Программа грефа что это

Меры по выходу из финансово-экономического кризиса

Когда правительство справилось в какой-то мере с последствиями кризиса августа 1998 года, оно перешло к осуществлению программы Центра стратегических разаботок в области современной экономики с учетом уроков последнего кризиса.

«Программа Грефа»8была разработана в основном в первой половине 2000 года. Принципиальной особенностью этого документа является политическая и идеологическая последовательность — впервые после программы 1992 года.

В основу экономической политики здесь положено формирование институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста. Одобрение базовых подходов Стратегической программы В.В. Путиным в апреле 2000 года означало принципиальный выбор в пользу предлагаемой данным документом экономико-политической модели. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базой для подготовки более технологических документов — программы мер на 18 месяцев, на 2002 — 2004 гг. и проектов разрабатываемых правительством нормативных актов.

SberTalk. 11 минут // Презентация программы «Цифровая экономика» с участием Германа Грефа

В центре внимания Стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных реформ, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности (прежде всего адекватной бюджетной и денежно-кредитной политики).

Важнейшими компонентами институциональных реформ, которые должны быть осуществлены в России в соответствии с «программой Грефа», являются следующие.

1. Налоговая реформа и сокращение налогового бремени.

2. Реформирование бюджетной системы. Речь идет не о формальном сокращении бюджетных расходов, а о проведении глубоких структурных реформ бюджетного сектора.

3. Дерегулирование хозяйственной деятельности или, что то же самое, повышение эффективности государственного регулирования. Снижение барьеров для входа на рынок, упрощение систем регистрации, лицензирования и контроля над частнопредпринимательской деятельностью, упрощение реализации инвестиционных проектов.

4. Обеспечение гарантий частной собственности, включая интеллектуальную.

5. Снижение и унификация таможенных тарифов.

6. Развитие финансового рынка и финансовых институтов. Особой проблемой является укрепление надежности и эффективности банковской системы.

7. Реформа естественных монополий, предполагающая повышение их инвестиционной привлекательности через разделение на монопольный и конкурентный секторы.

8. Реформирование системы социальной поддержки в направлении концентрации ресурсов на помощь малоимущим.

9. Реформирование пенсионной системы в направлении развития накопительных принципов.

Основные черты российской экономики

Подведем итог и определим основные черты российской экономики. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. 1998 год остался в истории, как год кризиса и большого оттока капиталов из страны.

Программа Сергея Доренко (10.06.2000) Гость: Герман Греф

Несмотря на столь значительный спад, уже в1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста, а ВВП России в период с 1999 по 2005 годы увеличивался в среднем на 6,7% ежегодно, опираясь на высокие цены на нефть, «слабый рубль», рост производства и сферы услуг.

Стабильный экономический рост в последние годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.

В то же время экономика России продолжает быть зависимой от экспорта сырья, в частности нефти, природного газа, металлов и древесины, которые составляют около 80% экспорта. В последние годы, однако, в России произошел существенный рост потребления — в среднем на 12,6% ежегодно, что стало причиной укрепления внутреннего рынка.

Экономическое развитие страны крайне неравномерно: Москва и Московская область примерно треть ВВП страны, при этом численность населения в регионе составляет десятую часть от общероссийского.

В настоящее время, в связи с наставшим мировым финансовым кризисом,Всемирный банк напророчил России в 2009 году массу экономических проблем, на основании которых сделал оптимистический вывод: кризис может наконец заставить российские власти провести долгожданные структурные реформы в экономике.

Большие золотовалютные резервы и бюджетный профицит помогли России избежать кризисов таких масштабов, какие настигли другие страны. «Вплоть до середины года инвесторы воспринимали Россию как пиковую даму мирового рынка», — заявил главный экономист представительства Всемирного банка в России Желько Богетич, представляя очередной доклад Банка по экономике России. Однако выйти совсем без потерь не удастся.

По прогнозам ВБ, на следующий год Россию ожидает двукратное падение темпов экономического роста, высокая инфляция и отток капитала. Правда, прогнозы нефтяных цен международных экспертов намного оптимистичнее российских. По их оценкам, средняя цена нефти в 2009 году составит 74,5 долл. за баррель. Российское же Министерство финансов прогнозирует лишь 50, при том, что бюджет на 2008 год пока исходит из цены 95 долл. за баррель.

Рост реального ВВП в 2008 году, по оценке Всемирного банка, составит 6% вместо ожидавшихся до кризиса 6,8%. Уже в четвертом квартале снижение темпов роста составит порядка 2%. На 2009 год замедление будет гораздо более значительным — рост в 3% вместо ожидавшихся ранее 6,5%. Но и тут ВБ оказался оптимистичнее российских властей.

Источник в правительстве сообщил вчера журналистам, что рост ВВП в 2009 году ожидается на уровне 2% и ниже. Впрочем, рост мирового производства в 2009 году прогнозируется ниже одного процента.

Чистый отток капитала из России по итогам 2008 года, по оценке ВБ, составит порядка 50 млрд долл., а на следующий год — уже более 100 млрд. Иностранные инвесторы в условиях глобального кризиса покидают все развивающиеся рынки, в том числе и Россию.

Неутешительны прогнозы банка для России и по инфляции. К концу 2008 года они ожидают 13,5% при официальном прогнозе 11,8%. Однако сходные прогнозы давало и большинство российских экспертов. Более серьезным является вывод ВБ о том, что и на 2009 год рост цен существенно не замедлится. «Снижение инфляции до уровня ниже 12% в 2009 году будет сложной задачей», — убежден г-н Богетич.

По совокупности всех этих факторов Всемирный банк ожидает ослабления рубля в краткосрочной перспективе. «Ослабление цен на нефть, отток капитала, снижение сальдо платежного баланса — влияние этих факторов продолжится в краткосрочной перспективе», — полагает г-н Богетич. Тем не менее, даже остающихся пока в распоряжении властей 475 млрд долл. международных резервов «более чем достаточно» для поддержания стабильности рубля. В принципе, по мнению г-на Богетича, для выполнения этой задачи будут достаточны резервы в размере 350 млрд. долл.

России, с точки зрения экспертов Всемирного банка, пока не хватает стабильности. «Несмотря на хорошие макроэкономические показатели, структурные недостатки банковского сектора и недостаточно широкая экономическая база делают Россию уязвимой к многочисленным внешним шокам, связанным с падением цен на нефть, резкой переменой направления потока капитала, а также изменениями настроения инвесторов и падением фондового рынка», — говорится в отчете ВБ.

По гражданам ударит не только рост цен, но и ухудшение ситуации на рынке труда. Банк ожидает умеренный рост безработицы — с 5,3% в начале 2008 года до 5,9% к концу. В 2009 году ожидается дальнейший рост до 6,6%. Эксперты Всемирного банка стали первыми, кто официально заявил: ухудшение мировой экономической ситуации так или иначе коснется каждого россиянина.

По данным банка, в период 2000—2007 годов реальный ВВП на душу населения в среднем рос приблизительно на 7% в год. При этом доля бедных снизилась с 29% в 2000 году до 13,4% в 2007 году. Это означает, что за период 2000—2007 годов порядка 30 млн человек вышли из категории бедного населения. Но финансовый кризис меняет ситуацию.

В соответствии с докризисным сценарием реальный ВВП на душу населения должен был вырасти на 6,8% в 2008 году и на 6,5% в 2009 году. В этом случае доля бедных сократилась бы до 10,2% в 2008 году и до 8,6% в 2009 году, то есть на 5,7 млн человек.

По кризисному сценарию, прогнозируемая доля бедного населения увеличится по сравнению с докризисным сценарием до 10,4% в 2008 году и 9,5% в 2009 году, то есть в период 2007—2009 годов категорию бедных покинет примерно на 1,3 млн россиян меньше, чем было бы без кризиса.

Впрочем, полагают в банке, нет худа без добра: именно сейчас правительство могло бы заняться проведением структурных реформ в целях диверсификации экономики, которые власти год за годом откладывали, упиваясь макроэкономической стабильностью. «Кризис может стать катализатором структурных реформ, нацеленных на повышение производительности и улучшение делового климата, а также налоговых реформ, направленных на укрепление ненефтяной налоговой базы экономики», — полагают эксперты Всемирного банка.

Читайте также:
Bas программа что это

Дальнейшее продвижение России вперед может быть обеспечено за счет диверсификации при обеспечении большей открытости экономики. Кроме того, это может обеспечить рост макроэкономической стабильности, наращивание импорта, расширение использования новейших технологий, увеличение прямых иностранных инвестиций, а также построение более здоровой и сильной банковской системы, говорится в докладе Всемирного банка. То есть кризис может даже сыграть на руку российским властям.

Кроме того, эксперты советуют продолжить интеграцию России в мировую экономику, в том числе ускорив процедуру ее вступления во Всемирную торговую организацию. ВБ также советует пристально следить за проблемой неплатежей, а главное, быть готовыми принять еще один комплекс «своевременных и взвешенных мер» по поддержке отдельных секторов экономики. «В 2009 году углубление рецессии может потребовать введения пакета мер бюджетного стимулирования», — предупреждает главный экономист представительства Всемирного банка в России Желько Богетич.

Источник: studbooks.net

Программа грефа что это

Бум (претензий —Л.Л.) на написание программ был исключительно борьбой за министерские портфели. Просто если бы программу Грефа однозначно объявили официальной стратегией государства, это означало бы существенное усиление во власти команды Чубайса. и так далее. А затем следовали конкретные предположения какие министерские посты кому должны будут достаться в случае победы той или иной группы. [c.277]

Сочетание двух обстоятельств заработавшего, наконец, рынка в России и новой ситуации на мировом рынке энергоресурсов, — именно оно определило главные особенности как самой программы Грефа , так и ее реализации в дальнейшем. [c.280]

В программе Грефа на первое место был поставлен раздел Социальная политика , в котором сформулированы принципы и задачи проведения назревших реформ налоговой и пенсионной системы, образования, здравоохранения, а также политики в сфере культуры, жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства и, наконец, в области трудовых отношений и занятости. Об этих реформах и их непростой судьбе мы подробнее поговорим в следующих параграфах книги. [c.282]

Второй раздел программы Грефа был посвящен задачам модернизации экономики. В нем были, в основном, изложены пути решения трех взаимосвязанных задач [c.282]

Впрочем, давайте обратимся к рассмотрению избранных мест программы Грефа, имеющих наибольшее, как представляется, значение для судеб страны. Посмотрим, что удалось, что — нет. [c.284]

Одна из реформ, предусмотренных программой Грефа, как мы помним, — налоговая. Значение налогов преувеличить нельзя. Более того, как выразился в свое время бывший премьер-министр В.Черномырдин, известный замечательной афористичностью высказываний, без налогов нет государства . Точнее не скажешь [c.285]

В программе Грефа важное место занимало реформирование основных областей социальной жизни (здравоохранения, образования, культуры и др.) и, конечно, пенсионной системы. Впервые было прямо и честно сказано ресурсы и возможности государства не безграничны. Отсюда следуют такие общие принципы [c.290]

За прошедшие с тех пор годы изменилось, конечно, многое. В декабре 2001 года проблему поддержки и развития малого и среднего бизнеса вновь всесторонне обсудил Государственный Совет Российской Федерации. В 2002 г. была принята новая Программа поддержки малого бизнеса.

В рамках дерегулирования экономики, которая предусматривалась программой Грефа, удалось несколько упростить регистрацию предприятий, упорядочить контроль за их деятельностью (снизить частоту проверок). С 40% до 62% выросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Но главные требования так и остались не выполненными. Грубо говоря, ни денег не дали, ни свободы. [c.330]

В 2000 году начался новый, второй этап экономических реформ. Его контуры были определены Стратегической программой Грефа, первые плоды которой проявились уже в этом году в мае в Государственную Думу были внесены законопроекты, означавшие коренное реформирование налоговой системы. Был разработан и первый пакет нормативных актов, направленных на дерегулирование экономики (упрощение порядка регистрации предприятий, лицензирования, упорядочение надзора над бизнесом со стороны контрольных органов), [c.364]

Легко убедиться, что некоторые из этих советов совпадают с отдельными положениями программы Грефа (не исключаю, что ее авторы учитывали, среди прочих, и этот документ). Тем более, его влияние просматривается в тех мерах по расширению государственного сектора, которые, как мы видели, предпринимаются последнее время президентом и правительством. Пойдут ли они на пользу экономике и — главное — повышению уровня жизни народа, в свете всего изложенного в этой книге, — большой вопрос. Впрочем, жизнь покажет. [c.374]

Пресса называет нынешнюю экономическую программу правительства программой Грефа . Но ясно, что написать и сформулировать ее не под силу одному человеку. Не знаете, кто истинный автор программы [c.56]

В настоящее время Государственная Дума приступила к обсуждению экономической программы Правительства, разработанной Центром стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Программа предусмотрена на 10-летний период. Первый этап должен охватить 1,5 года под названием Россия политика, экономика, власть . На этом этапе формируется законодательная база бюджетной реформы, включая налоговую реформу, разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему. [c.71]

Надо сказать, что с самого начала вокруг Центра Грефа развернулась острая политическая борьба, причем в самых разных формах прежде всего, как это часто бывает на Руси, в форме дворцовых интриг , но также и в форме полемики в прессе, в парламенте, в научном сообществе — на конференциях и семинарах. Когда началась работа над долгосрочной программой развития Российской Федерации до 2010 года, в печати стали появляться невесть как попавшие туда черновые фрагменты и никем не утвержденные проекты, которые подвергались критике и сенсационным разоблачениям стали распускаться слухи о том, что премьер-министр Михаил Касьянов с интересом читает [c.276]

В каком-то смысле, в качестве обобщающей идеи Программы была предложена идея заключения нового социального контракта (как тут не вспомнить теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо ). Составители проекта объясняли ее так Прогресс достижим только в результате объединения усилий власти и самого общества в деле создания страны, способной дать достойное существование своим гражданам и тем самым занять достойное место в мировом сообществе . Стержнем общественного договора был объявлен приоритет гражданина над государством. Читаем Человек, его права и интересы — насколько возможно, государство, гарант этих прав — насколько необходимо . Если читатель помнит Введение к нашей книге, он сразу поймет во главу угла здесь поставлены основополагающие принципы демократии и либерализма. Применительно к экономике это требует, с одной стороны, повышения эффективности государства, его укрепления (для чего в Центре Грефа вынашивалась идея административной реформы), а с другой стороны, снятия помех, сковывающих инициативу людей, затрудняющих их деятельность,— для чего необходимо так называемое дерегулирование экономики. [c.279]

Согласно программе Грефа, социально-экономическое и политическое развитие России должно было происходить на основе следующих принципов4 [c.278]

Здесь уместно привести весьма категорическое мнение о программе Грефа, высказанное одним из руководителей КПРФ Валентином Купцовым Яуверен, что жизнь в 2001 году ухудшится. Основой ухудшения станет экономическая программа Грефа. .7 [c.284]

Контуры второго этапа земельной реформы были обозначены в программе Грефа. В октябре 2001 года был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, при этом Земельный кодекс 1991 года и Закон о земельной реформе 1990 года были отменены. Следом, в июле 2002 г., был принят Закон об обороте сельскохозяйственных земель.

Как в один голос утверждают эксперты, он заложил основы цивилизованного земельного оборота в стране. Между тем, такая оценка явно преувеличена. К этому времени в негосударственной собственности находилось лишь 7% общего земельного фонда страны (около 130 млн. га). Новый Кодекс должен был ввести в деловой оборот еще около 2 процентов земель.

Несмотря на, эти, казалось бы, столь незначительные проценты, вокруг законопроектов несколько лет кипели нешуточные политические страсти. Принципиальный вопрос о форме собственности был уже решен, просто оппоненты законопроекта (в основном депутаты от КПРФ) как-то об этом забыли и повторяли свои давние-давние аргументы против частной собственности на землю. Особенно яростно они протестовали против предложения о приватизации земельных участков в городах, поселках и, что наиболее важно — под предприятиями. Между тем, прежде, из-за отсутствия законодательной базы, земельные участки продавались и покупались неофициально, с разрешения местных чиновников. Это была одна из самых коррупционно-опасных сфер общества. А теперь, после принятия нового Земельного кодекса, каждый гражданин или юридическое лицо получали право покупать такие участки на вполне законных основаниях, без взяток. [c.302]

В результате бюджетного кризиса многократно снизилось финансирование образования, здравоохранения, культуры. Заработная плата более 80% занятых в этих сферах работников не превышает прожиточного минимума.

Очередная смена реформаторов осуществила очередное чудо . Если на Западе провозглашена борьба с бедностью , у нас, как заявил министр экономического развития Герман Греф, наша программа подразумевает как раз попытку бороться не с богатыми, а с бедными . В соответствии с этой программой ставка подоходного налога увеличена с 12 до 13% для основной массы российских граждан, уменьшена с 35 до 13% для обогатившихся за счет этой массы олигархов, чиновников, депутатов и других удачливых участников раздела и передела собственности и власти. Олигархи законодательно обеспечили себе получение таких налоговых льгот, о которых даже мечтать не смеет ни один западноевропейский и японский бизнесмен. А увеличение на один процент налога с бедных означает изъятие у них не менее 25 млрд. рублей в год. Этим обеспечивается еще один громадный кусок бесплатного сыра олигархам. Даже согласно докладу Минтруда оплата труда работников бюджетной сферы опустилась ншюе величины прожиточного минимума трудоспособного населения . В очередной раз за реформаторские потуги принуждают платить наименее обеспеченных — работников образования, здравоохранения, культуры, науки, миллионы рабочих, сидящих на зарплате. Введение единой ставки подоходного налога с физических лиц еще больше увеличит различия в уровне жизни населения и еще сильнее разведет страну бедняков и страну богатых . [c.118]

Читайте также:
Документы что это за программа и нужна ли она на телефоне

Вашингтонский консенсус основан на принципе дерегулирования экономики, ухода государства из сферы регулирования экономических и социальных процессов. Несмотря на изменение словесных названий, когда слово дерегулирование заменили на слово дебюрократизация , суть дела продолжает оставаться такой же, какой она была заложена изначально в проекте программы Г. Грефа. В соответствии с ней доля государства в расходах расширенного правительства существенно снижается. [c.23]

С другой стороны, набирающая обороты имущественная экспансия государства — будь то общеэкономическая стратегия, тривиальный передел собственности в пользу околовластных кланов или сопротивление заинтересованных министерств — объективно выводит из приватизационного процесса наиболее значимые или рентабельные среди остающихся в государственной собственности активы. Как заявил в 2005 г. министр экономического развития и торговли Г.О.

Греф, ликвидные предприятия нам не отдают в план приватизации. Находятся 150 причин, чтобы оставить их в государственной собственности. В план приватизации включается то, что можно в кавычках назвать мусором. Это неинтересно рынку, и мы перепродаем предприятия по 4-5 раз. Предприятий на продажу у нас выставляется все больше и больше, а продается все меньше.

И с течением времени соотношение между выставляемыми на продажу и реально проданными предприятиями будет только падать 1. Сложность положения Минэкономразвития РФ как ведомства, ответственного с 2004 г. за приватизационную программу, очевидна. Однако ситуация еще более противоречива избавление от непродаваемых неликвидов остается тем не менее важнейшей задачей, но вместе с тем на фоне имеющейся сырьевой конъюнктуры и соответствующих бюджетных доходов не менее сложно найти аргументы в пользу продажи новых высокорентабельных активов. Это тем более проблематично в связи с отсутствием внятных представлений о направлениях расходования аккумулируемых доходов федерального бюджета. [c.406]

Источник: economy-ru.info

Жизнь и смерть программы Грефа

Автор
Разработать «новый социальный контракт» Путин поручил хорошо знакомому ему по Петербургу чиновнику Герману Грефу. К моменту этого поручения он уже был первым заместителем министра госимущества. Греф стал руководителем Центра стратегических разработок (ЦСР) на общественных началах.
Официальная церемония открытия центра прошла 23 декабря прошлого года в Александер-хаусе на Якиманской набережной. Путину написали вступительную речь. Тогдашний премьер счел ее слишком претенциозной и отдал Христенко. Тот начал с того, что подвел итоги парламентских выборов: «Общество сделало выбор в пользу демократических ответственных сил и встало на пороге перемен.

Ему нужны идеология и стратегия. Нам нужны программы, рассчитанные не на 500 дней, а на 10 лет. Хватит работать в режиме пожарной команды!» Зал застыл, и только Александр Лившиц еле слышно отозвался: «Хорошо бы для начала написать план на год».
Христенко запнулся. Он сам привык планировать максимум на год вперед. Но затем, увидев в тексте знаковые слова «Россия не будет темной лошадкой с криминальным лицом», по-видимому вспомнив дело Bank of New York, приободрился и резко бросил: «Ее уже никто не сможет изолировать!» Спорить никто не стал. После чего были конкретизированы задачи Центра Грефа, российского общества и государства. Центр должен выработать систему национальных приоритетов, нация — объединиться вокруг них, а государство на их основе заключит «новый социальный контракт» с обществом.
Присутствовавшие в зале академики прослезились. «Мы не разрабатывали серьезных программ со времен Комплексной программы научно-технического сотрудничества, одобренной ЦК КПСС в 1985 году»,— вздохнул президент РАН Юрий Осипов.
На выработку программы Путин отпустил всего девять месяцев — окончательный вариант должен был быть готов к сентябрю. Тогда Путин еще не верил в то, что Ельцин выполнит обещание и уйдет в отставку 31 декабря 1999 года и программа понадобится значительно раньше.

Текст
Однако вначале разработчики «нового социального контракта» не торопились. ЦСР разослал предложения о сотрудничестве более чем 100 научным центрам. Те тут же прислали свои работы. Ученые, не востребованные властью почти 10 лет, с энтузиазмом стали делиться с центром трудами, зачастую написанными и пять, и семь лет назад.

Бизнесмены, зная о близости руководства ЦСР Путину, наперебой предлагали центру финансовую помощь. Греф, кстати, утверждал, что многие действительные разработчики программы работали на ЦСР бесплатно — за идею, а зарплату продолжали получать на прежних местах работы, например в банках и инвесткомпаниях. Источники «Ъ» уверяют, что $10-15 млн было все-таки потрачено — на аренду помещений в Александер-хаусе и номеров в президентском доме отдыха «Ватутинки», на гонорары авторам и прием приезжавших в Россию заокеанских монетаристов.
На многочисленных семинарах экономисты, юристы и политологи спорили о национальных приоритетах и либеральных реформах. Но сформулировать что-нибудь внятное не удавалось. Оппоненты Грефа в правительстве стали говорить о том, что ЦСР в принципе не способен родить программу. Путин занервничал. То, что его избрали 26 марта президентом без национальной идеи, его не волновало.

Но он с самого начала намекал, что хотел бы войти в историю как реформатор России. Греф понял, что дело может кончиться преждевременной отставкой, и уже к концу марта подготовил для президента 40-страничную концепцию либеральной реформы власти и экономики.
Первое серьезное обсуждение концепции Грефа прошло в кремлевском кабинете Путина 30 марта. К Путину пришли, кроме Грефа, Андрей Илларионов, Михаил Касьянов и Александр Волошин. Касьянов и Волошин были настроены скептически. Илларионов, наоборот, напирал на то, что либеральные реформы в России вполне реализуемы, надо просто действовать жестче и целеустремленнее.

В частности, Илларионов предлагал резко снизить госрасходы с нынешних 36% ВВП до 30 или даже 20% — только такие сокращения и могут обеспечить ежегодный 10-процентный экономический рост. Путину это понравилось, и он назначил Илларионова своим экономическим советником, поручив ему вместе с тремя остальными участниками встречи превратить концепцию Грефа в полноценную программу.

Редактор
В начале мая в Сочи, на дачу президента «Бочаров ручей», приехали три либерала: Греф, Илларионов и примкнувший к ним Алексей Кудрин. Сначала они договорились друг с другом. В частности, было решено включить в будущую программу предложение Илларионова о резком снижении таможенных пошлин.

Затем они договорились с Путиным, что все главные авторы программы либеральных реформ получат ключевые посты в правительстве. Ударили по рукам. Путин, как видно, контракт выполняет. Во всяком случае, пока.
Вообще, Путин остается ключевым звеном в либеральных реформах. Только благодаря его власти и давлению правительство Касьянова и группировка Волошина скрепя сердце готовы выполнять — хотя бы внешне — программу Грефа, которая была наконец отправлена из Центра стратегических реформ в Белый дом и Кремль 24 мая.
Первая же реакция Касьянова на программу Грефа, как утверждают источники Ъ, была более чем эмоциональной: «Гора родила мышь. Хорошо, что не таракана». Проходя утверждение в Думе, Касьянов играл на том, что никакого отношения к программе Грефа не имеет. Однако такая позиция оказалась заведомо проигрышной. Во-первых, премьер не успел подготовить альтернативный документ.

Новую экономическую программу Юрия Маслюкова (с которым Касьянова связывают давние деловые отношения), где во главу угла были поставлены госинвестиции в экономику, нельзя было признать серьезным конкурентом хотя бы потому, что у Грефа центр тяжести был не в экономике, а в реформе власти. Во-вторых, Путин не прощает подчиненным попытки спустить на тормозах свои решения.
Тогда Касьянов изменил тактику. Он стал правоверным либералом, полностью поддержал налоговую реформу и прочие либеральные нововведения. Но на заседании правительства 28 июня премьер разыграл простейшую интригу, которая, тем не менее, дала ему в руки все козыри. План первоочередных действий по реализации долгосрочной программы Грефа был принят без особых оговорок.

А вот сама программа по предложению, высказанному Сергеем Глазьевым, была отправлена на обсуждение в научные коллективы. До осени. И вообще, как проговорился председатель Счетной палаты Сергей Степашин, «ежегодно в программу могут вноситься изменения». В общем, по словам одного правительственного чиновника, «ученые — это страшно, они что угодно замотают».

В тираж!
Историю о программе Грефа хотелось бы завершить старой экономической притчей. На необитаемый остров попали три человека без всяких средств к существованию: инженер, химик и экономист. Случайно они нашли банку с тушенкой. Инженер собрал из подручных материалов ударный механизм — банка только расплющилась. Химик поместил ее в агрессивную океанскую среду — тоже безрезультатно.

Тогда экономист предложил: «Давайте представим, что у нас есть консервный нож».
Мораль этой истории проста: еще ни одна экономическая программа, особенно в России, не выполнялась по существу. И банку тушенки так до сих пор и не открыли.

Программу Германа Грефа читайте здесь.

  • Журнал «Коммерсантъ Власть» №26 от 04.07.2000, стр. 20
  • Константин Смирнов подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Юридическая социальная сеть

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг984.5к

Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство

Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование
Отзывы от товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы

Читайте также:
Task что это за программа и нужна ли она

Социальные сети
14 050 785
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества
Автор публикации

Андрей Подписчиков: 5278

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг984.5к

Идея Германа Грефа — упразднение школ, учителей, учебников и оценок

5 187 просмотров
2 595 дочитываний
5 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 242,75 рублей за дочитывания Зарабатывать

  1. Образование 2030: упразднение школ, учителей, учебников и оценок
  2. Обсуждение

Образование 2030: упразднение школ, учителей, учебников и оценок

Разговоры о реформировании отечественного образования ведутся уже на протяжении многих лет. Действующая система обучения, доставшаяся в наследство от Советского Союза, в корне не устраивает российских чиновников.

После развала СССР, в качестве эталона реформаторы выбрали западную модель, ровняясь на которую, уничтожают пережитки советского прошлого. Основную идею озвучил глава Сбербанка Герман Греф, который и курирует этот проект:

Вся модель образования — от детских садов до ВУЗов — должна быть изменена.

Вместе с тем, происходящие сегодня изменения в школах и ВУЗах одобряют далеко не все россияне. Многие противятся нововведениям и считают их вредными. Однако, на что же направлены и к чему ведут все эти реформы?

Ответ можно получить, ознакомившись с концепцией «Образование 2030».

Пересказывать весь документ не буду, остановлюсь лишь на наиболее важных аспектах.

1. Вся новая архитектура системы образования сводится к одному: процессом обучения и самими людьми будет управлять искусственный интеллект. Жизнь преподносится как игра:

Для этого по максимуму вводится цифровизация, обучение сводится к играм. Внедряются такие понятия, как «Игра — это норма», «Игра всё детство», «Человек играющий» — как общественная норма» и т. д. Провозглашается, что жизнь и работа в виртуально-реальных мирах это тоже норма.

2. Оказывается, что существующая сегодня система образования является неэффективной и должна быть ликвидирована. При этом указаны и сроки «оптимизации»:

Ненужными и подлежащими упразднению признаны не только общеобразовательные школы и исследовательские университеты, учителя и учебники, оценки по итогам семестров/четвертей и дипломы, но и сам формат текста, как форма коммуникации, к 2035 году должен прекратить своё существование.

По замыслу реформаторов книги и статьи в системе образования больше будут не нужны. Наверное, их заменят яркие и веселые мультяшки, которые в игровой форме доступно передадут знания учащимся — будь то литература, химия или сопромат. Уметь читать тоже будет не обязательно. Теперь этот навык будет не доминирующим.

Поскольку текстовый формат больше не актуален, то и учиться держать ручку и писать тоже не нужно. Всеми гаджетами и процессами можно управлять голосовыми командами. А если и потребуется что-нибудь сохранить в виде букв, то программа сама распознает речь и исправит ошибки.

В концепции 2030 это называется «Новые технологии сенсографики и инфографики» — появление визуального языка.

3. На смену старому традиционному обучению приходит искусственный интеллект и нейронет. Даже азбуке ребенка учить будет компьютерная программа в игровой форме:

Кстати, отечественным «Отраслевым Союзом НейроНет» даже подготовлена «дорожная карта» по внедрению этих технологий в систему образования к 2035 году.

Концепцией «Образование 2030» объявляется когнитивная революция и вводится био-мониторинг (генетическое тестирование) учащихся вместо экзаменов. Более того, прогнозируется продажа элитных генных наборов для детей «Дети на заказ».

Био и нанотехнологии превращают электронные устройства в части тела, а само тело человека становится интерфейсом для взаимодействия с цифровой средой. Появляются люди «гибриды», которых будут обучать через быструю загрузку знаний в искусственную часть личности.

Отсюда следуют и виртуальные наставники, и приоритет дистанционного обучения

Однако авторы этой концепции осознают, что у них есть и противники. Это в первую очередь учителя, профессорско-преподавательский корпус и родителей консервативных взглядов. А также представители официальных конфессий и так называемые «лишние люди» — жертвы прогресса.

В начале статьи я написал, что отечественные реформаторы образования в своих действиях равняются на Запад. Действительно, если мы посмотрим, на основании каких же документов создавалась концепция «Образование 2030», то увидим, что все источники — иностранные.

Друзья, я поделился лишь наиболее главными, на мой взгляд, тезисами. Для полноты картины рекомендую лично ознакомиться с этим проектом. Информации много, документ большой — 212 страниц. Полную версию можете найти в сети по запросу «будущее образования глобальная повестка».

Источник: www.9111.ru

Реформы и контрреформы

Реформы и контрреформы

В конце мая исполнилось 10 лет «программе Грефа». То была программа продолжения реформ, подготовленная по поручению Владимира Путина в связи с президентскими выборами 2000 года. Для этого был создан неправительственный Центр стратегических разработок (ЦСР) во главе с Германом Грефом, тогда еще мало известным.

Закончили чтение тут

Насколько успешно была реализована эта программа?

Надо сказать, что перед приходом Путина к власти у сторонников рыночных реформ и демократии настроение было мрачное. Только что кризис 1998 года выставил из правительства всех реформаторов, премьер Примаков грозил «реформировать реформы», в Государственной думе преобладали коммунисты. Следовало ожидать свертывания преобразований, тягостных для народа, но для страны необходимых. Все усилия последних семи лет могли пойти насмарку.

Но все оказалось не так плохо. Во-первых, Примаков вел осмотрительную политику и не дал инфляции вырваться из-под контроля. Во-вторых, президент Ельцин нашел наконец преемника, который, видимо, не вызывал опасений у окружения и обещал обеспечить преемственность курса. «Программа Грефа» должна была подтвердить преемственность, и она эту задачу решила.

С конца 1999 года и до мая 2000-го шла интенсивная работа, велись дискуссии по самому широкому кругу вопросов с привлечением лучших специалистов. Обстановка была творческая, настроение — приподнятое.

Программа действительно была хороша, она выдвинула именно те задачи, которые нужно было решать на новом этапе развития страны, когда на смену революционным преобразованиям пришло время модернизации, строительства, а вернее сказать — выращивания новой институциональной системы, органичной для рыночной демократии.

Перечислю только наиболее важные из них.

Реформа власти — законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем. Этим серьезно еще не занимались.

Реформы в социальной сфере — пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений.

Дерегулирование экономики — создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т. д.

Я неслучайно позволил себе это перечисление. Те же самые задачи стоят перед нами и сегодня.

Что же было сделано за 10 лет? В общем и целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы. Были проведены монетизация льгот и реформы госслужбы, которые трудно считать удачей. Недавно завершился переход на систему ЕГЭ. Вот, собственно, и все.

Даже по экспертным оценкам ЦСР, уровень выполнения — примерно 36%. Это от душевной щедрости, видимо. Моя оценка: от силы 10–15%. Поэтому когда сейчас говорят, что у правительства нет стратегической программы, я отвечаю: читайте «программу Грефа», там почти все написано. Ну, добавьте еще про инновации.

На семинаре в ЦСР Греф и министр финансов Алексей Кудрин постарались увидеть жизнь в розовых тонах. Греф нажимал на романтичность авторов и времени, когда писалась программа. Кудрин больше говорил о финансовых материях, и его ровное настроение можно понять — он-то свои задачи решал, макроэкономика оказалась наиболее успешной сферой в эти годы.

Но она не относилась к программе реформ, а где относилась, например в части Бюджетного кодекса, то успехом ее считать трудно. Это образец борьбы со злоупотреблениями посредством нагромождения бюрократических барьеров. Барьеры есть, но злоупотреблений с бюджетными средствами много больше. Хвастаться нечем. Наверное поэтому, покидая трибуну, Кудрин заметил: сейчас мы с Грефом уйдем и другие ораторы, наверное, будут более критичны.

Начнем с того, что после сдачи программы заказчику из нее был изъят первый раздел — реформа власти — под тем предлогом, что он не относится к компетенции правительства. Сам документ получил название «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Концепция». По реформе власти не то чтобы ничего не было сделано.

Сделано много, особенно начиная с 2004 года, но в направлении, противоположном развитию демократических институтов. Сейчас вновь строятся планы реформы МВД, как будто прошедших 10 лет вовсе не было.

В экономике намерения добиться снижения административных барьеров и создания равных условий конкуренции разбились о противодействие бюрократии и аффилированного с ней бизнеса. Достаточно сказать, что принцип проверок предприятий не чаще раза в год был принят с двумя «незначительными» исключениями: он не касался налоговой службы и органов МВД, наиболее важных игроков на поле коррупции. Идея упрощения процедур прохождения инвестиционных проектов была утоплена, иначе бы сегодня не было столько разговоров об «откатах». Законодательство о местном самоуправлении было принято в версии, позволяющей местным органам формировать свои бюджеты лишь на 5% за счет собственных источников, все остальное — трансферты.

Самым ярким событием в экономике за последние 10 лет оказались разорение ЮКОСа да процессы над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Еще можно сказать о развитии явления, которое Л. Никитинский назвал «ментовским государством», а О. Шварцман в своем знаменитом интервью газете «Коммерсантъ» в конце 2008 года описывал как «восстановление справедливости» в сфере перераспределения собственности, или «бархатную реприватизацию».

В социальной сфере ни в пенсиях, ни в здравоохранении, ни в жилищной реформе нет ощутимых достижений. Я говорю о формировании институтов, а не об увеличении пенсий за счет бюджета, которое тут же съедается инфляцией.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru