Организация: ГБОУ «Школа №1468» СП дс №2580
Населенный пункт: г. Москва
Что лучше группа полного дня или группа кратковременного пребывания ? Нужно ли вообще отдавать ребёнка в ГКП , ведь дети находятся в саду всего 3ч.30 мин., без питания , без «тихого часа» ? Эти вопросы часто интересуют многих родителей . «Сколько людей , столько и мнений». Опираясь на опыт работы в группе кратковременного пребывания ,и с точки зрения педагога-психолога , хочу сказать ,что дети , часто посещающие ГКП , легче адаптируются в группе полного дня , спокойно переносят «расставание» с мамой , с удовольствием включаются в любую деятельность ( игровую , продуктивную) . Есть родители , которые считают , что нет смысла водить детей в сад на 3ч.30 ,лучше сразу отдать ребёнка на полный день в детский сад . Я считаю это мнение ошибочным , прежде всего потому ,что все дети разные , кто-то быстро и легко адаптируется и может сразу безболезненно остаться в группе , а кто-то будет проходить такую же адаптацию , которую дети проходят с 1,6 до 3 –ёх лет , в этот период адаптация проходит легче , т.к . «отлучение» от мамы происходит постепенно , по мере привыкания малыша к новой обстановке ,детям , воспитателю. В группе полного дня адаптационный период сокращается ,так как многие родители выходят на работу и потому ограничены во времени , «расставание» с мамой воспринимается малышом болезненно , что может привести к слезам , капризам , к нежеланию ребёнка посещать дошкольное учреждение и как следствие ребёнок начинает часто болеть . ГКП – это первый шаг к лёгкой адаптации ребёнка. Некоторые дошкольные учреждения , в качестве эксперимента , увеличили время пребывания детей в адаптационной группе до пяти часов , при этом дети завтракают и обедают в саду , но не спят. Для скорейшего привыкания к детскому саду , режим дня в ГКП , приближен к режиму в группе полного дня.
отдавать ли ребенка в детский сад? ГКП- группа кратковременного пребывания
Исходя из выше сказанного , можно определить основную цель группы кратковременного пребывания.
Цель: адаптация и социализация детей раннего возраста .
Для чего и для кого нужна адаптационная группа ?
Эта группа предназначена для:
- детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
- родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми , развивать их способности.
- привыкания (адаптации) ребёнка к группе полного дня в детском саду , общения детей со сверстниками и взрослыми(социализации).
В группу кратковременного пребывания (адаптационная) принимаются дети в возрасте от 1г.6м. до 3 лет.
Основное отличие адаптационной группы от группы детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.
В сравнении с группой детского сада специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 5 раз в неделю на 3 ч. 36м, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
ГКП Что? Зачем? Как? / Группа кратковременного пребывания
В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.
Принимая во внимание такую специфику, в детском саду была разработана образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни
Педагоги ДОУ стараются осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время игр и образовательной деятельности, мама вернется и обязательно заберет его.
Задачи группы кратковременного пребывания:
- в естественной и мягкой форме адаптировать детей к условиям данного образовательного учреждения;
- разработать индивидуальные программы игровой , продуктивной деятельности ; организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- помочь детям получить опыт ранней социализации, научить их играть со сверстниками;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональную устойчивость , с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
- знакомить родителей с современными видами игровых средств обучения;
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками.
- развивать познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора.
Основные виды деятельности:
- Игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения ( психических процессов )
- Игры и упражнения , направленные на сенсорно – моторное развитие детей
- музыкально-эстетическая
- физическая культура (укрепление физического здоровья детей)
- Расширение кругозора в увлекательной форме.
- Продуктивная деятельность (направленна на раскрытие творческого потенциала через лепку, рисование, конструирование и аппликацию).
С детьми работаю такие специалисты , как :
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физической культуре
- Педагог-психолог
Специалисты детского сада стараются установить с ребенком такие отношения, чтобы:
- детский сад вызывал у него положительные эмоции
- ребенок мог быстро и легко привыкнуть к новой для него организации жизни , обстановке и ориентироваться в ней
- помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В группе кратковременного пребывания дети учатся общаться , играть и любить детский сад.
- Даминова М.Р., Петюренко С.Ю. Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ . Издательство: Детство-Пресс, 2013
- Бахаровская М. Н. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа . Издательство: Учитель, 2013 . Серия: Руководителю ДОУ
- Трифаненкова С. В. и др. Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет: программа, тематическое планирование, разработки занятий . Издательство: Учитель, 2011 . Серия: Методическая работа в ДОУ
- Долженко Е.А. и др. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. Издательство: Учитель, 2015 .Серия: Методический портфель ДОО
- Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры . Авторы-составители: Долженко Е.А. и др. Издательство: Учитель, 2015 . Серия: Методический портфель ДОО
- Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия ; Издательство: Учитель, 2015 Серия: В помощь психологу ДОУ
- Боброва Т.А. Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. Издательство: Детство-Пресс, 2013
- Галанов А.С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к ДОУ. – М.: Книголюб, 2004.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов – на Дону: Феникс, 2005.
Источник: www.pdou.ru
Готовим малыша к детскому садику: адаптационные группы кратковременного пребывания
Группы кратковременного пребывания существуют при детских садах в виде адаптационных или развивающих групп, в которых детки находятся по три-четыре часа в день. Адаптационные группы кратковременного пребывания – замечательный помощник для мам, которые хотят плавно подготовить своего малыша к посещению детского сада.
Здесь малыш сможет постепенно, без резкого перехода привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу и обучающему процессу. В адаптационных группах ребенок всего несколько часов в день занимается интересными для него делами, развивающими играми и делает это поначалу вместе с мамой, что для малышей очень комфортно. И только потом он начинает заниматься самостоятельно в группе сверстников, понемногу привыкая к разлуке с мамой.
Лучшее время для того, чтобы ваш малыш начать посещать группу кратковременного пребывания, – двухлетний возраст. Раньше малышу будет слишком тяжело приспособиться к новым условиям. Большинство детишек в возрасте около двух лет уже за два-три месяца прекрасно осваиваются в новой обстановке и начинают получать от нее удовольствие.
Относиться к выбору группы кратковременного пребывания нужно так же ответственно, как и к выбору детского сада. Ведь от того, каким будет первый опыт пребывания ребенка в условиях, похожих на условия детского садика, во многом зависит его дальнейшее восприятие детского сада и отношение к необходимости его посещать.
Выбирая группу кратковременного пребывания для своего ребенка, точно так же, как при выборе детсада, обязательно посетите ее лично. Совершенно неважно, работает ли эта группа при том же детском садике, куда впоследствии вы планируете отдать ребенка. Главная цель здесь – не приучить ребенка к условиям какого-то конкретного детского сада, конкретным воспитателям, а приучить его к условиям коллективного воспитания и обучения и дать ему положительный опыт пребывания в коллективе других детей. Воспитатели и одногруппники в детском садике все равно будут меняться, поэтому не ставьте себе задачу водить его в тот же садик, а найдите такую группу, в которой ему будет комфортно.
Другой важный момент – условия группы кратковременного пребывания должны быть как можно более близки к условиям детского сада, который ваш малыш будет потом посещать. Идеально, чтобы в группе было несколько отдельных помещений, как и в детском саду: гардероб с индивидуальными шкафчиками, туалет с раковиной и горшками, игровая комната и зал для занятий с партами. Очень хорошо, если программой предполагаются прогулки на площадке, проведение различных утренников и праздников, празднование дней рождения детей. В таком случае условия будут максимально приближены к условиям полноценного детского садика. Ну и, конечно, нужно обратить внимание на то, как составлена развивающая программа для малышей, ведь важно не только, чтобы они привыкли к обществу сверстников, но и начали активно развиваться под руководством хороших специалистов.
Готовя своего малыша к посещению группы кратковременного пребывания, постарайтесь посещать детские парки и площадки, где он сможет познакомиться с другими детьми и начать общаться. В ходе прогулок и игр на детских площадках, когда вы видите, что ваш ребенок радуется новым друзьям и получает удовольствие от игр с ними, потихоньку начните проводить ассоциацию между этим положительным опытом и словами «детский садик». Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей и их детей, чтобы разнообразить его круг общения. Если в группу будут ходить дети, с которыми ваш малыш уже познакомился, то адаптация пройдет еще легче. Ну и, наконец, постарайтесь максимально приблизить домашний режим ребенка к режиму дня в соответствующей адаптационной группе.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Источник: www.proaist.ru
Группы кратковременного пребывания (ГКП): стоит ли отдавать туда ребенка
Есть такое понятие, как «домашние» дети – это малыши, которые до школы не посещали детский сад, а находились полностью под присмотром родителей (или одного из них), няни или бабушки с дедушкой. Педагоги и психологи уверяют, что «домашнего» ребенка очень легко отличить от сверстников – он замкнут, стеснителен или, наоборот, агрессивен, словом – проявляет качества характера, которые не позволяют ему влиться в коллектив и чувствовать себя комфортно в школе. А это, в свою очередь, мешает его развитию и обучению.
Решение не отдавать малыша в детский сад зачастую не блажь, а проявление искренней родительской любви. Не секрет, что многие дети тяжело привыкают к дошкольным учреждениям и при виде их слез при расставании у мамы душа разрывается, а некоторые крохи закатывают такие истерики, что куда проще прижать ребенка к себе и бегом бежать домой, лишь бы избавить его от этого «ада». Чтобы малыш мог быстрее адаптироваться к детскому саду, почти при любом детском дошкольном учреждении функционируют группы кратковременного пребывания детей от года до 3 лет. Давайте разберемся, в чем их особенности и каким образом они могут помочь и ребенку, и его родителям.
Как определить, отдать ребенка в ГКП или нанять для него няню?
Что такое группа кратковременного пребывания в детском саду
В отличие от яслей, куда малышей до трех лет отдают на полный день, в ГКП дети проводят всего лишь 3 часа. Если утрировать, можно сказать, что это своеобразные экспресс-ясли, которые решают следующие задачи:
- социализация ребенка;
- адаптация его к условиям пребывания в детском саду;
- всестороннее развитие, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями малыша.
Особенности групп кратковременного пребывания в том, что воспитатели в них не просто присматривают за ребенком в течение дня и время от времени проводят игры и занятия, а в условиях ограниченного времени максимально полно развивают его память, мышление, воображение, учат взаимодействию с другими детьми, прививают навыки самостоятельности.
Нужна ли няня ребенку?
В качестве альтернативы детским садам в целом и ГКП в частности многие родители выбирают няню. Плюсы данного решения:
- Ребенок все время находится под присмотром.
- Соблюдается индивидуальный режим – кормление, прогулки, сон.
- С ним играют и проводят обучающие занятия.
Минусы: вы не можете быть абсолютно уверены, что ему будут предоставлены все перечисленные плюсы. Пуская в дом постороннего человека, даже если у него на руках ворох положительных рекомендаций и корочка выпускника педагогического вуза, вы полагаетесь лишь на его добрые намерения и ответственность.
У групп кратковременного пребывания тоже есть свои сильные и слабые стороны. Их плюсы:
- Социализация. Ребенок общается со сверстниками и со взрослыми педагогами, учится адекватно реагировать на проявление к нему внимания со стороны чужих людей и доброжелательно взаимодействовать с ними.
- Развивающие занятия. В ГКП предусмотрены все виды занятий, направленных на развитие малыша, – лепка, рисование, конструирование, физкультура, музыка и др.
- Наблюдая за другими детьми, ребенок приобретает новые навыки использования предметов окружающего мира, учится самостоятельности.
- В ГКП не предусмотрено питание детей, только питьевой режим. Поэтому перед тем, как отводить в группу ребенка, необходимо убедиться, что он сытый.
- Все дети разные и по-разному реагируют на уход родителей. Кого-то педагог и новые игрушки смогут увлечь сразу, а кто-то может оказаться не готовым расставаться с мамой, несмотря на все старания воспитателя.
- В ГКП, как и в группе полного дня детского сада, ребенок может заразиться заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.
Задавая себе вопрос «Что лучше для ребенка – няня или ГКП?», тщательно взвесьте все плюсы и минусы одного и другого решения.
И у ГКП, и у найма няни есть свои плюсы и минусы
Как попасть в группу кратковременного пребывания
Группы кратковременного пребывания работают, как правило, во всех детских садах. Но прежде чем отдавать своего малыша в ближайшее к дому дошкольное учреждение, посетите его и убедитесь, что предлагаемые в нем условия вас устраивают:
- Не во всех ГКП родителям разрешено присутствовать на занятиях с детьми даже первое время или забирать ребенка раньше положенного.
- Количество детей в группе тоже может сильно разниться. Убедитесь, что по сравнению с обычной группой оно минимальное – желательно, не более 10 малышей.
- Пообщайтесь с воспитателями, вы должны оценить, кому вы доверяете ребенка. Кроме того, зачастую в ГКП предполагается ознакомление родителей с обучающими игровыми занятиями: убедитесь, что воспитатели готовы с вами взаимодействовать.
В ГКП попадают так же, как в любую другую группу детского сада. Если вас устроят все предлагаемые условия, поговорите с заведующей о возможности приема в группу, чтобы убедиться, что для вашего ребенка есть место. Подготовьте необходимые документы (свой паспорт, свидетельство о рождении ребенка и о его месте проживания) и оформите заявку на путевку в ГКП, например, через сайт «Госуслуги».
Имейте в виду, что во многих детских садах пребывание ребенка в такой группе не является обязательным условием для дальнейшего зачисления его именно в данное учреждение на полный день. И что вы в любой момент сможете перестать водить туда своего малыша, если заметите, что это доставляет ему сильный эмоциональный и психологический дискомфорт.
Что бы вы ни выбрали, главное, чтоб ребенок был счастлив
Источник: ivadesign.ru
Группа кратковременного пребывания (ГКП)
Это группа в детском саду, которую посещают малыши от 1,5 до 3-х лет. Группа работает три часа в день с 9.00 до 12.00. Это государственная услуга и предоставляется всем желающим подавшим необходимые документы и вставшим в очередь. В детском саду, как правило, формируется две группы ГКП, в каждой из которых по 17 детей.
Зачисление. В группу ГКП зачисляют как в обычный детский сад. Необходимо подать документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, прописка (или регистрация по месту проживания). Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления.
В первую очередь места получают дети, у которых местная прописка и льготники, далее дети у которых временная регистрация. Если вы зачислены, то вам приходит вот такое уведомление на электронную почту или звонят по телефону.
При поступлении необходимо сделать и сдать медицинскую карту ребенка, поступающего в детский сад, а так же 1 сентября принести справку о контактах с анализами (моча, общий анализ крови, энтеробиоз и яйца-глист).
Детский сад оформляет с родителями договор об образовательных услугах в двух экземплярах, один из которых выдается родителям на руки. Обязательно прочитайте его, чтобы быть в курсе ваших прав, а так же ответственности. Именно этим документом регулируются взаимоотношения между ДОУ и родителями. Если у вас будут возникать спорные вопросы ответы следует искать именно в этом документе.
Питание. Питания в группе кратковременного пребывания (ГКП) не предусмотрено, только питьевой режим. Подразумевается, что родители приводят в детский сад детей после завтрака и забирают их перед обедом.
Адаптация. Адаптация в группе кратковременного пребывания мягкая. Родителям разрешается заходить в группу, находиться какое-то время с детьми, постепенно уходить и оставлять их с воспитателем. Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса. Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка.
Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей, приводить их на чуть-чуть, 30 минут — это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.
Занятия. В группе кратковременного пребывания с детьми проводят развивающие занятия. По одному или по два занятия в день. Занятия классические: лепка, рисование, конструирование, аппликация.
Расписание в группе выглядит примерно так:
Понедельник: 9.15-9.25 — Музыкальные игры. 10.10- 10.20 — Дидактическая игра.
Вторник: 10.00 — 10.10 — Развитие движений. 10.20 -10.30 — Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).
Среда: 10.00 — 10.10 — Дидатическая игра. 10.20 -10.30 — Развитие речи.
Четверг: 10.00 — 10.10 — Развитие движения. 10.20 — 10.30 — Игры со строительным материалом.
Пятница: 10.10 — 10.20 — Развивающие игры. 10.30 — 10.40 — Музыкальные игры.
Сборы средств. Как правила в группу кратковременного пребывания ничего сверх естественного не требуется. Родителям предлагается организовать родительский комитет и сброситься на подарки или цветы воспитателям на праздники. Наша группа скидывается один раз в год по 2 000 руб. Игрушки, гигиена и так далее ничего не потребовалось.
Оплата за ГКП. В московском детском саду месячная оплата за группу кратковременного пребывания — 1 500 рублей. По желанию можно подать заявление на компенсацию части оплаты, которая будет приходить на вашу карточку. Заявление оформляется в момент подписания договора с ДОУ и отдается заведующей детским садом.
Работа группы ГКП описана на примере одного из детских садов Москвы. А как у вас организована работа ГКП? Ждем ваших мнения в комментариях или на почту сайта. Спасибо за участие!
Автор — Анна Иванова.
Источник: deti-club.ru