Одной из ключевых задач современного демократического государства выступает противодействие и искоренения разного рода социальных проявлений. Одним из наиболее распространенных и опасных для общества, в связи с посягательством на наиболее важные общественные институты и блага выступает преступность, во всем многообразии ее проявлений.
В этой связи, особую актуальность приобретает деятельность государства по борьбе с преступностью, которую в наиболее общем виде можно определить следующим образом:
Определение 1
Борьба с преступностью – это системная последовательная деятельность органов государственной власти и общественных органов, нацеленная на обеспечение соблюдения требований действующего уголовного законодательства, недопущение причинения вреда интересам и благам, находящимся под его защитой; выраженная в совершении активных действий по противодействию преступности, путем профилактики противоправного поведения, пресечении совершаемых преступлений, а также применении к лицам, виновным в совершении общественно-опасных деяний мер юридической ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Криминалистические версии, планирование и организация расследования преступлений
Присоединяйся
к сообществу юристов в Telegram
Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате.
Столь громоздкое определение рассматриваемой деятельности обусловлено тем, что реализуемые в ее рамках мероприятия государственно-властного и социального характера отличаются сложностью, многоаспектностью, обусловленной, в том числе, разнообразием общественных благ, находящихся под защитой уголовного законодательства.
При этом следует обратить внимание, что в процессе специальной (в первую очередь криминологической) литературы наряду с приведенным термином можно встретить такие категории, как: «война с преступностью», «контроль над преступностью», «противодействие преступности», «воздействие на преступность», и т.д.
Замечание 1
Тем не менее, представляется в наибольшей степени обоснованной точка зрения тех ученых, которые, отмечая определенную синонимичность приведенных категорий, обусловленную, в том числе, единством их конечной цели, указывают на то, что более применим именно термин «борьба с преступностью», так как он в максимальной степени отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности.
«Борьба с преступностью »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Принципы борьбы с преступностью
Из содержания обозначенной выше значимости деятельности по борьбе с преступностью вытекает необходимость ее всестороннего изучения и анализа, а применяемые в рамках соответствующей борьбы приемы и способы должны быть обоснованны с научной точки зрения.
В частности, элементом соответствующей научной проработки борьбы с преступностью выступает выработанная современной наукой система принципов, положенных в основу рассматриваемой борьбы. В частности, к таковым могут быть отнесены:
Преступность в СССР. Почему борьба с криминалом не была эффективной в советское время
- Приоритетный характер деятельности по предупреждению форм общественно-опасного поведения, а не реагированию на уже совершенные деяния;
- Формирования таких условий, в которых совершением преступлений было бы «невыгодно» виновному лицу;
- Обеспечение выявления и реального привлечения к уголовной ответственности максимального возможного числа лиц, совершивших преступления, то есть – принцип неотвратимости наступления уголовной ответственности;
- Принцип применения конкретных мер реагирования только как реакции на выявление действительного нарушения закона;
- Уголовная ответственность носит исключительно личный характер, в связи с чем, конкретным мерам воздействия подвергаются только лица, виновность которых в совершении общественно-опасного деяния установлена в предусмотренном законом порядке;
- Меры уголовно-правового и криминологического характера, используемые в рамках борьбы с преступностью, должны разрабатываться с учетом тех социально-экономических, политических, духовных, и иных особенностей, в которых они будут реализовываться;
- Борьба с преступностью и любого рода мероприятия, связанные с ней должны осуществлять в условиях неукоснительного соблюдения законности, то есть – не должны нарушать требований действующего национального и международного права;
- Равенство всех перед законом и судом;
- Борьба с преступностью в современных условиях глобализации должна реализовываться, в том числе, в рамках международного сотрудничества и деятельности наднациональных международных организаций.
Органы, осуществляющие борьбу с преступностью
Говоря об определении борьбы с преступностью выше, частично было обращено внимание на то, что соответствующая деятельность носит сложный, комплексный характер, в связи с чем может быть реализована исключительно совместными усилиями широкого круга субъектов. Такими субъектами, в первую очередь выступают государственные органы:
- законодательной власти, в сферу профессиональной компетенции которых входит разработка и утверждение нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, выражающаяся в принятии новых нормативно-правовых актов и совершенствовании содержания уже существующих;
- исполнительной власти, которыми непосредственно осуществляются функции по борьбе с преступностью, поскольку именно в системе исполнительной власти находятся правоохранительные органы, для которых реализация мер по предупреждению преступности, осуществлению оперативно-розыскной, следственной, и иной деятельности – выступает основной сферой деятельности;
- судебной власти, органы которой осуществляют правосудие по конкретным уголовным делам.
Кроме того, следует подчеркнуть, что помимо государства в лице его органов и должностных лиц, в борьбе с преступностью могут участвовать:
- Органы негосударственной безопасности (частные охранные, детективные организации, внутриорганизационные службы безопасности, и т.д.);
- Общественные организации;
- Отдельные гражданке и их объединения, оказывающие содействие правоохранительным органам;
- Средства массовой информации, путем привлечения внимания общественного к проблемам борьбы с преступностью, а также осуществляющие самостоятельные журналистские расследования и т. д.
Источник: spravochnick.ru
Планирование борьбы с преступностью
Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова — не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (например, от предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.
Введение
Глава 1.Понятие, виды и значение прогнозирования преступности.
1.1.Прогнозирование преступности.
1.2 Классификация прогнозов.
1.3 Задачи научного прогнозирования преступности.
1.4 Планирование предупреждения преступности.
Глава 2. Методы прогнозирования преступности.
Глава 3. Планирование борьбы с преступностью.
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности.
1.2 Классификация прогнозов.
1.3 Задачи научного прогнозирования преступности.
1.4 Планирование предупреждения преступности.
Глава 2. Методы прогнозирования преступности.
Глава 3. Планирование борьбы с преступностью.
Список использованной литературы
Глава 1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности.
Прогнозирование преступности — это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем.
Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова — не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (например, от предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.
Разумеется, прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий. Но их ценность состоит в том, что они обладают необходимой достоверностью, которая обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной первичной информацией.
Во многих экономических, философских исследованиях проблемам прогнозирования уделяется значительное внимание, подчеркивается необходимость и важность познания будущего.
Основной целью прогнозирования преступности является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление нежелательных и положительных тенденций, закономерностей и отыскание способов изменения или стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.
Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Конечно, при таком положении чрезвычайно сложно добиться абсолютного точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности.
Даже прогноз, который лишь частично оправдывается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”. Основная задача прогноза состоит в том, “ чтобы найти хорошее или даже наилучшие решения в условиях неопределенности”.
Прогноз преступности должен опираться на учет: общих причин преступности причин, обусловливавших отдельные виды преступлений. К ним, в частности, относятся демографические данные об изменении населения, его численности, состава по полу, возрасту, образованию и др., миграции, в которой следует различать как внешнюю, так и внутреннюю. Во внутренней миграции, необходимо выяснение соотношения механического и маятникового /сезонного/ прироста населения. Важным обстоятельством, влияющим на прогноз, выступает урбанизация, характерной чертой которой является увеличения доли скрытого населения, т.е. населения, проживающего в сельской местности, но работающего в городах. Кроме того, урбанизации свойственны и отдельные своеобразные стороны, нередко имеющие криминогенный характер например, ослабление социальных связей в городах.
Нельзя не учитывать изменения, вносимые в уголовное законодательство. Так, в истекшем десятилетии имела место интенсивная законодательная деятельность в области совершенствования борьбы с преступностью. На основе новых законодательных актов активизировалась борьба с многими видами преступлений, что повлекло увеличение числа регистрируемых преступлений.
При прогнозе преступности следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах, которые в определенной мере могут оказывать свое влияние на преступность и ее характер в нашей стране в целом и в отдельных регионах в частности.
Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными причинами обуславливается многообразными социальными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования — преступности.
Классификацию прогнозов преступности можно проводить, исходя из различных критериев.
Основное значение имеет объект прогнозирования — преступность как социальное явление и преступное поведение отдельной личности. По этому критерию можно выделить два вида прогнозирования: общее и индивидуальное.
Общее прогнозирование может осуществляться на различных уровнях: на уровне преступности в целом, на уровне определенной категории преступности (рецидивной преступности, корыстной преступности и т.п.), на уровне отдельных видов преступлений.
Эти три уровня прогнозирования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они находятся в отношениях общего и особенного. При всей важности прогнозирования преступности в целом нельзя не учитывать развитие отдельных видов преступлений, и особенно тех из них, которые оказывают по своему характеру влияние на преступность как социальное явление.
Самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование. Прогнозирование индивидуального преступного поведения в отличие от прогнозирования преступности вообще в настоящее время недостаточно разработано теоретически, а на прикладном уровне делаются по существу лишь первые попытки.
Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связана с детерминистической концепции поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды и конкретной жизненной ситуации. Безусловно, сложная сущность человека, различные свойства его природы обусловливают трудность методологии познания и прогнозирования поведения, затрудняют практическое их осуществление, но не делают таковые невозможными.
Следует подчеркнуть, что индивидуальное прогнозирование преступного поведения может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования преступного поведения состоит именно в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную предупредительную (профилактическую) работу, чтобы не допустить совершение преступления.
Прогнозирование может быть осуществлено в рамках различных социальных групп, сформированных по таким признакам, как образование, семейное положение, возраст, профессия и т.д. При классификации прогнозов по возрастному признаку специальное внимание должно быть уделено несовершеннолетним.
По масштабам территории прогнозы движения преступности могут быть классифицированы на прогнозы преступности в районе, городе, области, республике и в других регионах страны.
В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Конкретные сроки отмеченных видов прогнозов в юридической литературе указываются самые разнообразные.
Представляется, что к кратковременным прогнозам преступности следует отнести прогнозы на срок до трех лет включительно. В этих пределах оценку преступности можно дать более однозначно, так как в такой период вряд ли могут произойти какие-либо существенные изменения.
В практике органов внутренних дел в последнее время получают распространение трехгодичные прогнозы возможного уровня рецидивной преступности. Срок три года избран в связи с тем, что большинство новых преступлений совершается в течение первых трех лет с момента отбытия наказания.
Наиболее целесообразным видом среднесрочного прогнозирования по срокам является пятилетние прогнозы. К долгосрочным прогнозам преступности можно отнести прогнозы на срок 15-20 лет. Именно за указанный период завершится в основном демографический цикл, охватывающий воспроизводство населения в течение одного поколения, нравственное и профессиональное формирование личности. В течение указанного срока обычно завершается технический цикл развития хозяйства.
В зависимости от цели прогнозирования движение преступности могут быть применены любые из названных критериев. Либо совокупность критериев, обеспечивающих комплексность и многоаспектность прогнозов.
- Задачи научного прогнозирования преступности.
Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают значимость обоснованного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности — это прежде всего информация для нужд практики; причём такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учётом всех имеющихся сил и средств. Прогноз также является важнейшей информацией, без которой не обойтись законодательным органам при определении перспектив развития законодательства вообще, и в том числе уголовного. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, законодательные органы в необходимых случаях вносят изменения в уголовное (а также в уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое) законодательство, чтобы оно всегда отражало общественные потребности в защите тех или иных общественных отношений.
Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.
Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.
Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.
- Планирование предупреждения преступности.
Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием предупреждения преступности, хотя и отличается по целям и задачам.
Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо, наоборот, увеличению) преступности, а план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т.д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его научную сущность по содержанию; прогнозирование — лишь предварительная стадия выработки и принятия управленческого решения.
Прогнозирование является научной основой для составления планов предупреждения преступности. Причём имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана. Прогнозы необходимы не только для составления планов, но и для организации хода их выполнения, корректировки планов и контроля.
Глава 2. Методы прогнозирования преступности.
Будучи частью социального предвидения, прогнозирование преступности черпает свои методы из других наук и применяет их в соответствии со спецификой объекта своего исследования. Для прогнозирования преступности в зависимости от конкретных условий используются самые разнообразные методы, как обще-научные, так и частно-научные. Наибольшее распространение получили такие методы, как метод экстрополяции, моделирования, экспертных оценок; сравнительные методы и методы социального экспериментирования.
Для предсказаний изменений в динамике и структуре преступности наиболее распространён в настоящее время метод экстрополяции. Метод экстрополяции предназначен для поиска показателей будущего, исходя из того, что тенденции прошлого и настоящего будут действовать и далее.
Анализ показателей динамики преступности и отдельных её видов за ряд предшествующих лет позволяет выявить тенденцию изменения данных показателей (уменьшение или увеличение коэффициентов преступности). На основании этого посредством социальных математических расчётов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем. Недостаток данного метода состоит в том, что до настоящего времени не определены точно сроки, в течении которых прогнозируемые показатели обнаруживают высокий уровень достоверности. Кроме того, метод экстраполяции даёт достаточно точные результаты при условии относительной стабильности действия факторов. Как правило, этот метод применяется только при краткосрочном прогнозировании (на срок не более 1-3 лет).
Источник: www.myunivercity.ru
§ 2. Планирование борьбы с преступностью: понятие, виды
ного явления в желаемое для государства и общества русло.
Планирование представляет собой целенаправленную деятельность,
и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений и методов решения
этих задач на определенную перспективу, их обеспечения с управленче-
ской, организационной, правовой, информационной стороны.
Результатом планирования как процесса выступает формирова-
ние плана борьбы с преступностью. Планом является документально
оформленный комплекс мероприятий, включающий исполнителей
и сроки их реализации, призванных обеспечить достижение четко
определенных целей и решение задач, поставленных в сфере борьбы
Планирование осуществляется на разных уровнях (федеральном,
региональном, местном) и реализуется в комплексных планах профи-
лактики правонарушений, а также в межведомственных (основанных
на взаимной согласованности действий различных субъектов профи-
лактики) и ведомственных планах (отдельных правоохранительных
органов применительно к их задачам и функциям). В зависимости от
предмета и задач планирование может осуществляться в отношении
методов и направлений борьбы с преступностью в целом и с отдельными
видами преступности (организованной, экономической, коррупционной
д.). На федеральном уровне в последние годы активно разрабатыва-
ются и принимаются планы противодействия коррупции (утверждены
указами Президента РФ на 2010–2011 и 2012–2013 гг.).
Поскольку планирование осуществляется на базе краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочных прогнозов, следует выделять и соот-
ветствующие виды планирования.
Однако вне зависимости от вида и уровня планирования оно должно
отвечать принципам обоснованности, реальности, эффективности, от-
ветственности исполнителей, выявления и учета недостатков в планах
на будущее. Основным фактором, определяющим эффективность
планирования, выступает наличие и качество нормативно-правовой
базы, регламентирующей как порядок обоснования необходимости
планов, их разработки, принятия и реализации, так и обязательность
участия, роль и компетенцию правоохранительных органов в этой
Субъектами криминологического планирования являются органы,
ведущие борьбу с преступностью, коллективы ученых и практических
работников. Как правило, субъекты прогнозирования преступности
и субъекты планирования борьбы с преступностью совпадают.
Планы в сфере борьбы с преступностью для успешной их реали-
зации должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они
должны иметь четкую структуру, которая условно позволяет подраз-
делить план на общую (вводную), особенную и заключительную части.
В общей части даются анализ выполнения мероприятий предыдущего
цикла планирования и оценка их результативности, краткий анализ
состояния преступности, цели, задачи, предусматриваются общепро-
филактические меры вне зависимости от специфики отдельных видов
преступлений, общепредупредительные меры криминологической
и виктимологической направленности. В особенной части определя-
ются приоритетные направления борьбы с преступностью, исходя из
криминологической классификации преступлений и с учетом специ-
фики региона, и меры их обеспечения.
Заключительная часть плана
содержит перечисление необходимых для реализации плана ресурсов,
а также порядок, сроки реализации намеченных мер и ответственных
за это субъектов.
Во-вторых, приоритетными направлениями реализации плана
должны выступать мероприятия, направленные на устранение и ней-
трализацию причин и условий, способствующих росту преступности.
Все остальные (сопутствующие) мероприятия должны носить вспомо-
В-третьих, мероприятия, предусмотренные планом, должны носить
обобщенный характер (описывать направления и указывать субъектов
их реализации, а не сводиться к перечислению текущих задач и функций
отдельных органов), но не абстрактный характер и не являться заведомо
невыполнимыми. Кроме того, план должен обладать определенной гиб-
костью, иметь определенный резерв, запас прочности, рассчитанный на
то, что некоторые изменения объективной действительности являются
Наиболее распространенными и весьма эффективными до недавнего
времени были комплексные планы профилактики преступлений, кото-
рые разрабатывались и подлежали реализации в масштабах государства
и отражали одновременно территориальный и ведомственно-отраслевой
подход к борьбе с преступностью. С 1993 г. в России стали использо-
вать федеральные программы по усилению борьбы с преступностью,
принимаемые на двухлетний срок. На региональном уровне субъекты
Федерации на основе федеральных программ принимали свои про-
граммы на один год или несколько лет.
Фактическое игнорирование комплексного подхода в настоящее
время приводит к тому, что нередко программы различных уровней
создаются обособленно, не согласовываются между собой по целям
и срокам их достижения, не подкреплены необходимыми ресурсами,
не обеспечивают единство действий заинтересованных в укреплении
правопорядка государственных и иных организаций.
Источник: all-sci.net