Программа государственных гарантий
Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.» В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Например, в расчете на 1000 человек число вызовов скорой помощи было установлено 340; число койко-дней в больницах — 2 901,5, число врачебных посещений в поликлиниках — 9 198 и т.д. Таким образом, в Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи. Исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей в Программу ежегодно могут вносится коррективы.
Программа гос.гарантий на 2022г. Полный разбор документа, что нужно знать каждому.
Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с ФФОМС.
Базовая программа госгарантий включает:
- (1) перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий;
- (2) базовую программу обязательного медицинского страхования;
- (3) нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий;
- (4) подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.
Финансирование Программы госгарантий осуществляется из следующих источников: из средств бюджетов здравоохранения всех уровней; из средств фондов обязательного медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение.
Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу «Здравоохранение», а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Используя базовую программу госгарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы госгарантий. Территориальные программы госгарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.
Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ, ФФОМС и региональными органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ и ФФОМС, по согласованию с Минфином РФ, разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
Что такое Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Виды бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению в рамках Программы госгарантий и финансируемой за счет бюджетов здравоохранения и средств ОМС, приведены в табл. 19.3 и 19.4.
Таблица 19.3
Виды бесплатной медицинской и лекарственной помощи, финансируемой за счет средств бюджетов здравоохранения
1. Скорая медицинская помощь
2. Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным с социально значимыми заболеваниями, включая следующие болезни: кожно-венерологические заболевания туберкулез СПИД
психические расстройства наркологические заболевания нарушения течения беременности и родов некоторые виды патологии детей и новорожденных
3. Диспансерное наблюдение здоровых детей
4. Льготная лекарственная помощь и протезирование
5. Некоторые виды дорогостоящей медицинской помощи
Таблица 19.4
Виды бесплатной медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС
Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным по следующим заболеваниям:
инфекционные и паразитарные заболевания, исключая венерические болезни, туберкулез и СПИД онкологические заболевания болезни эндокринной системы кожные болезни нарушения питания заболевания нервной системы болезни крови иммунная патология заболевания сердца и сосудов глазные болезни болезни уха
болезни органов дыхания
болезни органов пищеварения
все виды травм и отравлений
болезни костно-мышечной системы
некоторые виды врожденных аномалий у взрослых
некоторые другие заболевания
В рамках Программ госгарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.
В рамках территориальных программ госгарантий органы управления субъектов РФ формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.
Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи, которая должна оказываться населению в рамках базовой программы госгарантий, показаны на примере 2000 г. в табл. 19.5.
Таблица 19.5
Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению в рамках программы госгарантий на 2000 г. (в руб.)
Средняя стоимость одного койко-дня в стационаре
Средняя стоимость одного дня пребывания в дневном стационаре
Средняя стоимость одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения
Средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи
Подушевые нормативы, рекомендованные для расчета финансирования Программы госгарантий на 2000 г., представлены в табл. 19.6.
Таблица 19.6. Сумма денежных средств в руб. на чел. в год
Бюджеты здравоохранения всех уровней
Страховые взносы для ОМС работающего населения
Скорая медицинская помощь
Медицинская помощь больным с социально значимыми заболеваниями
Другие виды медицинской помощи и мероприятия по поддержанию системы здравоохранения
Страховые взносы для ОМС неработающего населения
Примерная структура затрат, рассчитанная на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программы госгарантий на 2000 г., представлена в табл. 19.7 (% от итоговой суммы).
Таблица 19.7
Затраты на скорую медицинскую помощь (один вызов)
Затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь (одно посещение)
Затраты на стационарную медицинскую помощь (один кой- ко-день)
Начисления на оплату труда
Источник: studref.com
ОЗыЗы / Новые / Лекция 1 Программы госгарантий
В условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может предоставить, ограничены. Одной из мер повышения эффективности использования ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государственных и муниципальных услуг.
Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта. Минимальный государственный социальный стандарт — это пакет государственных и муниципальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедливости при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установление таких стандартов, а также норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которая принимается Правительством РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы входит базовая программа ОМС.
Цель Программы: реализация конституционных прав граждан Российской Федерации в получении бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.
Программа определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Разработанная Программа — это те обязательства, которые может взять на себя государство по определению объема бесплатной помощи на данный момент.
Начиная с 1998 г., Программа ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.
На основе Федеральной программы, которая разрабатывается совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом ОМС, на местах разрабатываются и утверждаются территориальные программы. Программы, принимаемые в регионах, не должны ни по содержанию, ни по стоимости быть ниже Федеральной программы, чтобы обеспечить всем гражданам равные возможности. Вместе с тем, исходя из региональных возможностей, территориальные программы могут быть расширены, а их стоимость повышена по сравнению с Федеральной. Это зависит от возможностей региона и реальной экономической ситуации.
Основные задачи Программы:
1) создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
2) создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;
3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.
Программа включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, Базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
Всем гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, осложнениями беременности и при родах.
Скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи, предоставляется за счет бюджета; для ее получения не имеет значения, застрахован ли гражданин по ОМС. При оказании скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.
3. Стационарная помощь:
— при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
— при патологии беременности, родах и абортах;
— при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.
При стационарном лечении лекарственная помощь осуществляется бесплатно в соответствии с вышеупомянутым Перечнем.
В связи с тем, что стационарная помощь является наиболее дорогостоящей, предполагается развитие так называемых стационарозамещающих технологий: дневных стационаров и стационаров на дому; дома сестринского ухода и т.д.
Основную медицинскую помощь граждане получают по программе обязательного медицинского страхования, и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Базовой программой определены группы заболеваний и состояний, при которых оказывается амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь застрахованным: инфекционные и паразитарные заболевания (за исключением венерических заболеваний, туберкулеза и СПИДа), новообразования, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни нервной системы, болезни крови, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, а также некоторые врожденные аномалии (пороки развития) и деформации у взрослых.
2 вопрос: Условия предоставления бесплатной медицинской помощи.
Территориальные программы содержат не только объемы медицинской помощи, но и условия предоставления бесплатной медицинской помощи.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях предусматривается:
1) возможность выбора пациентом врача в рамках договора ОМС;
2) объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом;
3) вероятность очереди плановых больных на прием к врачу и проведение диагностических и лабораторных исследований;
4) направление пациента на плановую госпитализацию.
В больничных учреждениях:
1) возможно наличие очереди на плановую госпитализацию;
2) больные могут быть размещены в палатах на 4 и более мест;
3) больные, роженицы и родильницы обеспечиваются лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, утвержденными МЗ РФ;
4) предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, находиться вместе с больным ребенком. Обеспечение питанием и койкой лица, ухаживающего за госпитализированным грудным ребенком, а также за ребенком до 3 лет при наличии медицинских показаний для ухода, и др.
Оказание медицинской помощи по программам ОМС осуществляется только застрахованным гражданам.
Однако программы обязательного медицинского страхования охватывают далеко не все виды медицинской помощи, которые граждане РФ получают бесплатно. Так, в Базовую программу не входит лечение туберкулеза и СПИДа.
Лечение этих и других социально значимых заболеваний финансируется из бюджета. За рамки Базовой программы вынесено также оказание скорой медицинской помощи, что также финансируется из бюджета, и многое другое.
В Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью выделен специальный раздел, который определяет медицинскую помощь, предоставляемую населению за счет бюджетов всех уровней:
1) федерального бюджета — медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
а) скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
б) амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при венерических заболеваниях, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД), психических расстройствах, наркологических заболеваниях, при беременности, абортах по медицинским и социальным показаниям, родах и в послеродовом периоде, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде.
За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются диспансерное наблюдение здоровых детей, льготное лекарственное обеспечение и зубопротезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, центрами по борьбе со СПИДом, финансирование центров медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансеров, детских санаториев, домов ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомических отделений, центров экстренной медицинской помощи, станций, отделений, кабинетов переливания крови, санитарной авиаций.
Источник: studfile.net
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Одним из конституционных прав граждан, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации, является право на получение бесплатной медицинской помощи. Определено, что бесплатно граждане получают медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Реализуется такое право путем установления программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Однако, когда с одной стороны государство дает право гражданам, это не может не отразиться на противоположной стороне правоотношений — медицинских организациях, которые в свою очередь приобретают ряд прав и обязанностей.
Программа государственных гарантий сегодня
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый Минздравом России доклад о ее реализации.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ПГГ) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
- устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
- перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
- категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
- средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
- средние подушевые нормативы финансирования;
- порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
- требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Приложением к ПГГ также определены два перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи: первый – это виды высокотехнологичной медицинской помощи, входящие в рамки базовой программы обязательного медицинского страхования; второй – не входящие в рамки базовой программы обязательного медицинского страхования.
Виды медицинской помощи
Отметим, что статьей 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) определено, что в рамках ПГГ должны оказываться следующие виды медицинской помощи:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
- специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;
- скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
- паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях * .
* Примечание: статьей 36 ФЗ № 323 определено, что паллиативная медицинская помощь оказывается в стационарных и амбулаторных условиях. При этом из статьи 32 ФЗ № 323 ясно, что под амбулаторными условиями понимается оказание медицинской помощи в том числе и на дому при вызове медицинского работника. Таким образом, Факультет медицинского права считает не совсем корректной формулировку статьи 80 ФЗ № 323 в той части, что в рамках ПГГ паллиативная медицинская помощь осуществляется именно в медицинских организациях. Отметим, что в действующей ПГГ верно установлено, что паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных или стационарных условиях, то есть в рамках ПГГ оказание такой помощи возможно и на дому.
Перечень заболеваний и состояний, при которых медицинская помощь должна оказываться бесплатно
В разделе III ПГГ определено, что гражданин имеет право на перечисленные выше виды медицинской помощи при следующих заболеваниях или состояниях (приведено выборочно):
- инфекционные и паразитарные болезни;
- новообразования;
- болезни эндокринной системы;
- расстройства питания и нарушения обмена веществ;
- болезни крови, кроветворных органов;
- беременность, роды, послеродовой период и аборты;
- отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;
- психические расстройства и расстройства поведения;
- симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям и другие.
Помимо непосредственно оказания медицинской помощи, граждане имеют право на обеспечение лекарственными препаратами (о бесплатном лекарственном обеспечении можно узнать из одноименной статьи на сайте Факультета медицинского права). Отметим, что частью 2 статьи 80 ФЗ № 323 определено, что в рамках ПГГ при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан:
- лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (на 2020 год перечень установлен Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р);
- медицинскими изделиями, включенными в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р).
Отдельные категории граждан – отдельные права
Государство также выделяет отдельные категории граждан, для которых предусмотрено право на проведение определенных медицинских манипуляций, в частности на:
- профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), в том числе работающие и неработающие граждане, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме;
- медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние;
- диспансеризацию — пребывающие в стационарных учреждениях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;
- диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих * , а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями;
* примечание: перечни заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
Базовая программа ОМС
Одной из важных частей ПГГ является базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС). Как определено статьей 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Важно! Статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ определено, что застрахованное лицо имеет право на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС на всей территории России.
Медицинская помощь по программе госгарантий
Основной закон, который регулирует правоотношения, связанные с оказанием медицинской помощи, это ФЗ № 323. Статьей 78 указанного закона определено, что медицинская организация имеет право участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с ПГГ, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
При этом законом строго определено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с ПГГ и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 ФЗ № 323).
Согласно статье 15 ФЗ № 326 медицинской организацией в сфере ОМС может стать:
- Медицинская организация любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;
- Индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность.
Для этого необходимо направить уведомление в Территориальный Фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС.
Образец уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования медицинских организаций не утвержден нормативным правовым актом, однако, рекомендуемый образец приводится в приложении 7 Методических указаний по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования (Письмо ФФОМС от 30.12.2011 № 9161/30-1/и).
Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом ОМС, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети «Интернет».
Важно! Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
При этом медицинские организации, включенные в указанный реестр, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, за исключением случаев:
- ликвидации медицинской организации;
- утраты права на осуществление медицинской деятельности;
- банкротства;
- иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
Также возможно исключение медицинской организации из реестра в случае, когда еще не был заключен договор со страховой медицинской организацией на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Информирование о бесплатной медицинской помощи
Обращаем внимание, что любая медицинская организация, вне зависимости от того, участвует она в оказании гражданам медицинской помощи в рамках ПГГ или нет, обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках ПГГ и территориальных ПГГ (часть 1 статьи 79 ФЗ № 323).
Согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, при заключении договора потребителю необходимо предоставить о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках ПГГ и территориальной ПГГ.
Помимо этого, на сайте и на информационном стенде медицинской организации необходимо разместить информацию о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с ПГГ.
Одновременно с этим медицинские организации, участвующие в реализации ПГГ также обязаны предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с ПГГ.
Санкции за нарушение данных обязанностей прямо предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):
Часть1 статьи 6.30
Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
- на должностных лиц в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Часть 2 статьи 6.30
Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации ПГГ помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
- на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.
Возможность оказывать платные медуслуги
Несмотря на то, что основная обязанность медицинских организаций, участвующих в реализации ПГГ, состоит в оказании бесплатной медицинской помощи, часть 5 статьи 84 ФЗ № 323 дает право таким медорганизациям оказывать платные медицинские услуги:
- на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами * ;
- при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 ФЗ № 323 (речь идет о выборе врача и медицинской организации пациентом при оказании медицинской помощи в рамках ПГГ).
*Примечание: пунктом 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, предусмотрена аналогичная норма. При этом в указанных Правилах конкретизируется, что к таким условиям, в частности, по желанию пациента могут быть отнесены:
- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
- применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.
Отметим, что в некоторых информационных источниках можно увидеть мнение о том, что оказание платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения нарушает права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи. При этом, сторонники такой точки зрения ссылаются на статью 41 Конституции РФ.
Однако для оказания ГБУЗами платной медицинской помощи существует достаточно прочная нормативная база. Более подробно данная проблематика разобрана в новостной статье Факультета медицинского права.
Источник: kormed.ru
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Постановление Правительства Москвы от 24.12.2021 № 2208-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
1. Общие положения
1.1. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также – Территориальная программа) устанавливает:
- 1.1.1. Перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и способы оплаты медицинской помощи.
- 1.1.2. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, включая порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием (в том числе специализированными продуктами лечебного питания) по медицинским показаниям, на основе стандартов медицинской помощи, с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее также – Территориальная программа ОМС).
- 1.1.3. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических исследований, а также ожидания консультаций врачей-специалистов.
- 1.1.4. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы.
- 1.1.5. Территориальная программа включает в себя:
- 1.1.5.1. Утвержденную стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по источникам финансового обеспечения (Приложение 1 к Территориальной программе).
- 1.1.5.2. Утвержденную стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по условиям ее оказания (Приложение 2 к Территориальной программе).
- 1.1.5.3. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и (или) ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи (Приложение 3 к Территориальной программе).
- 1.1.5.4. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для оказания первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (Приложение 4 к Территориальной программе).
- 1.1.5.5. Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по назначению врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой по назначению врачей (Приложение 5 к Территориальной программе).
- 1.1.5.6. Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациентам, получающим паллиативную специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, для использования на дому (Приложение 6 к Территориальной программе).
- 1.1.5.7. Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 7 к Территориальной программе).
- 1.1.5.8. Условия и сроки проведения диспансеризации населения для отдельных категорий граждан, профилактических медицинских осмотров (Приложение 8 к Территориальной программе).
- 1.1.5.9. Порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 9 к Территориальной программе).
- 1.1.5.10. Порядок возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме, медицинским организациям, не участвующим в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 10 к Территориальной программе).
- 1.1.5.11. Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, в том числе проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию (Приложение 11 к Территориальной программе).
- 1.1.5.12. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 12 к Территориальной программе).
- 1.1.5.13. Реестр видов высокотехнологичной медицинской помощи в дополнение к базовой программе обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на указанные цели (Приложение 13 к Территориальной программе).
- 1.1.5.14. Реестр участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в дополнение к базовой программе обязательного медицинского страхования, осуществляющих проведение женщинам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, не установленной базовой программой обязательного медицинского страхования, осуществляющих проведение исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции в дополнение к базовой программе обязательного медицинского страхования, за счет средств межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджету Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на указанные цели (Приложение 14 к Территориальной программе).
- 1.1.5.15. Объем медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями, на одного жителя города Москвы, одно застрахованное лицо по обязательному медицинскому страхованию на 2022 год (Приложение 15 к Территориальной программе).
- 1.1.5.16. Примерный перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний) с оптимальной длительностью лечения до трех дней включительно (Приложение 16 к Территориальной программе).
- 1.1.6. Территориальная программа сформирована с учетом порядков оказания медицинской помощи, на основе стандартов медицинской помощи и с учетом используемых клинических рекомендаций, а также особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости жителей города Москвы, основанных на данных медицинской статистики. При формировании Территориальной программы учтена сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
- 1.1.7. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, организация и финансовое обеспечение медицинской помощи в городе Москве осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Источник: gkb81.ru