Подключение к ГИС ТЭК
Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса – федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса РФ. Создание ГИС ТЭК направлено на совершенствование системы информационного взаимодействия в сфере ТЭК и формирование единого государственного информационного пространства в сфере ТЭК для обеспечения информационной поддержки принятия управленческих решений и их реализации в сфере ТЭК и смежных отраслей экономики.
- Программное обеспечение VipNet Client for Windows KC2 для защищенной сети 5082 (Право+дистрибутив);
- Сертификат квалифицированной электронной подписи.
По методическим вопросам заполнения форм предоставления данных и вопросам, связанным с эксплуатацией программного обеспечения помощь оказывает служба технической поддержки:
Источник: udcs.ru
ArcGIS 10 — № 1. Обзор для новичков.
Сверхпроблемная ГИС ТЭК полностью провалилась. На замену строится новая платформа
Комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК приняла решение завершить работы по ее созданию и разработать новую перспективную цифровую систему топливно-энергетического комплекса. Скандально известная многомиллионная система была запущена с трехлетним опозданием. Проект повлек за собой ряд уголовных дел о мошенничестве. Теперь Минэнерго планирует создать новую «Национальную энергетическую платформу», которая возьмет на себя функции ГИС ТЭК и будет разработана с учетом опыта по ее созданию.
Платформа вместо ГИС ТЭК
Как стало известно CNews, Министерство энергетики (Минэнерго) создает новую ИТ-платформу, которая заберет на себя функции скандально известной госинформситемы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК). Напомним, эта многомиллионная система была запущена с трехлетним опозданием, а после введения ее в эксплуатацию было заведено несколько уголовных дел. В частности, в ходе разбирательства были арестованы экс-замминистра Минэнерго, сотрудники Российского энергетического агентства (РЭА) при министерстве и топ-менеджеры «Ланита», который занимался созданием ГИС.
Как рассказали CNews представители Минэнерго, в начале 2021 г. министерство обратилось в подведомственный Минцифры НИИ «Восход» с вопросом о проведении отраслевой экспертизы функционирующей ГИС ТЭК. «В выводах экспертизы было указано, что развитие системы на базе существующих проектных и технических решений ГИС ТЭК в составе отдельных программных модулей, введенных в эксплуатацию, нецелесообразно», — рассказали они. Результаты экспертизы были одобрены на заседании комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК.
Комиссия решила завершить работы по созданию ГИС и создать новую перспективную цифровую систему топливно-энергетического комплекса — «Национальную энергетическую платформу» (НЭП). При ее создании, по мнению комиссии, должна быть пересмотрена текущая архитектура ГИС ТЭК и применяемые технические решения при формировании концепции новой платформы.
Мастер-класс «Управление данными в ТЭК на базе ГИС ТЭК»
При этом, как пояснили CNews представители Минэнерго, состав услуг и функциональность новой платформы определен № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 3 декабря 2011 г. Тем же законом определена и функциональность ГИС ТЭК. «Тем не менее, по итогам подготовки концепции и последующего проекта НЭП будут определены дополнительные возможности системы, принципами которых является клиентоцентричность», — отметили в министерстве.
Новая платформа
Тендер на разработку научно обоснованных методов и решений по разработке концепции новой цифровой платформы топливно-энергетического комплекса «Национальная энергетическая платформа» был опубликован на сайте госзакупок 29 сентября 2021 г. Заявки на участие в открытом конкурсе принимались до 21 октября. Итоги будут подведены 3 ноября. Максимальная цена договора может составить 27,7 млн руб. На этот раз «Ланит» не участвует в тендере.
Согласно техническому заданию, будущий исполнитель должен сформировать общие положения и концептуальные подходы к созданию НЭП, а также спланировать необходимые мероприятия и подготовить обоснование затрат на ее создание. При этом он должен учитывать опыт внедрения и эксплуатации ГИС ТЭК, а также анализ состояния наследуемых информационных ресурсов системы. Также в ходе исполнения работ должна быть рассмотрена возможность создания системы на платформе «Гостех».
ГИС ТЭК провалилась. Будет создана новая перспективная платформа
Согласно техзаданию, НЭП должна выполнять те функции, которые сейчас выполняет ГИС ТЭК. Речь идет о сборе и обработке информации для анализа состояния и формирования прогнозов развития ТЭК, а также ее хранении, предоставлении и распространении. Через НЭП министерство планирует предоставлять госуслуги. Так, данные с платформы должны передаваться на единую информационную платформу национальной системы управления данными (НСУД) и в ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных».
«В техническом задании к конкурсу авторы уже попытались учесть ряд проблем, которые привели к огромным сложностям в ходе создания ГИС ТЭК, — рассказали CNews представители “Ланита”. — Существенно оптимизированы исходные требования к перечню информации о состоянии отрасли, которую должна собирать система. Это, в свою очередь, позволит избежать задержек во внедрении “Национальной энергетической платформы» в эксплуатацию”». В том числе, представители «Ланита» отметили замену жесткого требования об использовании исключительно ПО с открытым кодом на возможность использования отечественного ПО.
НЭП должна будет снизить нагрузку по формированию отчетности компаниями ТЭК путем автоматизации информационно-аналитической деятельности Минэнерго с учетом имеющихся современных цифровых технологий, инструментов и сервисов, говорится в документах. При этом как пояснили в ведомстве, снятие нагрузки планируется достичь за счет перехода к перспективной архитектуре данных, разработки унифицированных подходов к их сбору и построения единой модели данных по отраслям ТЭК.
Разработка концепции должна быть завершена не позднее 17 декабря 2021 г.
Скандалы вокруг ГИС ТЭК
ГИС ТЭК – федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса России. Среди ее задач — вышеупомянутая автоматизации процессов сбора, обработки информации, а также ее хранение, предоставление доступа к ней и повышение эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК.
Бизнес рассказал, как внедрялись российские ИТ-решения с грантовой поддержкой
Поддержка ИТ-отрасли
Создание ГИС ТЭК было утверждено Правительством в апреле 2013 г. Обязанность по ее созданию была возложена государством на Российское энергетическое агентство (РЭА). В общей сложности Минэнерго было выделено РЭА на ГИС субсидий на сумму 968 млн руб. Уже в июле 2013 г. работы над системой вызвали ряд претензий со стороны Счетной палаты. В ходе аудита контролирующего органа было обнаружено, что более половины всех затрат были перечислены за невыполненные работы, конкуренция поставщиков ограничивалась, а проект фактически еще не был начат.
В октябре 2014 г. был объявлен конкурс на создание системв. Его победителем стала компания «Ланит». Сумма контракта составила 607 млн руб., срок сдачи работы был определен до 1 октября 2015 г. Однако в ноябре 2015 г. стало известно о том, что запуск ГИС затягивается на неопределенный срок. Тогда в РЭА заверили CNews, что рассчитывают полностью принять систему уже в декабре 2015 г.
В январе 2017 г. РЭА и «Ланит» обменялись встречными исками на 273 млн руб. каждый, обвиняя друг друга в срыве сроков контракта.
В мае 2017 г. власти обвинили РЭА в срыве проекта. К такому выводу в ходе повторной проверки пришла Счетная палата. По ее данным, расходование бюджетных средств осуществлялось с нарушением требований законодательства.
Какие цифровые продукты можно купить со скидкой 50% при поддержке государства
Поддержка ИТ-отрасли
В дополнение, в сентябре 2017 г. CNews рассказал еще об одном проблемном подпроекте ГИС, который заморозил субсидии на сумму порядка 47 млн руб., выделенные государством на системы хранения данных для резервирующего контура ГИС.
В сентябре 2020 г. стало известно об аресте экс-замглавы Минэнерго Анатолия Тихонова. Он курировал развитие цифровых технологий в отраслях ТЭК. Следствие занялось хищениями в рамках финансирования ГИС ТЭК. По версии следствия, частично объем финансирования был ГИС похищен.
В тот же день были задержаны и другие фигуранты по делу — два вице-президента «Ланита» Владимир Макаров и Виктор Серебряков. Следственный комитет предъявил троим обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в составе организованной преступной группы, с причинением ущерба в особо крупном размере, превышающем сумму 1 млн руб.), сообщалось на сайте ведомства.
В августе 2021 г. CNews выяснил, что РЭА обанкротило подрядчика по проекту, связанному с созданием ГИС ТЭК. Речь идет о компании «Информационные системы связи и безопасности»(ИССБ), которая в ноябре 2015 г. подписала с РЭА контракт на поставку СХД для организации резервирующего контура ГИС ТЭК на 70,5 млн.
Однако контракт был разорван госзаказчиком в одностороннем порядке с требованием выплатить штраф в размере 704,5 тыс. руб. и вернуть ранее уплаченную сумму контракта. После череды судебных разбирательств остаток задолженности ИССБ перед РЭА был установлен на уровне 47,5 млн руб. Не получив этих денег, РЭА 12 февраля 2021 г. обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о банкротстве. Он был удовлетворен 19 мая 2021 г., а в отношении должника введена процедура наблюдения.
Источник: www.cnews.ru
Что такое ГИС ТЭК? Как замминистра контролировал компьютерщиков? Четыре простых вопроса по делу о мошенничестве в Минэнерго
Крупный скандал в Минэнерго – задержан замминистра энергетики Анатолий Тихонов. По информации Следственного комитета России, его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, федеральный чиновник причастен к хищению свыше 600 млн рублей, выделенных Российскому энергетическому агентству Минэнерго России для создания государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса. Другие предполагаемые участники аферы – советник Тихонова Роман Рыжков, вице-президент компании «Ланит» Владимир Макаров и бывший вице-президент этой же компании Виктор Серебряков – также задержаны. «ФедералПресс» нашел ответы на вопросы, что это за ведомство и как своровать 630 миллионов, если система стоила 603.
Что такое РЭА и при чем здесь замминистра Тихонов?
ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) – структура Минэнерго России, в задачи которой входит в том числе создание и развитие автоматизированных систем обработки, хранения и распространения информации, а также приобретение федеральных и отраслевых информационных фондов.
Еще по теме
Подозреваемый в мошенничестве замглавы Минэнерго не признает вину
На сайте учреждения говорится, что оно обладает разветвленной сетью филиалов в 63 регионах РФ, а штат сотрудников РЭА превышает две тысячи человек. Сообщается также, что структура действует пятьдесят лет, хотя в базах по проверке контрагентов датой основания указан 1999 год.
Сейчас организацией руководит Алексей Шевляков. Но с 30 декабря 2013 года по 9 августа 2019-го этот пост занимал ныне замминистра энергетики Анатолий Тихонов. В эти же годы РЭА выступило госзаказчиком создания государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).
Что за система стоит в центре истории с Минэнерго и что с ней не так?
Целью создания ГИС ТЭК было хранение информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК.
В сентябре 2019 года РЭА объявило открытый конкурс на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания ГИС ТЭК с начальной стоимостью 700 млн рублей. В результате подряд выиграло ЗАО «Лаборатория новых информационных технологий «Ланит», с которым был заключен контракт на сумму 607 млн рублей.
Не так с этой закупкой все было с самого начала. Во-первых, нарекания вызвало то, что РЭА затянуло с проведением конкурса. Во-вторых, в ходе аукциона в ФАС поступали жалобы на действия конкурсной комиссии, которые, правда, не повлияли на закупку и итоговый контракт.
В частности, как следует из материалов на сайте госзакупок, жалобы в антимонопольную службу подали не допущенный до конкурса участник «Российский госуниверситет нефти и газа имени И. М. Губкина», а также занявшая второе место после «Ланита» компания «Эр-Стайл». Представители университета сообщили: их заявка была признана не соответствующей условиям конкурса потому, что они не предоставили необходимые для выполнения этой работы лицензии. При этом, как уверяют авторы жалобы, они прилагали к заявке копии четырех необходимых лицензий.
Второй довод о незаконном действии конкурсной комиссии касается компании-победителя «Ланит». Представители госуниверситета сообщили ФАС, что заявка со всеми документами от «Ланита» была подана в 11:05, тогда как прием документов прекращался ровно в 11 часов. В тексте жалобы говорится, что заявки подавались лично, у данного факта есть немало свидетелей. Тем не менее ФАС признала жалобу необоснованной.
ЗАО «Эр-Стайл» также не удалось доказать, что его заявка неверно оценивалась комиссией. Важно отметить, что заявка компании была допущена к конкурсу, при этом конкурент «Ланита» заявил более выгодную для госбюджета сумму в 590 млн рублей.
Анатолий Тихонов на совещании по вопросам регистрации в ГИС ТЭК. Фото: пресс-служба Минэнерго России
Далее не так пошло исполнение контракта. Согласно его условиям, срок окончания работ был установлен 30 сентября 2015 года, а с октября уже должна была начаться эксплуатация ГИС ТЭК. Однако сроки были передвинуты с начала на конец года, а затем сдача-приемка проекта и вовсе была отложена на беспрецедентный срок: опоздание по срокам составило три года.
ГИС ТЭК в итоге была принята и запущена в октябре 2018 года, причем с большими помарками: потребовалась доработка программного обеспечения системы, для чего пришлось проводить новый аукцион. За три года работы РЭА и «Ланита» сторонами были поданы встречные иски по этому проблемному контракту. Говоря о причинах срывов сроков, подрядчик кивал на заказчика и наоборот.
Весной 2017 года стали известны результаты аудита Счетной палаты РФ по проекту ГИС ТЭК, которые, по всей видимости, стали предметом для последующей разработки силовиками. Ревизоры сделали выводы, что во всей этой истории вина больше лежит на госзаказчике.
Что было в отчете Счетной палаты, который позже вошел в работу силовиков?
Аудиторы Счетной палаты сделали выводы, что расходование бюджета в рамках работы над ГИС ТЭК велось с нарушением требований законодательства. В докладе ведомства сообщалось, что суммарный объем средств, направленных с 2014 по 2016 год на создание информационной системы, превысил 960 млн рублей, при этом из-за некачественного планирования сроков существенная часть этой суммы не была использована по назначению, а образовавшиеся остатки были перераспределены.
Критику Счетной палаты получила и сама закупка. Ревизоры заявили о «некачественном составлении аукционной документации», что привело к поставке не соответствующего для достижения поставленной задачи оборудования. В качестве примера ведомство сообщило о системе хранения данных резервирующего контура, которая не подошла для использования в ГИС ТЭК, при этом стоила свыше 70 млн рублей. «Отсутствие указанного оборудования не позволяет обеспечить функционирование ИС в полном объеме», – сообщалось в отчете Счетной палаты.
Отчет Счетной палаты мог лечь в основу расследования по делу Тихонова. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Нарекания аудиторов также получила организационная работа РЭА: ведомство утвердило только 100 из 622 определенных правительством форм предоставления в ГИС информации и не обеспечило подготовку необходимого числа администраторов и пользователей системы.
Что будет с компанией «Ланит»?
По данным SeldonBasis, ИТ-компания «Ланит», ставшая партнером РЭА, существует с 1993 года. Последние два года она показывает убытки: 4,36 млрд рублей в 2019 году, 831,5 млн рублей в 2018-м. Компания активно участвует в госзакупках и получает подряды. Заказчики разные – от федеральных до ведомств из субъектов РФ. Сейчас в работе у фирмы есть несколько действующих госконтрактов со сроками до 2023 года.
«Ланит» также подвергся оперативным действиям: накануне представители правоохранительных органов провели проверку документов по контракту с РЭА, касающемуся создания ГИС ТЭК. В пресс-службе «Ланита» уже сообщили, что фирма готова сотрудничать со следствием по делу о хищении выделенных в рамках контракта средств. Официальных заявлений по компании со стороны представителей следствия на данный момент нет.
Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram , ВКонтакте и Одноклассниках .
Источник: fedpress.ru
Первую очередь ГИС ТЭК ввели в эксплуатацию
Проект разрабатывался с 2014 г. Минэнерго России на базе «Российского энергетического агентства».
Москва, 29 окт — ИА Neftegaz.RU. Первую очередь государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) ввели в эксплуатацию приказом Минэнерго России от 23 октября.
Соответствующее сообщение опубликовано на сайте министерства.
Ключевым назначением системы является оперативное обеспечение органов власти и компаний ТЭК достоверной информацией, аналитикой и прогнозами на ее основе.
Все это поможет вырабатывать и реализовывать более эффективные управленческие решения на различных уровнях.
Проект разрабатывался с 2014 г. Минэнерго России на базе «Российского энергетического агентства».
С момента начала создания системы существенно изменились внешние условия, при которых она проектировалась.
Например, геополитическая обстановка, ситуация на энергетических рынках, а также нормативно-правовое регулирование в сфере ТЭК и смежных отраслях.
Из-за этого потребности в информационно-аналитической поддержке государственного управления в сфере ТЭК расширились.
Появилась необходимость внесения изменений в нормативно-правовую базу в сфере создания, эксплуатации и совершенствования ГИС ТЭК.
В 2018 г. состав субъектов ГИС ТЭК, обязанных предоставлять информацию в систему, уточнили.
Также упорядочили процесс подготовки аналитических материалов в рамках ГИС ТЭК.
На государственном уровне закрепили возможности предоставления в ГИС ТЭК сведений ограниченного доступа и информации, составляющей государственную тайну.
Минэнерго были проведены реинжиниринг и оптимизация отраслевой отчетности, которые позволили сократить количество отчетных форм на треть — с 622 до 416.
Работа по совершенствованию методологии отчетности будет продолжена совместно с компаниями ТЭК.
Отметим, что в мае 2019 г. стартовала опытная эксплуатация ГИС ТЭК.
В ней приняли участие Минтранс России, Ростехнадзор, Департамент ТЭК Санкт-Петербурга, а также 124 юридических лица, в число которых входят Газпром, Роснефть, Новатэк, Транснефть, Распадская, РусГидро, ИНТЕР РАО ЕЭС, Россети, Т Плюс.
С учетом предложений компаний для обеспечения планомерного перехода к предоставлению информации в систему было принято решение об установлении очередности ввода ГИС ТЭК в эксплуатацию.
В первую очередь вошли формы, которые охватывают традиционные для компаний показатели отчетности.
Во вторую — новые для компаний показатели и формы, по которым должны отчитываться федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ.
После завершения опытной эксплуатации первой очереди ГИС ТЭК в Минэнерго России с середины сентября 2019 г. проводились приемочные испытания системы, которые уже успешно завершены.
Комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК приняла единогласное решение о готовности первой очереди системы к вводу в эксплуатацию.
Источник: neftegaz.ru
Государственная информационная система ТЭК
Государственная информационная система ТЭКИнформация – это важнейшая составляющая для развития общества, конкретного предприятия или какой-то отрасли экономики. Достоверная информация помогает выполнять, контролировать и корректировать выполнение планов. Внедрение ГИС ТЭК в России сталкивается с комплексом проблем. Об их преодолении и перспективах развития IT в важнейшей отрасли рассказывает советник министра по IT Иван Глебов из Министерства энергетики РФ.
Сейчас закон о ТЭК прошел первое чтение в Думе. Мы ожидаем, что в 2011 году он будет принят. Государственная информационная система и ее создание связаны со следующими проблемами.
В целом информационное пространство, в котором работает власть, то есть государственные органы, очень фрагментарна, нецелостна, существуют административные барьеры между ведомствами и неполнота информации. Свежий пример – ситуация с кризисом в обеспечении топливом населения. Мы помним разные оценки со стороны разных органов исполнительной власти. Затем, когда были прияты меры, связанные с решением проблемы, возникли оценки того, сработали они или нет и как долго будут работать. У премьера была одна точка зрения, у Игоря Ивановича – другая, у Сергея Ивановича – третья.
Что же было реально? Данные по ценам на АЗС собирают ЗДУ ТЭК, РЭА, губернаторы в своих регионах, Росстат. Делают это по разным методикам, с разной частотой, с разных заправок. В итоге выборки получаются разные. Интерпретации ситуации в корне отличаются. На этом примере видно, что у нас в энергетике нет кого-то главного по цифрам, который бы дал реальную картину.
Нельзя спросить с одного агентства или ведомства, каковы конкретные цифры. Все приносят свои, выкладывают на стол, и они не бьются. Это одна из ключевых проблем.
С ней связаны другие: дублирование затрат, все занимаются сбором всего и тратят бюджетные средства; обмен между органами государственной власти затруднен; оценки ситуации разнятся… Отношение респондентов вообще неоднозначное, так как запросы сыплются из разных инстанций, те же данные посылаются по разным направлениям. Центр компетенций – АББ, РЭА и т.д. Они борются друг с другом за удержание потоков данных, а не за наличие уникальных компетенций. Соответственно, при попытках свести данные воедино они не сводятся, нет единого НЦИ и согласованных методик учета и т.д.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности власти – это государственная проблема. Сегодня на первом этапе принимается закон, нормативно-правовая база, чтобы собирать со всех уровней, со всех субъектов ТЭК информацию. Правами сбора будет наделен оператор государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса. Предстоит сформировать орган, отвечающий за создание и эксплуатацию ГИС ТЭК. Подразумевается, что Минэнерго не может само выполнять функции оператора, потому что штат по структуре ограниченный.
Надо сформировать кооперацию на основе действующих центров компетенций, так как системы сбора информации выстроены и разрушать их не будут. По замыслу, они консолидируются. Надо сформировать экспертное сообщество с доступом к сведенным данным из представителей органов исполнительной власти, отраслевых институтов, центров компетенций. Цель – генерация аналитического контента на основе собираемых данных, получение оценок от разных экспертов.
Последний этап – это разработка и запуск системы ГИС ТЭК. Мы ожидаем, что ГИС ТЭК обеспечит формирование официальной, актуальной, достоверной информационной картины ситуации в энергетике, которая будет доступна и рынку, и населению в какой-то своей части. Интеграция всех уровней государственного управления на основе общего и равного доступа к данным, то есть сквозной доступ к базам данных в центрах компетенций субъектов ТЭК в части, касающейся тех конкретных данных, которые прописаны в законе. Там 19 типов данных. Подзаконные акты и формы учета определят полный перечень.
Мы должны обеспечить полное соответствие политике безопасности, потому что существуют нарекания к передаче данных министерства по соблюдению конфиденциальности данной информации. То есть были случаи, когда конфиденциальная корпоративная информация становилась достоянием общественности. Ситуация должна четко отслеживаться.
Должна быть произведена гармонизация, нормализация классификаторов. Мы ожидаем, что будет организовано централизованное управление контроля процесса сбора данных и доступа к ним. Надеемся, что сможем сформировать широкий спектр моделей оценок ситуации на основе собираемых данных. Результатом будет целостная картина состояния ТЭК, его положения в мире, перспективы развития.
Одним из следствий введения закона будет устранение ситуации дублирования сбора данных. Закон прямо предписывает это устранить. Если вы направляете данные по ценам в ФЭС, то после принятия закона вы получите возможность сослаться на закон и сообщать, что данные по тарифам и ценам уже предоставлены государству. То есть данные не должны предоставляться дважды.
Это прямая интерпретация закона. Практика покажет, будет все работать или нет.
Границы примерной области определены очень широко, то есть здесь покрываются все отрасли, которые находятся в ведомстве Министерства энергетики (нефть, газ, уголь, электроэнергетика, атомная энергетика, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии и энергоэффективность), а также субъекты от федеральных до муниципальных органов исполнительной власти, центры компетенций и хозяйствующие субъекты ТЭК.
Из действия закона выпадают потребители энергетических ресурсов. Они по закону не обязаны сдавать информацию о потреблении энергоресурсов. Есть программа повышения энергоэффективности, в рамках которой существует отчетность бюджетных организаций. Там она и будет собираться.
Аспекты сбора собираемой информации – это инциденты, связанные с безопасностью; экономика, рынок ценообразования, экология, запасы и потребление, производство, транспортировка и потери энергетических ресурсов. Законом определены 19 данных. Закон сформирован так, что в нем перечислены все существенные аспекты, необходимые Минэнерго или государству. В итоге как в региональном разрезе, так и в целом по России будет сводная информация.
Структура ГИС ТЭК предполагается следующая. Она будет разбиваться на сегменты в соответствии с отраслями. У каждого сегмента будет оператор. Скорее всего, существующий центр компетенций выступит в роли оператора отдельных сегментов. Например, за энергоэффективность будет отвечать РЭА, за нефть, газ, уголь будет отвечать ЗДУ ТЭК, за электроэнергетику – РЭА или АПБМ.
Речь о том, чтобы максимально задействовать компетенции существующих организаций и встроить их в новую систему сбора и консолидации информации.
Закон вступит в силу в текущей редакции с января 2012 года, но понятно, что система не будет создана к этому моменту. Видимо, закон придется модифицировать относительно положения о дате вступления в силу. Представляются следующие этапы создания. 2012 год – создание центрального интеграционного сегмента.
2012–2014 годы – создание отраслевых сегментов федерального уровня, интеграция информационных систем органов исполнительной власти, отраслевых центров компетенций, создание региональных компонентов ГИС ТЭК, интеграция с региональными, муниципальными информационными системами. Параллельно начиная с 2012 года должно проводиться внедрение компонент сбора данных на предприятиях ТЭК.
Я попробовал сделать оценку того, как это может повлиять на бизнес, на предприятия. Закон ГИС ТЭК явно запрещает разработку компонент сбора данных за счет предприятий ТЭК. Если с предприятий предлагается собирать какие-то данные, то им должно быть предоставлено программное обеспечение, в рамках которого они смогут отдавать их в ГИС ТЭК. Само оборудование для размещения этих компонент по закону перекладывается на предприятия. Возможно введение новых форм справочников, классификаторов, требований к политикам учета, что тоже косвенно может повлиять на политику учета на предприятиях в сторону усиления.
По закону Министерство энергетики или уполномоченный оператор ГИС ТЭК смогут формировать перечни форм сбора информации, а также справочников и классификаторов. Создаваемый оператор ГИС ТЭК будет ответственен за ведение общих отраслевых справочников и классификаторов в части, касающейся сбора информации для государственных служб.
Как я сказал, на основании этого закона можно надеяться на оптимизацию отчетности в направлении государственных органов относительно тех типов данных, о которых говорит закон. Это определяет запрет повторного сбора одних и тех же данных.
Возникает вопрос, какие стимулы может дать государство для развития IT в ТЭК. Я вижу следующие инициативы государства, которые могут создать определенную активность на предприятиях отрасли. Например, ГИС Энергоэффективность, ГИС ТЭК, информационная система нефтеконтроль, концепция которой была одобрена и будет запущена в будущем году. Интеграция этой системы потребует интеграции учетов на предприятиях добычи, транспортировки и добычи нефти и нефтепродуктов, а также интеграции таможни в систему сквозного контроля перемещения нефтепродуктов.
Сейчас одобрена программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета. Это стимулирует работу. В рамках программы заложено участие предприятий отрасли по установлению средств индивидуального учета. Есть госпрограмма РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Не та программа по повышению энергоэффективности, которая уже принята, а более крупная, связанная с применением программно-целевого планирования в целях модернизации энергетики. Там тоже существенным моментом является IT-часть.
На региональном уровне разрабатываются инициативы формирования региональных рынков электроэнергии и мощности тепла. Соответственно, следует ожидать формирования площадок для торговли электроэнергией и теплом. Это тоже некое пространство для применения IT-технологий и дополнительного спроса, создаваемого государством. Формирование рынка выброса – то же самое.
Вечная тема – это совершенствование модели и механизмов работы коммерческих системных операторов оптового рынка электроэнергии и мощности. Там возможны изменения принципов ценообразования и совершенствование расчетных моделей. Сейчас техинспекция ведет работу по сбору необходимых данных по состоянию оборудования.
Создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования моделей. Процесс находится на контроле государства, деятельность стимулируется. Вот перечень направлений, в которых государство участвует и стимулирует IT-емкие направления.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
- Комментариев: 0
Источник: www.planetnew.ru