Парадигма — совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, признанных и используемых учеными на данном этапе развития науки. Понятие введено Г. Бергсоном.
Т. Кун считает, что наука “социология” определяется парадигмой, которая имеет специфическую структуру, включающую вариации представлений о ее предмете, теориях и методах исследования, базирующихся на совокупности оснований. В качестве таких оснований выступают разные концепции: концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма и т.д.
1) отделяющие одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т.п.);
2) проводящие различия между историческими стадиями в развитии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм);
3) разделяющие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западно-европейской социологии).
Понятие “парадигма” шире по объему, чем понятие “теория”.
Эмпирические методы познания. Наблюдение
Теория — это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, содержащая основные научные категории, а также законы, принципы, раскрывающие сущность связей и отношений в реальной действительности.
Метатеория — изучение основных принципов какой-либо совокупности накопленного знания. При этом устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Основные виды метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и связанные с ее дальнейшим развитием.
Метасоциология — это наука, проводящая анализ существующих структур социологии вообще, и ее компонентов — концепций, теорий, моделей. Объект исследования социологии — социальная реальность, а объект метасоциологии — сама наука социология.
4) социальных фактов; сводит социальную реальность к социальным структурам и социальным институтам; социальные факты =реальные вещи.
5) социальных дефиниций; важны не сами соц. факты, а способ, которым они определяются.
6) социального поведения; проблема вознаграждения желаемого и наказания девиантного социального поведения.
7) социально-исторического детерминизма. Осн.элементы — структурные и личностные элементы социальной реальности.
Каждой парадигме соответствуют определенные социологические теории. Сейчас в качестве центральных проблем социологии выдвинуты концепции: Дж. Тернера — проблема социального порядка; Д. Ритцера — уровней социальной реальности. В соответствии с ними начали формироваться новые парадигмы: “социального порядка” и “интегративная социальная парадигма”.
Объект и предмет познания социологии.
Социология изучает только социальное. Социальное -это совокупность общественных отношений данного общества, составленная в процессе совместной деятельности индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (политическая, экономическая и т.п.) всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Уровни научного познания: объясняет Иван Хеорхе | Преподаватели «Фоксфорда» | Обществознание
Социальное есть и результат деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии, что выражается в специфических отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследования, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики, социологии и др.).
Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая специфическим свойством. Когда речь идет об объекте исследования социологии, то познается не целиком общество, культура, человек, а лишь те ее аспекты, которые определяются спецификой данной науки.
Объект науки существует вне и независимо от научного познания, предмет вне такого познания не существует. Предмет науки — это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.
Объектов исследования любой науки может быть бесконечное множество, а её предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен.
Определяющее свойство предмета социологического знания — это совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Объект социологического знания выступает в качестве социальной системы.
Основные категории, законы и функции социологии.
Категории социологии отражают существенные стороны, черты, свойства объекта этой науки. Законы социологии выражают глубинные, сущностные необходимые связи между ними.
Классификация законов может быть:
I. По степени общности:
а) общие (для всего общества);
б) специфические (отдельного элемента социальной системы).
II. По характеру, способу проявления:
а) динамические (однозначная связь);
б) статистические (с определенной степенью вероятности).
Функции социологии.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:
1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;
2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач.
3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития.
4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
Программы и этапы эмпирического исследования.
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана. Обобщая данные в статистические таблицы, и выводя закономерности, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
Эмпирические исследования — исследования, ориентированные на сбор и анализ первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода.
Этапы исследования: а) подготовительный, разработка программы; б) сбор информации (полевой этап); в) обработка полученных данных, г) анализ данных.
Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений.
Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.
В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.).
Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов.
Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемые диапазон и глубину анализа социологических данных.
Программа исследования предполагает решение целого ряда задач:
1) формулировка проблемы;
2) определение цели и задач исследования;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) создание выборки;
5) предварительный системный анализ объекта исследования;
6) формулировка рабочих гипотез;
7) создание инструментария исследования;
9) проведение пилотажного исследования.
Источник: megalektsii.ru
4. Программы и этапы эмпирического исследования.
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана. Обобщая данные в статистические таблицы, и выводя закономерности, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
Эмпирические исследования — исследования, ориентированные на сбор и анализ первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода.
Этапы исследования: а) подготовительный, разработка программы; б) сбор информации (полевой этап); в) обработка полученных данных, г) анализ данных.
Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений.
Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.
В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.).
Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов.
Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемые диапазон и глубину анализа социологических данных.
Программа исследования предполагает решение целого ряда задач:
1) формулировка проблемы;
2) определение цели и задач исследования;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) создание выборки;
5) предварительный системный анализ объекта исследования;
6) формулировка рабочих гипотез;
7) создание инструментария исследования;
9) проведение пилотажного исследования.
5. Структура и процесс социологического исследования.
Конкретное социологическое исследование (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте для решения фундаментальных и прикладных задач.
Этапы:
3) подготовка к обработке и обработка информации;
4) анализ информации и подготовка итогов исследования.
На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается ее концепция, готовится программа исследования, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.
Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на службе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных.
Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ. Исходя из первичной информации, невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений. Суть этого трансформирования – обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.
Анализ информации и подготовка итогов документов – заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Главным инструментом социологического анализа являются статистика и использование ЭВМ.
В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.
Различают три основных вида социологического исследования:
1) пилотажное (разведывательное) — пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе.
2) описательное предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием.
3) аналитическое — самый углубленный вид, цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.
Источник: studfile.net
Правила проведения эмпирического социологического исследования
Социологические исследования нацелены на изучение конкретного явления и отношения к нему со стороны общества или определенной группы (объекта). В зависимости от вида научного изыскания разнятся подходы и методы сбора и обработки данных, глубина погружения в тему/проблематику и пр. Одним из самых надежных НИР в социологии считается эмпирический подход, о котором мы расскажем ниже.
Социологические исследования нацелены на изучение конкретного явления и отношения к нему со стороны общества или определенной группы (объекта). В зависимости от вида научного изыскания разнятся подходы и методы сбора и обработки данных, глубина погружения в тему/проблематику и пр. Одним из самых надежных НИР в социологии считается эмпирический подход, о котором мы расскажем ниже.
Эмпирическое социологическое исследование – это…
Эмпирическое социологическое исследование представляет собой комплекс действий, нацеленных на получение максимально надежного и достоверного научного результата посредством прямого контакта с объектом исследования и целевыми фигурами. «Эмпирический» в дословном переводе с английского языка означает «полученный опытным путем».
Исходя из данной трактовки, можно сделать вывод: эмпирическое социологическое исследование – это научно-прикладное изыскание, в котором исследователь проводит эксперимент с целью непосредственного контакта с респондентами и получения данных из «первых уст» с учетом воздействующих факторов и обстоятельств.
Проведение данного вида НИР – емкое и сложное, кропотливое и тщательно спланированное дело. Ключевым принципом исследования в данном случае выступает поговорка «доверяй, но проверяй», так как автор проекта неоднократно будет перепроверять полученные данные для получения максимально точных результатов и формирования корректного вывода (а при необходимости и рекомендации).
Характерными чертами эмпирического социологического исследования являются:
- Обязательное проведение эксперимента, основанного на тесном контакте интервьюера (автора) и контрольной группы (респондентов, общества, выборки и пр.);
- Планирование программы социоисследования: определение периода проведения, формирование списка вопросов (точность формулировок, варианты ответа, критерии оценки);
- Многоэтапный аналитический процесс с тщательной перепроверкой полученных данных, фактов и тенденций;
- Все выводы формулируются на основе собранных данных.
Нужна помощь преподавателя?