При такой выборке отбор может быть произ веден через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбирае мыми называется шагом отбора или шагом выборки. Существует метод серийной выборки. Здесь генеральная сово купность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образо ванию и т.д.) на однородные части (серии). Затем отбираются
респонденты из каждой серии, число которых пропорционально общему числу элементов в ней.
Социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве еди ниц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы. Гнездовая выборка дает научно обо-снованную социологическую информацию, если группы макси мально схожи по важнейшим признакам, например полу, возрасту, видам обучения.
В исследованиях также применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, ос новного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки — это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет и жур налов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность.
При проведении разведывательного исследования обычно при меняют метод основного массива. В подобных случаях опрашивают до 60 — 70% респондентов,,попавших в отборочную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общест венного мнения.
Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных при знаках элементов генеральной совокупности. Например, в качестве такого признака берется уровень квалификации, образования и т. п. В переводе с латинского слово «квота» означает часть, приходящуюся на каждого.
Отсюда и подход к выборке: необходи мо определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с различным уровнем образования и квали фикации. Имеющиеся данные о том или ином контрольном при знаке выступают в качестве квоты, а их числовые значения — показателей квоты.
Респонденты при такой методике отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Число при знаков, данные о которых отбираются в качестве квот, обычно не превышают четырех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становится практически невозможным. Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социоло гического исследования. Умело разработанный план социологи ческого исследования — хорошее подспорье для его организато ров: он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно оп ределить объем научных, организационных и финансовых затрат, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения. Разработка такого плана предусматривает строгий учет опреде ленных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентич ны принципам планирования управленческой и исполнительской
деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления. В то же время планированию социологического исследования присущи некоторые особенности. Любое исследование состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур.
Их неразрывно свя зывает между собой единая научно-исследовательская логика, которая заложена в рабочем плане исследования. Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно- исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в четыре блока.
В первом блоке определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования; фор-мирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; размножение инструментария для полевого исследования; составление сметы и расчет мате риальных и финансовых затрат на исследование. Второй блок отражает все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. массовый или групповой сбор первичной социологической информации.
Здесь предусматриваются и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария. Третий блок охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке, и собственно обработку. Предварительно осуществляются проверка качества за полнения бланков интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, кодировка открытых и полуот крытых вопросов, ввод первичной информации в компьютер. В ре зультате обработки информации исследовательская группа полу чает табуляграммы либо иные виды распечаток социологических данных.
Четвертый блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов исследования, обработкой полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, ана литической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов.
Источник: finances.social
Презентация на тему Программа и план исследования. Системный подход к планированию
Любое исследование начинается с составления его программы. Программа исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат. Программа и план исследования
- Главная
- Образование
- Программа и план исследования. Системный подход к планированию
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Программа и план исследования Системный подход к планированию

Слайд 2 Любое исследование начинается с составления его программы. Программа исследований –

это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет
и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Программа
и план исследования
Слайд 3 Программа содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и

методических приемов изучения определенного явления или процесса.
План исследования отражает
основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования.
Слайд 4 Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее

конкретизации,
а план – как организующий фактор последовательного движения
к цели.
Слайд 5 Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей

развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), определения
проблем ее развития, выделения решающих проблем.
Программа должна давать ясный ответ
Слайд 6 Программа, как правило, состоит из следующих разделов: цель
и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования
ресурсами, предполагаемый результат и эффективность исследования.
Слайд 7 План исследования – это комплекс показателей, отражающих связь

и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т.п.), осуществление
которых приведет к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Слайд 8 План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования.
Не

всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно. В
процессе ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и
обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют его оперативно корректировать. Поэтому по сложным проблемам исследования рекомендуется разработка алгоритма исследования.
Слайд 9 Алгоритм – это технология решения проблемы, предусматривающая не

только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности
их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной
программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
Слайд 10 В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий

его алгоритм, в котором указываются не жесткие, а нормативные
величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и
В реальной практике проведению исследования не всегда предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования и страховки его успеха.
Слайд 11 Основные принципы планирования исследования :

Слайд 12 1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять

из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно.
2. Принцип организационной значимости. План должен соответствовать существующей организации деятельности
исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для успешного его выполнения.
3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование – это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно, только когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.
4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы.
Слайд 13 5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны

отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна
быть заложена в план.
6. Принцип ответственности. Как правило, план включает
в себя перечень ответственных лиц. В плане не должно быть заданий, не имеющих адреса и исполнителя.
7. Принцип реальности. План не может содержать заданий, вероятность исполнения которых мала. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.
8. Принцип временно́й определенности является необходимым правилом разработки и реализации планов. Он требует расчета и установления времени исследований, обеспечения экономии времени, своевременности проведения различных этапов исследований.
Слайд 14 Работа со сложными исследовательскими задачами предполагает использование не

только различных методов, но и различных стратегий научного поиска.
Важнейшим из них, играющим роль общенаучной методологической программы научного познания,
является системный подход. Системный подход представляет собой совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя нечто целое.
Системный подход как общенаучная методологическая программа
Слайд 15 Принципы системность:
целостность — т.е. зависимость каждого элемента,

свойства и отношения системы от его места и функций
внутри целого; структурность- т.е. возможность описания системы через установление ее
структуры. взаимозависимости системы и среды- т.е. система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодействии со средой иерархичность- т.е каждый элемент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы множественность описания каждой системы — сложность каждой системы требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы
Источник: mypreza.com