Программа и методика исследований это

Методология исследования – это организация деятельности исследователя, которая состоит из определения предмета и цели исследования, выбора методов и средств, направленных на получение результата.

Для того чтобы соотнести методологию и методику исследований, необходимо обратиться к определению понятий. В основе всего лежит метод, под методом понимают способ достижения определённой цели, которая необходима для решения задач. С. Л. Рубинштейн говорил, что метод — это способ познания, с помощью которого можно познать предмет науки.

Методика

Определение 2

Методика – это совокупность методов и приемов обучения или освоения чего-то либо методов целесообразного проведения работы.

Воплощением метода является любой выработанный способ организации взаимодействия объекта и субъекта исследования на базе определенной процедуры.

Методика, так или иначе, затрагивает все этапы исследования, начиная с наблюдения и сбора материала и заканчивая интерпретацией результатов изученного явления. Важно понимать, что даже самый лучший метод может не дать необходимых результатов без правильной методики.

Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.

Методология

Определение 3

Методология – это учение о методе познания или его совокупности, применяемой в какой-либо науке.

Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

У понятия «методология» есть два значения.

  1. Методология – способы и приемы, применяемые в какой-либо сфере.
  2. Методология – учения о этой системе, теория метода в действии.

«Соотношение методологии и методики исследования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Методология создана, чтобы научить исследователя получать наиболее истинный результат, исследовать внутренние механизмы, логику и организацию знания, учит выявлять законы научного знания.

С помощью методологии можно понять то, как именно надо использовать полученные знания и как с их помощью можно добыть новые. Чем сложнее процессы и явления научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее и продуктивнее идёт развитие методологии.

Три уровня методологии

В настоящее время принято различать три связанных между собой уровня методологии – общенаучную, частную и философскую. Самым высоким и самым общим уровнем является философская методология, которая главным образом опирается на принципы и законы диалектики, которые развивали Платон, И. Кант, Г. Гегель и др.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения процессов и явлений разными научными дисциплинами. К общенаучным способам исследования относят – эксперимент, наблюдение.

В свою очередь частная методология включает методы конкретных наук, например, математические, они же соотносятся с общенаучной и философской методологиями и могут заимствоваться другими науками.

Методология научного исследования

Взаимосвязи методики и методологии

Есть ли взаимосвязи у методологии и методики? Рассмотрим, что из себя представляет методология и методика социологического исследования.

Определение 4

Методология социологического исследования – это методы, использующиеся при проведении различных социологических исследований или опросов.

Методология исследования направлена на изучение выборки отдельных единиц населения, связанные с ними методы сбора информации. Методология социологического исследования состоит из процедур и инструментов, ставящие вопросы, на которые можно получить ответ или которые могут остаться без ответа.

Социологическая методология как область социологического знания сформировалась в XX веке, а направления в ней появились только ближе к середине века, они отличались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.

Читайте также:
Как посмотреть программу говорим и показываем

Адаптация самых общих положений и принципов, которые представляют собой основу социологии к особенностям изучаемых процессов или явлений, нашла свое отражение в методике социологических исследований.

Определение 5

Методика социологического исследования – это совокупность операций, процедур формирования социальных фактов, их обработка и анализ.

Методика исследований представляет собой совокупность приемов, навыков и умений, направленных на организацию и проведение исследования, к примеру, составление анкет.

Методологический раздел программы социологического исследования содержит следующие элементы – проблемная ситуация, объект, предмет, цели задачи исследования, интерпретацию основных понятий, выдвигается гипотеза, Определение выборочной совокупности, которая обследуется, генеральная совокупность и выборка.

Выводы

Многие начинающие исследователи, в особенности студенты не различают методику и методологию и считают, что это одно и тоже, в итоге сталкиваются с трудностями при постановке проблемы научного исследования, собирая в кучу и методы и методику, и методологию, несмотря на то, что методика и методология имеют тесные связи, они все же представляют собой не одно и то же.

Таким образом, методология, метод и методика это очень тесно связанные между собой и взаимодополняющие друг друга понятия. В каждом конкретном случае выбор определенного методологического принципа, зависит только от исследователя, а также от целей и задач самого исследования.

Источник: spravochnick.ru

Разработка методики и программы исследования

При разработке методики особое внимание уделяется проверке модели на достоверность. Именно установление достоверности работы методики позволяет исследователю грамотно разрешить проблему. Одним из проверенных способов подобных проверок является ее опробование с использованием ситуации прошлого периода.

Как только модель проверена на достоверность, она готова к использованию в исследовании. Знаменитый математик Шеннон утверждал так, нельзя считать модель успешной, если она не принята и не применена на практике. Хотя это очевидный факт, но зачастую именно этот этап методики оказывается наитруднейшим. Другой разновидностью моделирования является имитационное моделирование.

Имитация как метод исследования системы управления – это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации – использование некоего устройства для имитации реальной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристики. Аэродинамическая труба – пример физически осязаемой имитационной модели, используемой для проверки характеристик разрабатываемых самолетов и автомобилей. Итак, имитация – это часто самый практичный способ подстановки мо- дели на место реальной системы.

Имитационная модель эксперимента имеет свои входные параметры, возмущающие воздействия и выходных параметры, часто это технико-экономические показатели модели. Воспроизведение процесса развития системы на ЭВМ с использованием датчика случайных чисел, других алгоритмов и подходов – является имитационным. Если результаты моделирования приводят к улучшению выходных параметров, то у менеджера имеется высокая степень надежности в том, что он принимает эффективное решение.

Под имитационным моделированием понимают моделирование с помощью специальных имитационных моделей, которые берут свое начало с 80-ых годов прошлого века. Среди этих моделей различают следующие:

— формализованные численными методами,

— вероятностные алгоритмические языки моделирования,

По существу, в ЭВМ моделируется система, которая строится на основании генерации различных конкретных сигналов самой системы. Существует множество специальных программ, которые определяют количественные, качественные и другие характеристики изучаемой системы. Можно сказать, что с применением подобного моделирования, как метода исследования, переносится реальность в мир виртуальных событий, которые с использованием определенных правил, законов распределения, математической логики и программного аппарата приближают объект к реальному.

Читайте также:
Ваня усович в программе что было дальше

В настоящее время имеется великое множество моделей, позволяющих отрабатывать принятие управленческих решений в тех или иных сферах. Так, концерн «ФИАТ» имеет в своем распоряжении модель автомобильной отрасли, позволяющую имитировать различные управленческие ситуации и тестировать специалистов и менеджеров среднего звена. В экономически развитых странах многие фирмы имеют модель своей отрасли, собственного производства, экспериментирование с которой позволяет разрабатывать и принимать различные управленческие решения. Как правило, вложенные в такие программы средства окупаются в течение одного-двух лет.

Разновидностью имитационного моделирования является метод имитационных игр. В настоящее время имитационные игры получили широкое распространение в качестве, с одной стороны, метода обучения, с другой – инструмента системного анализа, направленного на исследование функционирования сложных организационно-хозяйственных механизмов.

Предшественником современных имитационных игр являются шахматы. Метод имитационных игр применительно к хозяйственным организациям был впервые использован в СССР.

Управленческая игра, названная организационно-производственными испытаниями, использовалась в 1932 г. в качестве организационной и технической базы лабораторных экспериментов на одной из ленинградских ткацких фабрик. В 1955 г. была разработана первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпорэйшн», предназначенная для офицеров службы материального снабжения военно-воздушного флота.

В игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. Следует отметить, что проблематика игры была экономической.

В ходе поисков новых форм обучения, которые позволили бы провести практические занятия в области принятия решений по управлению фирмой, группа ученых Американской ассоциации управления совместно с другими организациями разработала в 1956 г. управленческую игру с применением ЭВМ. Впервые эта игра была проведена 27 мая 1957 г. при участии 20 президентов крупных фирм. Осенью того же года начал работать семинар ассоциации по принятию решений, в котором этой игре уделялось значительное внимание. С тех пор имитационные игры, моделирующие функционирование производственно-хозяйственной организации, стали называться деловыми, или управленческими.

Важным элементом в разработке методик программы исследований можно отнести ролевые игры. Организация реализует определенные функции, которые имитируются в различных ситуациях с использованием внешних и внутренних влияний, изменений качественных и количественных показателей производства.

Кроме того, к научным методам разработки методик и программ исследований следует отнести экстраполяцию, которая представляет собой процедуру перенесения каких либо закономерностей или свойств объекта с одной области на другую во временном периоде. Этот метод можно еще назвать методом прогнозирования, поскольку прогноз может быть получен на некоторый период во временном тренде, но не более чем 1/3 базового.

Этот метод широко используется, особенно в ближайшей и среднесрочной перспективе, поскольку он очень прост в использовании и хорошо отработан математически. К его недостаткам можно отнести буквальный перенос тех отрицательных тенденций, который сложились в прошлом, в будущее объекта, что может стать некой ошибкой. В условиях нынешнего динамично развивающего времени иногда невозможно учесть спорадические кратковременные тенденции в развитии объекта. Самым важным при этом методе является четкое определение параметров именно той ситуации, какая прогнозируется исследователем и на сколько количественные или качественные показатели могут измениться в перспективе.

Кроме рассмотренных в процессе исследования ситуаций могут быть использованы следующие методы:

– Метод измерения позволяет дать в определенных единицах измерения численную оценку исследуемого свойства объекта.

– Метод сравнения позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зависимости от цели исследования).

– Метод абстрагирования основан на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели.

Читайте также:
Звуки программы что где когда

– Метод анализа и синтеза основан на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез).

Для выбора и обоснования методов исследования ситуации можно проводить специальные методологические исследования. Методологические исследования следует понимать как выбор и применение одного из целенаправленных методов, выработку принципиально новых или выявление существенных особенностей имеющейся методики. Их характерными чертами являются:

– объективная оценка конкретного метода;

– выявление новых существенных особенностей его алгоритма и их обоснование;

– разработка нового метода, дающего весомые преимущества при анализе ситуаций;

– историческая преемственность предлагаемого принципиально нового методического решения;

– экономическое обоснование усовершенствованного метода. Расчетно-аналитические методы требуют не только получения точных и достоверных научных фактов, но и математических расчетов.

– определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы;

– установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования;

– определение методики исследования, т. е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;

– определение методов и средств сбора и обработки информации по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы;

– определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.

Основные характеристики объекта исследования, как и сам процесс являются организованными технологическими схемами. По сути, они отражают ту последовательность и комбинаторику самого метода исследования. Под передовой технологией следует понимать вариант эффективного построения исследования.

Для примера строительство здания начинается всегда с фундамента, затем каркаса самого здания, крыши и оснастки. Казалось бы простой Исследовательский процесс. Однако сама технология этого процесса может быть зачастую очень разнообразной. Сначала можно заложить часть фундамента и каркас стен осуществлять на этой части.

Другой вариант, можно параллельно заготавливать элементы крыши и внутренней оснастки. Выбор того или иного варианта зависит от наличия строительных материалов ценовой политики на этот период времени и других объективных показателей. Таким образом, технологические схемы могут быть различными, а эффективному менеджеру важно выбрать именно рациональную технологическую схему и работать с ней в соответствии с реальными потребностями условиями и задачами выполнения.

Наиболее простейшей технологией является линейная. Это последовательное проведение сетевых операций по этапам, постановка задачи, постановки проблемы, выбор метода исследований и реализации проверочных решений на практике. Кроме линейных технологий есть еще масса других связанных пооперационно в единую совокупность, это параллельные технологии, смешанные.

Стадия реализации

Источник: megaobuchalka.ru

Методы исследования, как они есть

Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

Методы исследования, как они есть обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Методы исследования, как они есть

Помощь в написании работы

Что такое научное исследование

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Нужна помощь в написании работы?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru