Автор
Разработать «новый социальный контракт» Путин поручил хорошо знакомому ему по Петербургу чиновнику Герману Грефу. К моменту этого поручения он уже был первым заместителем министра госимущества. Греф стал руководителем Центра стратегических разработок (ЦСР) на общественных началах.
Официальная церемония открытия центра прошла 23 декабря прошлого года в Александер-хаусе на Якиманской набережной. Путину написали вступительную речь. Тогдашний премьер счел ее слишком претенциозной и отдал Христенко. Тот начал с того, что подвел итоги парламентских выборов: «Общество сделало выбор в пользу демократических ответственных сил и встало на пороге перемен.
Ему нужны идеология и стратегия. Нам нужны программы, рассчитанные не на 500 дней, а на 10 лет. Хватит работать в режиме пожарной команды!» Зал застыл, и только Александр Лившиц еле слышно отозвался: «Хорошо бы для начала написать план на год».
Христенко запнулся. Он сам привык планировать максимум на год вперед. Но затем, увидев в тексте знаковые слова «Россия не будет темной лошадкой с криминальным лицом», по-видимому вспомнив дело Bank of New York, приободрился и резко бросил: «Ее уже никто не сможет изолировать!» Спорить никто не стал. После чего были конкретизированы задачи Центра Грефа, российского общества и государства. Центр должен выработать систему национальных приоритетов, нация — объединиться вокруг них, а государство на их основе заключит «новый социальный контракт» с обществом.
Экономические реформы 2000-х — Путин, Касьянов, Кудрин, Греф и другие [Лихие 2000]
Присутствовавшие в зале академики прослезились. «Мы не разрабатывали серьезных программ со времен Комплексной программы научно-технического сотрудничества, одобренной ЦК КПСС в 1985 году»,— вздохнул президент РАН Юрий Осипов.
На выработку программы Путин отпустил всего девять месяцев — окончательный вариант должен был быть готов к сентябрю. Тогда Путин еще не верил в то, что Ельцин выполнит обещание и уйдет в отставку 31 декабря 1999 года и программа понадобится значительно раньше.
Текст
Однако вначале разработчики «нового социального контракта» не торопились. ЦСР разослал предложения о сотрудничестве более чем 100 научным центрам. Те тут же прислали свои работы. Ученые, не востребованные властью почти 10 лет, с энтузиазмом стали делиться с центром трудами, зачастую написанными и пять, и семь лет назад.
Бизнесмены, зная о близости руководства ЦСР Путину, наперебой предлагали центру финансовую помощь. Греф, кстати, утверждал, что многие действительные разработчики программы работали на ЦСР бесплатно — за идею, а зарплату продолжали получать на прежних местах работы, например в банках и инвесткомпаниях. Источники «Ъ» уверяют, что $10-15 млн было все-таки потрачено — на аренду помещений в Александер-хаусе и номеров в президентском доме отдыха «Ватутинки», на гонорары авторам и прием приезжавших в Россию заокеанских монетаристов.
На многочисленных семинарах экономисты, юристы и политологи спорили о национальных приоритетах и либеральных реформах. Но сформулировать что-нибудь внятное не удавалось. Оппоненты Грефа в правительстве стали говорить о том, что ЦСР в принципе не способен родить программу. Путин занервничал. То, что его избрали 26 марта президентом без национальной идеи, его не волновало.
Полностью расследование об офшорной империи Германа Грефа смотрите на нашем канале
Но он с самого начала намекал, что хотел бы войти в историю как реформатор России. Греф понял, что дело может кончиться преждевременной отставкой, и уже к концу марта подготовил для президента 40-страничную концепцию либеральной реформы власти и экономики.
Первое серьезное обсуждение концепции Грефа прошло в кремлевском кабинете Путина 30 марта. К Путину пришли, кроме Грефа, Андрей Илларионов, Михаил Касьянов и Александр Волошин. Касьянов и Волошин были настроены скептически. Илларионов, наоборот, напирал на то, что либеральные реформы в России вполне реализуемы, надо просто действовать жестче и целеустремленнее.
В частности, Илларионов предлагал резко снизить госрасходы с нынешних 36% ВВП до 30 или даже 20% — только такие сокращения и могут обеспечить ежегодный 10-процентный экономический рост. Путину это понравилось, и он назначил Илларионова своим экономическим советником, поручив ему вместе с тремя остальными участниками встречи превратить концепцию Грефа в полноценную программу.
Редактор
В начале мая в Сочи, на дачу президента «Бочаров ручей», приехали три либерала: Греф, Илларионов и примкнувший к ним Алексей Кудрин. Сначала они договорились друг с другом. В частности, было решено включить в будущую программу предложение Илларионова о резком снижении таможенных пошлин.
Затем они договорились с Путиным, что все главные авторы программы либеральных реформ получат ключевые посты в правительстве. Ударили по рукам. Путин, как видно, контракт выполняет. Во всяком случае, пока.
Вообще, Путин остается ключевым звеном в либеральных реформах. Только благодаря его власти и давлению правительство Касьянова и группировка Волошина скрепя сердце готовы выполнять — хотя бы внешне — программу Грефа, которая была наконец отправлена из Центра стратегических реформ в Белый дом и Кремль 24 мая.
Первая же реакция Касьянова на программу Грефа, как утверждают источники Ъ, была более чем эмоциональной: «Гора родила мышь. Хорошо, что не таракана». Проходя утверждение в Думе, Касьянов играл на том, что никакого отношения к программе Грефа не имеет. Однако такая позиция оказалась заведомо проигрышной. Во-первых, премьер не успел подготовить альтернативный документ.
Новую экономическую программу Юрия Маслюкова (с которым Касьянова связывают давние деловые отношения), где во главу угла были поставлены госинвестиции в экономику, нельзя было признать серьезным конкурентом хотя бы потому, что у Грефа центр тяжести был не в экономике, а в реформе власти. Во-вторых, Путин не прощает подчиненным попытки спустить на тормозах свои решения.
Тогда Касьянов изменил тактику. Он стал правоверным либералом, полностью поддержал налоговую реформу и прочие либеральные нововведения. Но на заседании правительства 28 июня премьер разыграл простейшую интригу, которая, тем не менее, дала ему в руки все козыри. План первоочередных действий по реализации долгосрочной программы Грефа был принят без особых оговорок.
А вот сама программа по предложению, высказанному Сергеем Глазьевым, была отправлена на обсуждение в научные коллективы. До осени. И вообще, как проговорился председатель Счетной палаты Сергей Степашин, «ежегодно в программу могут вноситься изменения». В общем, по словам одного правительственного чиновника, «ученые — это страшно, они что угодно замотают».
В тираж!
Историю о программе Грефа хотелось бы завершить старой экономической притчей. На необитаемый остров попали три человека без всяких средств к существованию: инженер, химик и экономист. Случайно они нашли банку с тушенкой. Инженер собрал из подручных материалов ударный механизм — банка только расплющилась. Химик поместил ее в агрессивную океанскую среду — тоже безрезультатно.
Тогда экономист предложил: «Давайте представим, что у нас есть консервный нож».
Мораль этой истории проста: еще ни одна экономическая программа, особенно в России, не выполнялась по существу. И банку тушенки так до сих пор и не открыли.
Программу Германа Грефа читайте здесь.
- Журнал «Коммерсантъ Власть» №26 от 04.07.2000, стр. 20
- Константин Смирнов подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Программа грефа что такое
Бум (претензий —Л.Л.) на написание программ был исключительно борьбой за министерские портфели. Просто если бы программу Грефа однозначно объявили официальной стратегией государства, это означало бы существенное усиление во власти команды Чубайса. и так далее. А затем следовали конкретные предположения какие министерские посты кому должны будут достаться в случае победы той или иной группы. [c.277]
Сочетание двух обстоятельств заработавшего, наконец, рынка в России и новой ситуации на мировом рынке энергоресурсов, — именно оно определило главные особенности как самой программы Грефа , так и ее реализации в дальнейшем. [c.280]
В программе Грефа на первое место был поставлен раздел Социальная политика , в котором сформулированы принципы и задачи проведения назревших реформ налоговой и пенсионной системы, образования, здравоохранения, а также политики в сфере культуры, жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства и, наконец, в области трудовых отношений и занятости. Об этих реформах и их непростой судьбе мы подробнее поговорим в следующих параграфах книги. [c.282]
Второй раздел программы Грефа был посвящен задачам модернизации экономики. В нем были, в основном, изложены пути решения трех взаимосвязанных задач [c.282]
Впрочем, давайте обратимся к рассмотрению избранных мест программы Грефа, имеющих наибольшее, как представляется, значение для судеб страны. Посмотрим, что удалось, что — нет. [c.284]
Одна из реформ, предусмотренных программой Грефа, как мы помним, — налоговая. Значение налогов преувеличить нельзя. Более того, как выразился в свое время бывший премьер-министр В.Черномырдин, известный замечательной афористичностью высказываний, без налогов нет государства . Точнее не скажешь [c.285]
В программе Грефа важное место занимало реформирование основных областей социальной жизни (здравоохранения, образования, культуры и др.) и, конечно, пенсионной системы. Впервые было прямо и честно сказано ресурсы и возможности государства не безграничны. Отсюда следуют такие общие принципы [c.290]
За прошедшие с тех пор годы изменилось, конечно, многое. В декабре 2001 года проблему поддержки и развития малого и среднего бизнеса вновь всесторонне обсудил Государственный Совет Российской Федерации. В 2002 г. была принята новая Программа поддержки малого бизнеса.
В рамках дерегулирования экономики, которая предусматривалась программой Грефа, удалось несколько упростить регистрацию предприятий, упорядочить контроль за их деятельностью (снизить частоту проверок). С 40% до 62% выросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Но главные требования так и остались не выполненными. Грубо говоря, ни денег не дали, ни свободы. [c.330]
В 2000 году начался новый, второй этап экономических реформ. Его контуры были определены Стратегической программой Грефа, первые плоды которой проявились уже в этом году в мае в Государственную Думу были внесены законопроекты, означавшие коренное реформирование налоговой системы. Был разработан и первый пакет нормативных актов, направленных на дерегулирование экономики (упрощение порядка регистрации предприятий, лицензирования, упорядочение надзора над бизнесом со стороны контрольных органов), [c.364]
Легко убедиться, что некоторые из этих советов совпадают с отдельными положениями программы Грефа (не исключаю, что ее авторы учитывали, среди прочих, и этот документ). Тем более, его влияние просматривается в тех мерах по расширению государственного сектора, которые, как мы видели, предпринимаются последнее время президентом и правительством. Пойдут ли они на пользу экономике и — главное — повышению уровня жизни народа, в свете всего изложенного в этой книге, — большой вопрос. Впрочем, жизнь покажет. [c.374]
Пресса называет нынешнюю экономическую программу правительства программой Грефа . Но ясно, что написать и сформулировать ее не под силу одному человеку. Не знаете, кто истинный автор программы [c.56]
В настоящее время Государственная Дума приступила к обсуждению экономической программы Правительства, разработанной Центром стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Программа предусмотрена на 10-летний период. Первый этап должен охватить 1,5 года под названием Россия политика, экономика, власть . На этом этапе формируется законодательная база бюджетной реформы, включая налоговую реформу, разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему. [c.71]
Надо сказать, что с самого начала вокруг Центра Грефа развернулась острая политическая борьба, причем в самых разных формах прежде всего, как это часто бывает на Руси, в форме дворцовых интриг , но также и в форме полемики в прессе, в парламенте, в научном сообществе — на конференциях и семинарах. Когда началась работа над долгосрочной программой развития Российской Федерации до 2010 года, в печати стали появляться невесть как попавшие туда черновые фрагменты и никем не утвержденные проекты, которые подвергались критике и сенсационным разоблачениям стали распускаться слухи о том, что премьер-министр Михаил Касьянов с интересом читает [c.276]
В каком-то смысле, в качестве обобщающей идеи Программы была предложена идея заключения нового социального контракта (как тут не вспомнить теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо ). Составители проекта объясняли ее так Прогресс достижим только в результате объединения усилий власти и самого общества в деле создания страны, способной дать достойное существование своим гражданам и тем самым занять достойное место в мировом сообществе . Стержнем общественного договора был объявлен приоритет гражданина над государством. Читаем Человек, его права и интересы — насколько возможно, государство, гарант этих прав — насколько необходимо . Если читатель помнит Введение к нашей книге, он сразу поймет во главу угла здесь поставлены основополагающие принципы демократии и либерализма. Применительно к экономике это требует, с одной стороны, повышения эффективности государства, его укрепления (для чего в Центре Грефа вынашивалась идея административной реформы), а с другой стороны, снятия помех, сковывающих инициативу людей, затрудняющих их деятельность,— для чего необходимо так называемое дерегулирование экономики. [c.279]
Согласно программе Грефа, социально-экономическое и политическое развитие России должно было происходить на основе следующих принципов4 [c.278]
Здесь уместно привести весьма категорическое мнение о программе Грефа, высказанное одним из руководителей КПРФ Валентином Купцовым Яуверен, что жизнь в 2001 году ухудшится. Основой ухудшения станет экономическая программа Грефа. .7 [c.284]
Контуры второго этапа земельной реформы были обозначены в программе Грефа. В октябре 2001 года был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, при этом Земельный кодекс 1991 года и Закон о земельной реформе 1990 года были отменены. Следом, в июле 2002 г., был принят Закон об обороте сельскохозяйственных земель.
Как в один голос утверждают эксперты, он заложил основы цивилизованного земельного оборота в стране. Между тем, такая оценка явно преувеличена. К этому времени в негосударственной собственности находилось лишь 7% общего земельного фонда страны (около 130 млн. га). Новый Кодекс должен был ввести в деловой оборот еще около 2 процентов земель.
Несмотря на, эти, казалось бы, столь незначительные проценты, вокруг законопроектов несколько лет кипели нешуточные политические страсти. Принципиальный вопрос о форме собственности был уже решен, просто оппоненты законопроекта (в основном депутаты от КПРФ) как-то об этом забыли и повторяли свои давние-давние аргументы против частной собственности на землю. Особенно яростно они протестовали против предложения о приватизации земельных участков в городах, поселках и, что наиболее важно — под предприятиями. Между тем, прежде, из-за отсутствия законодательной базы, земельные участки продавались и покупались неофициально, с разрешения местных чиновников. Это была одна из самых коррупционно-опасных сфер общества. А теперь, после принятия нового Земельного кодекса, каждый гражданин или юридическое лицо получали право покупать такие участки на вполне законных основаниях, без взяток. [c.302]
В результате бюджетного кризиса многократно снизилось финансирование образования, здравоохранения, культуры. Заработная плата более 80% занятых в этих сферах работников не превышает прожиточного минимума.
Очередная смена реформаторов осуществила очередное чудо . Если на Западе провозглашена борьба с бедностью , у нас, как заявил министр экономического развития Герман Греф, наша программа подразумевает как раз попытку бороться не с богатыми, а с бедными . В соответствии с этой программой ставка подоходного налога увеличена с 12 до 13% для основной массы российских граждан, уменьшена с 35 до 13% для обогатившихся за счет этой массы олигархов, чиновников, депутатов и других удачливых участников раздела и передела собственности и власти. Олигархи законодательно обеспечили себе получение таких налоговых льгот, о которых даже мечтать не смеет ни один западноевропейский и японский бизнесмен. А увеличение на один процент налога с бедных означает изъятие у них не менее 25 млрд. рублей в год. Этим обеспечивается еще один громадный кусок бесплатного сыра олигархам. Даже согласно докладу Минтруда оплата труда работников бюджетной сферы опустилась ншюе величины прожиточного минимума трудоспособного населения . В очередной раз за реформаторские потуги принуждают платить наименее обеспеченных — работников образования, здравоохранения, культуры, науки, миллионы рабочих, сидящих на зарплате. Введение единой ставки подоходного налога с физических лиц еще больше увеличит различия в уровне жизни населения и еще сильнее разведет страну бедняков и страну богатых . [c.118]
Вашингтонский консенсус основан на принципе дерегулирования экономики, ухода государства из сферы регулирования экономических и социальных процессов. Несмотря на изменение словесных названий, когда слово дерегулирование заменили на слово дебюрократизация , суть дела продолжает оставаться такой же, какой она была заложена изначально в проекте программы Г. Грефа. В соответствии с ней доля государства в расходах расширенного правительства существенно снижается. [c.23]
С другой стороны, набирающая обороты имущественная экспансия государства — будь то общеэкономическая стратегия, тривиальный передел собственности в пользу околовластных кланов или сопротивление заинтересованных министерств — объективно выводит из приватизационного процесса наиболее значимые или рентабельные среди остающихся в государственной собственности активы. Как заявил в 2005 г. министр экономического развития и торговли Г.О.
Греф, ликвидные предприятия нам не отдают в план приватизации. Находятся 150 причин, чтобы оставить их в государственной собственности. В план приватизации включается то, что можно в кавычках назвать мусором. Это неинтересно рынку, и мы перепродаем предприятия по 4-5 раз. Предприятий на продажу у нас выставляется все больше и больше, а продается все меньше.
И с течением времени соотношение между выставляемыми на продажу и реально проданными предприятиями будет только падать 1. Сложность положения Минэкономразвития РФ как ведомства, ответственного с 2004 г. за приватизационную программу, очевидна. Однако ситуация еще более противоречива избавление от непродаваемых неликвидов остается тем не менее важнейшей задачей, но вместе с тем на фоне имеющейся сырьевой конъюнктуры и соответствующих бюджетных доходов не менее сложно найти аргументы в пользу продажи новых высокорентабельных активов. Это тем более проблематично в связи с отсутствием внятных представлений о направлениях расходования аккумулируемых доходов федерального бюджета. [c.406]
Источник: economy-ru.info
Реформы и контрреформы
В конце мая исполнилось 10 лет «программе Грефа». То была программа продолжения реформ, подготовленная по поручению Владимира Путина в связи с президентскими выборами 2000 года. Для этого был создан неправительственный Центр стратегических разработок (ЦСР) во главе с Германом Грефом, тогда еще мало известным.
Насколько успешно была реализована эта программа?
Надо сказать, что перед приходом Путина к власти у сторонников рыночных реформ и демократии настроение было мрачное. Только что кризис 1998 года выставил из правительства всех реформаторов, премьер Примаков грозил «реформировать реформы», в Государственной думе преобладали коммунисты. Следовало ожидать свертывания преобразований, тягостных для народа, но для страны необходимых. Все усилия последних семи лет могли пойти насмарку.
Но все оказалось не так плохо. Во-первых, Примаков вел осмотрительную политику и не дал инфляции вырваться из-под контроля. Во-вторых, президент Ельцин нашел наконец преемника, который, видимо, не вызывал опасений у окружения и обещал обеспечить преемственность курса. «Программа Грефа» должна была подтвердить преемственность, и она эту задачу решила.
С конца 1999 года и до мая 2000-го шла интенсивная работа, велись дискуссии по самому широкому кругу вопросов с привлечением лучших специалистов. Обстановка была творческая, настроение — приподнятое.
Программа действительно была хороша, она выдвинула именно те задачи, которые нужно было решать на новом этапе развития страны, когда на смену революционным преобразованиям пришло время модернизации, строительства, а вернее сказать — выращивания новой институциональной системы, органичной для рыночной демократии.
Перечислю только наиболее важные из них.
Реформа власти — законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем. Этим серьезно еще не занимались.
Реформы в социальной сфере — пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений.
Дерегулирование экономики — создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т. д.
Я неслучайно позволил себе это перечисление. Те же самые задачи стоят перед нами и сегодня.
Что же было сделано за 10 лет? В общем и целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы. Были проведены монетизация льгот и реформы госслужбы, которые трудно считать удачей. Недавно завершился переход на систему ЕГЭ. Вот, собственно, и все.
Даже по экспертным оценкам ЦСР, уровень выполнения — примерно 36%. Это от душевной щедрости, видимо. Моя оценка: от силы 10–15%. Поэтому когда сейчас говорят, что у правительства нет стратегической программы, я отвечаю: читайте «программу Грефа», там почти все написано. Ну, добавьте еще про инновации.
На семинаре в ЦСР Греф и министр финансов Алексей Кудрин постарались увидеть жизнь в розовых тонах. Греф нажимал на романтичность авторов и времени, когда писалась программа. Кудрин больше говорил о финансовых материях, и его ровное настроение можно понять — он-то свои задачи решал, макроэкономика оказалась наиболее успешной сферой в эти годы.
Но она не относилась к программе реформ, а где относилась, например в части Бюджетного кодекса, то успехом ее считать трудно. Это образец борьбы со злоупотреблениями посредством нагромождения бюрократических барьеров. Барьеры есть, но злоупотреблений с бюджетными средствами много больше. Хвастаться нечем. Наверное поэтому, покидая трибуну, Кудрин заметил: сейчас мы с Грефом уйдем и другие ораторы, наверное, будут более критичны.
Начнем с того, что после сдачи программы заказчику из нее был изъят первый раздел — реформа власти — под тем предлогом, что он не относится к компетенции правительства. Сам документ получил название «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Концепция». По реформе власти не то чтобы ничего не было сделано.
Сделано много, особенно начиная с 2004 года, но в направлении, противоположном развитию демократических институтов. Сейчас вновь строятся планы реформы МВД, как будто прошедших 10 лет вовсе не было.
В экономике намерения добиться снижения административных барьеров и создания равных условий конкуренции разбились о противодействие бюрократии и аффилированного с ней бизнеса. Достаточно сказать, что принцип проверок предприятий не чаще раза в год был принят с двумя «незначительными» исключениями: он не касался налоговой службы и органов МВД, наиболее важных игроков на поле коррупции. Идея упрощения процедур прохождения инвестиционных проектов была утоплена, иначе бы сегодня не было столько разговоров об «откатах». Законодательство о местном самоуправлении было принято в версии, позволяющей местным органам формировать свои бюджеты лишь на 5% за счет собственных источников, все остальное — трансферты.
Самым ярким событием в экономике за последние 10 лет оказались разорение ЮКОСа да процессы над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Еще можно сказать о развитии явления, которое Л. Никитинский назвал «ментовским государством», а О. Шварцман в своем знаменитом интервью газете «Коммерсантъ» в конце 2008 года описывал как «восстановление справедливости» в сфере перераспределения собственности, или «бархатную реприватизацию».
В социальной сфере ни в пенсиях, ни в здравоохранении, ни в жилищной реформе нет ощутимых достижений. Я говорю о формировании институтов, а не об увеличении пенсий за счет бюджета, которое тут же съедается инфляцией.
Автор — научный руководитель Высшей школы экономики
Источник: www.forbes.ru